Файл: Алабин М.А. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 28

Тип

 

 

 

Критерий оценки моделей

Уравнение регрессии

 

 

 

 

отказа

п

 

z ;

Z' 1 Sz ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

7=22,545

г0/ 22

# 797 /- - ° '572

0,937

7,15

l,7 1 4 > 7 0'0i5

7,480

1 оп

 

 

 

 

 

 

 

г дсд

7=3,444

/О-284

^ ’967 г " 0’ 161

0,901

4,64

1,477>Д °'05

6,450

 

7=0,706

f“-246

г°'098 т--0'379

0,823

2,70

1 ,166>7°-05

5,090

П р и м е ч а й и е. / s— суммарная наработка в млн. ч;

г„ — продолжительность полета в ч; г — использование максимальных и форсажных режимов в %; Т — наработка на отказ в тыс. ч.

Полученные модели достаточно хорошо отвечают требовани­ ям адекватности по критерию F для доверительной вероятности

0,95 и значимости корреляционного отношения г] по Z '-критерию для той же доверительной вероятности. Таким образом, приня­ тые при построении моделей предпосылки о статистически несу­ щественном (по сравнению с эксплуатационными факторами) влиянии на показатели надежности конструктивных отличий дви­ гателей и производственных условий их изготовления оказались правомерными. В пределах статистических закономерностей дан­ ное определение представляется достаточным, так как доля ста­ тистического разброса невелика.

Численное решение моделей показало, что индивидуальные отличия типов двигателей, входящих в рассмотренную совокуп­ ность, статистически несущественно влияют на уровень надеж- „ ности и поэтому всю совокупность можно рассматривать как составленную из однородных в статистическом смысле изде­ лий, для которых при. /л =const уровень надежности определя­ ется лишь величиной факторов {R^}, причем эта зависимость одинакова для всех рассмотренных двигателей. Этот вывод име­ ет важное практическое значение, так как позволяет обоснованно использовать для большинства ГТД типовую программу экви­ валентных испытаний, отличающуюся лишь числом нагружения и процентом использования тяжелых режимов.

Имея в виду, что

T = a 0t* № r -a’ ,

находим

109


Полученное уравнение позволяет осуществить пересчет вре­

мени работы изделия 4 в режиме г 2 с длительностью

цикла t nZ

во время работы U в режиме Г\ с длительностью одного цикла /щ.

В связи с тем, что статистические оценки коэффициентов а2

и аз получены дифференцированно для трех категорий

отказов

(отказы в полете, досрочный съем и общее число всех отказов двигателей), эквивалентное время испытаний целесообразно вы­ бирать, исходя из отказов, определяющих долговечность ГТД (это не исключает возможности проведения эквивалентных ис­ пытаний, связанных с проверкой, например, вероятности отказа двигателя в полете).

С учетом полученных статистических оценок коэффициентов а% и а3 уравнение (77), являющееся функцией пересчета времени работы изделий в разных условиях, может быть записано (на­ пример, для Тдсд ) так:

В ряде случаев может быть поставлена задача проведения эк­ вивалентных испытаний с целью проверки возможности возник­ новения любых отказов. Для этого случая имеем

(79)

Таким образом, используя оценки коэффициентов а% и а3, с помощью формулы (77) можно составить различные планы про­ ведения эквивалентных испытаний двигателей различного назна­ чения и осуществить приведение используемых при испытаниях режимов к эксплуатационным условиям.

2. В камерах сгорания авиационных ГТД широко используют­ ся цилиндрические оболочки, ослабленные большим числом кру­ говых отверстий для подвода вторичного воздуха. На эти обо­ лочки действуют статические, динамические и термические на­ грузки, среди которых значительную роль играет осевая сила, вызывающая при определенных условиях потерю устойчивости за пределами упругости цилиндрических оболочек, ослабленных неподкрепленными круговыми отверстиями.

Вопросы устойчивости оболочек в упруго-пластической обла­ сти недостаточно изучены. Еще в большей мере это относится к оболочкам, ослабленным отверстиями, например к цилиндриче­ ской оболочке, ослабленной круговым отверстием [22].

