Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.07.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зацни — все это характеризует прогрессивные формы и методы управления в строительстве.

Сущность же научного управления, его принципи­ альная основа определяются закономерностями социа­ листической экономики, ее плановым характером, целя­ ми, которые поставлены перед общественным производ­ ством на данном этапе его развития, и специфическими для социалистического общества средствами воздейст­ вия на участников процесса.

Научное управление строительной организацией пре­ дусматривает не только наличие у нее плана, но и сба­ лансированность этого плана по всем внутренним эле­ ментам, а также на входе и выходе, чтобы при его вы­ полнении были обеспечены оптимальные результаты для данной организации и для народного хозяйства в целом.

По отношению к людям требуется не только указать каждому исполнителю его задачу в общем процессе строительного производства, но и создать такой экономи­ ческий и психологический «климат» в коллективе, чтобы каждый понимал эту задачу и имел свой интерес выпол­ нять ее наилучшим образом.

И самое главное заключается в том, что в научном управлении реализуется основное производственное от­ ношение социализма — отношение товарищеского сот­ рудничества и взаимопомощи работников, свободных от эксплуатации в коллективном производстве продуктов.

2. Использование объективных законов социалистической экономики в практике управления

В основе хозяйственного управления лежит плано­ мерное использование объективных законов развития социалистической экономики в целях оптимизации про­ изводственных процессов.

Современная наука трактует экономические законы социализма как тенденции развития, объективно прису­ щие социалистическому способу производства, и как ха­ рактеристики необходимых соотношений и экономичес­ ких связей между важнейшими его элементами.

Особенность экономических законов состоит в том, что отражаемые ими соотношения и тенденции, будучи объективными, не проявляются, однако, самопроизвольно, независимо от воли и сознания людей, как иногда оши­

14

бочно считали в прошлом. Законы социалистической экономики реализуются только через активное плано­ мерное воздействие на производственные процессы со стороны органов управления и через целенаправленное участие в нем широких масс трудящихся. Этим законы экономики коренным образом отличаются от законов фи­ зики и химии, которые объективно отражают состояние природы и ход природных процессов независимо от во­ ли людей.

Законы физики обладают свойством всеобщности, они не допускают исключения. В формуле физического закона содержится безоговорочный прогноз результата, наступающего всякий раз, когда возникает моделируе­ мая ситуация. Здесь в единичном проявляется общее.

В экономических законах определяются соотношения массовых процессов, их долговременные тенденции,

всилу чего в каждом отдельном случае эти законы могут

вотчетливой форме и не проявляться. Если мы говорим,

что товары обмениваются пропорционально вложенным в них затратам труда, то это еще не значит, что приме­ нительно к этим пропорциям и происходит каждый акт обмена. Закон стоимости проявляется лишь в общей сумме многих актов обмена, формирующих товарно-де­ нежные отношения за длительный период.

Фундаментальные законы природы, например все­ мирное тяготение, сохранение материи и энергии, пере­ ход энергии в различные формы, проявляются как неиз­ менные свойства реального мира. В формулах этих зако­ нов отсутствует показатель времени. У современной нау­ ки нет оснований прогнозировать изменения этих зако­ нов в будущем пли предполагать, что они не действова­ ли в прошлом.

Экономические законы формируются на основе инте­ ресов людей, коллективов, социальных групп, классов и в непосредственной связи с формой собственности на средства производства. Отсюда возникает понятие исто­ ричности экономических законов.

Под влиянием социально-экономического развития изменяются интересы людей, расширяется их познание, повышается уровень сознательного отношения к коллек­ тиву, предприятию, растет патриотизм, возникают новые закономерности развития общества. На определенной стадии возникает исторически обусловленная возмож­ ность более интенсивного действия экономических зако­

15


нов и перехода на основе

познания их

необходимости

к более высоким формам

использования

этих законов

в целях повышения эффективности общественного произ­ водства.

Именно такой процесс и происходит в настоящее вре­ мя, в условиях развитого социализма. По своему суще­ ственному содержанию наиболее важны для научных основ управления законы планомерного пропорциональ­ ного развития производства, стоимости, роста произво­ дительности общественного труда и, конечно, основной

закон социалистического общества.

Закон

пропорционального развития означает, что

все звенья

народного хозяйства объективно связаны

между собой определенными качественными и количест­ венными соотношениями. Для развития- какой-либо от­ расли (строительства) или экономического района нуж­ но обеспечить соответствующий пропорциональный объ­ ем производства в промышленности строительных

материалов, металлургии, химии, деревообработке, ма­

шиностроении и других смежных отраслях,

обеспечива­

ющих эту отрасль или район средствами

производ­

ства.

как смеж­

В свою очередь строительство выступает

ная отрасль по отношению ко всем без исключения дру­ гим отраслям народного хозяйства. Поскольку в сфере строительства происходит расширенное воспроизводство недвижимых основных фондов народного хозяйства, строительство выполняет в общей системе управления общественным производством функции долговременного регулятора темпов и пропорций.

Пропорциональность до известной степени присуща и капиталистическому способу производства, но она реа­ лизуется стихийно, через непрерывные динамические от­ клонения, свойственные механизму рыночного саморегу­ лирования. Такие отклонения (диспропорции) достигают большого диапазона, особенно в периоды промышлен­ ных или валютных кризисов, приводя к бесцельным за­ тратам общественного труда па производство продук­ ции, не находящей платежеспособного спроса, к непол­ ной загрузке производственных мощностей, к инфляции и безработице или, наконец, к возникновению дефицита и искусственному повышению цен.

Для социалистического хозяйства характерно плано­ мерное применение закона, что позволяет избежать днс-

16


пропорций, исключив связанные с ними потери общест­ венного труда.

