Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Я , Я * , »
зазору, а значение реакции в шатунном подшипнике совпадает со значением реакции в идеальном механизме. Соответствующие кри вые зависимостей от угла а координат точки контакта, угловой ско рости относительного движения элементов кинематической пары 1—2, величины реакции в идеальном механизме и механизме с за зором показаны на рис. 42 и 43 на интервале изменения а от 82°24' до 85°. Эти кривые получены при расчете дополнительного движе
ния в механизме со следующими параметрами: |
си |
= 5 сек'1, &тРі |
= |
||||
= 0,01; |
ferp. |
= &тр3 = 0 ; |
А = 3-10~5 |
м; I = 1 ,6 9 |
м\ г = 0,845 |
м\ |
|
т2 = 2 4 |
кг\ |
т3 = 2 0 0 |
кг; F =2000 |
к. |
наличии трения |
в |
|
О влиянии величины внешней нагрузки при |
паре 1—2 можно судить по результатам расчетов, приведенных в табл. 7. Эти данные получены при следующих параметрах рассмат-
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
|
|
||
Внешняя сила |
|
0 |
1000 |
2000 |
4647,5 |
||
F = Q sign |
(sin а), |
н |
88, 93 |
101 |
|
|
|
Значения |
а, |
при |
которых |
115 |
180 |
||
происходят |
разрывы кине |
|
|
|
|
||
матической цепи, г р а д |
|
|
|
|
10000
О со
Максимальная |
длительность |
Г20' |
1° |
58' |
24' |
22' |
отрыва (по углу а) > |
|
|
|
|
|
|
RmaxIR и шах, |
|
4,9 |
4,3 |
2,6 |
1 |
1 |
предшествующее отрыву |
||||||
на участках безотрыв |
2,9 |
3,9 |
5,3 |
8,5 |
20,02 |
|
ного движения |
|
|
|
|
0,085 |
|
Максимальные скорости от |
0,025 |
0,029 |
0,035 |
0,06 |
||
носительного движения при |
|
|
|
|
|
|
восстановлении |
контакта, |
|
|
|
|
|
м і с е к |
|
|
И |
10 |
8 |
5 |
Продолжительность переход |
13 |
|||||
ного процесса |
(по углу а), |
|
|
|
|
|
г р а д
96
риваемого механизма: |
Д = 3 - 1 0 -5 |
щ |
г/1— т2/т3 — 0,1; kTPl = |
= 0,01; kTp2 = /г Тр3 = 0 ; |
со = 5 сек_1. |
|
|
Как видно из табл. 7, разрывы |
кинематической цепи при углах |
||
поворота а < 180° наступают только |
при нагружении механизма |
силами, меньшими максимальной силы инерции шатуна, при этом отсутствуют отрывы пальца шатуна от подшипника при смене зна ка внешней силы при а =180°. Наоборот, при'нагрузке, равной или большей максимальной силы инерции ползуна при данных параметрах механизма, разрывы кинематической цепи наступают только при перемене направления действия внешней силы. При этом длительность свободного движения сокращается с увеличением внешней нагрузки.
Отношение максимальных значений реакции в подшипнике с зазором к максимальному значению реакции в идеальном механиз ме, предшествующих моментам отрыва, уменьшается с увеличением внешней нагрузки. При внешних нагрузках, равных или бблыпих максимальной силы инерции шатуна, это отношение примерно рав но единице. При этом разрыв кинематической цепи происходит в момент изменения знака внешней силы, а, как было показано ра нее, в этих случаях к моменту перемены знака функции F реакция в механизме с зазором при наличии трения совпадает со значением реакции в идеальном механизме.
Когда на механизм действует внешняя сила, меньшая максималь ной силы инерции шатуна, то при перемене ее знака не происходит разрыва кинематической цепи. Отношение указанных выше реак ций на участках безотрывного движения во время переходного ре жима возрастает с увеличением внешней нагрузки, возрастают и скорости относительного движения элементов пары 1—2 при вос становлении контакта, однако они остаются меньшими соответствую щих значений, полученных при расчетах без учета сил трения (см. табл. 4). Из табл. 7 следует также, что с увеличением внешней на грузки сокращается длительность переходного процесса.