При определении критических нагрузок в теории устойчивости оболочек обычно используются приближенные методы решения линейных и нелинейных дифференциальных уравнений в част­ ных производных высших порядков. Такой подход, однако, в некоторых случаях не оправдан, так как из-за вычислительных трудностей приходится ограничивать число членов аппрокснмп-

110


рующей функции. Кроме того, сложно оценить точность получен­ ных решений. В некоторых случаях для получения аналитиче­ ских зависимостей между критическими силами, действующими на оболочку, и геометрическими и механическими характеристи­ ками можно применить более простой подход, если имеется до­ статочное количество экспериментального материала, например, методы многомерного регрессионного и корреляционного анали­ зов [30].

Предположим, что величина критической нагрузки Xi опреде­ ляется некоторым числом k геометрических и механических па­ раметров R. Оценка такой'

связи может быть опреде­ лена, если имеется п экспе­ риментов, в каждом из ко­ торых определились соот­ ветствующие значения Xi

икаждого из параметров

Ri. Если удастся

найти па­

1 ^

-

 

 

раметры Ri,

оказывающие

 

 

J o

 

независимое влияние на ве­

 

 

 

 

личину критической силы, то

Рис.

14.

Цилиндрическая

оболочка, ос­

отыскиваемую

 

аналитиче­

 

лабленная круговым вырезом

скую связь можно

записать

 

 

 

 

в следующем

виде

[31]:

 

 

 

 

 

 

 

Xi=f(Ru

Rb

 

Ru).

(80)

Оценка рассматриваемой связи основывается на результатах

эксперимента

по

192 образцам

в виде

оболочки, ослабленной

одним круговым

отверстием в

средней части (рис.

14). При

экспериментах замерялись три значения критических сил: Р с — нижнее значение, соответствующее моменту появления пластиче­ ской складки у контура отверстия в зоне максимального возму­ щения сжимающих напряжений; Рк — верхнее значение, отве­ чающее началу развития пластической деформации во всем ос­ лабленном сечении (возрастанию радиальных и продольных перемещений без увеличения нагрузки); Р0 — верхнее значение критической силы без отверстия ослабления.

Диапазон изменения характеристик и среднеквадратические отклонения приведены в табл. 29.

Были произведены все формальные статистические проверки, обычно предшествующие применению многомерного регрессион­

ного анализа.

 

Рассматривались следующие варианты линейных (27)

и ло­

гарифмических (28) моделей для Рк:

 

Q2

(81)

Лер»

 

ill


 

 

 

 

 

Таблица 29

Размер­

Параметр

min

max

 

Xi

ность

 

мм

Рср

22,8

35,6

3,953

28,58

- мм

В

0,3

1,2

0,2622

0,7

мм

L

140

245

35,43

177

мм

6

2,5

17,5

5,080

9,88

кгс

Як

370

5470

1350

2626

кгс

Рс

140

5090

1425

1999

кгс

Ро

1200

5700

1519

3840

При м е ч а н и е. Материал образцов — сталь Х18Н10Т,

 

ав=3-108 Н/м2; сгт=3,5-108 Н/м2; [1=0,3;

£ = 2-10П Н/м2.

 

- 5 £- =

/f3(e;

ЯСР;

s;

'

(82)

Pq

 

 

 

 

 

 

^ k = /

3 ( q ; я 0; ЯСР; » ;

А

(83)

Аналогичные модели были рассмотрены для Р с'

 

Рс =

f j

62 .

L

у

(84)

Р0

V ^сР5

/?ср/’

 

- ^ - =

/ b ( q ;

А

р ;

8; А

 

(85)

Я*с — / о ( 0 ! Р у! А Р>

 

( 86)

После выполнения на ЭВЦМ «Минск-22» процедур, описы­ ваемых известными формулами, было установлено, что для всех вариантов расчетов логарифмические модели более точно описы­ вают взаимосвязь между параметрами по сравнению с линейны­ ми моделями. Если ввести для условного обозначения линейных моделей индекс «л», а для логарифмических — индекс «л. л», то во всех шести случаях

л О

S,- л л

'l

 

 

 

2 , 3 , 4 . 5 , 6 ) .

( 8 7 )

, >

' I ,

)

 

В связи с этим в итоговой таблице приводятся

результаты

только для логарифмических моделей, причем такие, для кото­

рых «лишние» факторы уже отброшены. Исключенные парамет­ ре . р

ры не оказывают существенного влияния на Рк>Рс, — и — толь­

ко Ро

ко в диапазонах изменения факторов, приведенных в табл. 29.

112