Файл: Глуховский А.Д. Каркасы многоэтажных промышленных зданий с крупной сеткой колонн.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Масштаб толщины модели Съ—2, высоты С н = 4, про дольных сил CJV= 8. Так как при испытании модели ра
мы |
арматура |
имела |
расчетное |
сопротивление |
R&— |
|||||
= 2700 кгс/см2вместо |
запроектированного |
в натуре |
||||||||
.Ra= |
3400 кгс/см2, то |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3400 |
|
3400 |
|
_ |
2700 |
|
. |
2700 |
|
CR H ~ |
2700 'CR H-C ~~ |
2700 |
’ |
Сра~ '8 |
3400 |
’ |
Сра~ 8 3400 ' |
|||
Подставим |
выбранные |
константы |
в |
систему |
(4а) |
|||||
и (46) и проверим выполнение условия (4а): |
|
|
||||||||
|
|
_JLC _=_ 8_ = 1; 1 = І- |
|
|
|
|||||
|
|
CRnCb Ch |
1-2-4 |
|
|
|
|
|
||
То же, по условию (46): |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
3400 |
2700 |
|
|
|
|
|
|
СДа.с СЛа |
|
2700 |
3400 |
|
|
_ |
|
|
|
|
CRn Cb Cu |
~ |
|
Ь 2 .4 |
|
|
, _ І |
* |
|
Таким образом, условия подобия в этой системе удовлет воряются. Исходя из принятых масштабов, можно сде лать вывод, что продольные силы в модели должны быть в 8 раз, а изгибающие моменты в 32 раза меньше, чем в натуре. В результате расчета модели условия подобия рамы подтвердились.
Поскольку предварительно-напряженное состояние сечения отличается от обычного напряженного состояния только тем, что появляется сила от предварительного напряжения, индикаторы подобия ничем не отличаются. Следовательно, масштаб силы натяжения равен масшта бу сосредоточенных внешних сил, а масштаб предвари тельного натяжения на единицу площади сечения арма туры — масштабу напряжений.
Раму изготовили и смонтировали по рабочим черте жам, разработанным с учетом особенностей статиче ского расчета рам с ригелями-фермами (см. главу I). Она состояла из колонн, ферм и балок, перекрывающих верхний ярус (см. рис. 21). Железобетонную балку, сво бодно опертую на верхние колонны, заменили стальной. Такая замена при свободном опирании на работу осталь ных элементов рамы не повлияла.
Сборные элементы рамы изготовляли в деревянной опалубке, выполненной с допусками ± 2 мм. Арматурные каркасы для элементов рамы изготовили с применением
69
|
точечной |
сварки |
с |
точностью |
||||||
|
± 2 мм. |
Нижние пояса безрас- |
||||||||
|
косных |
ферм |
имели |
|
четыре |
|||||
|
предварительно - напряженных |
|||||||||
|
арматурных стержня. Натяже |
|||||||||
|
ние производили |
на |
специаль |
|||||||
|
ном стенде винтовым |
домкра |
||||||||
|
том. Каждый стержень натяги |
|||||||||
|
вали |
отдельно. |
Напряжение |
|||||||
|
контролировалось |
электродат- |
||||||||
|
чикамн с базой 20 мм до п пос |
|||||||||
|
ле бетонирования. Потерн |
на |
||||||||
|
пряжения |
после |
укладки |
бе |
||||||
|
тонной |
смеси |
it вибрирования |
|||||||
|
составляли |
не |
более |
2%. |
|
|||||
|
При натягивании |
|
арматур |
|||||||
|
ных стержней контролировали |
|||||||||
|
их удлинение. |
Для |
|
этого |
на |
|||||
|
прессе |
испытали |
шесть |
арма |
||||||
|
турных стержней длиной 50 см, |
|||||||||
|
диаметром 10 мм класса А-НВ. |
|||||||||
|
Испытания |
показали, |
что |
все |
||||||
|
шесть стержней под нагрузкой |
|||||||||
Рис. 22. Изготовление ригелей- |
3 тс |
получили |
напряжение |
|||||||
4000 кгс/см2 и имели |
удлине |
|||||||||
ферм модели рамы |
ние в пределах 0,25—0,3%. |
|
||||||||
|
Проверка |
величины |
удли |
|||||||
|
нения |
напрягаемой |
арматуры |
показала, что удлинение стержней (/— 3500 мм) во всех четырех фермах было равно 9— 14 мм, что составило 0,25—0,36%.
