Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установленных планом и фактических сроков сдачи за* казчикам проектов в целом на объект и этапов работ. Этот учет ведется с помощью графиков прохождения объекта через смежные отделы института на весь пери­ од проектирования, которые составляются на каждый проектируемый объект.

Проверка, проведенная Стройбанком СССР по итогам 9 месяцев 1971 г., показала, что институтом не было до­ пущено ни одного случая нарушения сроков сдачи заказ­ чикам проектов и изысканий в целом на объект или эта­ пов работ. А по ряду объектов проектно-сметная доку­ ментация сдана заказчикам со значительным опережени­ ем графика.

При составлении графиков институт руководствуется временными нормами продолжительности проектирова­ ния СН 283—64.

Решением МВК при Госплане СССР от 6 мая 1971 г. Мосэнергопроекту и Белгипропищепрому согласованы следующие нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования в процентах балансовой прибыли:

 

 

 

Фонды

 

 

 

 

 

 

социально-ку­

 

 

 

материального

льтурных ме­

Развития ор­

 

роприятий и

Институт

поощрения

жилищного

ганизации

 

 

строительства

 

 

 

для года

для пос­

для

для

для

для

 

года

после­

года

после­

 

перехода

ледующих

пере­

дую­

пере­

дую­

 

 

лет

хода

щих

хода

щих

 

 

 

 

лет

 

лет

Мосэнергопроект

33,5

33

8,8

8,8

4,6

4,7

Белгипропище- .

41,6

39,4

3,7

3,9

3,2

2,8

 

По этим нормативам Мосэнергопроект и Белгипропищепром предусмотрели отчисления от основной и допол­ нительной прибыли по принятым обязательствам на I I , I I I и IV кварталы 1971 г. соответственно:

вфонд материального поощрения — 94 и 90 тыс. руб.;

вфонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства — 23 и 9 тыс. руб.;

вфонд развития организации — 15 и 8 тыс. руб.


При условии выполнения плана сдачи технической документации Мосэнергопроектом заказчику в преду­ смотренном планом объеме и в установленные сроки в целом по объектам и этапам работ в фонды экономи­ ческого стимулирования в 1971 г. подлежало отчислению

148 тыс. руб. против 75 тыс. руб., отчисленных в 1970 г.

Все

фонды

экономического стимулирования,

с учетом

средств заказчиков за

качественные

показатели в рас­

чете

на

одного производственника

в 1971 г.,

составят

243

руб.,

из

которых

во I I .и I I I

кварталах

получены

149 руб. против начисленных в 1970 г. 128 оуб. и полу­

ченных

за сопоставимый

период

82

руб.

В том числе

фонд материального поощрения

на

одного производст­

венника

в 1971

г. составит

173 руб.,

из которых

во I I и

I I I кварталах

получено 103 оуб. против 96 руб. и 59 руб.

за сопоставимый период 1970 г.

 

 

 

 

План

сдачи заказчикам

проектов

и

планов

работ

Мосэнергопроект и Белгипропищепром в 1971 г. перевы­ полнили, а поэтому и фонды экономического стимулиро­ вания образованы в больших размерах, чем это было предусмотрено при переводе организаций на новую си­ стему.

В новыхусловиях планирования и экономического стимулирования решающее значение приобретает техни­ ческий и экономический уровень разрабатываемых про­ ектов. От этого уровня зависит размер другой новой ча­ сти фондов экономического стимулирования, поступаю­ щих от заказчиков в соответствии с действующими по­ ложениями, за отличное качество проектов, за снижение сметной стоимости строительства, а не за снижение сто­ имости строительства против сметы. Последние два ви­ да премий выплачиваются только после полного завер­ шения строительства объектов. Эти совершенно новые, дополнительные источники стимулирования за достигну­ тые в проектах наивысшие технико-экономические пока­ затели должны стать, но пока не стали, главными.

Поступление средств от заказчиков в 1971 г. еще от­ носительно мало повлияло на величину фондов стиму­ лирования проектных и изыскательских организаций.

