Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
соблюдаться как в планах, так и в процессе производст ва на основе постоянного контроля за важнейшими эко номическими показателями и соответствующего воздей
ствия на процессы.
Эффективное использование экономических законов социализма требует системного подхода к управлению. Это означает полноту охвата всех уровней строительно го производства и его организационных структур — от министерства до треста и строительной бригады; макси мум эффективности будет достигнут при полной сба лансированности не только планов народного хозяйства и капитального строительства, но и всех элементов дея тельности строительных трестов. Это означает далее, что требуется комплексно использовать в процессе управле ния все фундаментальные законы общественного произ водства в их взаимосвязи, с учетом специфических усло вий и закономерностей строительной отрасли народного
хозяйства. |
охватить все функ |
Научное управление должно |
|
ции — экономические, технические |
и социологические. |
Если упустить важную функцию, то система управления дает меньший эффект, а иногда может сработать вхо лостую. И это значит, что в системах управления необ ходимо реализовать весь механизм использования эконо мических законов с учетом достижений советской эконо мической науки, кибернетики, электроники и новых раз делов математики.
3. Особенности строительного производства
и их отражение в управлении строительными организациями
При формировании АСУС необходимо отразить в сис теме наряду с основами научного управления, общими для всех отраслей хозяйства, специфику строительного производства, требующую особого нестандартного подхо да к методам и средствам управления. Из числа таких особенностей прежде всего следует выделить прямые связи строительства со всеми отраслями народного хо зяйства, как поставщика наиболее важной для этих от раслей базовой продукции — недвижимых основных фондов. Поскольку расширенное воспроизводство явля ется базой роста национального дохода, основой техни-
27
ческого, экономического и социального развития страны, строительная отрасль в общей системе общественного производства выступает как один из регуляторов меж отраслевой и территориальной пропорциональности производства, как важнейший фактор технического пе ревооружения всех отраслей и ускорения научно-техни ческого прогресса. Эту функцию строительство выполня ет на основе кооперированной деятельности с машино строительными отраслями.
Отсюда следует, что экономический эффект строи тельного процесса реализуется не только на уровне от расли или строительного предприятия, но и в конечном счете в народнохозяйственном масштабе на основе при менения наиболее совершенных проектов и ускорения ввода в действие строящихся объектов. Все общие и ло кальные задачи управления должны быть нацелены на повышение качества строительной продукции, рост ее
эффективности для |
потребителей, своевременный ввод |
в действие объектов |
.и мощностей. Этим определяется |
вся направленность экономической работы, цели эконо мического управления — выбор критериев при решении оптимизационных задач управления, основные показа тели плана, система экономического стимулирования, порядок ценообразования, финансирования и методы уп равляющих воздействий в процессе управления.
С другой стороны, в системе межотраслевых связей народного хозяйства строительство выступает как по требитель продукции промышленности строительных материалов, металлургии, химии, энергетики, топливных отраслей, машиностроения и приборостроения. Совре менное индустриальное строительство все в большей мере потребляет не сырьевые материалы, а сборные конструкции, изделия, узл'ы заводского изготовления, что требует соблюдения строжайшей дисциплины поста вок по объему, ассортименту и качеству. Поэтому в сис теме управления строительным предприятием и на более высоких уровнях в условиях сложившегося ресурсного дефицита по ряду строительных материалов необходимо предусмотреть реальные административные и экономи ческие меры по обеспечению поставок; наличие резер вов производственных и товарных, обеспечивающих бес перебойный и ритмичный ход строительного производст ва; всемерную экономию материальных ресурсов, ра зумное применение местных строительных материалов,
28
сохранность применяемых в производстве строительных конструкций.
Универсальный характер строительной продукции и спрос на нее со стороны всех без исключения отраслей и экономических районов влекут за собой повсеместное территориальное размещение строительного производст ва. Строительное предприятие — это не локализованное в закрытом помещении стационарное производство, а совокупность строящихся объектов, рассредоточенных зачастую па очень больших территориях (особенно ли нейное и сельскохозяйственное строительство) и посто янно меняющих свое местонахождение. Это, разумеется, усложняет управление строительными процессами, по вышает требования к кадрам, диктует необходимость
создания гибких |
организационных структур |
вплоть до |
||
передвижных |
производственных подразделений. |
|||
Строительная |
продукция — законченные |
и |
подготов |
|
ленные к эксплуатации объекты, здания |
и |
сооруже |
||
ния — имеет, |
как |
правило, индивидуальный |
характер, |
выполняется по специально разработанным техническим проектам. Эта черта строительного производства не сколько нивелируется применением типовых проектов, что не всегда возможно и целесообразно. Строительство крупных объектов производственного назначения по ти повым проектам могло бы привести к снижению темпов научно-технического прогресса. Широко используются типовые проекты в жилищном и культурно-бытовом строительстве, но и здесь заметна тенденция к примене нию типовых элементов вместо однообразных и архи тектурно-невыразительных типовых проектов.
Поэтому, получая для выполнения проект, строитель ная организация должна тщательно его проанализиро вать с точки зрения технологичности, конструктивных ре шений, соответствия реальным мощностям и возможнос тям производственно-технической базы. Отсюда вытекает функция подготовки производства в системах управле ния, причем первый этап такой подготовки — технико экономический анализ проекта, а следующий—-разра ботка технологии производства применительно .к данно му проекту и с учетом имеющихся и практически доступных средств производства.
