Файл: Головин В.И. Мировое морское судоходство и судостроение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
М И Н И С Т Е Р С Т В О М О Р С К О Г О Ф Л О Т А С С С Р
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Е Б Ю Р О
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
МИРОВОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО
И СУДОСТРОЕНИЕ
МОСКВА 1973
Министерство морского флота СССР
Ц ЕН ТРАЛ ЬН ОЕ БЮРО 11АУЧН О -ТЕХІII ІЧЕС'КОП 1И1ФОРМАЦИИ
ГОЛОВИН В.И.
Инж енер-кораблест роит ель
МИРОВОЕ МОРСКОЕ СУДОХОДСТВО И СУДОСТРОЕНИЕ
Москва 1973
УДК [ 6 5 6 . 6 1 + б 2 9 . 1 2 ] ( 2 0 1 )
Г®о. публичная |
* |
научно - тѳхнн ноя
библиотек** Э К З Е М П Л Я Р
. ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
/ j f S |
j |
© Центральное бюро научно-технической информации Министерства морского флота СССР, 1973.
I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Послевоенные годы стали периодом быстрого развития внешней торговли и высоких темпов роста морских междуна родных перевозок, которые, по данным статистики Организа ции Объединенных Наций, увеличились с 550 млн.т в 1950 г. до 2710 млн.т в 1971 г. Среднегодовой рост морских пере возок за это время был около 7,8$, тогда как за 30 лет, предшествовавших второй мировой войне, он составлял все го 1,5$ (табл.І).
Еще быстрее рос грузооборот морских международных пе ревозок и особенно после закрытия Суэцкого канала, когда средняя дальность их увеличилась с 3500 миль в 1966 г. до 4500 миль в 1971 г.
В1971 г. грузооборот составил около 11,7 млрд.тонно-миль.
В1971 г. произошел существенный спад экономической активности многих стран капиталистического, мира, который повлек за собой сокращение спроса на ряд важнейших сырье вых товаров’- нефть, железную руду, уголь и др. В резуль тате резко снизился темп роста морских международных пе
ревозок. В 1971 г. |
он достиг только 3,8$ (в 1970 г. |
составлял 12,8$) в |
том числе 6,9$ танкерных грузов. Пере |
возки сухих грузов |
в 1971 г. сохранялись на уровне |
1970 г. |
|
3
Таблица I
Динамика развития морских международных перевозок *
Годы |
Всего |
Танкерные |
Сухие |
Среднегодовой |
||||
пере |
грузы |
|
грузы |
рост |
перевозок« |
|||
|
везе |
|
|
|
|
всех |
танкер сухих |
|
|
но, |
|
|
|
|
|||
|
|
% |
|
% |
гру |
ных |
гру |
|
|
шга.т |
млн.т |
млн.т |
|||||
|
зов |
грузов |
зов |
|||||
1937 |
494 |
105 |
21,3 |
389 |
78,7 |
- |
- |
- |
1950 |
550 |
225 |
41,0 |
325 |
59,0 |
6,8 |
8,5 |
5,8 |
1959 |
996 |
478 |
48,0 |
518 |
52,0 |
9,0 |
10,4 |
7,9 |
1965 |
1674 |
862 |
51,5 |
812 |
48,5 |
6,9 |
9,0 |
4,5 |
1967 |
1910 |
1023 |
53,6 |
887 |
46,4 |
10,5 |
11,5 |
9,5 |
1968 |
2110 |
1140 |
54,1 |
970 |
45,9 |
10,5 |
11,5 |
9,5 |
1969 |
2310 |
1280 |
55,5 |
юз о . |
44,5 |
9,2 |
12,2 |
6,5 |
1970 |
2610 |
1440 |
55,2 |
1170 |
44,8 |
12,8 |
12,5 |
13,5 |
1971 |
2710 |
1540 |
56,9 |
1170 |
43,1 |
3,8 |
6,9 |
0 |
Monthly Bulletin of Statistical United Nation, |
|
|||||||
January 1973, No. I.p.xxii-xxvi |
( І937-І967ГГ. ); |
|
||||||
To |
se, May |
1973, N 0.5, p.xi (1968-1971 гг.). |
|
|||||
|
Состояние экономической депрессии, наблюдавшееся в |
1971 г. в основных развитых капиталистических странах, со 1І-Ш квартала 1972 г. постепенно сменяется активностью. В апреле-августе 1972 г. производство промышленной продук ции в США увеличилось на 6,5% по сравнению с тем же пе риодом в 1971 г. В Японии с января по июль 1972 г. про мышленное производство возросло относительно того же пе риода в 1971 г. на 8%. Во Франции с января по май 1972 г. оно превысило на 7,5% производство за те же месяцы в 1971 г. Менее заметна смена депрессии активностью в Анг лии, ФРГ, Италии.
