Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не только в результате отказа, но и профилактически по истечении определенной наработки или продолжитель ­ ности эксплуатации . Именно срок проведения плановопредупредительного ремонта является в этой з а д а ч е ин­

струментом

управления,

поскольку

иначе

влиять

в

ходе

ее решения

на

з а д а н н ы е характеристики

безотказности

невозможно .

Периодичность

проведения

планово-преду­

предительных

ремонтов

может

быть

назначена

через

определенный срок, однако реально сроки

проведения

таких

ремонтов

рассеиваются по

организационным

при­

чинам

 

около своих средних значений, так что фактиче­

ски приходится

иметь дело

с распределением

этих

сро­

ков. Плотности

этих

распределений

обозначим

 

fn(t)

и

gn{t),

а математические ожидания сроков профилакти ­

ческих

ремонтов

7'д п

и Г м

п соответственно. В дальнейшем

будем

считать,

что, з а д а в а я

те или

иные

значения

Гд ,г

и TN„,

з а д а е м

и законы

распределения

сроков

постанов­

ки машин в профилактический ремонт. Этим

подразуме­

вается

[см. примечание к формуле

(84)],

что вид

распре­

деления

fa(t)

и gu(t)

известен, и он не меняется

с

изме­

нением

 

нормативных

значений Тт

и 7\ ш , и что

коэффи­

циенты

 

вариации сроков

профилактических

ремонтов

связаны

с

их

математическими

ожиданиями

заданной

функциональной зависимостью (в первом приближении постоянны) .

Таким

образом,

интересующие

нас

распределения

продолжительности

работы

машины

до

ремонта f(t) и

м е ж д у ремонтами

g(t)

формируются

под влиянием

двуу

пар

распределений

(рис. 19):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/в (0,

 

/п(0

И

gu(t),

 

 

 

 

 

 

З а д а в а я

то

или иное

математическое

о ж и д а н и е

сро­

ков

профилактических

ремонтов,

как

бы

перемещаем

распределения

fn(t)

 

и gn{t)

на фоне

неподвижных,

за­

данных

ка к исходная

информация,

распределений

fs{i)

и

g5(t).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

к а ж д о г о взаимного положения

пары

распределе­

ний (безотказности и сроков проведения

планово-преду­

предительных ремонтов)

и дл я любого

момента

времени

может быть вычислена плотность вероятности

постанов­

ки машины в ремонт как сложного

события,

включаю­

щего

три возможности: произошел

отказ, а время про­

филактического

ремонта

еще

не

наступило,

момент

68


профилактического ремонта

наступил

раньше

отказа,

или отказ совпал с временем

ремонта.

 

 

 

Из изложенного следует, что, включая в число харак ­

теристик

управления

периодичностью

ремонта

н з а м е н ы

величины

Г д и Г м ,

мы допускали

определенную

неточ­

ность, поскольку

и

средние

продолжительности

работы

машины до ремонта и между

ремонтами — производные

величины.

Фактически

управление

периодичностью ре­

монта и замены

определяется

характеристиками

Тлп,

Тмп.

Рис. 19. График исходных плотностей распределений без­ отказности п профилактики

Соответственно зависимость

интенсивности ремонтов

от

неизвестных

характеристик

управления

при

извест­

ных

распределениях

безотказности может

быть

пред­

ставлена как функция

этих характеристик

 

 

 

r(1) = q>(t,Tc,Tm,Ttai,v®).

 

(90)

 

Капитальный

ремонт машин

обычно производят по

твердым прейскурантным ценам, т. е. его стоимость для

потребителя

не зависит

от технического состояния маши­

ны и, стало

быть, от

времени

ее эксплуатации до ре­

монта. Д л я

ремонта разного качества могут быть уста­

новлены разные цены.

Качество

ремонта, как это сле­

дует из формулы (89), может быть охарактеризовано

коэффициентом

качества ремонта

q.

Обозначим

поэтому

стоимость ремонта

как Sp(q).

И

величина q,

и

функция

Sv(q)

являются

характеристиками

ремонта

и

замены .

Тогда

суммарные

з а т р а т ы на

ремонт тех машин, кото­

рые поступили

в

эксплуатацию

в

пл-ановом

 

периоде,

можно

представить в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

Cv

= Sv(q)^r(f)dt.

