Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
3W ос,град
(около 10 000 «). Характерным для этого случая является наличие многократных разрывов кинематической цепи при углах поворота кривошипа а = 2 9 0 —310°.
На рис. 33 приведены графики изменения величины реакции в шатунном подшипнике R и ошибки положения рассматриваемого механизма А Х 3в зависимости от а при тех же параметрах механиз ма, что и на рис. 25, за исключением отношения масс шатуна и пол
зуна, |
которые в данном случае принимаются равными 24 кг |
( п ц / і т і з |
— 1). Как видно при сравнении рис. 23, 25 и 33, движение |
в зазоре существенным образом отличается при изменении отноше
У
Рис. 32
ния т21т3. Так, отсутствуют участки отрывов пальца шатуна от под шипника кривошипа при углах поворота а = 101 и 105°. Разрыв кинематической цепи происходит только при смене знака функ ции F при а — 180°. Затем наступает периодическое обкатывание пальцем шатуна поверхности подшипника. При этом максимальное значение реакции не превышает 60 000 н.
Эти изменения объясняются малыми инерционными нагрузка ми в результате уменьшения массы ползуна в 10 раз по сравнению с предыдущим случаем.
На рис. 34 приведены графики изменения ошибки положения А Х3 и величины реакции в шатунном подшипнике R в зависимости от а, а на рис. 35 — траектории свободного движения в зазоре А при тех же параметрах рассматриваемого механизма, за исключе нием длины шатуна, которая в данном случае выбрана равной 1,69 м (г/1— 0,5). Как видно из рис. 35, разрывы кинематической цепи так же происходят только при углах поворота а, равных 180 и 360°. Однако обкатывайия пальцем шатуна поверхности подшипника не происходит, точка контакта совершает колебательные движения относительно горизонтальной оси х. Величина реакции до углов по ворота кривошипа а = 180° совпадает по величине с реакцией в идеальном механизме, после участка свободного движения величина реакции претерпевает периодические изменения от минимального
значения порядка 200 « до максимального порядка |
10 000 к. |
|||
Характерные результаты расчетов при разных отношениях гИ |
||||
и следующих |
параметрах |
механизма: |
А = 3-10_б м; |
со = 5 т с -1; |
т21т3 = 0,12; |
F = F Tp = 0 |
приведены |
в табл. 6, из |
которой сле- |
88
3-10
Рис. 33
ЛХ3,н
Рис. 34
дует, что с увеличением отношения гИ моменты наступления первого отрыва смещаются в сторону начала координат, увеличиваются ин тервалы по углу а, в которых происходят многократные отрывы при а > 270°. При этом время свободного движения остается при мерно постоянным (как и выше, оно в данном случае определя ется в основном величиной зазора). Величины отношений гИ и RmaJRu шах связаны между собой монотонно возрастающей зависи мостью. При отношении гИ = 0 ,5 максимальное значение реакции в шатунном подшипнике механизма с зазором превышает соответ-
----- — - |
- - - - - |
- |
' ■ ■_______j£_____ _ |
: Рис. 35
. і
90
Т а б л и ц а |
6 |
|
|
|
|
|
Отношение г/1 |
|
|
0,1 |
0,2 |
0,5 |
|
Значения <х, при которых происходят |
88, 92, 95, |
84, 87, 90, |
72, 75, 78, |
|||
разрывы кинематической |
цепи, г р а д |
282—294 |
260—270, |
295—360 |
||
|
|
|
|
|
285—360 |
|
Максимальная длительность отрыва |
1°27' |
1°24' |
1° 22' |
|||
(по углу а ) |
|
|
|
|
|
|
RmaxlR н шах. |
|
|
4,6 |
92 |
94 |
|
предшествующее отрыву |
||||||
на участках безотрывного движе- |
1,7 |
3,1 |
3,2 |
|||
НИЯ |
|
|
0,0267 |
0,07 |
|
|
Максимальная |
скорость |
относитель- |
0,1 |
|||
ного |
движения |
при восстановлении |
|
|
|
|
контакта, м / с е к |
|
|
0,005 |
0,0042 |
0,004 |
|
Время свободного движения, с е к |
||||||
Средняя частота колебании точки кон |
260 |
130 |
190 |
|||
такта, |
г ц |
|
|
|
|
|
ствующее значение в идеальном механизме почти на два порядка в моменты, предшествующие отрывам. На участках безотрывного движения расчетное максимальное значение реакции в идеальном механизме примерно втрое меньше соответствующего значения реак ции в механизме с зазором. С увеличением отношения гИ значитель но возрастают скорости относительного движения элементов пары при восстановлении контакта в кинематической цепи.
