Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Первые месяцы работы в новых условиях показыва ют, что большинство проектных и изыскательских орга низаций успешно справляется с принятыми дополни тельными обязательствами.
Однако первые месяцы работы в новых условиях по казали, что перевод 18 институтов не охватывает ряда важнейших отраслей промышленности да и объем про ектных работ для обобщения еще недостаточен. Поэто му для расширения опыта с 1972 г. дополнительно пере ведены на новую систему еще 29 проектно-изыскатель- скнх организаций основных отраслей народного хозяй ства.
Ознакомление с ходом расчетов за выполненные про- ектно-изыскательские работы в первом полугодии 1971 г. в связи с переходом на оплату законченных проектов и изысканий в целом на объект или за этапы работ пока зало, что отсутствие четких методологических и инструк тивных материалов по целесообразному разделению про ектов на этапы привело в первом полугодии практически к неоправданному дроблению объектов на многочислен ные этапы.
По сообщению Стройбанка СССР оплата за готовые
проекты |
за первое |
полугодие 1971 |
г. составила |
только |
|
19% от |
общей суммы выплаченных |
средств |
проектным |
||
и изыскательским |
организациям. Учитывая, |
что |
более |
70% из находящихся в проектировании объектов имеет продолжительность проектирования и строительства ме нее 1 года, это явление является неправомерным.
Дробление на этапы объектов должно быть исклю чением, а не правилом. Чрезмерное дробление объектов на этапы практически является возвращением к проме жуточным платежам, чего допускать - не следует. Гос строй и Стройбанк СССР устраняют противоречивое по ложение о порядке разбивки проектируемых и строя щихся объектов на этапы.
Анализ работы проектных организаций в новых усло виях с оплатой, за выполненные работы только в целом за объект или этапы работ показал, что действующий порядок наделения проектных и изыскательских органи заций оборотными средствами на покрытие затрат по незавершенным проектным и изыскательским работам фактически не полностью обеспечивал покрытие факти ческих затрат по незавершенному производству. Поэто-
му Совет Министров СССР с целью обеспечения про ектных и изыскательских организаций с 1 января 1973 г. собственными оборотными средствами на покрытие за трат по незавершенным проектным и изыскательским ра ботам установил, что авансы заказчиков, перечисляемые
проектным |
и изыскательским |
организациям в размере |
до 15% от |
суммы годового |
договора на проектно-изы- |
скательские работы (кроме авансов, выдаваемых на вы полнение проектных и изыскательских работ для колхо зов, кооперативных и общественных организаций и авансов, выдаваемых на выполнение работ за счет средств государственного бюджета и кредитов банка) в отличие от прошлого года, не засчитываготся в 1972 г. при расчетах за выполненные проектные и изыскатель ские работы (как за полностью заканчиваемые в.1972 г., так и за переходящие на 1973 г.), а передаются проект ным и изыскательским организациям иа увеличение их собственных оборотных средств. В случаях, когда размер затрат по незавершенным проектным и изыскательским работам по плану на соответствующий квартал или на конец года превысит в 1972 г. размер собственных обо ротных средств и аванс заказчиков, а начиная с 1973 г.— норматив собственных оборотных средств, предназна ченных на эти цели, Стройбанку и Госбанку СССР по ручено предоставлять проектным и изыскательским ор ганизациям кредит.
Порядок передачи заказчиками проектным и изыска тельским организациям' во временное пользование (в виде аванса) средств на покрытие затрат по незавер шенным проектным и изыскательским работам, порядок предоставления на эти цели кредитов и порядок зачис ления в собственные оборотные средства проектных и изыскательских организаций авансов, полученных ими от заказчиков, поручено установить Министерству фи нансов СССР, Стройбанку и Госбанку СССР.
Одновременно, с |
целью прекращения |
неоправданно |
го дробления строек |
на многочисленные |
этапы, Совет |
Министров СССР поручил Госстрою СССР, Стройбанку
и |
Госбанку СССР |
разработать в |
I квартале |
1972 |
г. |
с |
привлечением |
заинтересованных |
министерств |
и |
ве |
домств СССР и утвердить указания о порядке определе ния этапов проектных и изыскательских работ, с целью значительно укрупнить отдельные этапы проектиро вания,
По предложению ряда проектных организаций, пере веденных с 1971 г. на новую систему, во Временные ме тодические указания внесены изменения, разрешающие принятие дополнительных обязательств по увеличению прибыли проектными и изыскательскими организациями за счет использования внутренних резервов (сокращения сроков проектирования и изысканий, снижения себе стоимости проектных и изыскательских работ, роста производительности труда), а также увеличения объема проектно-нзыскательскнх работ для объектов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение без увели чения установленного по плану фонда заработной платы.
