Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ленных предприятиях, в специализированных ремонтных предприятиях, производящих капитальный ремонт, в ма стерских общего назначения и станциях технического обслуживания, выполняющих текущий ремонт, работы по техническому уходу и принимающих участие в устра
нении |
неисправностей. |
Тогда изменение к а п и т а л о в л о ж е |
||||
ний |
Л' при изменении |
характеристик |
управления |
ремон |
||
том |
и |
заменой машин |
может быть |
определено |
по |
сле |
дующей зависимости: |
|
|
|
|
||
|
|
/< = ЛС„Л|>„ + ДСр/фр + |
АСТ/Ц>Т. |
|
(94) |
|
|
Функция суммарных приведенных затрат. З а д а ч а |
оп |
тимизации ремонта и замены машин сводится к выбору
таких значений переменных Г,., 7\ш , |
q |
и |
функции |
u(t), |
||
которые минимизируют |
выражение |
|
|
|
|
|
Ф (Тс, ТД 1 1 , q, v (/)) |
=CS + Ср |
+ |
С т |
+ |
К + В, |
(95) |
где В — часть эксплуатационных |
затрат, |
связанная с |
ремонтом и техническим обслуживанием машин, исполь
зование которых |
началось до |
начала |
планового |
периода, |
||||
н обеспечивают |
при |
этом в |
момент |
/| |
численный |
со |
||
став парка машин |
/ V ( / , ) , равный заданному уровню |
/1). |
||||||
Поскольку предполагается, что на часть |
парка, |
которая |
||||||
эксплуатировалась |
до |
начала |
планового |
периода, иско |
мое оптимальное управление периодичностью ремонта и
замены не распространяется, то затраты В |
постоянны. |
|
Именно поэтому они не оказывают |
влияния |
на резуль |
тат оптимизации и в дальнейшем |
рассматриваться не |
|
будут. |
|
|
Величину Ф будем называть функцией приведенных затрат, показывая этим, что все затраты, входящие в вы ражение (95), перед суммированием д о л ж н ы быть при ведены к одному моменту времени. Число ремонтов, подсчитанное в ходе оптимизации, будет искомым опти мальным числом, соответствующим оптимальным харак теристикам управления периодичностью ремонта и за мены.
2.ХАРАКТЕР ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
РАСЧЕТНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Р а н е е |
все |
составные части |
функции приведенных за |
|
трат были |
записаны в общем |
виде. Такой записи |
недо |
|
статочно для |
практических расчетов. Необходимо |
каж - |
72
дую |
формулу |
(86) — (88), |
(91) — (94) детализировать, |
у к а з а в последовательность |
и содержание вычислитель |
||
ных |
процедур. |
|
|
Д л я этого необходимо, во-первых, более обстоятельно рассмотреть характер исходной информации, используе мой при решении задачи оптимизации, и, во-вторых, описать математически связь этой информации с иско мыми в ы р а ж е н и я м и для всех слагаемых функции (95).
З а т р а т ы |
на приобретение машин, |
их |
ремонт и |
экс |
||
плуатацию |
производятся в течение всего периода |
пла |
||||
нирования. |
Все они |
входят как |
слагаемые в функцию |
|||
(95). От перемены |
мест слагаемых |
в |
математическом |
|||
выражении |
сумма |
не меняется. |
Однако, |
если поменять |
местами затраты па шкале времени, то результат сум мирования будет совсем иным.
