Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Г л а в а I I I
МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧИСЛА РЕМОНТОВ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ОПТИМИЗАЦИЕЙ/ ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ РЕМОНТА И ЗАМЕНЫ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В предыдущей главе были рассмотрены способы оп ределения числа ремонтов для тех случаев, когда в на шем распоряжении имеется информация о действующих
или планируемых |
сроках |
службы до списания, доре- |
||||||
Чюнтных и межремонтных |
сроках н интенсивности попол |
|||||||
нения парка. Эта информация |
не является |
первичной, |
||||||
так как она |
формируется |
под |
влиянием |
многих |
других |
|||
требований |
и |
ограничений, |
действующих |
в |
системе, |
|||
охватывающей |
как |
парк |
машин, так и |
обслуживающие |
его подразделения . В самом деле, интенсивность поступ ления новых машин определяется в зависимости от спро са на них, а последний связан с требованиями на размер парка, который должен выполнить з а д а н н ы м образом изменяющийся объем тех или иных работ. Этот спрос зависит и от интенсивности списания машин, отслужив ших свой срок службы .
В свою очередь, срок службы связан с периодично стью ремонтных воздействий (доремонтнымн и межре монтными сроками), их техническим содержанием и стоимостью. Таким образом, используемые при опреде лении числа ремонтов характеристики Тс, ТКу Туи V свя заны между собой.
З а д а в а я их в предыдущей главе независимо друг от друга, тем самым предполагали, что они кем-то когда-то разумным образом определены и увязаны друг с другом.
Поскольку так бывает часто, изложенные выше ме тоды позволяют находить потребность в ремонте, необ ходимую для многих задач планирования, при заданных
характеристиках |
управления периодичностью ремонта |
и замены ( Г с , 7Д , |
'Тм и V) . |
Однако эти характеристики оказывают настолько су щественное влияние па результаты расчетов, что иногда
63
необходимо определить число |
ремонтов |
не |
при |
любом |
|||||
заданном |
или практически |
сложившемся |
управлении, а |
||||||
при |
оптимальных значениях его характеристик. |
|
|
||||||
В |
этом случае приходится формулировать более |
об |
|||||||
щ у ю |
задачу, в ходе решения которой одновременно |
оп |
|||||||
ределяются как число ремонтов (теперь |
у ж е оптималь |
||||||||
ное), |
так |
и оптимальное значение Тс, |
Тп, |
TN, |
V, |
которые |
|||
в задаче, |
изложенной в |
гл. |
I I , считались |
исходными. |
|||||
Естественно, что для решения оптимизационной |
за |
||||||||
дачи |
будем использовать |
другую и |
д а ж е |
более |
обшир |
||||
ную информацию . Преимущество в этом |
случае |
в |
том, |
||||||
что эту информацию с гораздо большим |
правом |
можно |
|||||||
назвать первичной, т. е. независимой |
от тех |
переменных, |
которые в рассматриваемой з а д а ч е являются искомыми.
Обозначим функцию наличия N(1), т. е. среднее чис ло машин, из которых состоит парк, в момент времени /.
Известно, |
что в начальный момент / 0 |
число |
машин |
равно А0. |
|
|
|
К а ж д а я |
машина по истечении срока |
службы |
списы |
вается. Интенсивность списания, т. е. число машин, спи
сываемых в единицу времени, зависит |
от |
величины |
пар |
|||||
ка N(t) |
и функции |
распределения срока |
службы |
Fc(t). |
||||
Обозначим |
интенсивность списания |
vc(t). |
|
|
|
|||
З а д а н о , |
что для |
полного |
удовлетворения |
постоянно |
||||
возрастающего объема работ парк рассматриваемых |
ма |
|||||||
шин д о л ж е н |
к моменту Л достигнуть |
величины |
А\ |
(А\> |
||||
>А0). |
Чтобы компенсировать |
число |
списанных машин, |
|||||
т. е. обеспечить к заданному моменту |
времени |
заданный |
размер парка, ежегодно осуществляется его пополнение.
