Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я , Я * , »

зазору, а значение реакции в шатунном подшипнике совпадает со значением реакции в идеальном механизме. Соответствующие кри­ вые зависимостей от угла а координат точки контакта, угловой ско­ рости относительного движения элементов кинематической пары 12, величины реакции в идеальном механизме и механизме с за­ зором показаны на рис. 42 и 43 на интервале изменения а от 82°24' до 85°. Эти кривые получены при расчете дополнительного движе­

ния в механизме со следующими параметрами:

си

= 5 сек'1, &тРі

=

= 0,01;

ferp.

= &тр3 = 0 ;

А = 3-10~5

м; I = 1 ,6 9

м\ г = 0,845

м\

т2 = 2 4

кг\

т3 = 2 0 0

кг; F =2000

к.

наличии трения

в

О влиянии величины внешней нагрузки при

паре 12 можно судить по результатам расчетов, приведенных в табл. 7. Эти данные получены при следующих параметрах рассмат-

Т а б л и ц а

7

 

 

 

 

Внешняя сила

 

0

1000

2000

4647,5

F = Q sign

(sin а),

н

88, 93

101

 

 

Значения

а,

при

которых

115

180

происходят

разрывы кине­

 

 

 

 

матической цепи, г р а д

 

 

 

 

10000

О со

Максимальная

длительность

Г20'

1°

58'

24'

22'

отрыва (по углу а) >

 

 

 

 

 

RmaxIR и шах,

 

4,9

4,3

2,6

1

1

предшествующее отрыву

на участках безотрыв­

2,9

3,9

5,3

8,5

20,02

ного движения

 

 

 

 

0,085

Максимальные скорости от­

0,025

0,029

0,035

0,06

носительного движения при

 

 

 

 

 

восстановлении

контакта,

 

 

 

 

 

м і с е к

 

 

И

10

8

5

Продолжительность переход­

13

ного процесса

(по углу а),

 

 

 

 

 

г р а д

96


риваемого механизма:

Д = 3 - 1 0 -5

щ

г/1— т2/т3 — 0,1; kTPl =

= 0,01; kTp2 = /г Тр3 = 0 ;

со = 5 сек_1.

 

Как видно из табл. 7, разрывы

кинематической цепи при углах

поворота а < 180° наступают только

при нагружении механизма

силами, меньшими максимальной силы инерции шатуна, при этом отсутствуют отрывы пальца шатуна от подшипника при смене зна­ ка внешней силы при а =180°. Наоборот, при'нагрузке, равной или большей максимальной силы инерции ползуна при данных параметрах механизма, разрывы кинематической цепи наступают только при перемене направления действия внешней силы. При этом длительность свободного движения сокращается с увеличением внешней нагрузки.

Отношение максимальных значений реакции в подшипнике с зазором к максимальному значению реакции в идеальном механиз­ ме, предшествующих моментам отрыва, уменьшается с увеличением внешней нагрузки. При внешних нагрузках, равных или бблыпих максимальной силы инерции шатуна, это отношение примерно рав­ но единице. При этом разрыв кинематической цепи происходит в момент изменения знака внешней силы, а, как было показано ра­ нее, в этих случаях к моменту перемены знака функции F реакция в механизме с зазором при наличии трения совпадает со значением реакции в идеальном механизме.

Когда на механизм действует внешняя сила, меньшая максималь­ ной силы инерции шатуна, то при перемене ее знака не происходит разрыва кинематической цепи. Отношение указанных выше реак­ ций на участках безотрывного движения во время переходного ре­ жима возрастает с увеличением внешней нагрузки, возрастают и скорости относительного движения элементов пары 12 при вос­ становлении контакта, однако они остаются меньшими соответствую­ щих значений, полученных при расчетах без учета сил трения (см. табл. 4). Из табл. 7 следует также, что с увеличением внешней на­ грузки сокращается длительность переходного процесса.

