Файл: Радчик А.С. Пружины и рессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где W — экваториальный момент сопротивления попереч­ ного сечения витка относительно бинормали к его осевой линии; k — коэффициент, учитывающий перераспределение напряжений, вызванное кривизной витков. Практически коэффициент k зависит от индекса пружины с и формы по­ перечного сечения витка. Формулы для его расчета приве­

дены в

табл.

12.

 

 

 

 

Д л я

аналитического

вывода характеристики пружины

воспользуемся

энергетическим

соотношением

 

 

 

га»

I

МЧІ

M2

п

~2Л - J

где Е — модуль упругости (для стали Е =

2,1 • 104

кГІмм2);

I — экваториальный момент инерции поперечного сечения

витка относительно бинормали к его осевой линии; L„ —

длина осевой линии

(развертки) рабочей

части пружины;

D„ и п — соответственно средний диаметр

пружины

и

ко­

личество

витков.

 

 

 

 

 

 

После

подстановки

/ =

— (для

круглого сечения)

по­

лучим

 

 

64М£>0я

 

 

 

 

 

 

Ф =

 

 

 

 

 

Ed*

 

 

 

Формулы для расчета цилиндрических винтовых пружин кручения с различными формами поперечного сечения витка приведены в табл. 12.

При выполнении проектировочных и проверочных расче­ тов пружин кручения целесообразно придерживаться сле­ дующих рекомендаций:

1) предельно допустимый угол закручивания пружины, обеспечивающий запас устойчивости, равный 2, не должен

превышать ф0 =

123

у' п;

УИХ и М2 желательно выбирать

2)

соотношение

между

таким

образом,

чтобы

удовлетворялось

неравенство

0,1 М 2

< Мг <

0,5

М2;

 

 

63


3) соотношение между ср3 и ф2 выбирается по конструк­ тивным соображениям (либо в соответствии с нормативным документом); деформация пружины, превосходящая ф3 , должна предотвращаться специальными упорами;

Рис. 20. Конструкции прицепов пружин кручения.

4)во избежание трения между витками необходимо пре­ дусмотреть межвитковый зазор 0,1—0,5 мм;

5)при определении диаметра оправки пружины необ­ ходимо иметь в виду, что при нагружении торцевыми мо­ ментами число ее витков увеличивается, а средний диаметр уменьшается. Приращения этих величин составляют

64

Диаметр оправки должен быть несколько меньше внут­ реннего диаметра пружины при ее полном заводе.

Остальные параметры пружины (ее длина Я 0 в исходном состоянии, длина L 0 заготовки для рабочей части, угол на­ клона витков а) определяются так же, как и соответствую­ щие параметры пружин сжатия.

Различные конструкции прицепов, при помощи которых пружины устанавливаются в узле, представлены на рис. 20. Предпочтение следует отдать варианту, показанному на рис. 20, а, так как в этом случае силовое воздействие на рабочие витки передается парой сил (а не одной силой, как это имеет место в вариантах на рис. 20, б—д), что исклю­ чает перекос пружины.

Другим способом уменьшения перекоса является приме­ нение пружин с двойной навивкой (вариант на рис. 20, е).

Универсальные крепления (рис. 20, ж, з) позволяют пру­ жине воспринимать одновременно действие осевых нагрузок, изгиба и кручения. Такие крепления выполняются пробка­ ми либо втулками со специальной резьбой и отверстием для отогнутого конца витка. После сборки резьба развальцовы­ вается или расклепывается.

В процессе эксплуатации пружины кручения желатель­ но смазывать для уменьшения потерь на трение об оправку.

Спиральные пружины

Область применения плоских спиральных ленточных пружин в общем аналогична области применения цилиндри­ ческих винтовых пружин кручения. Однако специфические качества, присущие спиральным пружинам (пологая харак­

теристика,

плавность

работы, компактность), обусловили

их преимущественное применение в качестве

аккумуляторов

механической энергии (пружинных двигателей).

