Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
в целях выявления и реализации наиболее технически прогрессивных и экономически эффективных вариантов
производства и хозяйственной деятельности.
Годовое планирование. Показатели плана, утверж даемые вышестоящей организацией, отражают важней шие задачи предприятия и ресурсы, направляемые на
их выполнение.
Другие плановые показатели и задания определяют ся и утверждаются самими строительно-монтажными организациями; эти показатели играют двойную роль — выступают как задания структурным звеньям треста и служат для расчетов и обоснований показателей, ут верждаемых вышестоящей по отношению к тресту орга
низацией.
Сама номенклатура заданий и показателей устанав ливается в АСУС треста применительно к задачам, кри териям и ограничениям функциональных блоков. Таки ми показателями могут быть, например, численность трудящихся, средняя заработная плата, себестоимость строительно-монтажных работ, выполняемых собствен ными силами на сдаваемых заказчику объектах и этапах работ, а также по видам работ и комплексам их, выпол няемых на таких объектах и этапах отдельными струк турными звеньями треста.
Особенность планирования в условиях АСУС при на личии пятилетних планов заключается в том, что стано вится возможным не составлять годовые планы как бы заново, а предусматривать лишь изменения основных по казателей. Действительно, показатели плана в АСУС являются эталоном для сравнения с фактическими. При расхождении этих показателей управляющий орган дол жен применить меры воздействия на ответственные бло ки АСУС или на внешние организации.
Составление новых планов ежегодно моделирует яко бы дискретный ход производства. Однако 31 декабря не происходит ничего такого, что могло бы за один день существенно изменить уровень рентабельности, произ водительности труда, средней заработной платы и дру гих показателей. Поэтому дискретная модель, вопло щенная в заново составляемых годовых планах, не аде кватна производственному процессу. Для планового уп равления достаточно предусматривать постепенные из менения в течение года основных показателей уровня, характеризующих непрерывные .процессы. Что же каса-
7—283 |
89 |
|
ется плановых заданий, привязанных к определенным срокам выполнения этапа работ или комплекса, для них указываются в планах определенные даты, а для некри тических событий и работ — интервалы времени.
НИИ экономики строительства Госстроя СССР раз работал указания по составлению производственно-эко номических планов строительных организаций. Эти ука зания следует широко использовать при проектировании функций планирования в АСУС.
Важное значение в условиях реформы приобретав! работа блока «финансирования и кредитования». По скольку главная цель деятельности строительных орга низаций определена как ввод в действие мощностей и объектов, расчеты с заказчиками и формирование прибы ли следует по идее поставить в прямую зависимость от ввода в действие. На этот же результат нацелена и вся система экономического стимулирования.
В дальнейшем расчеты между заказчиками и подряд чиками будут производиться применительно к п. 24 п'о-
становления ЦК КПСС |
и Совета Министров СССР |
«О совершенствовании |
планирования капитального |
строительства и об усилении экономического стимулиро вания строительного производства». Постановлением предусмотрено, что Стройбанк СССР предоставляет под рядным строительным организациям кредит в размере полной сметной стоимости строящегося предприятия или объекта, определенной сметой, принятой генеральным подрядчиком. Расчет между заказчиком и подрядчиком за построенные и подготовленные к выпуску продукции или оказание услуг предприятия или объекты произво дится после приемки их заказчиком. Полученные кре диты погашаются после завершения расчетов с заказчи ком. Вся экономия, полученная против сметы (разница между сметной и фактической стоимостью строительст ва), остается в распоряжении подрядной организации.
При досрочном вводе в действие предприятия или объекта против установленных нормативных сроков в распоряжение подрядной организации поступает так же часть плановой прибыли предприятия за период, на который сокращен срок строительства.
Показатель прибыли в новых условиях выступает как критерий оптимального функционирования всего треста. Деятельность блоков системы управления оценивается главным образом по их вкладу в прибыль или по ло-
90
кальным критериям, которые прямо или косвенно влия ют на ее рост. Увязка показателя прибыли с главной целью системы — вводом в действие мощностей и объек тов— достигается тем, что прибыль формируется не по отдельным видам строительно-монтажных работ или кон структивным элементам, а по законченной и сданной за казчику строительной продукции.
Значительно увеличены премии за ввод в действие в срок и досрочно, размер их составляет в среднем 2,2% сметной стоимости строительно-монтажных работ по сданным заказчику объектам.
Из отчислений от прибыли формируется значитель ная часть фондов экономического стимулирования, при чем эти отчисления производятся по максимальной нор ме при условии выполнения плана по прибыли.
Если план недовыполнен, то снижается сумма отчис лений, во-первых, за счет уменьшения массы прибыли, а во-вторых, уменьшается и норматив, по которому про изводятся отчисления в фонд материального поощрения.