Интенсивность |
пополнения |
будем |
обозначать |
по-преж |
|||||
нему |
v(t). |
Срок |
службы, функция |
наличия, |
интенсивно |
||||
сти списания |
и |
пополнения связаны между |
собой сле |
||||||
дующими |
соотношениями: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(83) |
|
|
|
|
vc(t) |
= |
f(N(t),Tcy. |
|
(84) |
|
* |
Интенсивность списания |
зависит от |
функции |
распределения |
|||||
срока |
службы |
Fc(t). |
Однако |
в |
рассматриваемой задаче |
неизвестной |
переменной является только математическое ожидание этого распре деления. Функция распределения п коэффициент вариации можно считать заданными, поскольку они характеризуют рассеивание фак тических сроков списания машин вокруг нормативного уровня и обусловливаются известными организационными причинами.
К р о ме того, начальные условия дают еще одну зави симость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(85) |
Неизвестных |
ж е |
в |
задаче |
больше |
[7 С , |
N(t), |
|
vc(t), |
|
v(i)]. |
Отсюда следует, |
что заданный |
размер |
парка |
мо |
||||
жет быть достигнут не единственным путем. |
М о ж н о |
ин |
|||||||
тенсивнее пополнять его, установив меньший |
срок |
служ |
|||||||
бы |
машин, можно, |
наоборот, |
срок с л у ж б ы |
увеличить |
|||||
и ограничиться меньшими их поставками. |
|
|
|
||||||
Первый путь связан с увеличением затрат на приоб |
|||||||||
ретение новых машин, |
ростом |
капитальных |
вложений в. |
||||||
промышленность, |
производящую машины . |
З а т о |
более |
короткий срок службы позволяет надеяться на сокраще ние числа ремонтов и, вообще, на уменьшение эксплуа
тационных |
расходов. |
|
|
|
|
• Идя по |
второму пути, можно |
сократить затраты |
на |
||
приобретение техники, но это повлечет за собой |
рост |
как |
|||
эксплуатационных расходов, т а к |
и |
капитальных |
вложе |
||
ний в о б с л у ж и в а ю щ у ю систему. |
|
|
|
|
|
Видимо, |
лучшим, оптимальным |
управлением |
перио |
||
дичностью |
замены парка машин |
будет такое, при кото |
ром затраты на приобретение, техники, ее ремонт и экс плуатацию с учетом дополнительных капитальных вложений в промышленность и ремонтную базу за весь период планирования минимальны и при этом в нужный момент размер парка достигает заданной величины.
Рассмотрим теперь последовательно все виды |
затрат, |
||
на которые |
влияет выбор управления периодичностью |
||
замены парка машин . |
|
||
Затраты на замену. Стоимость одной новой машины |
|||
обозначим |
5 H ( i ) . |
Зависимость ее стоимости от |
времени |
показывает, |
что |
здесь учитывается моральный |
износ. |
П о д моральным износом обычно понимают уменьшение стоимости действующей техники в результате влияния технического прогресса. Появление новых более совер
шенных машин и снижение стоимости |
изготовления |
ве |
||
дет к определенному |
обесцениванию |
ранее |
изготов |
|
ленных. |
|
|
|
|
Стоимость машин, |
которыми будет |
пополняться |
парк |
|
в плановом промежутке A = ti—to, определяют |
по |
фор |
||
муле |
|
|
|
|
|
|
|
|
(86) |
3 Зак. 568 |
65 |
К а ж д а я списываемая машина имеет остаточную стои
мость |
S0, |
зависящую |
как от .стоимости новой |
машины |
SH(t), |
так |
и от средней |
продолжительности Т с ее |
работы |
до списания. Тогда остаточная стоимость всех списанных
за период Д машин будет |
равна |
|
|
|||
С0 |
- |
[ vc [N (t), |
Tc] |
S0 ]TC, SH |
(OJ dt. |
. (87) |
Очевидно, |
что |
стоимость |
замены |
Cs есть |
разность |
между затратами на приобретение техники и ее остаточ ной стоимостью, т. е.
