Файл: Глуховский А.Д. Каркасы многоэтажных промышленных зданий с крупной сеткой колонн.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
линии прогибов фермы в делом. Колонны практически не получили вертикальных перемещений.
При расчетной нагрузке прогибы, полученные в ре зультате эксперимента, были сопоставлены с прогиба ми, полученными при расчете в узлах 10, 11, 26 и 27 (табл. 26). Из таблицы видно, что прогибы, полученные
Рис. 24. Место разрушения рамы
в результате расчета (без учета трещин), и прогибы, по лученные при эксперименте, близки по своему значению.
При нагрузке, в 1,5 раза превышающей расчетную, общие прогибы ферм возросли до 8— 12 мм. При этом местные прогибы между стойками ферм достигли 2 мм. Стойки ферм в горизонтальной плоскости рамы имели
Т а б л и ц а 26
Прогибы при расчетной нагрузке
|
|
|
У з л ы |
|
Прогиб |
10 |
и |
26 |
27 |
|
||||
Экспериментальный в м м . . |
5,7 |
5 |
5 |
5,7 |
Расчетный в м м .................................. |
5,7 |
6 |
5 |
5 , 8 |
74
прогибы 1—2 мм. Колонны по всем этажам рамы осели на 3—5 мм. Общий ход развития деформаций во всех элементах рамы не изменился.
При нагрузке, в 2,4 раза превышающей расчетную, общий прогиб ферм составил 20 мм, а местные прогибы поясов ферм между стойками составили 2—3 мм.
Стойки ферм получили горизонтальный прогиб до
4 мм. Горизонтальные смещения колонн составили 5 и 3,8 мм. Средняя колонна осела на 7—8 мм.
Таким образом, эксперимент показал, что по жестко сти фермы вполне удовлетворяют нормативным требо ваниям.
Первые волосяные трещины появились в вутах узлов 9, 10, 11 и 12 при расчетной нагрузке (рис. 26). Они рас полагались перпендикулярно срезу вутов, и ширина их раскрытия не превышала 0,05 мм. Глубина распростра нения 2—3 см. На верхнем поясе фермы, даже в растя
75
нутых зонах, трещин не было. При нагрузке, превышаю щей расчетную в 1,5 раза, ранее возникшие трещины раскрылись до 0,2—0,3 мм, их глубина распространи лась на всю высоту вута (7—8 см), а рядом с ними по явились новые, ширинараскрытия которых доходила до 0,05 мм.
Появились первые трещины и в растянутой зоне вутов узлов 2 и 3. Толщина этих трещин также не превы шала 0,05 мм.
Было зафиксировано несколько волосных трещин на наружной стороне крайней колонны в районе узла 1. Ширина раскрытия трещин не превышала 0,05 мм\ глу бина— до середины сечения стойки (6—8 см)\ направ ление— 45° к вертикали. Когда ширина раскрытия тре щин на вутах узлов 9 и 12 достигла при двойной рас четной нагрузке 0,2—0,7 мм, бетон вутов практически
76
перестал работать на растяжение. Косые трещины шири ной 0,05—0,2 мм распространились почти на 7з высоты пролетных стоек фермы снизу и сверху от узлов 2, 3, 10 к 11. Добавились трещины в растянутой зоне крайней колонны вблизи узлов 1 и 9.
При разрушающей нагрузке (2,4 расчетной) все рас тянутые зоны узлов 1, 2, 3, 4, 9, 10, И и 12 покрылись сетью трещин шириной от 0,05 до 0,8 мм. В сжатой зо не вута узла 10 начал выкрашиваться бетон и появилась большая (шириной 2—3 см) сквозная трещина.
Надо отметить, что в левой верхней ферме трещины раскрылись раньше, чем в других фермах, и распростра нение их было более интенсивное, так как защитный слой в этой ферме оказался больше проектного.
По трещиностойкости все ригели-фермы также удо влетворяют нормативным требованиям.
Проведенное испытание дало возможность изучить работу рамы за пределами упругости. Первые трещины возникли при расчетной нагрузке в узлах примыкания нижних поясов ферм к колоннам (узлы 9 и 12). Про изошло перераспределение усилий: часть момента из уз
лов в стыке с колонной |
перешла |
в панель. Момент |
в панелях 27—28 и 26—25 |
(см. рис. |
26) уравновесился |
моментом в стойке фермы. При этом величина момента возрастала как в панели, так и в стойке, поэтому появи лись небольшие трещины в стойке, примыкающей к ниж нему поясу. При дальнейшем увеличении нагрузки про должается процесс перераспределения усилий: увеличи ваются моменты на стойках в узлах 10 и И, трещины в них раскрываются, жесткость узла падает и усилие пе реходит на второй конец стойки (узлы 2, 3 — примыкание к верхнему поясу). Момент в стойках узлов 2 и 3 рас тет, II в этих узлах тоже раскрываются трещины. Мо мент в стойках уравновешивается моментами в панелях верхнего пояса (сечения 3—4 и 1—2 на рис. 26). При раскрытии трещин в этих сечениях увеличивается момент в сечениях 1 и 4, величина момента возрастает и в ко лонне. Дальнейшее увеличение нагрузки вызывает зна чительное возрастание момента в середине средней па нели рамы и раскрытие трещин.
