Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые месяцы работы в новых условиях показыва­ ют, что большинство проектных и изыскательских орга­ низаций успешно справляется с принятыми дополни­ тельными обязательствами.

Однако первые месяцы работы в новых условиях по­ казали, что перевод 18 институтов не охватывает ряда важнейших отраслей промышленности да и объем про­ ектных работ для обобщения еще недостаточен. Поэто­ му для расширения опыта с 1972 г. дополнительно пере­ ведены на новую систему еще 29 проектно-изыскатель- скнх организаций основных отраслей народного хозяй­ ства.

Ознакомление с ходом расчетов за выполненные про- ектно-изыскательские работы в первом полугодии 1971 г. в связи с переходом на оплату законченных проектов и изысканий в целом на объект или за этапы работ пока­ зало, что отсутствие четких методологических и инструк­ тивных материалов по целесообразному разделению про­ ектов на этапы привело в первом полугодии практически к неоправданному дроблению объектов на многочислен­ ные этапы.

По сообщению Стройбанка СССР оплата за готовые

проекты

за первое

полугодие 1971

г. составила

только

19% от

общей суммы выплаченных

средств

проектным

и изыскательским

организациям. Учитывая,

что

более

70% из находящихся в проектировании объектов имеет продолжительность проектирования и строительства ме­ нее 1 года, это явление является неправомерным.

Дробление на этапы объектов должно быть исклю­ чением, а не правилом. Чрезмерное дробление объектов на этапы практически является возвращением к проме­ жуточным платежам, чего допускать - не следует. Гос­ строй и Стройбанк СССР устраняют противоречивое по­ ложение о порядке разбивки проектируемых и строя­ щихся объектов на этапы.

Анализ работы проектных организаций в новых усло­ виях с оплатой, за выполненные работы только в целом за объект или этапы работ показал, что действующий порядок наделения проектных и изыскательских органи­ заций оборотными средствами на покрытие затрат по незавершенным проектным и изыскательским работам фактически не полностью обеспечивал покрытие факти­ ческих затрат по незавершенному производству. Поэто-


му Совет Министров СССР с целью обеспечения про­ ектных и изыскательских организаций с 1 января 1973 г. собственными оборотными средствами на покрытие за­ трат по незавершенным проектным и изыскательским ра­ ботам установил, что авансы заказчиков, перечисляемые

проектным

и изыскательским

организациям в размере

до 15% от

суммы годового

договора на проектно-изы-

скательские работы (кроме авансов, выдаваемых на вы­ полнение проектных и изыскательских работ для колхо­ зов, кооперативных и общественных организаций и авансов, выдаваемых на выполнение работ за счет средств государственного бюджета и кредитов банка) в отличие от прошлого года, не засчитываготся в 1972 г. при расчетах за выполненные проектные и изыскатель­ ские работы (как за полностью заканчиваемые в.1972 г., так и за переходящие на 1973 г.), а передаются проект­ ным и изыскательским организациям иа увеличение их собственных оборотных средств. В случаях, когда размер затрат по незавершенным проектным и изыскательским работам по плану на соответствующий квартал или на конец года превысит в 1972 г. размер собственных обо­ ротных средств и аванс заказчиков, а начиная с 1973 г.— норматив собственных оборотных средств, предназна­ ченных на эти цели, Стройбанку и Госбанку СССР по­ ручено предоставлять проектным и изыскательским ор­ ганизациям кредит.

Порядок передачи заказчиками проектным и изыска­ тельским организациям' во временное пользование (в виде аванса) средств на покрытие затрат по незавер­ шенным проектным и изыскательским работам, порядок предоставления на эти цели кредитов и порядок зачис­ ления в собственные оборотные средства проектных и изыскательских организаций авансов, полученных ими от заказчиков, поручено установить Министерству фи­ нансов СССР, Стройбанку и Госбанку СССР.

Одновременно, с

целью прекращения

неоправданно­

го дробления строек

на многочисленные

этапы, Совет

Министров СССР поручил Госстрою СССР, Стройбанку

и

Госбанку СССР

разработать в

I квартале

1972

г.

с

привлечением

заинтересованных

министерств

и

ве­

домств СССР и утвердить указания о порядке определе­ ния этапов проектных и изыскательских работ, с целью значительно укрупнить отдельные этапы проектиро­ вания,


По предложению ряда проектных организаций, пере­ веденных с 1971 г. на новую систему, во Временные ме­ тодические указания внесены изменения, разрешающие принятие дополнительных обязательств по увеличению прибыли проектными и изыскательскими организациями за счет использования внутренних резервов (сокращения сроков проектирования и изысканий, снижения себе­ стоимости проектных и изыскательских работ, роста производительности труда), а также увеличения объема проектно-нзыскательскнх работ для объектов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение без увели­ чения установленного по плану фонда заработной платы.

