Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
относительно лучшим образом отвечает духовным за просам людей, их мнению об авторитете. Влияние не формального лидера и его мнение охотно воспринима ются членами группы, .тогда как решения официально го лица иногда сталкиваются с их противодействием. Поэтому многие социальные психологи считают, что оптимальный вариант производственной деятельности и психологического состояния группы будет иметь мес то при совпадении роли неформального лидера и офици ального руководителя. Однако в действительности это не вполне правильно. Практика показывает, что автори тет неформального лидера нередко основан на каком-то одном его качестве, а руководитель должен обладать суммой качеств. Таким образом, для научно обоснован ного выполнения социологических функций целесооб разно организовать систематический анализ состояния коллектива при помощи социологических тестов, анкет ных опросов, бесед, глубокого изучения деятельности пе редовых и отстающих участков. Необходимо, разумеет ся, постоянное личное общение руководителей с коллек тивом.
В заключение несколько слов о механизме принятия решений в условиях неопределенности, т. е. когда рас чет и количественная оценка невозможны по характеру процесса или ввиду недостатка информации, или недо статка времени, или в связи с чрезмерной сложностью задачи.
В этих случаях используется опыт руководителя, принимающего решение, если он сталкивается с анало гичными ситуациями, или опыт других организаций и коллективов, или же совет более опытных людей. В практике работы управляющих органов и обществен ных организаций широко применяются решения на ос нове обсуждения и голосования. В ряде случаев реше ние откладывают, чтобы собрать дополнительную ин формацию, поручая это какому-либо работнику или ко миссии. И, наконец, не исключается, если того требует обстановка, принятие интуитивного (эвристического) решения. И пусть порой такое решение впоследствии бу дет признано не самым лучшим, но оно не вызовет
осуждения, если было продиктовано хорошими побуж дениями.
Социологическое управление происходит в обстанов ке постоянного общения с людьми, оно требует чутко-
81
сти, человечности и такта. Вместе с тем в этих отноше ниях абсолютно неприемлемо приспособление к устарев шим обычаям, потакание недисциплинированности, снисхождение к прогульщикам, алкоголикам, лодырям.
Таким образом, социологическая сторона производ ства отражается в системах управления на уровне пред приятия:
как критериальная категория при выборе вариантов выполнения поставленных целей;
как обязательный нормативный элемент производст венного процесса, обусловленный государственными ус тановлениями о режиме рабочего времени, об уровне заработной платы, о распределении фондов обществен ного потребления, о технике безопасности и т. д.;
как комплекс средств морального, материального и психологического воздействия для достижения плано вых целей;
как объективный фактор повышения производитель ности труда, ускорения научно-технического прогресса и повышения на этой основе эффективности строитель ного производства в целом и деятельности данного стро ительного предприятия в особенности.
Эти черты социалистического научного управления коренным образом отличают его от управления в усло виях капиталистического способа производства.
Выполняя социологические функции управления, не обходимо помнить, что основной ячейкой социалистиче ского общества был н остается трудовой коллектив. «Здесь формируются новые социалистические качества трудящихся, складываются отношения дружбы и това рищеской взаимопомощи. Ответственность каждого пе ред коллективом и ответственность коллектива за каж дого работника — вот неотъемлемая черта нашего обра за жизни»1.
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 80.
ІИ. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА КАК МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.Принципы хозяйственной реформы
встроительстве
В основе научного управления строительными про цессами, как уже отмечалось, лежит наиболее полное использование объективных законов развития социали стического общества в целях повышения эффективности строительного производства. Это положение, обоснован
ное марксистско-ленинской |
теорией, широко отражено |
в материалах XXIV съезда |
КПСС и раскрыто в реше |
ниях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам улучшения планирования и усиления экономического стимулирования.
Научный анализ и обобщение производственной практики приводят к заключению, что для использова ния этих законов в процессе управления требуется сфор мировать и ввести в действие определенный экономиче ский механизм. Содержание его излагается в государст венных установлениях, инструктивных и методических материалах и нормативах; он охватывает порядок вы полнения всех экономических функций управления и на правлен на достижение главных целей строительного производства.
Хозяйственная реформа в строительстве как меха низм экономического управления внедряется во всех строительно-монтажных организациях, знаменуя новый этап развития принципов социалистического планирова ния и хозяйствования.
Важнейший элемент экономической политики пар тии— совершенствование управления в строительстве — рассматривается как единая проблема, как синтез хо зяйственной реформы и применения экономико-матема тических методов, включая электронно-вычислительную технику.