В 1972 г. резко возрос объем мировой внешней торгов ли. За первое полугодие 1972 г. он составлял 186,6 млрд.дол
4
(без социалистических стран). тогда как за соответствующий период 1971 г. -158,8 млрд долл. Рост на 17,5$. В 1971 г. увеличение объема мировой внешней торговли сос тавило ІІ,2$.,в 1970 г. - 14,5$ и в 1969 г. - 13,5$.*
В IS7I г. значительно снизились темпы роста потреб ления нефти в ряде промышленно развитых стран мира. Если в США среднегодовой рост потребления составлял в 1965- -1970 гг. 5$, то в 1971 г. это увеличение было только на 3$. В Японии потребление возросло на 10,5$, в то время как в 1965-1970 гг. оно увеличивалось ежегодно в среднем на 20$.
Одновременно со снижением роста потребления нефти снизились и темпы ее добычи. В 1971 г. во всем мире было добыто 2478 млн.т сырой нефти, что на 5,6$ больше,чем в 1970 г. Этот прирост был существенно меньшим, чем в сред нем за 1960-1970 гг. (8$). Наибольший застой в добыче имел место в США, где в 1971 г. было получено 533 млн.т, что на 0,8$ меньше, чем в 1970 г. На 18$ снизилась добыча в Северной Африке, на 4$ - в Венесуэле. Увеличилась на
16,9$ добыча нефти на Среднем Востоке, достигшая в 1971 г. 804 млн.т.
Морские международные перевозки нефти и нефтепродук тов в 1970 г. составили 1440 млн.т. В 1971 г. они увели чились на 6,9$ - было перевезено около 1540 млн.т. В пос левоенные годы среднегодовой рост перевозок нефти и неф тепродуктов был значительно выше (около 9,5$), чем сухих грузов (около 6,8$). Вследствие этого их удельный вес поднялся с 41$ в 1950 г. до 56,9$ в 1971 г. В этом нашло обобщенное отражение непрерывно растущее значение энерге тики в развитии мировой экономики в эпоху научно-техни ческой революции. По оценке специалистов, эта тенденция будет сохраняться еще многие годы и удельный вес нефти и нефтепродуктов в морских международных перевозках к
I960 г. повысится до 60$.
* United |
National. Monthly Bulletin of Statistics. |
5 |
October |
1972. |
|
Основные регионы и страны экспорта и импорта нефти и нефтепродуктов приведены в табл.2.
Таблица 2 Основные регионы и страны экспорта и импорта
нефти и нефтепродуктов *
Экспорт, млн. т |
|
Импорт. МЛН.'г |
|
||
Регионы и |
|
|
Регионы и |
1970г. 1971г. |
|
страны |
1970г. 1971г. страны |
||||
Средний |
630 |
745 |
Западная Ев |
|
|
Восток .... |
625 |
658 |
|||
|
|
|
ропа . . . . |
||
Северная |
220 |
183 |
Япония . . . |
210 |
229 |
Африка .... |
|||||
Регион Ка |
|
|
|
|
|
рибского |
170 |
162 |
С Ш А ....... |
173 |
196 |
моря . . . . |
|||||
Западная |
58 |
78 |
Юго-Восточная |
47 |
49 |
Африка.... |
Азия . . . . |
*Maritime Transport,1971, р.42.
Сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов из Север ной Африки и региона Карибского моря, близко расположен ных от основных районов потребления - Западной Европы и США, привело к удлинению маршрутов перевозок в 1971 г. более чем на 200 миль.