В отличие от промышленности, где массовый выпуск однотипной продукции II строгая технология, реализуе мая на одних и тех же средствах труда, служат основой
29
повышения производительности труда и качества про дукции, в строительстве зачастую требуется заново раз
рабатывать организацию и технологию |
производства |
||
с учетом имеющихся и доступных |
средств |
труда (ма |
|
шин и механизмов). |
признаком |
производ |
|
Следовательно, существенным |
|||
ственного процесса, который должен найти |
отражение |
в системе управления, являются индивидуальный харак тер многих строительных процессов и обратное влияние наличных средств производства на выбор способа произ водства.
Технология возведения объекта может быть решена в многочисленных вариантах. Глубина специализации в строительстве очень велика. В сооружении крупных производственных объектов принимают участие до 30 видов специализированных организаций по монтажу конструкций, оборудования, общестроительным и специ альным строительным работам.
В промышленном производстве, как известно, про дукция специализированных предприятий обычно по ступает из других пунктов II может храниться па скла дах, ожидая своей очереди вступить в производство. В строительстве, очевидно, это невозможно. Здесь каж дая специализированная строительно-монтажная орга низация должна выполнить свою работу в назначенное время и в назначенном месте в строго установленной последовательности, получая фронт работ от другой ор ганизации и открывая, в свою очередь, фронт последу ющим работам. Отсюда вытекают две специфичные для строительства крупные задачи управления: выбор эконо мически оптимальных (или просто хороших) вариантов технологии сооружения объектов и строгая координация деятельности исполнителей строительного процесса на основе эффективных стимулов и санкций.
Одной из предпосылок научно-технического прогрес са в отраслях материального производства считается концентрация производства, т. е. сосредоточение в од ном предприятии крупных производственных мощностей и выпуск на этой основе больших объемов продукции. Концентрация в промышленности имеет свои экономи ческие границы, которые зависят от плотности потребле ния продукции, от расположения источников сырья и топлива, от удельных расходов по доставке продукции в районы потребления, а также от вида функции С—
30
— f(M) (С — затраты на производство единицы продук ции, М — мощность предприятия) и от ее параметров.
В строительстве характер концентрации совершенно иной, ибо строительная продукция потребляется там, где производится, и уровень концентрации производства целиком зависит от того, насколько сосредоточена по требность инвеститоров в недвижимых основных фон дах. В районах с большой программой строительных работ концентрация легко достижима, в других же рай онах она невозможна или экономически бесцельна.
Нередко концентрацию строительного производства трактуют как слияние нескольких строительно-монтаж ных организаций в одну более крупную. Здесь следует различать два случая. Если объединяемые организации ведут строительство на соседних площадках или в од ном районе, то подлинная концентрация производства достигается созданием одного строительного предприя тия вместо двух или нескольких. Если же объединяют строительные организации, ведущие работы в различ ных районах, то правильней говорить не о концентрации производства, а о централизации управления, что дале ко не всегда бывает полезно.
Концентрация строительного производства в значи тельной мере решается в планах капитальных вложений на основе соответствующего размещения объектов стро ительства, а также при проектировании на основе укруп нения мощностей промышленных предприятий, проекти ровании промышленных узлов и крупных градострои тельных комплексов.
При формировании систем управления в строитель ных предприятиях концентрация достигается путем вы явления объектов строительства в районе деятельности этого предприятия и передачи функций генерального подряда территориальным строительным организациям независимо от их ведомственной принадлежности, но с учетом отраслевой специализации.
Встроительстве успешно применяются своеобразные формы комбинирования, а именно: сочетание в одной строительно-монтажной организации функций строи тельного производства, промышленного производства, транспорта, снабжения, ремонта. Наиболее эффектив ной оказалась организационная форма домостроитель ных комбинатов, но эта форма не единственная.
Введении строительных министерств, территориаль-
31
пых главков и объединений, комбинатов, трестов до се го времени сохраняются многочисленные предприятия по производству сборного железобетона, товарного бе тона, нерудных материалов.
Попытки организационно выделить из состава строи тельных организаций производство этих материалов и конструкций, комплектная и своевременная поставка
которых требуется по |
технологии, нередко |
приводили |
к нарушению графиков |
производства работ |
и сроков |
ввода в действие объектов. То же можно сказать и об изъятии технологического транспорта из ведения строи тельно-моитажIIыXоргаиизац11й.
Поэтому при формировании АСУС не обязательна узкая специализация данного треста с организационным выделением из его состава подсобных промышленных
итранспортных предприятий, вспомогательных хозяйств
ит. д. Возможно, такие формы и найдут применение впо
следствии по мере того, как на основе реальных стиму лов и санкций будет укреплена дисциплина поставок
иуслуг. Пока же в структуре территориальных строи тельно-монтажных организаций от треста и выше при ходится сохранять производство некоторых материалов
иконструкций, транспорт, ремонт строительных машин, технологическую комплектацию.
Структура строительных организаций в нашей стра не — от министерств и ведомств до производственных звеньев, весьма разнообразна. Трудно даже сказать, на сколько эта структура оптимальна, ибо теория органи зационных структур в строительстве почти не разрабо тана и пока нет падежных критериев, позволяющих сравнивать и оценивать различные варианты. В строи тельстве управление отраслью ведется не одним, а не
сколькими органами — Госстроем СССР, строительны |
|
ми и промышленными министерствами, советами |
мини |
стров союзных республик. Строительные |
работы |
в крупных масштабах — от 100 млн. руб в год и выше — ведут по крайней мере 30 союзных министерств и при равненных к ним территориальных организаций. Отсюда возникают специфичные формы и методы управления научно-техническим прогрессом, проведения единой технической политики, координации деятельности мно гочисленных строительных организаций и увязки пла нов капитального строительства, с реальными мощностя ми строительной индустрии.
32