97
Рис. 40
4 /T J . .*>
Рис. 41
Результаты расчетов при коэффициенте сухого трения, |
равном |
||||||
0,01, при разных значениях отношения |
массы шатуна |
т2 к массе |
|||||
ползуна т3 и А =3 - 10" 5 м; гН = 0 ,5 ; |
F — ± |
1000 |
н; |
/гтРз = |
|||
= krP, = 0 |
приведены |
ниже: |
|
|
|
|
|
Отношение т г / т - з |
{ т г = 24 к г ) |
0,12 |
0,5 |
|
|||
Значения а, при которых происходят |
71, 295, |
|
72 |
|
|||
разрывы кинематической цепи, г р а д |
298-314 |
|
1° |
|
|||
Максимальная |
длительность отрыва |
1°12' |
|
|
|||
(по углу а) |
|
|
|
|
|
|
|
RmaxlRи шах, |
|
|
5,4 |
|
1 |
|
|
предшествующее отрыву |
|
|
|||||
на участках безотрывного движе |
7,6 |
1,8 |
|
||||
ния |
|
|
|
0,021 |
|
||
Максимальные |
скорости относитель |
0,029 |
|
||||
ного |
движения |
|
при восстановлении |
|
|
|
|
контакта, м / с е к |
|
|
16 |
|
22 |
|
|
Продолжительность переходного про |
|
|
|||||
цесса (по углу а ) , г р а д |
|
|
|
|
Из этих данных следует, что с увеличением отношения тг!т3 сокращается число разрывов кинематической цепи, а также продол жительность свободного движения, уменьшается отношение мак симального значения реакции в паре 1—2 с зазором к максимально-
98
f.ceк :р.х,н
Рис. 42
Рис. 43
му значению реакции в идеальном механизме как в моменты, пред шествующие отрыву пальца шатуна от поверхности подшипника, так и на участках безотрывного движения. Кроме того, с увеличе нием mjtn3 несколько уменьшаются максимальные значения ско рости соударения элементов кинематической пары 1—2 при восста новлении контакта и возрастает длительность переходного про цесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непрерывно растущие требования к повышению динамической и кинематической точности устройств самого разного служебного пред назначения вызывают необходимость более углубленного исследова
ния работы как |
всего устройства |
в целом, так и отдельных его ме |
|||||
ханизмов. |
прогресс |
в последние годы |
в |
области |
использо |
||
Большой |
|||||||
вания средств |
и методов вычислительной |
математики |
позволя |
||||
ет ставить |
и |
решать |
задачи, |
которые |
связаны с трудоемкими |
вычислениями и не поддаются аналитическому решению. Приближен ное решение подобных задач не всегда дает возможность правильно ответить на вопросы, связанные с точностью работы устройств и влиянием на нее малых, но существенных с точки зрения динамики параметров.
К подобного рода малым параметрам, имеющим важное значе ние сточки зрения динамических характеристик механизма в целом, относятся технологические зазоры в кинематических парах. Нали чие указанных зазоров вызывает дополнительное движение механиз мов, оказывающее существенное влияние на разнообразные экс плуатационные его показатели, в частности, приводит к потере задан ной точности работы, к значительному увеличению (по сравнению с соответствующими расчетными значениями) реакций в кинема тических парах, к возникновению ударных нагрузок в подшипни ках.
Указанные обстоятельства могут привести к появлению как постепенных, так и внезапных отказов в работе механизмов.
В настоящей монографии основное внимание было уделено ме тодам построения динамических моделей плоских механизмов с зазорами в низших кинематических парах, составлению соответст вующих моделирующих алгоритмов и реализации последних на ЭЦВМ.
Подобный подход позволил изучить важное с точки зрения динамики машин влияние зазоров в кинематических парах на ди намические показатели работы механизма при разных значениях коэффициентов трения, внешней нагрузки и соотношений парамет ров рассматриваемого механизма.
100
Предлагаемый метод допускает естественное распространение на анализ моделей механизмов с зазорами, учитывающих другие (существенные с точки зрения конкретных приложений) особенно сти механизмов, например упругость звеньев, наличие трения в других кинематических парах и т. д.
Проведенный в работе анализ результатов показывает, что имеется вполне удовлетворительное соответствие с данными экспе риментальных работ ряда советских и зарубежных авторов [54, 59, 64, 79].