Рассмотрим |
два варианта затрат, приводящих к од |
|||||
ной цели. Пусть |
затраты на ремонт по первому варианту |
|||||
составляют 100 |
р., а |
затраты на |
последующую |
эксплуа |
||
тацию отремонтированной машины в течение двух лет — |
||||||
еще 200 |
р. (по |
100 р. в год) . По |
второму варианту, |
на |
||
оборот, |
затраты |
на |
ремонт — 200 |
р., а з а т р а т ы |
на |
по |
следующую э к с п л у а т а ц и ю — |
100 р. (по |
50 р. в год). |
|
||
Суммарные затраты |
по |
обоим |
вариантам |
равны |
|
300 р., поэтому может показаться, что |
эти варианты |
рав |
|||
ноценны. Однако первый |
вариант выгодней, так |
как |
вна |
чале тратится лишь 100 р., остальные 100 р. (по срав нению со вторым вариантом) можно использовать до того момента, когда придется истратить их в связи с по
вышенными издержками |
эксплуатации, |
т.* е. |
получить |
дополнительный эффект, |
пропорциональный |
величине |
|
1 + £ , где Е — нормативный коэффициент |
народнохозяй |
ственной эффективности. Полученный в последующем году прирост ресурсов снова может быть использован в процессе расширенного воспроизводства и за счет этого снова может быть-обеспечен прирост ресурсов. В даль
нейшем |
этот |
прирост |
возрастает |
по |
формуле сложных |
|||||
процентов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В условиях |
дефицитности |
ресурсов, а |
т а к а я дефи |
|||||||
цитность |
практически |
всегда |
имеет |
место, |
одинаковые |
|||||
затраты, |
произведенные |
в |
разные |
моменты |
времени и |
|||||
приводящие к |
одной |
цели, |
в |
разной |
степени |
обремени |
||||
тельны и |
для |
отдельного |
предприятия, и для |
общества |
||||||
в целом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
73
Следо ват ельн о, |
чтобы член'ами |
функции |
затрат |
(95) |
||
л о ж н о |
было бы пользоваться к а к |
слагаемыми |
при |
реа |
||
л и з а ц и и |
процесса |
расходования |
средств |
во |
времени, |
|
к а ж д ы й |
член этой |
функции д о л ж е н быть |
умножен |
на |
||
некоторую величину, зависящую от момента |
осуществле |
|||||
ния затрат и изменяющую вес этих затрат |
в тем боль |
|||||
шей степени, чем |
этот момент д а л ь ш е отстоит |
от |
рас |
сматриваемого момента времени. Поэтому, с к л а д ы в а я
затраты, |
произведенные |
в |
разные |
моменты |
/, надо |
их |
|||||||
у м н о ж а т ь |
на |
коэффициент |
отдаленности |
at |
— ll(I |
+Е)1, |
|||||||
приведя их тем самым к начальному моменту времени |
t0. |
||||||||||||
Преобразованные таким образом затраты будем |
назы |
||||||||||||
вать |
приведенными. |
Д л я |
удобства |
дальнейших |
вычис |
||||||||
лений запишем |
коэффициент отдаленности |
в |
виде |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
at = е - 6 ', |
|
|
|
|
(96) |
||
где |
б = 1п(1 + |
£ ) . 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Коэффициент |
народнохозяйственной |
эффективности |
|||||||||||
обычно принимают |
равным |
0,12. |
Тогда 6 = 0,11. |
|
|
||||||||
Расчет приведенных затрат на замену |
|
|
|
|
|
||||||||
З а т р а т ы |
па |
замену |
машин |
в соответствии с |
форму |
лой (88) складываются из затрат иа их приобретение за
вычетом остаточной стоимости. З а т р а т ы |
на приобретение |
|||||||||||
определяют |
по |
уравнению |
(86). Рассмотрим |
подробнее |
||||||||
эту |
зависимость. Д л я |
начала планового |
периода |
/ 0 всег |
||||||||
да |
известна |
годовая |
поставка |
рассматриваемых |
машин . |
|||||||
Н а з о в е м |
ее |
а. |
Будем |
полагать, |
как |
и ранее, что |
постав |
|||||
ки |
машин |
в планируемом |
периоде |
возрастают |
по |
линей |
||||||
ному закону |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
v(t) |
=a |
+ bt. |
|
|
|
||
|
Моральное старение машин будем описывать экспо |
|||||||||||
ненциальной |
зависимостью |
вида |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
S„(*) = SH O e-*, |
|
|
|
(97) |
|||
где |
5,io — стоимость машины в |
момент |
t0. |
|
|
|||||||
|
Значение |
параметра |
у |
морального |
старения |
может |
быть получено в результате анализа изменения цен |
на |
||||
новые |
машины |
данного |
типа, их |
производительности |
за |
прошлые годы |
и экстраполяции |
динамики этих величин |
|||
на весь интервал tQ—ti. |
Если цена машины в некоторый |
||||
год t<t\ |
равнялась Sut |
при ее производительности Wlt |
а |
74
производительность машины в начальный момент t0 со
ставляла |
W0, |
то стоимость машины |
в этот год с |
учетом |
|||||
|
|
|
|
|
|
W |
S |
|
|
морального |
старения |
составит SH0—— , |
н < |
. Например, |
|||||
стоимость |
зернового |
комбайна в |
1968 |
г. |
составляла |
||||
4000 |
р. при |
производительности |
4 кг/с, |
а в |
1961 г. |
||||
3700 |
р. при производительности 3 кг/с. Это эквивалентно |
||||||||
томv, |
что комбайн |
за |
7 лет претерпел моральный износ |
||||||
на 1 — (4000 : 3700) |
(3 : 4) = 0 , 1 9 - 1 9 % . |
|
|
|
5Н4Г I |
: |
э |
Рис. |
21. График изменения |
остаточной стоимости |
|
машины |
|
Подставляя выражение |
интенсивности поставок |
|
v(t) =a + bt |
в формулу (86) и приведя все затраты к на |
чальному моменту времени, получим затраты на приоб ретение новых машин в зависимости от значений коэф
фициента Ь функции поставок. Поскольку |
предполагаем |
|||||
разные возможности в отношении установления |
полного |
|||||
срока службы машины |
до спцсания, необходимо |
учесть |
||||
зависимость остаточной стоимости S0 от |
срока |
службы . |
||||
Эта |
зависимость может |
быть |
записана |
в общем |
виде |
|
(рис. |
21) |
|
|
|
|
|
|
So (r) = ( d i e - x r c + |
d 2 ) S H 0 . |
|
|
(98) |
Конкретную формулу (98) получить довольно трудно, поскольку остаточная стоимость списываемых машин обычно не оценивается. Нет и достаточного опыта комис сионной продажи подержанной техники (за исключением легковых автомобилей) .
