Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М И Н И С Т Е Р С Т В О М О Р С К О Г О Ф Л О Т А С С С Р

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Е Б Ю Р О

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

МИРОВОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО

И СУДОСТРОЕНИЕ

МОСКВА 1973

Министерство морского флота СССР

Ц ЕН ТРАЛ ЬН ОЕ БЮРО 11АУЧН О -ТЕХІII ІЧЕС'КОП 1И1ФОРМАЦИИ

ГОЛОВИН В.И.

Инж енер-кораблест роит ель

МИРОВОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО И СУДОСТРОЕНИЕ

Москва 1973

УДК [ 6 5 6 . 6 1 + б 2 9 . 1 2 ] ( 2 0 1 )

Г®о. публичная

*

научно - тѳхнн ноя

библиотек** Э К З Е М П Л Я Р

. ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

/ j f S

j

© Центральное бюро научно-технической информации Министерства морского флота СССР, 1973.

I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Послевоенные годы стали периодом быстрого развития внешней торговли и высоких темпов роста морских междуна­ родных перевозок, которые, по данным статистики Организа­ ции Объединенных Наций, увеличились с 550 млн.т в 1950 г. до 2710 млн.т в 1971 г. Среднегодовой рост морских пере­ возок за это время был около 7,8$, тогда как за 30 лет, предшествовавших второй мировой войне, он составлял все­ го 1,5$ (табл.І).

Еще быстрее рос грузооборот морских международных пе­ ревозок и особенно после закрытия Суэцкого канала, когда средняя дальность их увеличилась с 3500 миль в 1966 г. до 4500 миль в 1971 г.

В1971 г. грузооборот составил около 11,7 млрд.тонно-миль.

В1971 г. произошел существенный спад экономической активности многих стран капиталистического, мира, который повлек за собой сокращение спроса на ряд важнейших сырье­ вых товаров’- нефть, железную руду, уголь и др. В резуль­ тате резко снизился темп роста морских международных пе­

ревозок. В 1971 г.

он достиг только 3,8$ (в 1970 г.

составлял 12,8$) в

том числе 6,9$ танкерных грузов. Пере­

возки сухих грузов

в 1971 г. сохранялись на уровне

1970 г.

 

3


Таблица I

Динамика развития морских международных перевозок *

Годы

Всего

Танкерные

Сухие

Среднегодовой

пере­

грузы

 

грузы

рост

перевозок«

 

везе­

 

 

 

 

всех

танкер­ сухих

 

но,

 

 

 

 

 

 

%

 

%

гру­

ных

гру­

 

шга.т

млн.т

млн.т

 

зов

грузов

зов

1937

494

105

21,3

389

78,7

-

-

-

1950

550

225

41,0

325

59,0

6,8

8,5

5,8

1959

996

478

48,0

518

52,0

9,0

10,4

7,9

1965

1674

862

51,5

812

48,5

6,9

9,0

4,5

1967

1910

1023

53,6

887

46,4

10,5

11,5

9,5

1968

2110

1140

54,1

970

45,9

10,5

11,5

9,5

1969

2310

1280

55,5

юз о .

44,5

9,2

12,2

6,5

1970

2610

1440

55,2

1170

44,8

12,8

12,5

13,5

1971

2710

1540

56,9

1170

43,1

3,8

6,9

0

Monthly Bulletin of Statistical United Nation,

 

January 1973, No. I.p.xxii-xxvi

( І937-І967ГГ. );

 

To

se, May

1973, N 0.5, p.xi (1968-1971 гг.).

 

 

Состояние экономической депрессии, наблюдавшееся в

1971 г. в основных развитых капиталистических странах, со 1І-Ш квартала 1972 г. постепенно сменяется активностью. В апреле-августе 1972 г. производство промышленной продук­ ции в США увеличилось на 6,5% по сравнению с тем же пе­ риодом в 1971 г. В Японии с января по июль 1972 г. про­ мышленное производство возросло относительно того же пе­ риода в 1971 г. на 8%. Во Франции с января по май 1972 г. оно превысило на 7,5% производство за те же месяцы в 1971 г. Менее заметна смена депрессии активностью в Анг­ лии, ФРГ, Италии.

В 1972 г. резко возрос объем мировой внешней торгов­ ли. За первое полугодие 1972 г. он составлял 186,6 млрд.дол

4


(без социалистических стран). тогда как за соответствующий период 1971 г. -158,8 млрд долл. Рост на 17,5$. В 1971 г. увеличение объема мировой внешней торговли сос­ тавило ІІ,2$.,в 1970 г. - 14,5$ и в 1969 г. - 13,5$.*

В IS7I г. значительно снизились темпы роста потреб­ ления нефти в ряде промышленно развитых стран мира. Если в США среднегодовой рост потребления составлял в 1965- -1970 гг. 5$, то в 1971 г. это увеличение было только на 3$. В Японии потребление возросло на 10,5$, в то время как в 1965-1970 гг. оно увеличивалось ежегодно в среднем на 20$.

Одновременно со снижением роста потребления нефти снизились и темпы ее добычи. В 1971 г. во всем мире было добыто 2478 млн.т сырой нефти, что на 5,6$ больше,чем в 1970 г. Этот прирост был существенно меньшим, чем в сред­ нем за 1960-1970 гг. (8$). Наибольший застой в добыче имел место в США, где в 1971 г. было получено 533 млн.т, что на 0,8$ меньше, чем в 1970 г. На 18$ снизилась добыча в Северной Африке, на 4$ - в Венесуэле. Увеличилась на

16,9$ добыча нефти на Среднем Востоке, достигшая в 1971 г. 804 млн.т.