32% средств направляет Мосэнергопроект из фонда материального поощрения на вознаграждения по итогам года, а Белгипропищепром — 42%).

Мосэнергопроектом разработано Положение о возна­ граждении работников по итогам работы за год и шка-

з*

67


ла, в соответствии с которой определяется размер воз­ награждения в зависимости от непрерывного стажа ра­ боты, заработной платы, а также учитывается личный вклад работника в деятельность коллектива.

Так, при стаже работы до 1 года, премия выплачи­ ваться не будет, а при стаже:

от

! до

2 лет — размер

вознаграждения составит сумму,

 

 

 

равную

средней

заработной

плате за

 

 

 

7 дней;

 

 

 

 

»

2 »

10

» — размер

вознаграждения составит

сум­

 

 

 

му заработной платы от 7 до

15 дней;

свыше

10

» —.размер

вознаграждения составит

сумму

 

 

 

заработной платы

18 дней.

 

 

Основным критерием, определяющим величину воз­ награждения в Мосэнергопроекте в днях, является стаж непрерывной работы. По-видимому, было бы более пра­ вильным на первое место поставить вклад каждого ра­ ботника — количество, качество и соблюдение срока ис­ полнения плана по законченным проектам в целом и по этапам работ. Стаж работы, по мнению авторов, должен являться показателем учитываемым, но не основным.

Мосэнергопроект, Белгипропищепром и другие инсти­ туты внутренними положениями установили порядок об­ разования фондов материального поощрения по отде­ лам. Фонды материального поощрения отделу в целом устанавливаются пропорционально стоимости работ по объектам и этапам, подлежащим сдаче заказчикам. Раз­ мер отчислений в фонд материального поощрения опре­ деляется по твердым нормативам в процентах к уста­ новленному фонду заработной платы по каждому объек­ ту. Особенно важен тот факт, что установленный размер фонда материального поощрения сообщается отделам Мосэнергопроекта и Белгипропищепрома до начала пла­ нируемого квартала. Таким образом, сотрудники отде­ лов заранее знают о намечаемых к получению размерах премий -за выполнение предусмотренных планом работ. Все зависит от .своевременного и качественного выпол­ нения и сдачи ими работ

В общем .хорошо отработанная система доведения плана' до исполнителей, четкая организация контроля "исполнения планов, наличие разработанных внутриинститутс'ких' нормативов .и положений сказалось после перехода на новую систему На улучшении работы как производственных, отделов', так и институтов в целом.


Министерством

финансов СССР

и Стройбанком

СССР в конце 1971

г. была проведена

проверка работы

'в новых условиях проектных институтов Челябгражданпроект, Гипроавтотранс, Мосэнергопроект, ГПИ-3, Желдорпроект, Белгипропищепром, Гипросвязь, ГСПИ и УралТИСИЗ во втором и третьем кварталах 1971 г. Ука­ занные институты были переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования с 1 ап­ реля 1971 г.

Все десять проектных .институтов во втором и треть­ ем кварталах выполнили и перевыполнили главный по­ казатель их работы в новых условиях — план сдачи за­ казчикам проектной документации в целом по объектам или этапам работ. Причем выполнение составило от 100% (Мосэнергопроект и ГПИ-3) до 115% (Гипроавто­ транс и Желдорпроект). Общее выполнение плана сдачи проектной документации заказчикам по десяти институ­ там за второй и третий кварталы 1971 г. составило 107,3%.

Перевыполнение плана сдачи проектной документа­ ции заказчикам обеспечило сокращение незавершенного проектного производства и перевыполнение (кроме ин­ ститута Гипроавтотранса) плана по прибыли.

Итоги конференции, проведенной в Ленинграде, под­ твердили целесообразность дальнейшего проведения и расширения опыта и правильность основных положений новой системы планирования и экономического стиму­ лирования.

