Файл: Радчик А.С. Пружины и рессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и длину развертки

рабочей части

пружины

 

 

 

 

 

L 0 =

 

&

 

 

(14)

С учетом зависимостей

(11) —(13)

число

оборотов

ір2 ,

необходимое для

перевода пружины из свободного состояния

в туго заведенное,

можно

определить

из соотношения

 

яр2

= п2 -

п'

=

[У2 (R2

+ rt) -(R

+ re)].

(15)

Расчет

пружины. Д л я

уменьшения

габаритов и лучшего

использования несущей способности материала заводные пружины проектируются таким образом, чтобы номиналь­ ные напряжения в периферийных слоях ленты были не­ сколько больше предела текучести, но не превышали, одна­ ко, величины о в . С этой точки зрения расчет на прочность ленты следует вести по допускаемым относительным дефор­ мациям [е.], величина которых для большинства сталей составляет примерно 3%.

Так как относительные деформации при изгибе обратно пропорциональны радиусу кривизны, а последний прини­ мает наименьшее значение на самом валике, можно записать

(16)

 

где т = \ .

Таким образом, величина m характеризует деформиро­ ванное состояние пружины в опасном месте и поэтому подлежит нормированию. Рекомендуется принимать m =

=15-4- 16.

Уравнение характеристики пружины при ее спуске вы­

водится в

предположении, что пружинная лента работает

в условиях

чистого изгиба.

Влияние способа крепления наружного конца учитыва­ ют коэффициентом заделки k, который характеризует умень­ шение момента M при спуске реальных заводных пружин

69


с различными типами крепления наружных концов по сравнению с идеальной. Значения его приведены на рис. 22.

Из соотношения <р = ^ , связывающего момент M

Рис. 22. Конструкции крепления наружного конца спираль­ ных пружин.

и угол поворота сечения ф при чистом изгибе, после под-

 

btls

 

 

 

становки

ф = 2ят|? и / = —

с

учетом коэффициента k

получим

уравнение линейной

части

характеристики

 

M = nkE

4 т -

ір.

< 1 7 >

 

 

6L„

-

где гр число оборотов заводного

валика; b — ширина

ленты.

 

 

 

 

70

Выражения (16) и (17) лежат в основе расчета спираль­ ных пружин как свободных, так и работающих в барабане.

100

 

 

 

 

 

 

 

 

і

 

 

80

 

 

1

R

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

•h

 

60

 

 

1

 

 

 

 

S*таm

 

10

 

1

 

20

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

О

10

20

 

30

40

h

/

Lolh

/

•nom

 

 

/

/

 

/

ГУÀ

 

//. г./

«ООО

f

9000

 

1

 

1

г

7000

 

SO

60 n,

Рис. 23. Номограмма для расчета спиральных пружин.

Д л я определения параметров пружины, работающей в барабане, воспользуемся соотношением (см. рис. 21,6)

 

'h~n0

= м2М1Мі

%•

(18)

Д л я

спиральных

пружин обычно

принимают

М2 =

= (1,5-г-

2) Мг.

 

 

 

71


Величина п2 — п0 представляет собой число оборотов, на которое «раскручивается» пружина после заневоливания, и является некоторой функцией числа витков пг заведенной

пружины. Эта функция для некоторых материалов и m =

15

представлена на номограмме (рис. 23).

 

Для нормальной пружины справедливы соотношения

[1 ]

=

яп2 (2т

+

п2);

(19)

h = Y2п2

(2m +

n2)

+ m2 .

(20)

Обе эти зависимости при m = 15 также представлены соответствующими графиками на той же номограмме (рис. 23).

Итак, вычислив по формуле (18) величину упругой от­ дачи п2 — п0, по номограмме находим число витков п2 заведенной пружины, а также относительные величины

h

h

 

 

 

 

R

Длину

рабочей части

пружины L 0 ,

радиус барабана

и радиус

внутреннего упругого витка

г0 получим

умноже­

 

 

 

 

 

но Я

 

нием

соответствующих

относительных

величин

-^-

и

= m на толщину ленты h, которой следует задаться.

Ширину ленты b найдем из соотношений (17) и (19),

полагая

Ф = п2 — /г0 :

 

kEiï- 2 п0)

4 '

Особенности конструирования. Ответственным моментом проектирования заводной пружины является выбор типа крепления ее наружного конца. Идеальным считают такое крепление, которое нагружает пружину только изгибаю­ щим моментом, обеспечивая ее чистый изгиб.

Простое в изготовлении шарнирное крепление (рис. 22, а) не удовлетворяет этому требованию, так как реактивное

72



усилие в шарнире вызывает эксцентричное расположение витков в процессе заводки, что приводит к межвитковому трению и гистерезису. Жесткое крепление (рис. 22,6) также приводит к межвитковому трению, величина которо­ го, однако, несколько меньше, чем при шарнирном.

Лучшие

результаты дают различные типы полужестких

и упругих

креплений: с помощью штифта с фасонной голов­

кой

(рис.

22, б); с помощью

промежуточного штифта

(рис.

22,

г); Ѵ-образное (рис. 22, д),

с мечевидной накладкой

(рис.

22,

е).

 

Последний тип крепления сочетает простоту с высокими эксплуатационными качествами. Мечевидная накладка со­

единяется с пружиной посредством заклепки,

а с

бараба­

ном — при

помощи

усиков,

которые вставляются в отвер­

стия в его боковых стенках.

 

 

 

 

 

Д л я определения размеров накладок рекомендуются сле­

дующие соотношения (рис. 22,

ж):

 

 

 

А =

(0,25

~

0,40)

nR;

В — (0,5 - I - 0,6)

Л;

h'=

1,1h;

b' =

(6~8)h';

pCB

=

R—h;

С = H = (0,93

-f- 0,97) b;

С =

(0,65

-г- 0,75)

b;

l =

(0,5

~ 0,6) S;

e =

(6 -+ 8) h;

 

 

 

 

 

d =

0.3Я.

 

 

 

Основным требованием, предъявляемым к креплению

внутреннего

конца

пружины,

является

его

надежность,

в особенности

при циклическом

нагружении.

 

 

На рис. 24 представлены различные типы крепления внутреннего конца: с помощью Ѵ-образиого паза на валике (рис. 24, а), который способствует самозатягиванию пружи­ ны при заводе (применяется для мощных пружин); с по­ мощью прорези на валике (рис. 24, б) (применяется в мало­ ответственных случаях); с помощью выступа, имеющегося на самом валике (рис. 24, в) (применяется в наиболее ответст­ венных случаях); штифтовое (рис. 24, г).

Радиус заводного валика г определяют, исходя из необ­ ходимости размещения на нем полутора «мертвых» витков:

г = r 0 ~ 1,5/î.

73