Об

опыте работы

институтов Мосэнергопроекта

и'

Белгипропиіцеїіром

в

условиях новой системы планиро­

вания

и экономического

стимулирования. Институт Мос-

энергопроект переведен в виде опыта на новую систему планирования и экономического стимулирования с 1 ап­ реля 1971 г. Подготовка к переходу на новую систему началась еще в мае 1970 г., т. е. сразу после того, как только были разработаны рабочей группой МВК проек­ ты временных основных положений и методических ука­ заний. Институтом была составлена и утверждена ши­ рокая программа мероприятий по совершенствованию уровня организации производства, труда, планово-эконо­ мической работы и учета. Проведен анализ себестоимо­ сти проектных работ за несколько предшествующих лет. Это позволило выявить резервы и определить их при­ мерную величину. При этом особое внимание было об­ ращено на возможность сокращения прямых затрат и накладных расходов. Был проведен ряд мероприятий, на основе которых появилась возможность создать наи­ большие фонды экономического стимулирования. Это— сокращение себестоимости проектных работ, сроков про­ ектирования и объемов проектно-сметной документации, внедрение в производство проектных работ электрогра­ фических машин ЭРА и РЭМ, сокращения транспорт­ ных расходов, изменения структуры в отделах, сосредо­ точения изыскательских работ в определенных звеньях, а также проведение более, широкой унификации про­ ектных решений и более широкого ^повторного приме­ нения проектов, отдельных конструктивных и техноло­ гических решений по теплоэлектроцентралям — главным корпусам, пиковым котлам, градирням, насосным стан­ циям, магистральным .камерам тепловых сетей и др.


Но предварительным подсчетам ожидаемое снижение должно было составить от:

внедрения машин ЭРА и РЭМ—1%, или 11 тыс. руб.; упорядочения структуры подразделений института (с доведением соотношения руководящего состава и испол­ нителей 1 к 4;5 вместо 1 к 3 — 1,7%, или 20 тыс. руб.)

ит. д.

Вобщей сложности, по расчетам института, заплани­ рованные мероприятия должны были обеспечить сниже­ ние себестоимости проектных и изыскательских работ на 10,6%, или на 100 тыс. руб. Вопросы подготовки к пере­ ходу на новую систему планирования и экономического стимулирования были обсуждены на заседаниях партий-, ного бюро и на открытом партийном собрании, а затем доведены до каждого сотрудника.

Всвязи с тем, что объем строительно-монтажных ра­ бот на 1972 г. по строительству объектов Мосэнерго, про­ ектируемым Мосэнергопроектом, превышал объем 1971 г. почти в два раза, перед Мосэнергопроектом одновре­ менно встала задача резкого увеличения объема закон­ ченных, сдаваемых заказчику в 1971 г. проектно-изыска- тельских работ по объектам в целом или по этапам ра­ бот. Из общего объема работ, утвержденного Мосэнергопроекту на 1971 г., пришлось принять объем подлежа­ щих окончанию и сдаче заказчику проектно-изыскатель- ских работ по объекту в целом или этапам работ в раз­ мере 98% к общему объему работ. Такая высокая сте­ пень сдачи готовых проектов по объектам или этапам работ потребовала высокой четкости в распределении за­ даний по срокам и исполнителям. Этому и помогла ко­ ренная перестройка методов планирования и экономиче­ ского стимулирования.

В новых условиях планирования Мосэнергопроекту на 1971 г. были утверждены показатели годового и квар­ тального планов выпуска и сдачи заказчикам техничес­

кой документации в целом

по объектам и этапам работ,

выполняемым собственными силами, в том числе:

I

квартал — 15% к

году

I I

»

—18%

»

I I I

»

— 3 4 ф

»

IV

»

—33%

»

В зависимости от' этих основных показателей Мос­ энергопроекту были определены показатели по прибыли и отчисления в фонды экономического стимулирования.


Неравномерное распределение плана сдачи техничес­ кой документации по кварталам отрицательно сказалось на работе Мосэнергопроекта. Заниженный план первого полугодия предопределил недостаточные фонды в первом полугодии, а значительно возросший план в I I I и IV кварталах привел к перенапряжению в работе Институ­ та во втором полугодии. Неравномерное распределение объемов работ можно отметить и по Белгипропищепрому. Однако хорошо организованная в обоих институтах подготовительная работа помогла частично преодолеть трудности, вызванные ошибками, допущенными при рас­ пределении проектно-изыскательских работ'по кварта­ лам. Мосэнергопроект и Белгипропищепром завершили год успешно.

Как показал опыт, именно новый порядок оценки дея­

тельности

институтов в новых условиях

планирования

по объему

сдачи заказчикам технической

документации

в целом по объектам или этапам работ потребовал ко­ ренной перестройки планирования работ внутри органи­ заций. Вместо плана по общему объему проектно-изыс­ кательских работ, ранее сообщаемого отделам, в новых условиях Мосэнергопроектом отделам установлена но­ менклатура работ на год с поквартальной и месячной разбивкой объемов подлежащей сдаче технической доку­ ментации в целом на объект или этапов работ. Основ­ ным показателем оценки деятельности отделов установ­ лен выпуск «товарной продукции» высокого качества в установленные графиком сроки. Для успешного плани­ рования проектно-изыскательских работ в новых усло­ виях и для успешного выполнения планов потребовалась организация четкого учета и контроля исполнения.

За выполнением заданий по выпуску технической до­ кументации институтом Мосэнергопроект установлен по­ стоянный контроль в виде диспетчерских совещаний. Од­ нако после перехода на новую систему планирования за шесть месяцев 1971 г. было 10 случаев просрочек сдачи технической документации во I I и I I I кварталах против 83 случаев за соответствующий период прошлого года. Были.перенесены за тот же период по разным, не зави­ сящим от исполнителей, причинам сроки сдачи техниче­ ской документации по 11 объектам и этапам против 36 в 1.970 г.

Отделом подготовки и ведения проектных работ ин­ ститута Белгипропищепром заведен специальный учет

3 Зак. 224

65