ЛИТЕРАТУРА
1. А р т о б о л е в с к и й |
И . |
И . |
Теория |
механизмов. Изд-во «Наука»,, 1967. |
2. А р т о б о л е в с к и й |
И . |
И ., К |
о с т и щ и |
В . Т . , Р а е в с к и й Н . П . Об одном состоянии |
вала, вращающегося в подшипнике без смазки с зазором.— Изв. АН СССР,
ОТН, 1949, № 2.
3.Б а н а т о в П . С . Износ и повышение долговечности горных машин. Изд-во «Недра», 1970.
4.Б а р а н о в Г . Г . Курс теории механизмов и машин. Изд-во «Машиностроение», 1967.
5. Б е р е з и н |
Н . С . , |
|
Ж и д к о в |
Н . |
П . Методы вычислении, т. II. Фнзматгнз, |
1962. |
||||||||||||
6. Б е с с о н о в |
А . П |
., Ш л |
я х т |
и |
н |
А . |
В . |
Некоторые вопросы динамики машин вибра |
||||||||||
ционного действия.— Труды II |
Всес. совещ. по основным проблемам ТММ. |
|||||||||||||||||
Динамика |
машин. Машгиз, |
1960. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
7. Б е с с о н о в |
А |
. П . |
Основы |
динамики механизмов с переменной массой звеньев. |
||||||||||||||
Изд-во |
«Наука», |
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
8. Б и ц е н к о |
К . , Г р а м м е л ь |
Р . |
Техническая механика, т. |
II. |
ГИТТЛ, 1957. |
|||||||||||||
•J 9. Б о л ь ш а к о в |
В . |
И . и др. Влияние зазоров на динамические нагрузки в главной |
||||||||||||||||
линии стана |
2800. — Изв. вузов, Черная |
металлургия, |
1967, № 6. |
|
||||||||||||||
10. Б р у е в и ч |
Ч . |
Г . |
|
К |
вопросу |
о |
динамическом проектировании |
механизмов.— |
||||||||||
Техника |
воздушного |
флота, |
1934, № 4. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
11. Б р у е в и ч |
Н . Г . |
|
Точность |
механизмов. |
Гостехиздат, |
1946. |
|
|
||||||||||
12. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . |
|
Современное |
состояние |
и |
задачи |
теории |
точности.'— Изв. |
|||||||||
АН |
СССР, ОТН, |
1946, |
№ 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
13. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . |
|
Современное направление учения о точности в |
машинострое |
|||||||||||||
нии |
и |
приборостроении.— Сб. |
«Теоретические |
основы |
конструирования |
|||||||||||||
машин». |
ГИТТЛ, |
1957. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
14. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . , |
Д о с т у п |
о в Б . |
Г . |
Основы теории счетно-решающих устройств. |
||||||||||||
Изд-во |
«Советское радио», |
1964. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
15. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . , |
С е р г е е в |
|
В . |
И . |
К проблеме точности в теории надежности.— |
|||||||||||
Изв. АН |
СССР, Механика |
и |
машиностроение, |
1964, № 2. |
|
|
||||||||||||
16. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . , |
С е р г е е в |
В . |
И . |
Некоторые общие вопросы точности и надеж |
||||||||||||
ности устройств.— Сб. «О точности и |
надежности в автоматизированном |
|||||||||||||||||
машиностроении». Изд-во «Наука», 1965. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
17. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . , |
С е р г е е в |
|
В . |
И . |
Основы нелинейной теории точности механиз |
|||||||||||
мов с низшими кинематическими парами.— Сб. «Точность механизмов и авто |
||||||||||||||||||
матизированных измерительных средств». Изд-во «Наука», |
1966. |
|
||||||||||||||||
18. Б р у е в и ч |
Н . |
Г . , |
С е р г е е в |
|
В . |
И . |
Основы нелинейной теории точности механиз |
|||||||||||
мов с высшими кинематическими парами.— Сб. «Анализ и контроль точности |
||||||||||||||||||
в машиностроении». Изд-во |
«Наука», |
1970. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
19. Б о у д е н Ф . |
П . , |
|
Т е й б о р |
|
Д . |
Природа контакта между |
ударяющимися |
тела |
||||||||||
ми.— Сб. |
«Трение |
и |
граничная смазка». |
ИЛ, |
1953. |
|
|
|
102