Файл: Гальперин А.С. Прогнозирование числа ремонтов машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
(профилактическими) ремонтами TMni. Если распределе ния безотказной работы /о(t) и ge^) подчинены нор
мальному закону с одинаковыми коэффициентами вариа ции, то соотношение между доремонтным и межремонт ным сроком проведения планово-предупредительного ремонта приобретает простой вид. З а п и ш е м это соотно шение для математических ожиданий
|
|
Тып1 '• ТлП[ = Тмб : |
— ц. |
(99) |
|
Используя соотношение (99) и зная |
вид закона |
рас |
|||
пределения и коэффициент вариации, можно дл я |
к а ж |
||||
дого i построить пару функций |
распределения сроков |
||||
проведения |
планово-предупредительных |
ремонтов |
Fni(i) |
||
и Gni{t), |
(t = |
l , 2 , . . . , f e ) . |
|
|
|
З н а я |
функции распределения |
безотказной работы и |
функции распределения сроков планово-предупредитель ных ремонтов и используя формулу полной вероятности [2], можно вычислить функции распределения продол
жительности |
работы |
машины |
до первого |
ремонта |
F(t) |
||||||
и м е ж д у ремонтами |
G(t). |
функции F(t) |
|
|
|||||||
П о к а ж е м |
это |
на |
примере |
(функция |
|||||||
G(i) |
получается |
аналогичным |
о б р а з о м ) . |
Вероятность |
|||||||
того, что до момента |
t машина попадает в ремонт, мож |
||||||||||
но получить как сумму вероятностей трех |
событий: |
|
|||||||||
а) |
до момента |
t возникает |
потребность |
только в |
пла |
||||||
новом |
ремонте |
(следовательно, |
при условии, |
что за это |
|||||||
время |
не произойдет |
о т к а з ) ; вероятность |
этого события |
||||||||
равна |
|
[\-F5(t)]Fn(t); |
|
|
|
|
|
|
|||
б) до момента t произойдет отказ и в связи с этим |
|||||||||||
планово-предупредительный ремонт |
не потребуется; ве |
||||||||||
роятность этого |
события равна |
[1—^п(0]-^б(0; |
|
||||||||
в) до момента t потребуются ремонты по обеим при |
|||||||||||
чинам . Вероятность этого события равна |
|
F5(t)Fn(t). |
|||||||||
Таким образом, искомая вероятность (функция рас |
|||||||||||
пределения |
F(t) |
|
примет вид |
|
|
|
|
|
|
||
F (t) = [1 - |
F 6 |
(0] Fn |
(t) + [1 - |
Fn |
(0] ^ б (t) + F6 |
(t) Fn |
(t). |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(100) |
Д и ф ф е р е н ц и р у я |
это выражение, |
получим |
плотность |
распределения продолжительности работы машины до
ремонта, вызванного либо отказом, либо |
наступлением |
|
срока планово-предупредительного ремонта |
|
|
f(t)=[l-F6(()]fn(i) |
+ U-Fn(t)]f6{t). |
(101) |
7Г
Аналогично |
для |
межремонтных |
периодов |
эксплуа |
|||||||
тации |
|
|
G 0 (0] gn |
|
|
G N (*)] g6 (/). |
|
|
|
||
g (t) |
= |
[1 - |
(t) + |
[1 - |
|
k |
(102) |
||||
Подставляя |
в формулу |
(20) |
последовательно |
пар |
|||||||
распределений |
fi{t) |
и |
gi(t), |
получим |
по формуле |
|
(31) |
||||
для к а ж д о г о |
/, |
т. е. |
для |
к а ж д о г о |
значения |
у п р а в л я ю щ и х |
|||||
переменных |
T m i |
и |
Г м ш - |
или, |
что |
то ж е д л я |
T m i |
и |
q |
[см. |
формулу (99)], зависимость интенсивности числа ремон
тов |
|
r{(t) |
от неизвестного |
математического |
|
ожида |
||||||||
ния |
|
срока |
с л у ж б ы |
Тс и |
неизвестной |
функции |
поста |
|||||||
вок |
|
v(t). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З а м е т и м |
теперь, |
что коэффициент |
качества |
ремонта |
|||||||||
q является |
у п р а в л я ю щ е й |
|
переменной, которой |
можно |
||||||||||
придать |
р я д |
значений q\, |
q% ..., |
qj, |
..., |
qm. Соответствен |
||||||||
но интенсивность ремонтов гг ; -(г, |
Тс, |
V) |
может |
быть |
вы |
|||||||||
числена |
не |
только для к а ж д о г о |
i-ro значения |
доремонт- |
||||||||||
ного |
срока |
планово-предупредительного |
ремонта |
7\щ;, |
||||||||||
но |
и |
для |
к а ж д о г о /-го значения |
коэффициента |
качества |
|||||||||
ремонта |
qj. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Коэффициент качества |
ремонта |
q;, |
влияет |
ие |
только |
||||||||
на |
число |
ремонтов, |
но и |
на |
его |
стоимость. |
Зависимость |
стоимости капитального ремонта машины и его качества
может быть написана в |
виде |
|
|
|
|
||||
|
|
|
S P / |
= |
S P (<?,), |
|
|
|
( Ю З ) |
где |
j — l , |
2, . . . , т-—номера |
возможных значений |
коэф |
|||||
фициента |
качества ремонта q. |
|
|
|
|
||||
|
Таким образом, суммарные приведенные затраты |
на |
|||||||
ремонт за |
весь |
период |
планирования |
