Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изводимых заказчиками за досрочное изготовление npd- ектно-сметнон документации, целесообразно направлять в фонд материального поощрения 60% и 40% в фонД социально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства. Такое распределение обеспечило бы большую весомость фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

2. По мере совершенствования новой системы плани­ рования, число сдаваемых заказчикам комплексных про­ ектов в целом по объекту должно возрастать за счет одновременного сокращения этапов работ и, по-видимо­ му, не только в проектировании.

С целью дальнейшего совершенствования и углубле­ ния опыта целесообразно в дальнейшем перевести не­ сколько проектных организаций на расчеты только за

законченные

проекты.

Очевидно,

для

таких

проектных

организаций

должна

действовать

и

несколько

другая

система

экономического

стимулирования.

Для

проект­

ных

организаций,

которые полностью или

в

основном

(на

80—90%) перейдут

на

расчеты

за

законченные

проекты,

целесообразно

повысить,

возможно

за

счет

средств

заказчиков,

размеры

отчислений в

фонды

эко­

номического

стимулирования.

Не

исключено,

что

будет

целесообразным установление, в опытном порядке, раз­ ных нормативов для отчислений от прибыли при сдаче заказчику комплексных проектов и частей проектов, ко­ нечно без потерь для бюджета. Для комплексных проек­ тов оплата должна быть более высокой.

Челябграждаипроект, поддерживая это предложение, предложил перевести его с 1972 г. на расчеты только за готовые проекты.

- Междуведомственная комиссия при Госплане СССР

по рекомендации рабочей группы МВК приняла это пред­ ложение. Необходимо всемерно расширять и совершен­ ствовать этот новый опыт.

3. Наряду с положительными сторонами проводимо­ го опыта работы проектных (изыскательских) организа­ ций в новых условиях, одновременно начали проявлять­ ся и некоторые отрицательные обстоятельства, которые становятся помехой успешному проведению опыта.

Как известно, новая система планирования и эконо­ мического стимулирован-ия предусматривает полную от­

ветственность институтов геипроектировщиков

за ра­

боту субподрядных проектных и изыскательских

орга-


низаций, которые в плановом порядке обязаны обеспе­

чить своевременное

и качественное

выполнение

специ­

альных

частей или

разделов

комплексных проектов

или

этапов

работ, но выполняют,

как сообщили

на

конфе­

ренции

представители

институтов

Мосэнергопроект,

ГПИ-3, Гипрошахт и другие,

иногда

несвоевременно и

некачественно свою

работу и

этим

создают

серьезные

помехи, а иногда и срывы

в работе головных

проектных

институтов. Действующая

же

в настоящее

время

пла­

ново-договорная система не полностью гарантирует бе­ зусловное, своевременное и качественное выполнение планово-договорных обязательств субподрядными специ­ ализированными проектными, конструкторскими и дру­ гими организациями. Особенно это проявилось в органи­ зациях, переведенных на новую систему планирования. На конференции представители ряда головных институ­ тов характеризовали этот пробел, как серьезную помеху к переходу на новую систему планирования и экономи­ ческого стимулирования. Предлагалось, в частности, введение штрафных санкций, налагаемых на субподряд­ ные специализированные организации, в пользу гене­ ральной проектной организации за несвоевременное и некачественное выполнение планово-договорных обяза­ тельств в процентах от подлежащего к выполнению по качеству и срокам объема работ. Этот вопрос не пол­ ностью был решен и при ранее действовавшей системе. При новой системе, когда главным стала своевременная сдача готового качественного проекта в полном его со­ ставе, целесообразно Госстрою СССР и Стройбанку

СССР пересмотреть действующий порядок, хотя бы в порядке опыта.

4, На конференции, всеми без исключения проект­ ными и изыскательскими организациями, подвергся рез­ кой критике действующий ранее порядок наделения про­ ектных и изыскательских организаций оборотными сред­ ствами — частично за счет средств заказчиков. Проект­ ные организации, особенно генпроектировщики, имея, как правило, несколько сот заказчиков с различными и не всегда устойчивыми источниками финансирования проектных работ, не имеют возможности своевременно собрать причитающийся им аванс в размере до 15% от договорного объема работ. С целью оздоровления фи­ нансового положения некоторые проектные организации рступали на путь*ускорения получения средств от за-


казчиков, имеющих устойчивые источники финансирова­ ния проектных работ путем дробления проектов иа мно­ гочисленные этапы работ.

5. Директивами XXIV съезда КПСС определена глав­ ная задача пятилетнего плана — обеспечить значитель­ ный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалисти­ ческого производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производь^льности труда.

Для претворения в жизнь главной задачи, в частно­ сти, необходимо: обеспечить улучшение пропорций об­ щественного производства,, высокие темпы роста сельско­ го хозяйства и отраслей, производящих товары народ­ ного потребления; значительно повысить эффективность

всех

отраслей народного хозяйства.

Получить за

счет

повышения производительности труда

80—85%

приро­

ста

национального дохода.

 

 

Для осуществления этих грандиозных задач требует­ ся значительное улучшение и проектного дела, и работы проектных и изыскательских организаций.