Как следствие, прирост грузооборота в 1971 г. был значительно большим,чем прирост перевозок. Однако это не создало напряженности в перевозках нефти и нефтепродук тов, так как активный тоннаж танкеров и комбинированных
судов, |
занятых на перевозках нефти, был на 17$ больше,чем |
в 1970 |
г. |
По самым приближенным предварительным оценкам,пере возки нефти и нефтепродуктов в 1972 г. увеличились по сравнению с 1971 г. на 8-9$ и достигли приблизительно 1680 млн.т.
6
Современная статистика морских международных перево зок не дает сведений о перевозках всех сухих грузов с подразделением их по видам. Наиболее систематизирована и точна статистика перевозок только пяти основных видов на валочно-насыпных грузов (железной руды, угля, зерна, бокситов и глинозема,фосфоритов), составляемая норвежской фирмой РеатГеу and Eger’s Chartering С°(таОЛ.З).
Таблица 3
Морские международные перевозки пяти основных видов навалочно-насыпных
грузов к
Грузы |
Перевезено, |
млн.т |
|
Рост,$ |
|
||||
|
|
Г |
о |
Я |
и |
в сред- |
|
|
|
|
|
|
1970г. І97ІГ. |
||||||
|
1965 |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
нем за |
|||
|
1965- |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1970гг. |
|
|
Железная |
152 |
188 |
214 |
247 |
250 |
10,2 |
15,5 |
1,2 |
|
руда--- |
|||||||||
Уголь... |
59 |
73 |
|
83 |
I0I |
94 |
11,4 |
12,2 |
(-7,0 |
Зерно... |
70 |
65 |
|
60 |
73 |
76 |
1,0 |
21,0 |
4,0 |
Бокситы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и глино |
21 |
26 |
|
30 |
34 |
35 |
10,2 |
13,0 |
3,0 |
зем.... |
|
||||||||
Фосфори |
25 |
32 |
|
32 |
33 |
35 |
5,7 |
3,0 |
6,0 |
ты .... |
|
||||||||
Всего... |
327 |
384 |
419 |
488 |
490 |
8,3 |
16,0 |
0,4 |
|
Ä Statistik der |
Schiffahrt, |
1973, No. I,s.39. |
|
Как следует из анализа табл.3,рост морских междуна родных перевозок пяти основных видов навалочно-насыпных грузов за 1965-1970 гг. составил в среднем 8,3$ в год.
7
Наибольший прирост перевозок был в 1970 г. (16%). Еще большими были темпы роста грузооборота (за 1965-1970 гг. в среднем около 12%) вследствие увеличения средней даль ности перевозок с 3850 до 4500 миль.
В 1971 г. произошло резкое снижение темпов роста перевозок этих грузов. Перевозки составили всего лишь 490 млн.т против 488 млй.т в 19ГО г. Основной причиной этого явилось снижение производства стали в 1971 г. в США, Японии и Западной Европе, приведшее к уменьшению потребности в железной руде и угле. Последний импортиру ется в основном в виде коксующихся углей для металлур гического производства.
При росте в 1971 г. перевозок приблизительно на 0,4% грузооборот вырос почти на 14% (с 5,6 тыс.млрд.тонно-миль в 1970 г. до 6,5 тыс.млрд, в 1971 г.) в основном вслед ствие увеличения дальности перевозок железной руды: ввоз ее из Скандинавии в Западную Европу был в значительной степени заменен поставками из Бразилии и Австралии; Япо ния же стала получать железную руду не только из Малай зии, но в больших количествах из Африки и Южной Америки.
Из табл.4 следует, что почти 80% всех мировых морс ких перевозок импорта пяти основных навалочно-насыпных грузов приходится на два региона - Западную Европу (43%) и Японию (37%). Доля этих регионов, особенно Японии,в им порте быстро рослв и, по-видимому, еще многие годы будет определяющей для указанных товаров.
Таблица 4 Основные регионы и страны экспорта и импорта
(морем) пяти основных видов навалочно-насыпных грузов в 1970 г. (млн.т)
Основные регионы и |
Весь |
|
Импорт |
|
|
страны экспорта |
экс |
Запад |
|
|
Прочие |
|
порт |
Япония |
США |
||
|
ная |
страны |
|||
|
|
Европа |
|
|
|
Железная руда |
|
|
|
|
|
Австралия ........ |
41,4 |
3,8 |
36,6 |
0,6 |
0,4 |
8