До недавнего времени планирование и регулирование деятельности строительных предприятий было основано главным образом на установлении многочисленных обя зательных показателей плана и контроле за их исполне
нием. Наряду |
с этим |
действовали различные правила |
и инструкции, |
которые |
административно регулировали |
83
внутренние отношения и функции строительных органи заций, оставляя мало возможностей для подлинно хоз расчетных отношений, для проявления творческой ини циативы коллективов и отдельных работников.
Строительные организации не имели пятилетних планов, что ограничивало возможности планомерного развития техники, затрудняло подготовку производства, отрицательно отражалось на ритмичности строительно го производства и тем самым па экономических показа телях. Экономические стимулы мало применялись и бы ли направлены главным образом на выполнение вало вых объемов строительно-монтажных работ, на рост вы работки в денежном выражении. Расчеты с заказчиками велись не за законченные и введенные в действие объ екты пли крупные этапы работ, а за отдельные конст руктивные элементы и виды строительных и монтажных работ. Это нередко заставляло стремиться к выполнению в первую очередь «выгодных», дорогих работ, избегая завершающих строительство мелких и трудоемких ра бот. Все это приводило к несвоевременному вводу в дей ствие, росту незавершенного строительства, распылению ресурсов по многим одновременно строящимся объек там, снижению качества строительной продукции.
Серьезные недостатки имели место и в других обла стях экономической работы — частый пересмотр смет ной стоимости строящихся объектов, перебои в финанси ровании из-за отсутствия у заказчиков средств на кон
токорренте, несвоевременная |
передача |
подрядным |
организациям проектно-сметиой документации. |
||
Хозяйственная реформа в строительстве |
проводится |
|
в соответствии с постановлением |
ЦК КПСС и Совета |
Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствова нии планирования капитального строительства и об уси
лении экономического стимулирования |
строительного |
производства» и применительно к |
постановлению |
ЦК КПСС и Совета Министров СССР |
от 4 октября |
1965 г. «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного произ водства». В октябре 1969 г. Междуведомственной комис сией при Госплане СССР были утверждены «Временные методические указания по переводу строительно-мон тажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного произ водства». В дальнейшем эти Методические указания до полнялись и частично корректировались.
84
В 1970 г. был начат перевод строительно-монтажных организаций на новую систему. В 1971 г. число переве денных на новую систему организаций достигло 240, а в 1972 г. примерно 25% всего объема подрядных ра бот выполнено организациями, перешедшими на новую систему планирования и экономического стимулиро вания.
Еще не все строительные организации, работая в но вых условиях, полностью реализовали возможности улучшения экономических результатов своей деятельно сти, по все же показатели прибыли, рентабельности, вы полнения плана по реализованной строительной продук ции у перешедших на новую систему организаций за метно лучше, чем у остальных.
Втекущем пятилетии предусматривается завершить перевод строительных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования.
Отсюда вытекает, что при проектировании и внедре нии АСУС нужно предусматривать преимущественно экономические методы управления, применяя правила, алгоритмы и модели в полном соответствии с положе ниями хозяйственной реформы.
Впрограмме хозяйственной реформы сочетается уси ление централизованного планирования и регулирования строительного производства с расширением прав и хо зяйственной самостоятельности строительных предприя
тий, стимулированием творческой инициативы, привле чением широких масс трудящихся к управлению.
Основной формой государственного планирования капитального строительства становятся пятилетние пла ны с распределением заданий по годам:
обеспечивается полная увязка планов капитального строительства с другими разделами народнохозяйствен ного плана, а также надлежащее обеспечение строящих ся объектов оборудованием, строительными материала ми, рабочей силой и финансовыми средствами;
повышается уровень экономического обоснования планов;
повышается взаимная материальная ответственность всех участников строительного процесса за выполнение плановых и договорных обязательств; развиваются пря мые хозяйственные связи между строительными пред
приятиями, поставщиками и другими хозрасчетными ор ганизациями;
85
повышается материальная заинтересованность стро ителей ие только в результатах их личного труда, но и в конечных результатах деятельности строительных орга низаций, т. е. в ускорении ввода в действие, улучшении качества строительной продукции;
обеспечивается стабильность сметных цен и устанав ливаются расчеты за законченные объекты и этапы ра бот с отметкой, как правило, расчетов за отдельные кон структивные элементы и виды работ;
усиливается роль прибыли как оценочного показате ля деятельности строительных организаций и как источ ника формирования фондов экономического стимулиро вания;
усиливается роль кредита как источника формирова ния оборотных средств и создания основных фондов строительных предприятий.