В связи с этим нам представляется целесообразным внести некоторые дополнения в методические указания, имея в виду усиление стимулирования за высококачест­ венное проектирование сельскохозяйственных объектов, за значительные успехи в повышении производительно­ сти труда па проектируемых промышленных объектах, а также за улучшение показателен при проектировании объектов, предназначенных для производства особенно новых товаров народного потребления. . По-видимому, все промышленные предприятия, как правило, должны выпускать товары народного потребления. Эти важней­ шие вопросы целесообразно рассмотреть рабочей группе MB К и внести свои предложения Междуведомственной комиссии при Госплане СССР.

6.

Проектные

(изыскательские) организации,

пере­

веденные на новую систему в 1971 г., образовали

 

фон­

ды социально-культурных

мероприятий

и

жилищного

строительства

за

счет

прибыли

в размере

от

 

0,4

до

3,9%

к фонду

заработной

платы

и нормативы

отчисле­

ний от прибыли в этот фонд — от 1,1 до

13,7%

к

сумме

балансовой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Такое разнообразие

в

величине фондов

ставит

про­

ектные (изыскательские)

организации в

неравные

ус-


ловия. Очевидно следует установить какие-то предёлУ величины фонда социально-культурных мероприятий.

Размер отчислений в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства целесообразно увязать с размером фонда заработной платы организа­ ций. Учет размера фонда заработной платы наиболее полно отражает численность работающих в организа­ циях, их мощность и при равных условиях и результатах

работы коллективов поставит их в одинаковое

положе­

ние. Вероятно в этот фонд следует направлять

средства

из фонда экономического стимулирования в

пределах

около одного процента к фонду заработной платы орга­ низации.

7. Существующие

договорные

отношения

между

заказчиком и подрядчиком

по существу

предопределяют

жестко целевое

изготовление технический

документации.

Тем не менее

в проектном

производстве

выполняется

огромное количество так называемых бросовых

работ*.

Так, в 1959—1961 гг. в

проектном

производстве

было

выполнено бросовых работ

на сумму

132,5 млн. руб., в

1963—1964 гг. и 1965 г. соответственно

на 59,3 и 66 млн.

руб. Бросовые работы могут быть, либо

по вине

проект­

ной организации (довольно

редко), либо по вине заказ­

чика (значительно чаще).

Проверка,

проведенная в ин­

ституте СахалвнНИПИнефть в 1968—1969 гг., показа­

ла, что первых

работ

примерно

около

30%, а

вторых

соответственно

70%

от общего

объема

бросовых

работ,

принятого за

100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

В первом

случае

виновная

сторона — проектная

ор­

ганизация — расплачивается

за допущенные

ошибки

по

существу из прибыли и, естественно, это сразу

влияет на

размер материального поощрения

работников. Во вто­

ром случае, как показывает практика,

после долгой пе­

реписки между

проектной

организацией и заказчиком

находятся, в конце концов, смягчающие вину обстоятель­ ства, и работа оплачивается за счет средств, выделен­ ных на проектные работы. При этом удорожание про­ ектных работ, как известно, увеличивает сметную стои-

* В проектном производстве бросовые работы — это продукция, которая по тем или иным причинам не может быть реализована в строительстве. При этом нельзя путать бросовые работы с браком (см. главу I ) .


ыость будущего объекта, поэтому целесообразно при но­ вой системе установить такой порядок, при котором пол­ ная стоимость бросовых работ, выполненных по вине заказчика, или их часть, оплачивалась бы из прибыли последнего, если предприятие расширяется или реконст­ руируется, причем из той ее части, которая формирует фонд материального поощрения. Кроме того, целесооб­ разно, на наш взгляд, установить такой порядок, когда бы заказчик вносил в бюджет часть прибыли за имею­ щуюся у него нереализуемую проектную документацию. Экономическая природа таких платежей была бы ана­ логична плате за производственные фонды, которая оп­ равдала себя в отраслях народного хозяйства.

По объектам нового промышленного, жилищного, культурно-бытового и других видов строительства за бросовые работы в проектировании целесообразно было бы уменьшать размеры причитающихся премий заказчи­ кам за ввод в действие объектов.

Не следует относить к бросовым затратам

разработ­

ку вариантов проектных решений для выбора

лучшего

из них.

 

Одним из важных вопросов, связанных с новой систе­ мой в проектном производстве, является вопрос о пере­ воде на новые условия работы комплексных научноисследовательских проектных институтов. Таких инсти­ тутов в стране довольно много. В Министерстве нефтя­ ной промышленности СССР практически все проектные институты были объединены с научно-исследовательски­ ми. Объем проектных работ в этих институтах значите­ лен и превышает в большинстве из них 1,5—2 млн. руб. Вопрос о переводе этих институтов на новую систему заслуживает особого рассмотрения.

Проведенное в свое время объединение не было все­ сторонне подготовлено, не были комплексно решены вопросы об источниках и способах финансирования, внутриинститутского планирования, взаимоотношений с заказчиками, расчетов за выполненные работы, эконо­ мического стимулирования, оценки деятельности, вза­ имных санкций и т. д. Объединения экономической жиз­ ни научной и проектной частей пока не произошло. В на­ стоящее время каждая из этих формально объединенных частей живет самостоятельной экономической жизнью. Переход при таких условиях на новую систему возмо­ жен, по-видимому, только раздельный (по научной и