Представляет интерес случай, когда внешняя сила F изменяет ся по гармоническому закону, в частности, в соответствии с фор мулой (93). На рис. 36 показаны графики изменения ошибки по ложения ведомого звена рассматриваемого механизма АХ3 и реак ции R в паре 1—2 при тех же параметрах механизма, что и на рис. 27, но в данном случае внешняя сила F изменялась согласно формуле (93). На рис. 37 показаны траектории свободного движе ния пальца шатуна в поле зазора Д.
Как следует из этих рисунков, при движении из нулевых началь ных условий рассматриваемый механизм ведет себя подобно идеаль ному механизму до углов поворота кривошипа а — 112°, при этом реакция в шатунном подшипнике совпадает с соответствующим зна чением реакции в идеальном механизме, ошибка положения мак симальна и равна величине зазора А. Затем при а — 113°1Г и 115°41' происходят два разрыва кинематической цепи, продолжаю щиеся по углу поворота а соответственно 21 и 23', после чего устанав ливается безотрывное движение, при котором палец шатуна совер шает обкатывание поверхности подшипника по часовой стрелке аналогично тому, как происходило движение при изменении силы F в соответствии с формулой (91) или (92). Однако при углах поворота а — 150° это движение прекращается, и точка контакта начинает совершать колебательные движения относительно горизонтальной оси X . При углах поворота а = 162—169° происходят четыре разры-
91
Рис. 36
ва кинематической цеііи, после чего безотрывное движение сохра няется до окончания полного оборота кривошипа.
Исследуем теперь влияние на динамику рассматриваемого механизма изменения величины внешней нагрузки при учете сил трения в шатунном подшипнике. Как и в случае без внешней на грузки, при движении из нулевых начальных условий характер дви жения в зазоре мало чем отличается от характера движения при дан ных условиях без учета трения до наступления первого отрыва паль ца шатуна от поверхности подшипника. Размыкание кинематической цепи в данном случае происходит при близком значении угла а, при котором имел место первый отрыв пальца шатуна от подшипни ка в механизме без учета сил трения. Однако после восстановления контакта характер движения будет иным.
На рис. 38 показаны соответствующие графики зависимостей от угла а координаты точки контакта х и угловой скорости относи тельного движения т элементов пары 1—2 непосредственно после восстановления контакта. Как видно из этого рисунка, после не продолжительного участка колебательного движения, занимающего по углу поворота кривошипа около 4°, относительное движение элементов пары 1—2 почти прекращается, ошибка положения ме ханизма становится отрицательной, равной величине зазора. Окон чание переходного процесса на рис. 38 дано в увеличенном масш табе. Масштабы изображения рассчитываются самой вычислитель ной машиной по максимальному и минимальному значениям изобра жаемых функций на данном отрезке изменения независимого пере менного. Максимальное значение угловой скорости относительного движения элементов пары 1—2 достигает 5000 сект1.
Соответствующий график изменения реакции приведен на рис. 39, где пунктиром показана реакция в идеальном механизме при тех же параметрах. Как следует из этого рисунка, после окончания переходного процесса значение реакции совпадает со значением по следней в идеальном механизме. Максимальное значение реакции в механизме с зазором во время этого переходного процесса достига ет 200 000 н.