Об |
опыте работы |
институтов Мосэнергопроекта |
и' |
|
Белгипропиіцеїіром |
в |
условиях новой системы планиро |
||
вания |
и экономического |
стимулирования. Институт Мос- |
энергопроект переведен в виде опыта на новую систему планирования и экономического стимулирования с 1 ап реля 1971 г. Подготовка к переходу на новую систему началась еще в мае 1970 г., т. е. сразу после того, как только были разработаны рабочей группой МВК проек ты временных основных положений и методических ука заний. Институтом была составлена и утверждена ши рокая программа мероприятий по совершенствованию уровня организации производства, труда, планово-эконо мической работы и учета. Проведен анализ себестоимо сти проектных работ за несколько предшествующих лет. Это позволило выявить резервы и определить их при мерную величину. При этом особое внимание было об ращено на возможность сокращения прямых затрат и накладных расходов. Был проведен ряд мероприятий, на основе которых появилась возможность создать наи большие фонды экономического стимулирования. Это— сокращение себестоимости проектных работ, сроков про ектирования и объемов проектно-сметной документации, внедрение в производство проектных работ электрогра фических машин ЭРА и РЭМ, сокращения транспорт ных расходов, изменения структуры в отделах, сосредо точения изыскательских работ в определенных звеньях, а также проведение более, широкой унификации про ектных решений и более широкого ^повторного приме нения проектов, отдельных конструктивных и техноло гических решений по теплоэлектроцентралям — главным корпусам, пиковым котлам, градирням, насосным стан циям, магистральным .камерам тепловых сетей и др.
Но предварительным подсчетам ожидаемое снижение должно было составить от:
внедрения машин ЭРА и РЭМ—1%, или 11 тыс. руб.; упорядочения структуры подразделений института (с доведением соотношения руководящего состава и испол нителей 1 к 4;5 вместо 1 к 3 — 1,7%, или 20 тыс. руб.)
ит. д.
Вобщей сложности, по расчетам института, заплани рованные мероприятия должны были обеспечить сниже ние себестоимости проектных и изыскательских работ на 10,6%, или на 100 тыс. руб. Вопросы подготовки к пере ходу на новую систему планирования и экономического стимулирования были обсуждены на заседаниях партий-, ного бюро и на открытом партийном собрании, а затем доведены до каждого сотрудника.
Всвязи с тем, что объем строительно-монтажных ра бот на 1972 г. по строительству объектов Мосэнерго, про ектируемым Мосэнергопроектом, превышал объем 1971 г. почти в два раза, перед Мосэнергопроектом одновре менно встала задача резкого увеличения объема закон ченных, сдаваемых заказчику в 1971 г. проектно-изыска- тельских работ по объектам в целом или по этапам ра бот. Из общего объема работ, утвержденного Мосэнергопроекту на 1971 г., пришлось принять объем подлежа щих окончанию и сдаче заказчику проектно-изыскатель- ских работ по объекту в целом или этапам работ в раз мере 98% к общему объему работ. Такая высокая сте пень сдачи готовых проектов по объектам или этапам работ потребовала высокой четкости в распределении за даний по срокам и исполнителям. Этому и помогла ко ренная перестройка методов планирования и экономиче ского стимулирования.
В новых условиях планирования Мосэнергопроекту на 1971 г. были утверждены показатели годового и квар тального планов выпуска и сдачи заказчикам техничес
кой документации в целом |
по объектам и этапам работ, |
||
выполняемым собственными силами, в том числе: |
|||
I |
квартал — 15% к |
году |
|
I I |
» |
—18% |
» |
I I I |
» |
— 3 4 ф |
» |
IV |
» |
—33% |
» |
В зависимости от' этих основных показателей Мос энергопроекту были определены показатели по прибыли и отчисления в фонды экономического стимулирования.
Неравномерное распределение плана сдачи техничес кой документации по кварталам отрицательно сказалось на работе Мосэнергопроекта. Заниженный план первого полугодия предопределил недостаточные фонды в первом полугодии, а значительно возросший план в I I I и IV кварталах привел к перенапряжению в работе Институ та во втором полугодии. Неравномерное распределение объемов работ можно отметить и по Белгипропищепрому. Однако хорошо организованная в обоих институтах подготовительная работа помогла частично преодолеть трудности, вызванные ошибками, допущенными при рас пределении проектно-изыскательских работ'по кварта лам. Мосэнергопроект и Белгипропищепром завершили год успешно.
Как показал опыт, именно новый порядок оценки дея
тельности |
институтов в новых условиях |
планирования |
по объему |
сдачи заказчикам технической |
документации |
в целом по объектам или этапам работ потребовал ко ренной перестройки планирования работ внутри органи заций. Вместо плана по общему объему проектно-изыс кательских работ, ранее сообщаемого отделам, в новых условиях Мосэнергопроектом отделам установлена но менклатура работ на год с поквартальной и месячной разбивкой объемов подлежащей сдаче технической доку ментации в целом на объект или этапов работ. Основ ным показателем оценки деятельности отделов установ лен выпуск «товарной продукции» высокого качества в установленные графиком сроки. Для успешного плани рования проектно-изыскательских работ в новых усло виях и для успешного выполнения планов потребовалась организация четкого учета и контроля исполнения.
За выполнением заданий по выпуску технической до кументации институтом Мосэнергопроект установлен по стоянный контроль в виде диспетчерских совещаний. Од нако после перехода на новую систему планирования за шесть месяцев 1971 г. было 10 случаев просрочек сдачи технической документации во I I и I I I кварталах против 83 случаев за соответствующий период прошлого года. Были.перенесены за тот же период по разным, не зави сящим от исполнителей, причинам сроки сдачи техниче ской документации по 11 объектам и этапам против 36 в 1.970 г.
Отделом подготовки и ведения проектных работ ин ститута Белгипропищепром заведен специальный учет
3 Зак. 224 |
65 |