97

Рис. 40

4 /T J . .*>

Рис. 41

Результаты расчетов при коэффициенте сухого трения,

равном

0,01, при разных значениях отношения

массы шатуна

т2 к массе

ползуна т3 и А =3 - 10" 5 м; гН = 0 ,5 ;

F — ±

1000

н;

/гтРз =

= krP, = 0

приведены

ниже:

 

 

 

 

Отношение т г / т - з

{ т г = 24 к г )

0,12

0,5

 

Значения а, при которых происходят

71, 295,

 

72

 

разрывы кинематической цепи, г р а д

298-314

 

1°

 

Максимальная

длительность отрыва

1°12'

 

 

(по углу а)

 

 

 

 

 

 

RmaxlRи шах,

 

 

5,4

 

1

 

предшествующее отрыву

 

 

на участках безотрывного движе­

7,6

1,8

 

ния

 

 

 

0,021

 

Максимальные

скорости относитель­

0,029

 

ного

движения

 

при восстановлении

 

 

 

 

контакта, м / с е к

 

 

16

 

22

 

Продолжительность переходного про­

 

 

цесса (по углу а ) , г р а д

 

 

 

 

Из этих данных следует, что с увеличением отношения тг!т3 сокращается число разрывов кинематической цепи, а также продол­ жительность свободного движения, уменьшается отношение мак­ симального значения реакции в паре 1—2 с зазором к максимально-

98


f.ceк :р.х,н

Рис. 42

Рис. 43

му значению реакции в идеальном механизме как в моменты, пред­ шествующие отрыву пальца шатуна от поверхности подшипника, так и на участках безотрывного движения. Кроме того, с увеличе­ нием mjtn3 несколько уменьшаются максимальные значения ско­ рости соударения элементов кинематической пары 1—2 при восста­ новлении контакта и возрастает длительность переходного про­ цесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непрерывно растущие требования к повышению динамической и кинематической точности устройств самого разного служебного пред­ назначения вызывают необходимость более углубленного исследова­

ния работы как

всего устройства

в целом, так и отдельных его ме­

ханизмов.

прогресс

в последние годы

в

области

использо­

Большой

вания средств

и методов вычислительной

математики

позволя­

ет ставить

и

решать

задачи,

которые

связаны с трудоемкими

вычислениями и не поддаются аналитическому решению. Приближен­ ное решение подобных задач не всегда дает возможность правильно ответить на вопросы, связанные с точностью работы устройств и влиянием на нее малых, но существенных с точки зрения динамики параметров.

К подобного рода малым параметрам, имеющим важное значе­ ние сточки зрения динамических характеристик механизма в целом, относятся технологические зазоры в кинематических парах. Нали­ чие указанных зазоров вызывает дополнительное движение механиз­ мов, оказывающее существенное влияние на разнообразные экс­ плуатационные его показатели, в частности, приводит к потере задан­ ной точности работы, к значительному увеличению (по сравнению с соответствующими расчетными значениями) реакций в кинема­ тических парах, к возникновению ударных нагрузок в подшипни­ ках.

Указанные обстоятельства могут привести к появлению как постепенных, так и внезапных отказов в работе механизмов.

В настоящей монографии основное внимание было уделено ме­ тодам построения динамических моделей плоских механизмов с зазорами в низших кинематических парах, составлению соответст­ вующих моделирующих алгоритмов и реализации последних на ЭЦВМ.

Подобный подход позволил изучить важное с точки зрения динамики машин влияние зазоров в кинематических парах на ди­ намические показатели работы механизма при разных значениях коэффициентов трения, внешней нагрузки и соотношений парамет­ ров рассматриваемого механизма.

100



Предлагаемый метод допускает естественное распространение на анализ моделей механизмов с зазорами, учитывающих другие (существенные с точки зрения конкретных приложений) особенно­ сти механизмов, например упругость звеньев, наличие трения в других кинематических парах и т. д.

Проведенный в работе анализ результатов показывает, что имеется вполне удовлетворительное соответствие с данными экспе­ риментальных работ ряда советских и зарубежных авторов [54, 59, 64, 79].