Далее до наступления следующего отрыва пальца шатуна от поверхности подшипника кривошипа, который происходит при пе ремене знака функции F и угле поворота а — 360°, движение в ме ханизме с учетом сил трения аналогично движению идеального механизма: реакция в паре 1—2 совпадает с реакцией в идеальном механизме, ошибка положения механизма отрицательна и равна величине зазора А, ошибки скорости и ускорения равны нулю.
После участка свободного движения при а =360° повторяется процесс, аналогичный тому, который был рассмотрен при анализе восстановления контакта в кинематической паре 1—2 при угле пово рота а = 180°. На рис. 40 показаны траектории свободного движе ния пальца в зазоре. Проекции относительных скоростей элемен тов пары 1—2 при восстановлении контакта при а = 180° и 360° соот ветственно равны: х = —0,085 м/сек, у = —0,02 м/сек и х =0,00 м/сек,
93
у = —0,003 м/сек. На втором обороте кривошипа процесс повто ряется. Следовательно, при решении задачи с учетом сил трения в паре 1—2 устанавливается периодическое движение с периодом 2я.
Расчеты показывают, что при внешних силах, больших макси мальной силы инерции ползуна при данных параметрах механизма, движение в зазоре аналогично движению, рассмотренному выше при нагрузке F — 10 000 н. Причем с увеличением нагрузки длитель ность переходного процесса уменьшается и соответственно возра стают максимальные значения величины реакции. При внешних
Рис. 37
силах F, равных или меньших максимальной силы инерции ползуна, не наблюдается второго отрыва при угле поворота« =360°, когда сила F меняет знак. Это происходит в результате того, что при указанных значениях внешней силы (при прочих неизменных зна чениях параметров механизма) ее величины недостаточно для того, чтобы удержать шатун в таком положении, при котором точка кон такта элементов пары 1—2 находилась бы в левой половине плоско сти хоу. В результате действия сил инерции шатуна точка кон такта переходит в правую половину плоскости хоу. Следовательно, смена знака функции F не будет сопровождаться разрывом кинема тической цепи.
94
На рис. 41 показано изменение ошибки положения А Х 3, сов падающей с координатой х точки контакта элементов пары 1—2 рассматриваемого механизма при нагружении его силой, равной максимальной силе инерции шатуна при скорости вращения криво шипа со = 5 се/С1. Как следует из этого рисунка, точка контакта до углов поворота а =300° находится на горизонтальной оси х, в левой половине плоскости хоу. Затем под действием сил инерции она перемещается в правую половину плоскости хоу и к моменту изменения знака внешней силы F при угле поворота кривошипа а = 360° находится на горизонтальной оси х. Расчеты показывают, что в дальнейшем при уменьшении модуля внешней силы указанное выше смещение точки контакта происходит при углах поворота а, тем меньших, чем меньше внешняя нагрузка, как было показано ранее, и при нулевой внешней нагрузке этот переход совершается при а =270°. При нагрузке, большей максимальной силы инерции шатуна, указанный переход точки контакта в правую половину плоскости хоу не успевает завершиться до момента изменения знака силы F и, следовательно, будет разрыв кинематической цепи.
Анализ полученных результатов показывает, что наличие внеш ней силы F приводит к возрастанию максимальных значений реак ции в шатунном подшипнике с зазором, увеличению скоростей соударения элементов кинематической пары и сокращению времени свободного движения пальца шатуна в подшипнике. Причем ско рости соударения при замыкании кинематической цепи минимальны в том случае, когда механизм нагружен силой, равной максимальной силе инерции ползуна при данных параметрах механизма.
При учете сил трения характер движения в зазоре остается преж ним до наступления участков разрывного движения, которые про исходят при тех же значениях углов а, что и в механизме без тре ния. Однако в дальнейшем периодическое движение в зазорешрекращается, ошибка положения становится максимальной и равной
95