Файл: Алабин М.А. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
Таблица 28 |
|
Тип |
|
|
|
Критерий оценки моделей |
|||
Уравнение регрессии |
|
|
|
|
|||
отказа |
п |
|
z ; |
Z' 1 Sz , |
|||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Т |
7=22,545 |
г0/ 22 |
# 797 /- - ° '572 |
0,937 |
7,15 |
l,7 1 4 > 7 0'0i5 |
7,480 |
1 оп |
|
|
|
|
|
|
|
г дсд |
7=3,444 |
/О-284 |
^ ’967 г " 0’ 161 |
0,901 |
4,64 |
1,477>Д °'05 |
6,450 |
|
7=0,706 |
f“-246 |
г°'098 т--0'379 |
0,823 |
2,70 |
1 ,166>7°-05 |
5,090 |
П р и м е ч а й и е. / s— суммарная наработка в млн. ч;
г„ — продолжительность полета в ч; г — использование максимальных и форсажных режимов в %; Т — наработка на отказ в тыс. ч.
Полученные модели достаточно хорошо отвечают требовани ям адекватности по критерию F для доверительной вероятности
0,95 и значимости корреляционного отношения г] по Z '-критерию для той же доверительной вероятности. Таким образом, приня тые при построении моделей предпосылки о статистически несу щественном (по сравнению с эксплуатационными факторами) влиянии на показатели надежности конструктивных отличий дви гателей и производственных условий их изготовления оказались правомерными. В пределах статистических закономерностей дан ное определение представляется достаточным, так как доля ста тистического разброса невелика.
Численное решение моделей показало, что индивидуальные отличия типов двигателей, входящих в рассмотренную совокуп ность, статистически несущественно влияют на уровень надеж- „ ности и поэтому всю совокупность можно рассматривать как составленную из однородных в статистическом смысле изде лий, для которых при. /л =const уровень надежности определя ется лишь величиной факторов {R^}, причем эта зависимость одинакова для всех рассмотренных двигателей. Этот вывод име ет важное практическое значение, так как позволяет обоснованно использовать для большинства ГТД типовую программу экви валентных испытаний, отличающуюся лишь числом нагружения и процентом использования тяжелых режимов.
Имея в виду, что
T = a 0t* № r -a’ ,
находим
109
Полученное уравнение позволяет осуществить пересчет вре
мени работы изделия 4 в режиме г 2 с длительностью |
цикла t nZ |
во время работы U в режиме Г\ с длительностью одного цикла /щ. |
|
В связи с тем, что статистические оценки коэффициентов а2 |
|
и аз получены дифференцированно для трех категорий |
отказов |
(отказы в полете, досрочный съем и общее число всех отказов двигателей), эквивалентное время испытаний целесообразно вы бирать, исходя из отказов, определяющих долговечность ГТД (это не исключает возможности проведения эквивалентных ис пытаний, связанных с проверкой, например, вероятности отказа двигателя в полете).
С учетом полученных статистических оценок коэффициентов а% и а3 уравнение (77), являющееся функцией пересчета времени работы изделий в разных условиях, может быть записано (на пример, для Тдсд ) так:
В ряде случаев может быть поставлена задача проведения эк вивалентных испытаний с целью проверки возможности возник новения любых отказов. Для этого случая имеем
(79)
Таким образом, используя оценки коэффициентов а% и а3, с помощью формулы (77) можно составить различные планы про ведения эквивалентных испытаний двигателей различного назна чения и осуществить приведение используемых при испытаниях режимов к эксплуатационным условиям.
2. В камерах сгорания авиационных ГТД широко используют ся цилиндрические оболочки, ослабленные большим числом кру говых отверстий для подвода вторичного воздуха. На эти обо лочки действуют статические, динамические и термические на грузки, среди которых значительную роль играет осевая сила, вызывающая при определенных условиях потерю устойчивости за пределами упругости цилиндрических оболочек, ослабленных неподкрепленными круговыми отверстиями.
Вопросы устойчивости оболочек в упруго-пластической обла сти недостаточно изучены. Еще в большей мере это относится к оболочкам, ослабленным отверстиями, например к цилиндриче ской оболочке, ослабленной круговым отверстием [22].
При определении критических нагрузок в теории устойчивости оболочек обычно используются приближенные методы решения линейных и нелинейных дифференциальных уравнений в част ных производных высших порядков. Такой подход, однако, в некоторых случаях не оправдан, так как из-за вычислительных трудностей приходится ограничивать число членов аппрокснмп-
110
рующей функции. Кроме того, сложно оценить точность получен ных решений. В некоторых случаях для получения аналитиче ских зависимостей между критическими силами, действующими на оболочку, и геометрическими и механическими характеристи ками можно применить более простой подход, если имеется до статочное количество экспериментального материала, например, методы многомерного регрессионного и корреляционного анали зов [30].