Г л а в а IV

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТНЫХ И.ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В этой главе будет сделана попытка осветить некото­ рые проблемы экономики проектного производства, ко­ торые возникли в процессе проведения опыта по перево­ ду проектных (изыскательских) организаций на новую систему. На некоторые вопросы уже сегодня можно от-


ретить, а другие требуют большой теоретической и прак­ тической работы коллективов ученых и экономистов в проектных и научно-исследовательских институтах. К со­ жалению, в настоящее время вопросам экономики про­ ектного производства уделяется еще мало внимания. За последние 20 лет защищено около десяти кандидатских диссертаций, связанных с экономикой процесса проекти­ рования, из них в 1966 г. — две работы, в 1967 г. — две работы, в 1968 г.—три работы и в 1971 г.—одна работа.

Можно назвать единственный институт в стране (ЦНИИЭПромзданий), экономическая лаборатория которого занимается вопросами проектного производст­ ва. В настоящее время этими вопросами начали зани­

маться

НИИ экономики строительства Госстроя СССР

и НИИ

технико-экономических исследований химичес­

кой промышленности (НИИТЭХИМ).

Перейдем к рассмотрению интересующих нас вопро­ сов.

1. Главное в новой системе планирования, как в про­ ектных и изыскательских, так и в строительных органи­ зациях — это выдача в кратчайший срок комплексного проекта на объект и сдача в- эксплуатацию готового объ­ екта, а не отдельных его частей. Сдача этапов в проек­ тировании и строительстве должна быть по объему ра­ бот величиной меньшей, чем сдача готовых комплексных проектов на объект и сдача в действие готовых объек­ тов.

В ряде случаев вышестоящие организации с целью ускорения начала строительства по ряду объектов уста­ навливают более короткие, против установленных нор­ мативами, сроки разработки проектной документации. Это делается в основном по мотивам государственной и экономической целесообразности.

Так при разработке девятого пятилетнего плана на 1971—1975 гг. потребовалось установить более ранние сроки начала и окончания строительства ряда фарфоро­ вых заводов, поэтому Минлегпром значительно сократил для ГПИ-З сроки их проектирования против сроков, уста­ новленных нормами продолжительности проектирова­ ния.

Стало закономерным как у нас в стране, так и за рубежом устанавливать за срочность выполнения тех или иных работ или услуг более высокую оплату, поэто­ му представляется целесообразным принятие предложе-

ния ряда проектных организаций о восстановлении ра­ нее предлагаемых некоторыми членами рабочей группы МВК дополнений к пункту 9 Временных основных поло­ жений и показателей и к пункту 12 Временных методи­

ческих указаний

об образовании фонда материального

поощрения дополнительно за счет средств,

получаемых

от заказчиков за

качественное и досрочное

выполнение

по требованию заказчиков проектио-сметной документа­

ции, в целом на

объект

(именно

только на объект,

а не

за этап) по сравнению

с установленными сроками

про­

должительности

проектирования

по действующим

нор­

мам. Это предложение было поддержано руководителями ряда проектных организаций — участников конференции в Ленинграде. Размер указанных дополнительных отчис­ лений целесообразно было бы производить в следующих размерах:

5% — от стоимости сданной заказчику комплексной, в целом на объект, проектио-сметной документации, при сокращении продолжительности проектирования на 10%;

10% — при сокращении продолжительности проекти­ рования на 20%;

15% — при сокращении продолжительности проекти­ рования на 30 и более процентов.

В свою очередь фонды экономического стимулирова­ ния проектной организации, допустившей задержку из­ готовления и сдачи заказчикам проектио-сметной доку­ ментации, против установленных планом сроков, целе­ сообразно уменьшать в следующих размерах:

на 2% от стоимости задержанной сдачей документа­ ции— при задержке до 10% от установленного выше­ стоящей организацией или договором срока (но выпол­ ненные раньше нормативного срока);

на 5% от стоимости задержанной сдачей документа­ ции при задержке до 20% и более от установленного вышестоящей организацией или договором срока (но выполненные раньше нормативного срока).

Это дополнение содействовало бы сокращению сро­ ков проектирования и сдаче комплексных готовых проек­ тов в целом на объект по особо важным для народного хозяйства стройкам. Новая система планирования и эко­ номического стимулирования должна учитывать такие потребности народного хозяйства. Из отчислений, про-