Материалом для спиральных пружин служит плоская

пружинная

лента из

высококачественных

углеродистых

5

2—1991

65


сталей У8А-У12А (если толщина ленты Л < 0 , 1 ч - 0,3

мм)

или дисперсионно твердеющих сплавов типа К40НХМ

(если

пружина предназначена для работы при высокой темпера­ туре либо в условиях агрессивной среды).

В процессе изготовления ленту навивают на валик (федеркерн) виток к витку и в таком состоянии подвергают заневолнванию в течение 2—10 суток. После навивки и заневоливания заготовка приобретает спиралеобразную форму (за исключением концов, которые для облегчения крепления отжигают). В таком виде пружина может применяться в качестве заводной в свободном состоянии или в барабане (рис. 21, г — ж).

Характеристика спиральной пружины в свободном со­ стоянии представлена на рис. 21, а, где по оси абсцисс от­ ложено число оборотов валика ф, а по оси ординат — при­ ложенный момент М. Точка характеристики (п0, М0) со­ ответствует прямолинейной заготовке (рис. 21, в), получить которую из пружины можно, лишь приложив к ней некото­

рый момент М0,

 

направленный

в сторону,

противополож­

ную навивке. Моменту М0

соответствует

количество

витков

пружины п0

в

свободном

состоянии.

момента М,

 

Индексы

1,

2,

и 3 при

обозначении

числа

рабочих витков п и числа

оборотов \\> соответствуют

здесь

предварительной,

рабочей

и

максимальной деформациям

при спуске

пружины.

 

 

 

 

 

Как видно

из

рисунка,

характеристика

пружины в зоне

больших деформаций нелинейна в силу постепенного выклю­ чения из работы витков при их посадке на валик.

Большая (до 30%) величина гистерезиса спиральных пружин объясняется наличием внутреннего и, главное, наружного межвиткового трения, в особенности в процессепосадки витков на валик или на барабан.

Спиральные пружины, работающие в барабане, облада­ ют по сравнению со свободными рядом преимуществ: мень­ шими габаритами за счет ограничения наружного диаметра; меньшим числом оборотов а|)2, необходимых для завода, при

66


M

Рис. 21. Характеристики спиральных пружин:

а — без барабана; б — в барабане; в, г, д, е, ж — последовательность нагр у ж е н и я .

том же рабочем числе оборотов і|ір (за счет частичного исключения нерабочей части характеристики); возмож­ ностью использования для привода не только валика, но

ибарабана.

Вспущенном состоянии витки пружины прижаты к внут­ ренней стенке барабана (рис. 21, д). В процессе завода вит­

ки постепенно

отходят от стенки (рис. 21, е),

что

приво­

дит к . нелинейности

характеристики

пружины

на ее на­

чальном участке ір^

 

 

 

 

 

После некоторого числа оборотов 2

начинается

посадка

витков на валик

(рис. 21, ою) и связанная с ней

нелинейность

характеристики

на

конечном участке

г|з3 —1|)2.

 

 

Геометрические соотношения. При заданном сочетании

радиуса г0 внутреннего упругого витка

и радиуса

R

бараба­

на максимальное число оборотов пружины соответствует такой ее длине, при которой ее внешний радиус гт в туго за­ веденном состоянии был бы равен внутреннему радиусу в спущенном состоянии (рис. 21, д, е, ж).

Пружину, длина которой удовлетворяет этому условию,

принято называть нормальной.

 

 

В силу малости величины п3

— п% и для удобства

вывода

необходимых зависимостей туго заведенным будем

считать

то состояние пружины, которое характеризуется

макси­

мальным рабочим моментом М2

и числом витков пг.

Тогда

число витков нормальной пружины в туго заведенном и спущенном состояниях соответственно составят

Из условия равенства объемов, занимаемых пружиной в обоих состояниях, найдем радиус

(13)

68