Увеличение нагрузки свыше двойной расчетной вле чет за собой рост количества трещин, ширины их рас крытия и глубины проникания, резко возрастает дефор мация системы.
77
Из схемы деформаций (см. рис. 25) видно, что под влиянием растягивающих усилии (в нижних поясах ферм) и сжимающих (в верхних поясах ферм) наблюда ется смещение узлов примыкания нижних поясов к ко лоннам.
В процессе загружения ферм испытательной нагруз кой измеряли абсолютную величину деформаций бетона и арматуры в различных сечениях элементов. По абсо лютным деформациям подсчитаны напряжения и в этих сечениях. Измеренные напряжения, возникшие в симметричных точках модели рамы относительно цен тральной оси, одинаковы по знаку и близки по значению. Наибольшие величины напряжений имели место в уз лах примыкания верхних и нижних поясов ферм к ко лоннам (узлы 4, 5, 12, 13, 20, 21, 28, 29) и узлах примы кания стоек фермы к верхним и нижним поясам (узлы
3,6,11, 14, 19, 22, 27, 30).
Следует подчеркнуть, что знаки фактических усилий полностью совпадают с расчетными. Величины растяги вающих напряжений нижних поясов ферм первого яру са несколько больше, чем второго, что также соответст
вует расчету. Так, |
узлы |
30 |
и 31 |
имеют |
напряжения |
+ 1110 и +1090 |
кгс/см2, |
а |
узлы |
14 и |
15— +420 и |
+ 320 кгс/см2. |
|
|
|
|
|
Характер напряженного состояния при расчетной нагрузке по сравнению с нормативной нагрузкой не из менился, но величины напряжений увеличились. Напри мер, растягивающие напряжения в местах примыкания нижних поясов ферм к центральной опорной стойке (уз лы 28 и 29) возросли до 1680 кгс/см2, и в вутах этих у з лов появились первые волосные трещины, ширина рас крытия которых не превышала 0,05 мм.
При расчетной нагрузке напряжения в арматуре бы ли меньше расчетных, так как прочность бетона на рас тяжение в раме больше расчетной. В связи с этим при определении усилий ввели коэффициент 1,4. С учетом коэффициента перехода (k =1,4) от натуры к модели на рис. 27, а даны усилия в ферме первого яруса рамы при расчетной нагрузке, на рис. 27, б — усилия в ферме пер вого яруса рамы в результате расчета.
В табл. 27 сравниваются изгибающие моменты, полу ченные при статическом расчете и экспериментальной проверке рамы. Из этой таблицы видно, что усилия, по-
78
Рис. 27. Эпюры моментов п ригеле-ферме (значения усилий даны
всечениях, выделенных на эпюре утолщенными линиями)
а— эпюра моментов при испытании: б — эпюра моментов при расчете
Рис. 28. Общий вид испытания модели рамы
лученные в результате расчета н эксперимента, близки по значению.
Общий вид испытания крупной модели-рамы показан на рис. 28.
Анализ работы крупной модели в предельном состоя нии позволил выявить места образования пластических шарниров в рамах с ригелями-фермами. Первый пла стический шарнир образуется в местах стыка нижнего пояса фермы с крайней колонной, второй — в стыке ниж него пояса фермы с крайней стойкой фермы, третий —
в стыке крайней стойки |
с |
верхним |
поясом, четвертый — |
в стыке верхнего пояса |
с |
крайней |
колонной. Таким об |
разом, в рамах с ригелями-фермами учет перераспреде |
|||
ления усилий возможен, |
|
причем расчетом установлено, |
что это перераспределение не должно превышать 10%.
Т а б л и ц а 27
Сравнительная таблица изгибающих моментов (тс-м), полученных при статическом расчете и экспериментальной проверке
под расчетной нагрузкой
Сечение (см. рис. 26)
Момент
17—1S 1S—17 IS—19 19— IS, 19—20 20—19 IS—26 26—IS
При |
испытании |
1,02 |
0,82 |
0,11 |
0,15 |
0,87 |
1,13 |
0,71 |
|
0,87 |
При |
расчете . |
1,11 |
1,01 |
0,06 |
0,18 |
1,11 |
1,37 |
0,95 |
|
0,9 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. |
21 |
|||
|
Момент |
|
|
Сечение (см. рис. 26) |
|
|
|
|||
|
17—25 |
17— 9 |
25—26 |
26—25 |
26—27 |
27—26 |
27—28 |
2S—27 |
||
|
|
|||||||||
При |
испытании |
0,5 |
0,52 |
0,82 |
0,57 |
0,29 |
0,29 |
0,65 |
|
1,1 |
При |
расчете . |
0,63 |
0,65 |
0,84 |
0,82 |
0,18 |
0,2 |
0,62 |
|
1,07 |
|
|
|
Продолжение |
табл. 27 |
|
Момент |
|
Сечение |
(см. рис. 26) |
|
|
19—27 |
■ 27—19 |
25—17 |
25 |
||
|
|||||
При испытании . . . . |
1,01 |
0,95 |
0,44 |
0,38 |
|
При расчете.................... |
0,94 |
0,9 |
0,61 |
0,4 |
80