 

 

 

(91)

69


К р о ме затрат на капитальный

ремонт, в эксплуата ­

ционные затраты входят, как

у ж е

отмечалось,

з а т р а т ы

на текущие

ремонты, работы

по

техническому

уходу,

устранение

неисправностей и

хранение. Все эти

з а т р а т ы

будем рассматривать вместе, называть текущими экс­ плуатационными з а т р а т а м и и обозначать их сумму за

период

планирования С т .

 

На

рис. 20 приведен

график изменения интенсивно­

сти l(t)

текущих з а т р а т

на содержание машины в не-

t

Рис. 20. График изменения интенсивности текущих эксплуатацион­ ных затрат в неуправляемом процессе старения машины

управляемом процессе старения как функции

ее возра­

ста. Т а к а я зависимость может быть получена

выравни ­

ванием фактических затрат, расходуемых на содержание машины в течение, например, года (включая потери от простоя) .

В управляемом процессе старения при системе пла­ ново-предупредительных капитальных ремонтов кривая интенсивности текущих эксплуатационных з а т р а т будет

иметь иной вид. В

этом случае и текущие

эксплуата ­

ционные

з а т р а т ы С т и

их

интенсивность S T

будут зави­

сеть не

только от

продолжительности

эксплуатации,

но

и от характеристик

управления периодичностью ремонта.

Они уменьшаются

при

сокращении

сроков

проведения

планово-предупредительных

капитальных

ремонтов

и

повышении качества самого ремонта (увеличении коэф ­ фициента q).

Уменьшение

текущих

эксплуатационных

расходов

обусловлено

возрастанием

з а т р а т

на

капитальный

ре­

монт,

причем

это возрастание

идет

и за

счет

увеличения

числа

ремонтов

и повышения

его качества. В

какой

мере

т а к а я тенденция

оправдана

и

что

из себя представляет

70



оптимальное управление

периодичностью

ремонтов,

по­

к а ж е т дальнейший

расчет.

 

 

 

 

 

 

Интенсивность текущих эксплуатационных затрат на

содержание

парка

машин в

любой

момент

планового

периода ST(t)

будет

зависеть,

кроме

того,

от

чис­

ленности...дарка

N(t),

его

возрастного

состава

или,

что

то же,

от закона

его

пополнения

v(t)

и

характери ­

стик

распределения

срока

Тс

с л у ж б ы

до списания. В

об­

щем

виде

эта

зависимость

может

быть

л р е д с т а в л е н а

функцией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ST(t)

= flN(t),v(t),Tz,TRil,TMn,q].

 

 

 

(92)

Интегрируя эту зависимость в интервале Д, получим

суммарные

текущие

 

эксплуатационные

расходы С т за

весь период планирования для тех машин,

использова­

ние

которых началось

в этом

периоде,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С, =

[ 5Т (г) dt.

 

 

 

(93)

 

 

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

Дополнительные

капитальные

вложения

в промыш­

ленность и

ремонтную базу. Р а с с м а т р и в а я возможность

оптимизации управления периодичностью ремонта и за­ мены машин, а следовательно, изменение сложившегося соотношения между поставками новых машин и их ре­

монтом,

надо

определить

последствия

такого шага

не

только

по

отношению

к

эксплуатационным з а т р а т а м

и

з а т р а т а м

на

замену

техники, но

и

изменениям необ­

ходимых

капитальных

вложений

как

в ремонтную

ба­

зу, так и в промышленность, производящую' данные машины .

Обозначим через ДС„ изменение затрат на приобрете­

ние

.машин в

связи

с

изменением

характера

замены,

Д С Р

— изменение з а т р а т

на капитальный ремонт

и

Д С Т

изменение текущих

эксплуатационных расходов

в

связи

с изменением

периодичности ремонта

и замены .

 

 

 

Р а с п о л а г а я

вполне определенными

основными

произ­

водственными фондами (зданиями, станками, оборудо­ ванием), предприятия могут выпустить вполне опреде­ ленный объем продукции. Д л я увеличения выпуска ма­ шин обычно необходим прирост производственных фон­

дов

и соответственно увеличение

затрат на их

приобре­

тение.

Обозначим

через -фп , г|)р,

ф т — выпуск

продук­

ции

(р.)

на 1

р.

основных

производственных

фондов

(коэффициенты

фондоотдачи)

соответственно в

промыш -

71