Этим в значительной мере н определяется более вы­ сокий потенциал экономической эффективности социа­ листического способа производства. Однако он пока не

полностью реализуется в практике

планирования капи­

тального строительства, поскольку

еще

не

устранены

факты несбалансированности планов, как это

отмечено

в постановлении

ЦК КПСС и Совета Министров СССР

от 28 мая 1969 г.

«О совершенствовании

планирования

капитального строительства и об усилении экономическо­ го стимулирования строительного производства».

В научной системе управления принцип пропорци­ ональности находит свою высшую форму, поскольку план опирается па межотраслевой баланс материально­ го производства, а с другой стороны, доводится до каж­ дого строительного предприятия и, самое главное, про­ порциональность отражается не только в плане, но и в производстве.

Научная система управления не примет к исполне­ нию план, если в нем имеются неувязки (диспропорции) между задачами и ресурсами, поскольку несбалансиро­ ванный план строительного треста все равно не будет вы­ полнен, какие бы методы управления не применялись.

Один из способов оптимального управления строи­ тельными процессами в условиях несбалансированно­

сти плана на том пли ином участке или при

нарушении

баланса в ходе производства

(например, нарушение сро­

ков поставки материалов) заключается в ранжировании

объектов

строительства,

т. е. в расположении

их по по­

рядку важности. При этом

дефицитные

ресурсы реко­

мендуется направлять на следующие по рангу объекты

лишь после обеспечения более важных для государства

объектов.

 

 

 

 

 

Закон

планомерного

пропорционального

развития

народного хозяйства всегда лежал в основе

государст­

венного хозяйственного руководства, но он порой не на­

ходил полного отражения

в управлении

отдельными

строительными предприятиями. Говоря «план — это же­

лезный закон», как бы полагали, что самый факт вклю­

чения объекта в план строительства предопределяет за­

вершение его в назначенные сроки. При этом в неявной

форме исходили из того,

что

законы социалистической __

экономики

объективно управляют производствам

2—283

 

 

I н л у ч п о - т е х я и ч о с ч а ч

 

 

*

и;5лм->тека &C-GP

 

 

 

!|

 

С.КЗЕМПЛГР


бы независимо от деятельности людей. В действи­ тельности производством управляют не законы, а люди. Если они составляют сбалансированный план, используя познанные ими законы как объективное условие опти­ мальности, и затем целесообразно воздействуют на про­ цесс производства, поддерживая пропорциональность в большом и малом, то такой план действительно стано­ вится «железным законом».

АСУС выступает в этом случае как инструмент ис­ пользования экономических законов социализма в це­ лях повышения эффективности общественного производ­ ства.

Что касается закона стоимости, то его используют в управлении как ведущее звено хозрасчетных отношений, а также на стадии ценообразования, имея в виду при­ ближение цен к общественно необходимым затратам труда.

Установление экономически обоснованных цен не простой вопрос, поскольку цены наряду с учетно-изме­ рительной функцией, для которой требуется их прибли­ жение к стоимостям, выполняют в процессе производст­ ва и обращения ряд других функций. Так, стимулирую­ щая функция требует, чтобы каждое нормально работа­ ющее предприятие возмещало выручкой издержки про­ изводства и получало сверх этого известную прибыль. Но строительные предприятия работают в существенно различной, объективно обусловленной экономической и природно-климатической обстановке. Поэтому возника­ ет альтернатива — устанавливать единые цены на строи­ тельную продукцию па уровне самых высоких издержек производства или индивидуальные цены, исходя из ре­ альных условий работы.

Ценообразование в строительстве пошло по второму пути и практически это означает, что определение смет­ ной стоимости становится функцией не только государ­ ства, но и предприятия, по своей важности выдвигаясь на первый план в системе управления. Надо добавить, что возможности формализации этой функции и. ее ав­ томатизации очень велики и перспективны даже на уров­ не предприятия и особенно для отраслевых вычисли­ тельных центров.

За последние годы многое сделано для упорядочения ценообразования в строительстве. Дважды повышалась заработная плата работникам строительства, увеличена

18

норма прибыли в ценах на строительно-монтажные рабо­ ты. В результате индекс сметной стоимости строительномонтажных работ повысился более чем на 20%, а пре­ дельная норма включаемого в сметы резерва на непред­ виденные работы доведена до 10%.

В таких условиях утвержденная сметная стоимость стройки, согласованная с выполняющей работы стро­ ительной организацией, не может быть пересмотрена. Это коренным образом меняет отношение строительно­ го предприятия к ценообразованию, заставляет его с максимальной ответственностью отнестись к формирова­ нию сметной стоимости до заключения генерального до­ говора подряда, а в дальнейшем — самым тщательным образом контролировать соответствие сметных и факти­ ческих издержек производства.

Использование закона стоимости требуется также в сфере обращения, где строительные предприятия высту­ пают в качестве покупателей продукции промышленно­ сти. Это означает тщательную проверку цен и соответ­ ствия получаемых материалов стандартам, техническим условиям и договорам.

Основной экономический закон социализма1— это закон цели социалистического общественного производ­ ства. Он охватывает и главную экономическую цель — рост производительности труда — как основу для роста материального и культурного уровня жизни народа, на­ иболее полного удовлетворения его духовных запросов.

Основной экономический закон социализма реали­ зуется в значительной мере через государственные ме­ роприятия и установления — политику заработной пла­ ты, рост производства предметов потребления, решение жилищной проблемы, всеобщее среднее образование, развитие здравоохранения, просвещения, науки, культу­ ры, а также через систему пенсионного обеспечения и социального страхования.

При переходе строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования и при внедрении АСУС государственное централизованное регулирование сохраняет и даже уси­

1 Строго говоря, это закон не только экономический, но и' соци­ ально-экономический, ибо в нем отражены и социологические цели общественного производства.

2*

19