Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
зацни — все это характеризует прогрессивные формы и методы управления в строительстве.
Сущность же научного управления, его принципи альная основа определяются закономерностями социа листической экономики, ее плановым характером, целя ми, которые поставлены перед общественным производ ством на данном этапе его развития, и специфическими для социалистического общества средствами воздейст вия на участников процесса.
Научное управление строительной организацией пре дусматривает не только наличие у нее плана, но и сба лансированность этого плана по всем внутренним эле ментам, а также на входе и выходе, чтобы при его вы полнении были обеспечены оптимальные результаты для данной организации и для народного хозяйства в целом.
По отношению к людям требуется не только указать каждому исполнителю его задачу в общем процессе строительного производства, но и создать такой экономи ческий и психологический «климат» в коллективе, чтобы каждый понимал эту задачу и имел свой интерес выпол нять ее наилучшим образом.
И самое главное заключается в том, что в научном управлении реализуется основное производственное от ношение социализма — отношение товарищеского сот рудничества и взаимопомощи работников, свободных от эксплуатации в коллективном производстве продуктов.
2. Использование объективных законов социалистической экономики в практике управления
В основе хозяйственного управления лежит плано мерное использование объективных законов развития социалистической экономики в целях оптимизации про изводственных процессов.
Современная наука трактует экономические законы социализма как тенденции развития, объективно прису щие социалистическому способу производства, и как ха рактеристики необходимых соотношений и экономичес ких связей между важнейшими его элементами.
Особенность экономических законов состоит в том, что отражаемые ими соотношения и тенденции, будучи объективными, не проявляются, однако, самопроизвольно, независимо от воли и сознания людей, как иногда оши
14
бочно считали в прошлом. Законы социалистической экономики реализуются только через активное плано мерное воздействие на производственные процессы со стороны органов управления и через целенаправленное участие в нем широких масс трудящихся. Этим законы экономики коренным образом отличаются от законов фи зики и химии, которые объективно отражают состояние природы и ход природных процессов независимо от во ли людей.
Законы физики обладают свойством всеобщности, они не допускают исключения. В формуле физического закона содержится безоговорочный прогноз результата, наступающего всякий раз, когда возникает моделируе мая ситуация. Здесь в единичном проявляется общее.
В экономических законах определяются соотношения массовых процессов, их долговременные тенденции,
всилу чего в каждом отдельном случае эти законы могут
вотчетливой форме и не проявляться. Если мы говорим,
что товары обмениваются пропорционально вложенным в них затратам труда, то это еще не значит, что приме нительно к этим пропорциям и происходит каждый акт обмена. Закон стоимости проявляется лишь в общей сумме многих актов обмена, формирующих товарно-де нежные отношения за длительный период.
Фундаментальные законы природы, например все мирное тяготение, сохранение материи и энергии, пере ход энергии в различные формы, проявляются как неиз менные свойства реального мира. В формулах этих зако нов отсутствует показатель времени. У современной нау ки нет оснований прогнозировать изменения этих зако нов в будущем пли предполагать, что они не действова ли в прошлом.
Экономические законы формируются на основе инте ресов людей, коллективов, социальных групп, классов и в непосредственной связи с формой собственности на средства производства. Отсюда возникает понятие исто ричности экономических законов.
Под влиянием социально-экономического развития изменяются интересы людей, расширяется их познание, повышается уровень сознательного отношения к коллек тиву, предприятию, растет патриотизм, возникают новые закономерности развития общества. На определенной стадии возникает исторически обусловленная возмож ность более интенсивного действия экономических зако
15
нов и перехода на основе |
познания их |
необходимости |
к более высоким формам |
использования |
этих законов |
в целях повышения эффективности общественного произ водства.
Именно такой процесс и происходит в настоящее вре мя, в условиях развитого социализма. По своему суще ственному содержанию наиболее важны для научных основ управления законы планомерного пропорциональ ного развития производства, стоимости, роста произво дительности общественного труда и, конечно, основной
закон социалистического общества. |
|
Закон |
пропорционального развития означает, что |
все звенья |
народного хозяйства объективно связаны |
между собой определенными качественными и количест венными соотношениями. Для развития- какой-либо от расли (строительства) или экономического района нуж но обеспечить соответствующий пропорциональный объ ем производства в промышленности строительных
материалов, металлургии, химии, деревообработке, ма |
|
шиностроении и других смежных отраслях, |
обеспечива |
ющих эту отрасль или район средствами |
производ |
ства. |
как смеж |
В свою очередь строительство выступает |
ная отрасль по отношению ко всем без исключения дру гим отраслям народного хозяйства. Поскольку в сфере строительства происходит расширенное воспроизводство недвижимых основных фондов народного хозяйства, строительство выполняет в общей системе управления общественным производством функции долговременного регулятора темпов и пропорций.
Пропорциональность до известной степени присуща и капиталистическому способу производства, но она реа лизуется стихийно, через непрерывные динамические от клонения, свойственные механизму рыночного саморегу лирования. Такие отклонения (диспропорции) достигают большого диапазона, особенно в периоды промышлен ных или валютных кризисов, приводя к бесцельным за тратам общественного труда па производство продук ции, не находящей платежеспособного спроса, к непол ной загрузке производственных мощностей, к инфляции и безработице или, наконец, к возникновению дефицита и искусственному повышению цен.
Для социалистического хозяйства характерно плано мерное применение закона, что позволяет избежать днс-
16
пропорций, исключив связанные с ними потери общест венного труда.