Морские международные перевозки нефти и нефтепродук­ тов в 1970 г. составили 1440 млн.т. В 1971 г. они увели­ чились на 6,9$ - было перевезено около 1540 млн.т. В пос­ левоенные годы среднегодовой рост перевозок нефти и неф­ тепродуктов был значительно выше (около 9,5$), чем сухих грузов (около 6,8$). Вследствие этого их удельный вес поднялся с 41$ в 1950 г. до 56,9$ в 1971 г. В этом нашло обобщенное отражение непрерывно растущее значение энерге­ тики в развитии мировой экономики в эпоху научно-техни­ ческой революции. По оценке специалистов, эта тенденция будет сохраняться еще многие годы и удельный вес нефти и нефтепродуктов в морских международных перевозках к

I960 г. повысится до 60$.

* United

National. Monthly Bulletin of Statistics.

5

October

1972.

 

Основные регионы и страны экспорта и импорта нефти и нефтепродуктов приведены в табл.2.

Таблица 2 Основные регионы и страны экспорта и импорта

нефти и нефтепродуктов *

Экспорт, млн. т

 

Импорт. МЛН.'г

 

Регионы и

 

 

Регионы и

1970г. 1971г.

страны

1970г. 1971г. страны

Средний

630

745

Западная Ев­

 

 

Восток ....

625

658

 

 

 

ропа . . . .

Северная

220

183

Япония . . .

210

229

Африка ....

Регион Ка­

 

 

 

 

 

рибского

170

162

С Ш А .......

173

196

моря . . . .

Западная

58

78

Юго-Восточная

47

49

Африка....

Азия . . . .

*Maritime Transport,1971, р.42.

Сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов из Север­ ной Африки и региона Карибского моря, близко расположен­ ных от основных районов потребления - Западной Европы и США, привело к удлинению маршрутов перевозок в 1971 г. более чем на 200 миль.

Как следствие, прирост грузооборота в 1971 г. был значительно большим,чем прирост перевозок. Однако это не создало напряженности в перевозках нефти и нефтепродук­ тов, так как активный тоннаж танкеров и комбинированных

судов,

занятых на перевозках нефти, был на 17$ больше,чем

в 1970

г.

По самым приближенным предварительным оценкам,пере­ возки нефти и нефтепродуктов в 1972 г. увеличились по сравнению с 1971 г. на 8-9$ и достигли приблизительно 1680 млн.т.

6


Современная статистика морских международных перево­ зок не дает сведений о перевозках всех сухих грузов с подразделением их по видам. Наиболее систематизирована и точна статистика перевозок только пяти основных видов на­ валочно-насыпных грузов (железной руды, угля, зерна, бокситов и глинозема,фосфоритов), составляемая норвежской фирмой РеатГеу and Eger’s Chartering С°(таОЛ.З).

Таблица 3

Морские международные перевозки пяти основных видов навалочно-насыпных

грузов к

Грузы

Перевезено,

млн.т

 

Рост,$

 

 

 

Г

о

Я

и

в сред-

 

 

 

 

 

1970г. І97ІГ.

 

1965

1968

1969

1970

1971

нем за

 

1965-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970гг.

 

 

Железная

152

188

214

247

250

10,2

15,5

1,2

руда---

Уголь...

59

73

 

83

I0I

94

11,4

12,2

(-7,0

Зерно...

70

65

 

60

73

76

1,0

21,0

4,0

Бокситы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и глино­

21

26

 

30

34

35

10,2

13,0

3,0

зем....

 

Фосфори­

25

32

 

32

33

35

5,7

3,0

6,0

ты ....

 

Всего...

327

384

419

488

490

8,3

16,0

0,4

Ä Statistik der

Schiffahrt,

1973, No. I,s.39.

 

Как следует из анализа табл.3,рост морских междуна­ родных перевозок пяти основных видов навалочно-насыпных грузов за 1965-1970 гг. составил в среднем 8,3$ в год.

7


Наибольший прирост перевозок был в 1970 г. (16%). Еще большими были темпы роста грузооборота (за 1965-1970 гг. в среднем около 12%) вследствие увеличения средней даль­ ности перевозок с 3850 до 4500 миль.

В 1971 г. произошло резкое снижение темпов роста перевозок этих грузов. Перевозки составили всего лишь 490 млн.т против 488 млй.т в 19ГО г. Основной причиной этого явилось снижение производства стали в 1971 г. в США, Японии и Западной Европе, приведшее к уменьшению потребности в железной руде и угле. Последний импортиру­ ется в основном в виде коксующихся углей для металлур­ гического производства.

При росте в 1971 г. перевозок приблизительно на 0,4% грузооборот вырос почти на 14% (с 5,6 тыс.млрд.тонно-миль в 1970 г. до 6,5 тыс.млрд, в 1971 г.) в основном вслед­ ствие увеличения дальности перевозок железной руды: ввоз ее из Скандинавии в Западную Европу был в значительной степени заменен поставками из Бразилии и Австралии; Япо­ ния же стала получать железную руду не только из Малай­ зии, но в больших количествах из Африки и Южной Америки.

Из табл.4 следует, что почти 80% всех мировых морс­ ких перевозок импорта пяти основных навалочно-насыпных грузов приходится на два региона - Западную Европу (43%) и Японию (37%). Доля этих регионов, особенно Японии,в им­ порте быстро рослв и, по-видимому, еще многие годы будет определяющей для указанных товаров.

Таблица 4 Основные регионы и страны экспорта и импорта

(морем) пяти основных видов навалочно-насыпных грузов в 1970 г. (млн.т)

Основные регионы и

Весь

 

Импорт

 

 

страны экспорта

экс­

Запад­

 

 

Прочие

 

порт

Япония

США

 

ная

страны

 

 

Европа

 

 

 

Железная руда

 

 

 

 

 

Австралия ........

41,4

3,8

36,6

0,6

0,4

8