Опалубка с уложенной арматурой ригеля-фермы по казана на рис. 22.
Для бетонной смеси взяли цемент марки 500 и мел козернистый наполнитель, который просеивался через сито с отверстиями 0,6 мм. Укладку и уплотнение бетон ной смеси осуществляли на вибростенде с пригрузом 0,03 кгс/м2.
Из каждого замеса |
бетонной |
смеси изготовляли по |
9 кубиков (10X10X10 |
см) и по |
3 призмы (Ю ХЮ Х |
ХЗО см). Кубики испытывали по 3 шт. перед передачей предварительного напряжения арматуры на бетон, перед началом испытания рамы и сразу же после разрушения конструкции.
70
Рис. 23. Схема испытательного стенда
После укладки и уплотнения бетонной смеси элемен ты рамы выдерживали при температуре 20° С в течение 7 суток. К этому моменту кубиковая прочность бетона достигала 340—400 кгс/см2, после чего опалубку снима ли и напряжение арматуры переводили со стенда на упорные шайбы, расположенные в теле бетона ферм. Ко лонны изготовляли в деревянной опалубке из материа лов тех лее марок. Готовые сборные элементы рамы при прочности, превышающей 70% проектной, смонтировали, выверили и сварили в каркас. Узлы каркаса выполнили в соответствии с проектом.
На металле и бетоне рамы установили 800 датчиков сопротивления. Тензометры не использовали, так как не обходимое для их размещения оголение арматуры мог ло сказаться на прочности модели. Углы поворота узлов и прогибы конструкции на различных этапах ее загружения замеряли фотограмметрическим методом по «мая кам», предварительно установленным на всех узлах и пролетах рамы. Точность измерения составляла 0,3— 0,4 мм. Кроме того, в середине пролетов панелей ферм первого яруса установили контрольные прогибомеры, измеряющие прогибы с точностью до 0,05 мм.
Испытание рамы проводили на специальном испыта тельном стенде (рис. 23). Вертикальные усилия на верх ние и нижние пояса ферм передавались через упоры, приваренные к стойкам испытательного стенда. Внешняя нагрузка создавалась гидравлическими домкратами.
71
Раму испытали на действие односторонней нагрузки (загружали один пролет) и на действие симметричной нагрузки (загружали оба пролета).
Испытание на действие односторонней нагрузки про водили в два этапа. На первом этапе загружали левую ферму первого яруса и определяли влияние этой нагруз ки на усилия в левой ферме второго яруса. На втором этапе загружали обе левые фермы первого и второго яру сов и определяли влияние этой нагрузки на усилия в эле ментах правого (незагруженного) пролета.
Нагрузку на раму увеличивали одинаковыми ступе нями. Величина каждой ступени составляла ОД норма тивной нагрузки. Нагрузку довели только до 0,5 норма тивной, что было обусловлено необходимостью сохра нить работу рамы в упругой стадии. Эту нагрузку выдерживали в течение 2 ч, а затем постепенно сбрасы вали. Перед сбрасыванием нагрузки фиксировали пока зания всех электродатчиков.
На первом этапе (при загружении левой фермы пер вого яруса) установили, что ферма работает в упругой стадии и в ферме второго яруса не возникло никаких на пряжений. Это значит, что предложенный метод упро щенного расчета рамы путем ее расчленения (см. гла ву I) дает удовлетворительные результаты.