Этим в значительной мере н определяется более вы сокий потенциал экономической эффективности социа листического способа производства. Однако он пока не
полностью реализуется в практике |
планирования капи |
|||
тального строительства, поскольку |
еще |
не |
устранены |
|
факты несбалансированности планов, как это |
отмечено |
|||
в постановлении |
ЦК КПСС и Совета Министров СССР |
|||
от 28 мая 1969 г. |
«О совершенствовании |
планирования |
капитального строительства и об усилении экономическо го стимулирования строительного производства».
В научной системе управления принцип пропорци ональности находит свою высшую форму, поскольку план опирается па межотраслевой баланс материально го производства, а с другой стороны, доводится до каж дого строительного предприятия и, самое главное, про порциональность отражается не только в плане, но и в производстве.
Научная система управления не примет к исполне нию план, если в нем имеются неувязки (диспропорции) между задачами и ресурсами, поскольку несбалансиро ванный план строительного треста все равно не будет вы полнен, какие бы методы управления не применялись.
Один из способов оптимального управления строи тельными процессами в условиях несбалансированно
сти плана на том пли ином участке или при |
нарушении |
||||
баланса в ходе производства |
(например, нарушение сро |
||||
ков поставки материалов) заключается в ранжировании |
|||||
объектов |
строительства, |
т. е. в расположении |
их по по |
||
рядку важности. При этом |
дефицитные |
ресурсы реко |
|||
мендуется направлять на следующие по рангу объекты |
|||||
лишь после обеспечения более важных для государства |
|||||
объектов. |
|
|
|
|
|
Закон |
планомерного |
пропорционального |
развития |
||
народного хозяйства всегда лежал в основе |
государст |
||||
венного хозяйственного руководства, но он порой не на |
|||||
ходил полного отражения |
в управлении |
отдельными |
|||
строительными предприятиями. Говоря «план — это же |
|||||
лезный закон», как бы полагали, что самый факт вклю |
|||||
чения объекта в план строительства предопределяет за |
|||||
вершение его в назначенные сроки. При этом в неявной |
|||||
форме исходили из того, |
что |
законы социалистической __ |
|||
экономики |
объективно управляют производствам |
||||
2—283 |
|
|
I н л у ч п о - т е х я и ч о с ч а ч |
||
|
|
* |
и;5лм->тека &C-GP |
||
|
|
|
!| |
|
С.КЗЕМПЛГР |
бы независимо от деятельности людей. В действи тельности производством управляют не законы, а люди. Если они составляют сбалансированный план, используя познанные ими законы как объективное условие опти мальности, и затем целесообразно воздействуют на про цесс производства, поддерживая пропорциональность в большом и малом, то такой план действительно стано вится «железным законом».
АСУС выступает в этом случае как инструмент ис пользования экономических законов социализма в це лях повышения эффективности общественного производ ства.
Что касается закона стоимости, то его используют в управлении как ведущее звено хозрасчетных отношений, а также на стадии ценообразования, имея в виду при ближение цен к общественно необходимым затратам труда.
Установление экономически обоснованных цен не простой вопрос, поскольку цены наряду с учетно-изме рительной функцией, для которой требуется их прибли жение к стоимостям, выполняют в процессе производст ва и обращения ряд других функций. Так, стимулирую щая функция требует, чтобы каждое нормально работа ющее предприятие возмещало выручкой издержки про изводства и получало сверх этого известную прибыль. Но строительные предприятия работают в существенно различной, объективно обусловленной экономической и природно-климатической обстановке. Поэтому возника ет альтернатива — устанавливать единые цены на строи тельную продукцию па уровне самых высоких издержек производства или индивидуальные цены, исходя из ре альных условий работы.
Ценообразование в строительстве пошло по второму пути и практически это означает, что определение смет ной стоимости становится функцией не только государ ства, но и предприятия, по своей важности выдвигаясь на первый план в системе управления. Надо добавить, что возможности формализации этой функции и. ее ав томатизации очень велики и перспективны даже на уров не предприятия и особенно для отраслевых вычисли тельных центров.
За последние годы многое сделано для упорядочения ценообразования в строительстве. Дважды повышалась заработная плата работникам строительства, увеличена
18
норма прибыли в ценах на строительно-монтажные рабо ты. В результате индекс сметной стоимости строительномонтажных работ повысился более чем на 20%, а пре дельная норма включаемого в сметы резерва на непред виденные работы доведена до 10%.
В таких условиях утвержденная сметная стоимость стройки, согласованная с выполняющей работы стро ительной организацией, не может быть пересмотрена. Это коренным образом меняет отношение строительно го предприятия к ценообразованию, заставляет его с максимальной ответственностью отнестись к формирова нию сметной стоимости до заключения генерального до говора подряда, а в дальнейшем — самым тщательным образом контролировать соответствие сметных и факти ческих издержек производства.
Использование закона стоимости требуется также в сфере обращения, где строительные предприятия высту пают в качестве покупателей продукции промышленно сти. Это означает тщательную проверку цен и соответ ствия получаемых материалов стандартам, техническим условиям и договорам.
Основной экономический закон социализма1— это закон цели социалистического общественного производ ства. Он охватывает и главную экономическую цель — рост производительности труда — как основу для роста материального и культурного уровня жизни народа, на иболее полного удовлетворения его духовных запросов.
Основной экономический закон социализма реали зуется в значительной мере через государственные ме роприятия и установления — политику заработной пла ты, рост производства предметов потребления, решение жилищной проблемы, всеобщее среднее образование, развитие здравоохранения, просвещения, науки, культу ры, а также через систему пенсионного обеспечения и социального страхования.
При переходе строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического сти мулирования и при внедрении АСУС государственное централизованное регулирование сохраняет и даже уси
1 Строго говоря, это закон не только экономический, но и' соци ально-экономический, ибо в нем отражены и социологические цели общественного производства.
2* |
19 |