ЛИТЕРАТУРА

1. А р т о б о л е в с к и й

И .

И .

Теория

механизмов. Изд-во «Наука»,, 1967.

2. А р т о б о л е в с к и й

И .

И ., К

о с т и щ и

В . Т . , Р а е в с к и й Н . П . Об одном состоянии

вала, вращающегося в подшипнике без смазки с зазором.— Изв. АН СССР,

ОТН, 1949, № 2.

3.Б а н а т о в П . С . Износ и повышение долговечности горных машин. Изд-во «Недра», 1970.

4.Б а р а н о в Г . Г . Курс теории механизмов и машин. Изд-во «Машиностроение», 1967.

5. Б е р е з и н

Н . С . ,

 

Ж и д к о в

Н .

П . Методы вычислении, т. II. Фнзматгнз,

1962.

6. Б е с с о н о в

А . П

., Ш л

я х т

и

н

А .

В .

Некоторые вопросы динамики машин вибра­

ционного действия.— Труды II

Всес. совещ. по основным проблемам ТММ.

Динамика

машин. Машгиз,

1960.

 

 

 

 

 

 

 

7. Б е с с о н о в

А

. П .

Основы

динамики механизмов с переменной массой звеньев.

Изд-во

«Наука»,

1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Б и ц е н к о

К . , Г р а м м е л ь

Р .

Техническая механика, т.

II.

ГИТТЛ, 1957.

•J 9. Б о л ь ш а к о в

В .

И . и др. Влияние зазоров на динамические нагрузки в главной

линии стана

2800. — Изв. вузов, Черная

металлургия,

1967, № 6.

 

10. Б р у е в и ч

Ч .

Г .

 

К

вопросу

о

динамическом проектировании

механизмов.—

Техника

воздушного

флота,

1934, № 4.

 

 

 

 

 

 

11. Б р у е в и ч

Н . Г .

 

Точность

механизмов.

Гостехиздат,

1946.

 

 

12. Б р у е в и ч

Н .

Г .

 

Современное

состояние

и

задачи

теории

точности.'— Изв.

АН

СССР, ОТН,

1946,

№ 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Б р у е в и ч

Н .

Г .

 

Современное направление учения о точности в

машинострое­

нии

и

приборостроении.— Сб.

«Теоретические

основы

конструирования

машин».

ГИТТЛ,

1957.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Б р у е в и ч

Н .

Г . ,

Д о с т у п

о в Б .

Г .

Основы теории счетно-решающих устройств.

Изд-во

«Советское радио»,

1964.

 

 

 

 

 

 

 

15. Б р у е в и ч

Н .

Г . ,

С е р г е е в

 

В .

И .

К проблеме точности в теории надежности.—

Изв. АН

СССР, Механика

и

машиностроение,

1964, № 2.

 

 

16. Б р у е в и ч

Н .

Г . ,

С е р г е е в

В .

И .

Некоторые общие вопросы точности и надеж­

ности устройств.— Сб. «О точности и

надежности в автоматизированном

машиностроении». Изд-во «Наука», 1965.

 

 

 

 

 

 

17. Б р у е в и ч

Н .

Г . ,

С е р г е е в

 

В .

И .

Основы нелинейной теории точности механиз­

мов с низшими кинематическими парами.— Сб. «Точность механизмов и авто­

матизированных измерительных средств». Изд-во «Наука»,

1966.

 

18. Б р у е в и ч

Н .

Г . ,

С е р г е е в

 

В .

И .

Основы нелинейной теории точности механиз­

мов с высшими кинематическими парами.— Сб. «Анализ и контроль точности

в машиностроении». Изд-во

«Наука»,

1970.

 

 

 

 

 

19. Б о у д е н Ф .

П . ,

 

Т е й б о р

 

Д .

Природа контакта между

ударяющимися

тела­

ми.— Сб.

«Трение

и

граничная смазка».

ИЛ,

1953.

 

 

 

102