75
В |
первом приближении |
можно в расчетах приравни |
|||
вать |
остаточную стоимость |
стоимости |
металлолома, |
по |
|
л а г а я |
di = 0, а |
коэффициент |
ci2 равным отношению стои |
||
мости металлолома рассматриваемой машины к ее |
на |
||||
чальной стоимости 5„ 0 . |
(98) Su(t) |
|
|
||
Подставляя |
в формулу |
из уравнения |
(97) |
||
и осуществляя |
приведение |
к начальному моменту |
пла |
нового периода, получим приведенную остаточную стои
мость одной |
машины с учетом морального износа. |
||
У м н о ж а я |
ее затем на |
интенсивность |
списания vc |
[формула (30)] и интегрируя |
в соответствии |
с формулой |
|
(87) на участке от f0 до h, |
получим оценку |
суммарной |
остаточной стоимости всех машин, списанных за период планирования . Аналитическое выражение для этого ин теграла получить затруднительно, поэтому его значения
определяют численными |
методами |
в |
ходе оптимизации |
||
функций (95) (см. гл. I I I , п. 3). |
|
|
|
||
Расчет приведенных затрат на ремонт |
|
|
|||
Чтобы в соответствии с формулой |
(91) |
вычислить за |
|||
траты на ремонт, |
надо |
прежде всего |
определить функ |
||
цию интенсивности |
ремонтов r(t). |
Д л я |
этого следует |
воспользоваться уравнением (31), предварительно сфор
мировав |
плотности |
распределения |
продолжительности |
||||||||||||
работы |
машин |
до |
ремонта |
и между |
ремонтами |
/ ( / ) и |
|||||||||
g(t) |
|
на основе функций распределения безотказной ра |
|||||||||||||
боты |
|
/"6(0, |
|
G (0 и функций |
распределения |
сроков |
пла |
||||||||
ново- |
предупредительных ремонтов Fn(t), |
|
|
( / ) , |
задан |
||||||||||
|
|
G |
|
|
|
|
|
|
этих |
сроков |
|||||
ных |
значениями |
коэффициентов |
вариации |
G „ |
|
|
|
||||||||
^дп, |
VMll и искомых неизвестных математических |
ожпда |
|||||||||||||
ний |
ГдГ ! |
н Г м п . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Д л я |
этого зададимс я рядом дискретных |
значений |
ма |
||||||||||||
тематического о ж и д а н и я продолжительности |
работы |
||||||||||||||
машины |
до первого планово-предупредительного |
ремон- |
|||||||||||||
_та 7"д п 1 , |
Гдпз, .. ., Гдп,-, ... , Тлпк. |
Исходя из |
условия, |
что |
|||||||||||
надежность |
эксплуатации в |
доремонтном |
периоде, |
из |
|||||||||||
меряемая вероятностью безотказности работы до |
пер |
||||||||||||||
вого |
|
планово-предупредительного ремонта, |
д о л ж н а |
быть |
|||||||||||
равна надежности эксплуатации в плановых |
межремонт |
||||||||||||||
ных |
|
периодах, к а ж д о м у члену |
этого |
ряда |
|
может |
быть |
||||||||
поставлен в однозначное соответствие (при |
|
определен |
|||||||||||||
ном |
|
значении коэффициента качества ремонта q) сред |
|||||||||||||
ний |
|
срок службы |
между |
планово-предупредительными |
76