вычисляются |
з л я |
||||
km |
вариантов |
-значений |
неизвестных |
Т д п |
и q, |
причем |
|||
к а ж д ы й вариант |
является |
функцией еще от |
двух |
харак |
теристик управления периодичностью ремонта и замены: математического о ж и д а н и я срока службы Тс и функции
поставок, т. е. от тех ж е неизвестных, |
что и з а т р а т ы на |
замену |
|
Cvri(TQ,v)J^rtj(t)SPI<r*'dt.. |
(104) |
и
Рассмотренный способ определения числа ремонтов (следовательно, и затрат) справедлив д л я случая, когда распределения продолжительности работы новых м а ш и н до отказа неизменны на всем интервале п л а н и р о в а н и я . Если ж е эти распределения изменяются (обычно м а т е -
78
матические |
ожидания |
безотказной |
работы возрастают) |
|||||
с течением времени, |
то |
з а д а ч а |
усложняется . Д е л о |
в об |
||||
щем |
случае |
сводится |
к |
оптимизации |
з а м е н ы ' д л я |
к а ж д о й |
||
совокупности машин, |
о б л а д а ю щ и х одной и той ж е |
исход |
||||||
ной |
безотказностью. |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет приведенных |
текущих |
эксплуатационных |
затрат |
|||||
В |
общем |
виде просуммированные н а р а с т а ю щ и м |
ито- |
. гом текущие эксплуатационные з а т р а т ы в неуправляемом
процессе |
старения |
можно представить |
в виде |
полинома |
||||||
п-н |
степени |
L |
(t): |
|
|
|
|
|
||
|
|
L(0 |
= |
c |
( |
l |
+ |
. . |
, - f a / ) , |
(105) |
где |
с, а\, |
а.2, • •., |
а„ — коэффициенты. |
|
|
|||||
|
Л. И. Селиванов |
[12] рекомендует ограничиваться тре |
||||||||
мя |
членами |
такого |
полинома. При этом первый член |
|||||||
формулы |
(105) |
связан |
с разовыми "затратами, |
второй — |
||||||
' с пропорциональными времени использования |
(топливо, |
|||||||||
трудовые |
з а т р а т ы ) , |
третий — с |
прогрессирующими. Н а |
|||||||
выбор оптимального |
управления |
периодичностью ремон |
та и замены оказывают влияние лишь прогрессивно воз растающие затраты . Они вызываются усложнением тех нологического содержания технического обслуживания и текущего ремонта, прогрессирующим сокращением дол говечности заменяемых элементов машины, ростом по терь в результате работы более старой машины и т. п.
Интенсивность текущих эксплуатационных з а т р а т (для неуправляемого процесса старения) найдется как
производная от |
L(t): |
|
|
|
/ (0 = !'(*)= -- с ( а 1 |
+ 2ая < + |
3сг 8 * в + . |
. . - f nant"~]). |
(106) |
Теперь предположим, |
что через |
некоторое время Тя |
||
работы машины |
производится ремонт, который |
полно |
стью восстанавливает ее исходное качество и потенци альный технический ресурс. В этом случае интенсивность последующих текущих эксплуатационных расходов д л я
любого момента |
/ может быть |
найдена |
по кривой / |
(рис. 22), но с заменой аргумента |
t на аргумент t—уТя, |
||
где v — порядковый |
номер ремонта |
(кривая |
2). |
Обычно капитальный ремонт не в о з в р а щ а е т машине полностью первоначального качества. Это видно х'отя бы из того, что распределения безотказной работы /б(О
79
н go(0 |
отличны друг |
от |
друга |
(см. рис. |
19). В |
этом |
|
случае отсчет |
текущих |
эксплуатационных з а т р а т |
после |
||||
ремонта, |
т.е. |
, например, |
после |
момента |
О + Гд |
(см. |
рис. 22) следует начинать по кривой /(/) не с нуля, а с
момента / i = 0 + r ; l — г ^ Т ^ 0+(1—т\\)Тл |
и п р о д о л ж а т ь |
||
его |
д о - м о м е н т а |
Л + Т'м O l i ^ l — отношение экономично |
|
сти |
эксплуатации |
отремонтированной |
машины к эконо |
мичности новой |
м а ш и н ы ) . В первом |
приближении |
вели |
|||
чину г|1 можно |
определить |
отношением средней продол |
||||
жительности |
безотказной |
работы |
машины, вышедшей |
|||
из ремонта, к |
|
аналогичной |
характеристике |
для |
новой |
|
машины, т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
% = Я- |
|
|
(Ю7) |
|
Р а с с у ж д а я |
таким образом, можно |
найти |
начало |
и ко |
нец отсчета текущих эксплуатационных затрат для ма
шины, |
прошедшей два ремонта, |
и т . д . (см. рис. 22, кри |
||
в а я |
/ ) . |
|
|
|
|
Если предположить, что экономичность |
эксплуата |
||
ции |
в |
к а ж д о м последующем |
межремонтном |
периоде |
уменьшается относительно одинаково по сравнению с
предыдущим, т. |
е. если |
т]1=т)2 = г]з |
и |
т. д., |
то, используя |
|
формулу |
(106), |
получим |
в ы р а ж е н и я |
для интенсивности |
||
текущих |
эксплуатационных з а т р а т |
машины |
ST : |
80