На втором этапе (при загружении левых ферм обоих ярусов) рама работала в упругой стадии. При этом в крайней колонне незагруженного пролета деформаций зафиксировано не было. В элементах ферм незагружен ного пролета зафиксировали усилия только в стыке поя сов фермы со средней колонной, что соответствует ре зультатам расчета.
Испытание рамы на действие симметричной верти кальной нагрузки провели до разрушения, что позволи ло выявить действительную прочность, жесткость и тре щиностойкость системы, а также получить данные об усилиях и деформациях при работе рамы в упругопла стической стадии.
Ступени нагрузок приводятся в табл. 25.
Раму загружали ступенями до нормативной нагруз ки (3,5 тс) и под этой нагрузкой ее выдерживали 12 ч, после чего раму разгружали. Затем ее повторно загру жали через две ступени до нормативной нагрузки, далее через одну ступень до расчетной (4,03 тс), полуторарас-
72
Т а б л и ц а 25
Нагрузки на домкраты
Ступень |
Нагрузка |
Ступень |
Нагрузка |
Ступень |
Нагрузка |
нагрузки |
в тс |
нагрузки |
в тс |
нагрузки |
в ГС |
1 |
0 ,3 5 |
10 |
3 , 5 |
19 |
6 ,8 6 |
2 |
0 , 7 |
11 |
3 ,7 7 |
20 |
7 , 2 6 |
3 |
1,05 |
12 |
4 , 0 3 |
21 |
7 ,6 7 |
4 |
1 ,4 |
13 |
4 , 4 4 |
22 |
8 , 0 7 |
5 |
1 ,7 5 |
14 |
4 , 8 4 |
23 |
8 , 4 7 |
6 |
2 ,1 |
15 |
5 ,2 5 |
24 |
8 , 9 8 |
7 |
2 , 4 5 |
16 |
5 , 6 5 |
25 |
9 ,3 8 |
8 |
2 , 8 |
17 |
6 ,0 5 |
26 |
9 , 7 9 |
9 |
3 ,1 5 |
18 |
6 , 4 6 |
— |
— |
П р и м е ч а н и е . |
В четвертой |
графе таблицы |
в первой строке |
приведе |
на нормативная нагрузка, в третьей строке — расчетная нагрузка.
четной и разрушающей нагрузок с двумя часовыми ин тервалами.
При нагрузке, превышающей расчетную в 2,4 раза, произошло разрушение бетона сразу в двух местах в уз
лах 28, 29 и узле 10 |
(здесь и далее узлы см. на рис. 26). |
||||||
В узлах 28 и 29 выкрошился бетон |
(рис. 24), централь |
||||||
ная опорная стойка |
осела |
на |
несколько сантиметров, |
||||
Вследствие этого |
пролетная |
стойка |
фермы |
чуть |
выше |
||
узла 10 (в этой |
ферме толщина защитного |
слоя |
была |
||||
больше проектного) |
оказалась |
срезанной. |
Разрушение |
произошло из-за выкрашивания бетона и последующего изгиба рабочей арматуры с одновременным разрывом хо мутов.
Максимальный прогиб под действием нормативной нагрузки в середине пролета по четырем ригелям-фер мам был равен 2—3 мм, что составляет 1/1560— 1/1000 пролета. Под действием расчетной нагрузки общий про гиб каждой из четырех ферм в середине пролета не пре вышал 5—6 мм, что составляет 1/500— 1/600 длины про лета (рис. 25). Деформации пролетных стоек ферм в го
ризонтальной плоскости рамы и прогибы |
верхних |
||
поясов ферм оказались |
на 0,5— 1 мм больше |
нижних. |
|
Знаки деформаций, |
зафиксированные |
тензодатчика |
|
ми, совпадают с расчетными и полностью |
согласуются |
с картиной деформаций элементов модели рамы. Местные прогибы поясов между пролетными стойка
ми ферм очень малы и почти не сказываются на общей
73