Cs~Cn — С0. (88)
Эксплуатационные затраты. В процессе эксплуатации парк машин нуждается в ремонте и техническом обслу живании . По мере старения растут затраты на поддер ж а н и е к а ж д о й машины в работоспособном состоянии.
Ср+ст
Рис. 18. График из менения затрат на содержание машины в зависимости от ее возраста
Характер изменения затрат на содержание машины в зависимости от ее возраста показан на рис. 18. Скачко
образное изменение |
з а т р а т связано |
с проведением |
ре |
монтов (капитальных |
и т е к у щ и х ) , |
более плавное |
их |
изменение м е ж д у ремонтами обусловлено устранением
неисправностей |
и техническими уходами . |
|
|
|||||
З а т р а т ы |
на |
капитальный ремонт целесообразнее рас |
||||||
сматривать |
отдельно по следующим |
причинам. |
Капи |
|||||
тальные |
ремонты носят |
в основном |
профилактический |
|||||
характер . |
|
Они |
лишь |
частично |
вызываются |
отказами . |
||
Б о л ь ш а я |
их часть планируется и |
связывается |
с |
той или |
66
иной |
наработкой |
или истечением |
определенного време |
|
ни эксплуатации . |
|
|
|
|
Чем чаще будут проводиться |
капитальные |
ремонты, |
||
тем, |
естественно, |
больше средств |
понадобится |
на эти |
цели. Н о при этом снижаются текущие эксплуатацион
ные з а т р а т ы |
м е ж д у ремонтами. Периодичность |
прове |
|||
дения |
капитальных |
ремонтов, их техническое содержание |
|||
и стоимость |
являются инструментами управления . |
|
|
||
М а н е в р и р у я этими характеристиками, можно |
до |
||||
биться |
снижения |
суммарных эксплуатационных |
з а т р а т . |
||
Поскольку эксплуатационные затраты зависят не |
только |
||||
от ремонта, |
но и от срока службы, будем говорить, |
что |
они определяются характеристиками управления ремон
том и |
заменой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интенсивность ремонтов (среднее число ремонтов в |
||||||||
единицу времени) |
в любой |
момент t будем |
обозначать |
||||||
по-прежнему r(t). |
Функция |
r(t) согласно |
ф о р м у л а м |
(31) |
|||||
н |
(20) |
зависит |
от |
законов |
распределения продолжитель |
||||
ности |
работы |
машины |
до |
ремонта, между |
ремонтами, |
||||
до |
списания, а |
т а к ж е от |
интенсивности |
пополнения |
пар |
||||
ка |
новыми машинами . |
|
|
|
|
|
|||
|
Р а с с м а т р и в а я |
законы |
распределения |
доремонтных и |
межремонтных сроков, не делали различия в причинах,
вызывающих потребность в ремонте. В задаче |
оптимиза |
|
ции |
раздельный пробный анализ этих причин |
необходи |
мо |
сделать. |
|
|
Введем обозначения /б(0 и ge(t) д л я плотности рас |
пределения продолжительности безотказной работы со ответственно новой машины и машины, прошедшей хотя
бы одни ремонт. Через |
и Тм6 |
обозначены |
математи |
ческие о ж и д а н и я этих |
величин. |
Функции /б(0 |
и gs{t) |
характеризуют техническую надежность машины, ее без отказность до первого ремонта и после его проведения .
Поэтому отношение |
|
|
|
Я = Тмб:Тл0 |
(89) |
может |
служить характеристикой качества ремонта. |
|
Если не вмешиваться в процесс старения машин с по |
||
мощью |
планово-предупредительных |
(профилактических) |
ремонтов (неуправляемый процесс старения машины [3]), то интенсивность попадания машин в ремонт в любой момент времени зависит именно от этих функций.
Вводя плановые ремонтные воздействия, предусмат риваем этим возможность постановки машины в ремонт
3* 67