Вместе с тем для стимулирования напряженных пла нов предусмотрено и снижение нормы отчислений за пе ревыполненную сверхплановую часть прибыли. Поэтому для строительной организации в высшей степени важно определить все источники получения прибыли, выявить все производственные и финансовые резервы, полностью
отразить |
их в плане, а в ходе работы принять все |
меры для |
реализации прибыли путем снижения издер |
жек производства и своевременного ввода в действие объектов.
В качестве базы для отчислений в фонды экономиче ского стимулирования принимается расчетная прибыль, которая определяется как разность между балансовой прибылью и суммой платы за фонды и платы за кредит. Таким образом, создается стимул для экономного ис пользования производственных основных фондов и обо ротных средств, а также для разумного использования кредитов. Поэтому экономия по плате за фонды и плате за кредит может служить локальным критерием для оцен ки блока «финансирование и кредитование», а экономия по плате за оборотные средства соответственно для бло ка «материально-техническое снабжение». В обоих слу чаях эти локальные критерии учитываются лишь при обязательном выполнении главной цели блоков — экви валентность денежных операций и соответственно — дви-
7Г
жения материальных ценностей плану оптимального функционирования системы в целом.
В системе мероприятий по усилению экономического стимулирования предусматривается создание трех фон дов строительного предприятия.
Фонд развития производства создается как экономи ческий инструмент стимулирования научно-технического прогресса и повышения самостоятельности строительных организаций в вопросах производства.
Фонд жилищного строительства и социально-культур ных мероприятий способствует созданию коллективного интереса в выполнении плана по прибыли.
Фонд материального поощрения используется для стимулирования отдельных работников за выполнение плановых показателей, направленных на ускорение вво да в действие, повышение качества и увеличение при были.
Таким образом, эти три фонда вместе с премиями за ввод в действие объединяют интересы предприятия, кол лектива и отдельных работников, стимулируют их дея тельность, планомерно направляемую на повышение эффективности общественного .производства.
Механизм действия этих фондов включает следующие элементы: источники, нормативы, направления расходо вания средств, порядок управления.
Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений строительной организации, а также для модернизации средств труда и производства. Средства этого фонда можно использо вать на подготовку производства, совершенствование технологии, внедрение научной организации труда.
Отсюда погашаются ссуды банка, выданные на внед рение новой техники и другие мероприятия по совершен ствованию производства.
Управление этим фондом в АСУС целесообразно воз ложить на главного инженера треста, а подготовку ре шений— на производственно-технический отдел. При этом следует иметь в виду, что самостоятельное решение всех вопросов технического прогресса каждой строитель ной организацией в отдельности вряд ли может привести к оптимальному народнохозяйственному результату. Ускоренный научно-технический прогресс требует зна чительных капитальных вложений, которые порой непо сильны для отдельных трестов. Поэтому часть сумм, от-
92
численных в фонд развития производства, целесообраз но централизовать при согласии строительных предприя тий в хозрасчетных организациях более высокого уров
ня— объединений, фирм.
В распоряжении строительных предприятий целесо образно сохранять часть фонда развития производства, которую с эффектом можно использовать на мероприя
тия местного порядка.
Фонд материального поощрения в общей системе уп равления выступает как одно из наиболее эффективных средств воздействия на участников строительного про цесса путем создания у них интереса к выполнению го сударственных заданий и показателей, обеспечивающих оптимальное функционирование строительного пред приятия.
Источники его формирования — отчисления от при были и средства, получаемые от заказчика для премиро вания за ввод в действие в срок и досрочно производст венных мощностей и объектов строительства. Кроме то го, в фонд включаются также суммы премий, выплачи ваемые рабочим за счет фонда заработной платы по раз личным премиальным системам.
Таким образом, общая сумма фонда прямо зависит от конечных результатов деятельности строительного предприятия — ввод в действие и прибыль.
Порядок расходования фонда устанавливается руко водством строительно-монтажного предприятия (треста) по согласованию с профсоюзной организацией. Здесь допускается применение различных премиальных систем, стимулирующих в различных блоках и звеньях выпол нение поставленных перед ними конкретных задач, — пу сковые задания, рост производительности труда, ритмич ность производства, качество строительной продукции, улучшение работы механизмов, бесперебойное комплек тование и снабжение материалами, экономное распоря жение кредитами и оборотными средствами и др.
Выплата единовременного вознаграждения всем до бросовестно работавшим членам коллектива с учетом стажа их работы становится действенным средством борьбы с текучестью, повышения квалификации кадров.
Важно отметить, что размер выплат работникам из фонда материального поощрения не ограничен предель ными нормами, эти выплаты производятся сверх фонда заработной платы, установленного для треста, но вклю-
93