Предположим, что величина критической нагрузки Xi опреде ляется некоторым числом k геометрических и механических па раметров R. Оценка такой'
связи может быть опреде лена, если имеется п экспе риментов, в каждом из ко торых определились соот ветствующие значения Xi
икаждого из параметров
Ri. Если удастся |
найти па |
1 ^ |
- |
|
|
||
раметры Ri, |
оказывающие |
|
|
J o |
|
||
независимое влияние на ве |
|
|
|
|
|||
личину критической силы, то |
Рис. |
14. |
Цилиндрическая |
оболочка, ос |
|||
отыскиваемую |
|
аналитиче |
|
лабленная круговым вырезом |
|||
скую связь можно |
записать |
|
|
|
|
||
в следующем |
виде |
[31]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Xi=f(Ru |
Rb |
|
Ru). |
(80) |
Оценка рассматриваемой связи основывается на результатах |
|||||||
эксперимента |
по |
192 образцам |
в виде |
оболочки, ослабленной |
|||
одним круговым |
отверстием в |
средней части (рис. |
14). При |
экспериментах замерялись три значения критических сил: Р с — нижнее значение, соответствующее моменту появления пластиче ской складки у контура отверстия в зоне максимального возму щения сжимающих напряжений; Рк — верхнее значение, отве чающее началу развития пластической деформации во всем ос лабленном сечении (возрастанию радиальных и продольных перемещений без увеличения нагрузки); Р0 — верхнее значение критической силы без отверстия ослабления.
Диапазон изменения характеристик и среднеквадратические отклонения приведены в табл. 29.
Были произведены все формальные статистические проверки, обычно предшествующие применению многомерного регрессион
ного анализа. |
|
Рассматривались следующие варианты линейных (27) |
и ло |
гарифмических (28) моделей для Рк: |
|
Q2 |
(81) |
Лер» |
|
ill
|
|
|
|
|
Таблица 29 |
Размер |
Параметр |
min |
max |
|
Xi |
ность |
|
||||
мм |
Рср |
22,8 |
35,6 |
3,953 |
28,58 |
- мм |
В |
0,3 |
1,2 |
0,2622 |
0,7 |
мм |
L |
140 |
245 |
35,43 |
177 |
мм |
6 |
2,5 |
17,5 |
5,080 |
9,88 |
кгс |
Як |
370 |
5470 |
1350 |
2626 |
кгс |
Рс |
140 |
5090 |
1425 |
1999 |
кгс |
Ро |
1200 |
5700 |
1519 |
3840 |
При м е ч а н и е. Материал образцов — сталь Х18Н10Т, |
|
||||||
ав=3-108 Н/м2; сгт=3,5-108 Н/м2; [1=0,3; |
£ = 2-10П Н/м2. |
|
|||||
- 5 £- = |
/f3(e; |
ЯСР; |
s; |
' |
(82) |
||
Pq |
|
|
|
|
|
|
|
^ k = / |
3 ( q ; я 0; ЯСР; » ; |
А |
(83) |
||||
Аналогичные модели были рассмотрены для Р с' |
|
||||||
Рс = |
f j |
62 . |
L |
у |
(84) |
||
Р0 |
V ^сР5 |
’ |
/?ср/’ |
||||
|
|||||||
- ^ - = |
/ b ( q ; |
А |
р ; |
8; А |
|
(85) |
|
Я*с — / о ( 0 ! Р у! А Р> |
|
( 86) |
После выполнения на ЭВЦМ «Минск-22» процедур, описы ваемых известными формулами, было установлено, что для всех вариантов расчетов логарифмические модели более точно описы вают взаимосвязь между параметрами по сравнению с линейны ми моделями. Если ввести для условного обозначения линейных моделей индекс «л», а для логарифмических — индекс «л. л», то во всех шести случаях
л О |
S,- л л |
'l |
|
|
|
2 , 3 , 4 . 5 , 6 ) . |
( 8 7 ) |
, > |
' I , |
) |
|
В связи с этим в итоговой таблице приводятся |
результаты |
только для логарифмических моделей, причем такие, для кото
рых «лишние» факторы уже отброшены. Исключенные парамет ре . р
ры не оказывают существенного влияния на Рк>Рс, — и — толь
ко Ро
ко в диапазонах изменения факторов, приведенных в табл. 29.
112