Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Вторая часть монографии (II и III главы) посвящена исследова нию дополнительного движения кривошипно-ползу иного механизма с одним зазором в паре кривошип—шатун на основе общих результа тов, полученных в первой части.
Здесь проведено исследование неопределенных положений криво- шипно-ползунного механизма с одним зазором и особых точек уравнений движения. Описан алгоритм изменения обобщенной координаты в определенном положении механизма, который позво ляет путем добавления в нестандартную часть моделирующего ал горитма арифметического и логического блоков избежать останова вычислительной машины по переполнению в рассматриваемых положениях механизма.
Показано, что решению задачи на ЭЦВМ должно предшествовать определенное аналитическое исследование уравнений движения и преобразование уравнений движения к такому виду, который позволил бы с наименьшими затратами машинного времени полу чить необходимую информацию. Так, соответствующей заменой независимого переменного удается сократить время решения задачи на ЭЦВМ примерно в два раза, сохранив при этом высокую точность интегрирования уравнений движения. Преобразование уравнений движения к нормальной форме Коши позволяет воспользоваться для их решения стандартной программой решения систем дифферен циальных уравнений методом Рунге —• Кутта [5, 31, 41, 52, 69, 75].
Большое значение с точки зрения повышения точности и сокра щения машинного времени решения задачи имеет правильный выбор обобщенных координат в уравнениях Лагранжа. Так, показано, что при решении поставленной задачи целесообразно записывать уравнения движения рассматриваемого механизма при сохранении контакта в паре с зазором в полярной системе коорди нат, а уравнения свободного движения пальца шатуна в подшипни ке — в декартовой.
С использованием методов нелинейной теории точности получе ны зависимости от угла поворота кривошипа ошибок положения, скорости и ускорения кривошипно-ползунного механизма с одним зазором.
Дано описание вычислительной программы для решения постав ленной задачи на алгоритмическом языке АВТОКОД-ИНЖЕНЕР [53]. Решение задачи проводилось на ЭЦВМ «Минск-32» в режиме Т [49]. Используются стандартные программы решения системы дифференциальных уравнений первого порядка методом Рунге — Кутта, четвертого порядка с автоматическим выбором шага интегри рования и вывода результатов расчета в виде графиков, отпечатан ных на устройстве широкой печати АЦПУ-128 символами кода Гб. Приводятся результаты решения поставленной задачи на ЭЦВМ в виде графиков зависимостей от угла поворота кривошипа величин реакции в паре кривошип — шатун, ошибок положения, скорости и ускорения рассматриваемого механизма, а также траекторий свободного движения пальца шатуна в поле зазора подшипника,
10
определяются моменты разрыва кинематической цепи и восстанов ления контакта, величины скоростей относительного движения элементов соударяющихся пар при восстановлении контакта. Подробно исследуется влияние зазора на динамику кривошипноползунного механизма при различных соотношениях параметров последнего.
Проводится исследование влияния трения в кинематической паре с зазором на величину реакции в паре и характер движения пальца в подшипнике. Показано, что наличие трения вносит значи тельные изменения в динамику рассматриваемого механизма с за зором. Так, кривая зависимости величины реакции в шатунном подшипнике с зазором от угла поворота кривошипа на участках безотрывного движения имеет вид затухающих колебаний, и с тече нием времени значение реакции оказывается равным соответствую щему значению в идеальном механизме, чего не наблюдается при решении поставленной задачи без учета сил трения. Резкие измене ния величины реакции, предшествующие моментам разрыва кине матической цепи, идентичны как в механизме без учета сил трения, так и при учете последних в паре с зазором.
Согласно проведенным расчетам характер изменения величины реакции в условиях безотрывного движения в качественном отноше нии находится в удовлетворительном соответствии с частными ре зультатами, полученными другими авторами при исследовании аналогичных по своей конструкции механизмов иными приближен ными расчетными и экспериментальными методами [33, 50, 54, 59, 60, 61, 64, 66, 72].
Проведен анализ точности решения уравнений движения. Выяв лено, что при решении рассматриваемой задачи следует задавать точность интегрирования уравнений движения порядка ІО-4. Мень шая точность приводит к значительным искажениям траекторий движения и графиков изменения величины реакции в шатунном подшипнике с зазором. В ряде случаев при необходимости получить лишь качественную картину движения механизмов с зазорами с целью сокращения непроизводительных затрат машинного времени можно решать поставленную задачу с точностью порядка 10-2.
Далее в работе проводится исследование влияния на динамику рассматриваемого механизма величины зазора, внешней нагрузки, отношения длины кривошипа к длине шатуна и соотношений масс шатуна и ползуна, причем параметры механизма изменяются в пре делах, соответствующих широкому диапазону реально существую щих механизмов. Расчеты проводились как с учетом различного вида сил трения в паре кривошип — шатун, так и при отсутствии указанной силы трения. Результаты расчетов при разных значениях параметров приведены в виде таблиц.
Следует отметить, что предложенный подход к исследованию динамических моделей механизмов с зазорами не накладывает никаких ограничений на величины зазоров и геометрические раз меры звеньев механизма.
11
f л а в а !
УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И ОБЩИЙ МОДЕЛИРУЮЩИЙ АЛГОРИТМ
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ С ЗАЗОРАМИ
Влияние зазоров в кинематических парах на динамику механизмов
Будем называть «идеальным» механизмом такой, в кинематических парах которого отсутствуют зазоры. Если при этом механизм об ладает одной степенью свободы, то положение любой точки его звеньев однозначно определяется заданием одной координаты ве дущего звена. При заданных параметрах механизма и внешних си лах, действующих на него, движение ведущего звена будет опи сываться одним обыкновенным дифференциальным уравнением второго порядка относительно выбранной координаты. Подобные уравнения могут быть получены различными методами на основа нии общих законов механики [1, 4, 7, 25, 30]. Зная закон движения ведущего звена, его скорость и ускорение в каждый момент вре мени, можно, исходя из кинематических соотношений для рассмат риваемого механизма, получить выражения для скорости и ускоре ния любой точки звеньев механизма. Величины реакций в его ки нематических парах могут быть определены из последующего кинетостатического анализа.
Однако «реальный» механизмАтличается от идеального как не точностью изготовления отдельных его звеньев, так и наличием зазоров в кинематических парах. Условия собираемости механизма и возможности относительного движения его звеньев приводят к возникновению зазоров в кинематических парах. Величины зазо ров выбираются в соответствии с предъявляемыми к механизму технологическими и точностными требованиями и ограничиваются принятыми допусками. По назначению зазоров механизмы можно разделить на две группы:
1) механизмы, в которых зазоры служат только для обеспече ния собираемости механизмов и относительного движения звеньев, их по возможности стремятся уменьшить;
2) виброударного действия, принцип работы которых основан на использовании эффектов соударения смежных звеньев в зазоре.
Настоящая работа посвящена исследованию влияния зазоров на динамику механизмов первой группы.
Наличие зазоров в кинематических парах реальных механизмов намного усложняет анализ движения последних, а также определе-
12
йиё |
реакций |
в кинематических |
парах |
с зазорами [10, 40]. Так, |
|
при |
наличии |
зазора только |
в одной |
низшей |
кинематической |
паре появляются одна или две |
дополнительные |
степени свободы. |
На определенных участках движения такого механизма будет осу ществляться контакт в кинематической паре с зазором, на других участках может происходить независимое движение одного звена относительно другого, при этом будет иметь место разрыв кине матической цепи. В течение одного цикла движения ведущего зве на контактное и бесконтактное движения могут многократно чере доваться. Движение механизма с контактом и без контакта описы вается разными уравнениями, решения которых должны сопря гаться в точках перехода от одного вида движения к другому. Сле довательно, в рассматриваемом случае приходится проводить ис следование динамики механизмов с переменной структурой.
При чередовании замкнутого и разомкнутого состояний кине матической цепи механизма с зазорами будет происходить много кратное соударение элементов кинематической пары, при этом уве личивается износ трущихся поверхностей по сравнению с предпо лагаемым износом в идеальном механизме [19]. Кроме того, как показывают расчеты, даже в условиях сохранения контакта в кине матической паре скорость относительного движения элементов па ры с зазором на отдельных участках намного превышает скорость относительного движения этих же элементов в идеальном механиз ме, а величина реакции в этих соединениях также превосходит соответствующие значения для идеального механизма. Все это при водит к ускоренному износу элементов кинематических пар и поте ре работоспособности механизма вследствие возникновения в его рабочем цикле «постепенных» отказов [15, 16].
Характерной особенностью задачи исследования динамики ме ханизмов с зазорами является несоизмеримая малость величин последних по сравнению с номинальными размерами отдельных звеньев механизма. Однако наличие этих зазоров может оказать существенное влияние как на законы движения его звеньев, так и на работоспособность механизма в целом.
Динамическая модель механизма с зазорами
Не ограничивая общности исследования механизмов с зазорами (с точки зрения разработки общих методов подхода к исследованию подобных механизмов), рассмотрим аксиальный кривошипно-пол зунный механизм с зазорами в соединениях кривошип—шатун и шатун — ползун. Схематически этот механизм показан на рис. 1 (зазоры изображены в увеличенном масштабе). Величина зазора равна разности радиусов подшипника и шипа (А = гх —г2). Подоб ная схема механизма используется в двигателях внутреннего сго рания, различного вида насосах, механизмах плоско-печатных стан ков и во многих других машинах, служащих для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот.
13
Будем считать заданным движение кривошипа, т. е. зададим |
|
со = а (і) |
в виде известной функции времени и положим, в частнос |
ти, со = |
const. Для простоты рассуждений рассмотрим шатун в ви |
де прямолинейного тонкого стержня с равномерно распределенной массой. Это позволяет при выводе уравнений движения считать массу шатуна сосредоточенной в его геометрическом центре (в точ ке s). Массу ползуна будем считать сосредоточенной в его центре масс (в точке 03). Звенья механизма будем предполагать абсолют но жесткими, зазор между ползуном и направляющими, а также трение в этой паре учитывать не будем.
Предполагается, что зависимость сил трения в парах 1 — 2 и 2—3 от скорости относительного движения соответствующего шипа в подшипнике у имеет форму полинома
FTP = — R (/гтрі sign т + &тр,Т + |
&тр,Т2), |
|
|
(1) |
|||||
где |
R — нормальная |
составляющая |
реакции |
в данном |
соедине |
||||
нии; |
Ьр. |
(і = 1,2,3) — соответственно |
коэффициенты |
сухого, |
|||||
жидкостного и квадратичного трения; |
у |
— угловая скорость дви |
|||||||
жения точки контакта по поверхности подшипника, |
которая на |
||||||||
ходится из |
решения |
уравнений |
движения |
звеньев |
механизма. |
Вдальнейшем при численных расчетах на ЭЦВМ будем задавать
висходной информации различные значения коэффициентов тре
14