В новых условиях значительно возрастает значение экономических методов управления хозяйством при от казе от некоторых ненужных в современной обстановке административных ограничений. Плановые задания ре ализуются на основе сочетания полного хозяйственного расчета и ускоренного развития строительной техники. Создается такой экономический климат, когда воля го сударства планомерно реализуется ие только через ад ресные административные приказы, но в значительной мере через экономические инструменты (цена, прибыль, кредит, материальное поощрение работников и коллек тивов) .
Строители, готовясь к переходу на новую систему, глубоко изучают принципы хозяйственной реформы, ов ладевают профессиональной техникой экономической работы, стремятся выявить и реализовать резервы стро ительного производства, чтобы создать источники допол нительной прибыли. Для этой цели имеются специаль ные методические материалы.
Поскольку создание и функционирование АСУС, осо бенно выполнение экономических функций, целиком ба зируется на принципах и методах новой системы плани рования и экономического стимулирования, необходимо изложить основное содержание и особенности функций планирования, финансирования, стимулирования в но вых условиях, имея в виду их отражение при формиро вании соответствующих блоков АСУС.
86
2. Основное содержание хозяйственной реформы
Перспективное планирование. В блоке «сводное пла нирование» ведущее место занимает функция разработ ки и обоснования пятнлетнего плана строительной орга
низации.
В пятилетиях планах капитального строительства по отраслям и союзным республикам должны устанавли ваться для каждой стройки задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, а также по объему капи тальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства с распределением по годам в со ответствии с нормами продолжительности строительства.
На основе этих плановых документов разрабатыва ются пятилетние планы подрядных работ (с разбивкой по годам, по министерствам и ведомствам СССР и союз ным республикам), которые должны быть доведены до каждой строительно-монтажной организации и являть ся для них рабочими планами.
Вопросы о строительстве новых объектов, не преду смотренных пятилетними планами, могут рассматри ваться только в порядке исключения и только при раз работке годовых планов (т. е. не в середине года). При этом вместе с предложениями о строительстве новых объектов должны быть представлены технико-экономи ческие обоснования и предложения об источниках фи нансирования и материально-технического обеспечения строительства этих объектов и о подготовке мощностей строительно-монтажных организаций.
В настоящее время опыт составления пятилетних планов в строительно-монтажных организациях еще не велик. Ясно, что состав показателей и методы расчета должны быть увязаны с годовыми производственно-эко номическими планами, но точно копировать методы го дового планирования нет необходимости.
Строительные организации не всегда располагают исходной информацией для точного расчета всех пока зателей на пятилетний период. Поэтому при перспектив ном планировании возможно самостоятельное формиро вание гипотез технического и экономического развития данного строительного предприятия, а также предвари тельное согласование с заказчиками объектов строи тельства, особенно нижелимитных. Допускается приме нение для расчета показателей таких методов, как эко-
87
номико-статистическое моделирование или экономически обоснованная экстраполяция.
Госстрой СССР утвердил разработанные НИИ эко номики строительства Методические рекомендации по составлению пятилетних планов строительных организа ций на 1971—1975 гг. В составе пятилетнего плана предусматриваются такие разделы, как производствен ная программа, техническое развитие, материально-тех ническое снабжение, труд и заработная плата, прибыль и снижение себестоимости, финансовый план, включая потребность в оборотных средствах и источники покры тия, фонды экономического стимулирования, собствен ные капитальные вложения, социальное развитие кол лектива.
К числу показателей пятилетнего плана, подлежа щих утверждению вышестоящей организацией, в Мето дических рекомендациях отнесены — ввод в действие объектов и производственных мощностей, объем строи тельно-монтажных работ по объектам и этапам, подле жащим сдаче заказчикам, общий фонд заработной пла ты, прибыль и взаимоотношения с бюджетом, стабиль ные нормативы платы за производственные основные фонды и оборотные средства, показатели по собствен ным капитальным вложениям треста.
Важнейшая особенность пятилетнего плана — его вариантная проработка на стадии составления и утверж дения. При этом необходимо предусмотреть полную сбалансированность по всем показателям и прежде все го между вводом в действие, с одной стороны, и ресур сами (материалы, труд, финансы), а также объемом строительных работ и заделами, с другой стороны.
Требуется также увязка показателей плана с норма тивами продолжительности строительства и нормами за делов. Нежелательны резкие колебания объемов работ по годам.
Блок сводного планирования АСУС в процессе со ставления плана поддерживает контакты со структурны ми звеньями треста и его аппарата, представляющими другие блоки, а после утверждения плана сообщает каж дому из них показатели, вытекающие из плановых зада ний с тем, чтобы все эти показатели в комплексе от вечали пятилетнему плану по тресту в целом.
Руководство треста и структурных звеньев всемерно активизирует участие трудящихся в составлении плана
8 8