Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

- 101

-

 

систем по JCj и

X. 2 отпадает,

что

сокращает объем вычисле­

ний при расчете

автоколебаний. В втой

свяви целесообраѳно вы­

делять доминирующие элементы в упругой системе угла или станка применительно к данной автоколебательной расчетной озсѳмѳ.'

х2

V

777

Рис. 67. 'К учету эквивалентной упругой системы в модели автоколебаний

Рис. 68. АФЧХ эквивалентной упругой системы по оси X? группы пглзѵни

- 102 -

§3. 0 регулярном и случайном характере автоколебаний при трении

динамические явления, наблюдаемое при трении в узлах р а ­ ботающих машин, а также при резании металлов в виде автоколе­ баний, характеризуются присутствием регулярных и случайных показателей. В одних условиях превалируют автоколебания слу­ чайного характера, в других процесс носит регулярный характер

До сих пор мы рассматривали автоколебания, подчиняющиеся детерминированным функциональным зависимостям. Опираясь на двумерную модель самовозбуждения, рассмотрим возможное проис­ хождение вероятностных зависимостей при автоколебаниях.

Как показано в главе Ш, существенная роль в процессе само­ возбуждения отводится поверхностным неровностям в контактной зоне. Профиль реальной поверхности представляет собой резуль­ тат суммарного действия периодических или почти периодических возбудителей и случайных возмущений.

Случайные возмущения при резании металла возникают вслед­ ствие случайных изменений режима обработки, например, - слу­ чайных включений в материал заготовки и инструмента. При этом степень регулярности профиля неровностей обработанной поверх­ ности будет различной в. зависимости от соотношения случайных

возмущений и

доминирующих периодических возмущений в станке.

В работе

[э] приведен

график корреляционной функции

профиля шлифованной поверхности (рис . 69), из которого

следует,

что з пределах шагов

наблюдается корреляционная

связь

между неровностями, примерно подчиняясь закономерностям неко­ торого колебательного спектра. Профиль неровностей в указанном интервале шагов может быть приближенно описан стационарной случайной функцией (141), приведенной в § 3 главы У.

Измерения многих поверхностей при различных методах обра­ ботки свидетельствуют о том, что корреляционная связь между поверхностными неровностями при данной базовой длине измере­ ния исчезает по мере увеличения шага неровностей. Об этом свидетельствует тот факт,.что среднеарифметическая величина

отклонений

неровностей Ра зависит от

длины

участка измере­

ния «^г до

некоторой критической длины

•£% ,

после которой

остается практически постоянной. Это же относится к ширине поверхности S при измерениях в поперечном к оси движения направлении.


-103 -

Для разных видов обработки величины

имеют

значения, вы­

раженные через

базовую длину измерения*

( - / ^ / z / ^

) :

Точение

и фрезерование

2£о

 

 

Тонкое

точениэ, шлифование

{à^6)<>0

 

и отделочное фрезерование

 

Тонкое

шлифование,

полирование,

 

 

 

доводка

 

 

(6^7)

£ о

 

Тонкое

полирование,

тонкая

(/û+/2J

і0

доводка

 

 

Из приведенных данных вытекает, что чем меньше

-бк

,

тем

регулярнее оказывается профиль измеряемой поверхности.

 

 

В главе Ш было показано,

что

при

трении скольжения

подъем­

ная сила

Q

, участвующая в возбуждении автоколебаний,

опре­

деляется

при

каждой скорости

Vj

активными поверхностными

н е ­

ровностями с

оптимальным отношением

ZJ высоты

к шагу

Sj .

Очевидно, для данных оптимальных неровностей также имеется кри­

тическая

длина

» в пределах которой они не

могут иметь

стабильных характеристик.

При движении ползуна

со скоростью V/',

размеры

площади

которого

 

J

 

6

> Ay

С > SJCJ ,

(149)

Данные заимствованы яз [э]


- 104 -

где àf(j - критическая длина измерения в поперечном направ­ лении, следует ожидать, что в каждый момент его движения среднѳвероятное оптимальное отношение сбудет постоянным или

почти постоянным. То же самое можно высказать в отношении фак­

тической площади контактирования поверхностей скольжения

и

контактной

жесткости

стыка

в данной, паре

трения [z6\

. Имеют­

ся

основания ожидать,

что

возникающие периодические

отклонение

в

скорости

Vj,

имеющие автоколебательную

природу,

 

в данных

условиях будут

иметь

почти

регулярный характер. Имеющиеся

э к ­

спериментальные данные подтверждают этот вывод.

 

 

 

 

На рис.70 приведена запись неравномерного движения стола

станка [30]

> для которого

условия

( 149)

выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

0,< сек

 

 

%

 

л

л

 

 

i

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4А

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1/1

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 70. Характер горизонтальных

/Рис. 71.

Автоколебания при скольжонш: ползуна

с 3—мя шариками фъ.Ъ мм, J ^ -

 

смешения ползуна,

автоколебаний стола, V 4м7мин.

 

скорость в мк/сек: VI =0,62, V, »4,4 .

 

 

 

 

 

На рис.71 [41]приведена запись прерывистого скольжения ползуна, контактирующего с поверхностью направляющей в 3-х точках ( с помощью 3-х шариков). В этом случае условие (149) не выполнено и автоколебания имеют заметно нерегулярный харак­ тер .

При резании металлов

в большинстве случаев условие

(149)

не зыдержано для контакта

стружки с передней

поверхностью

лезвийного

инструмента

или, в общем случае,

- для контакта

инструмента

с деталью.

Чем больше площадь контакта, тем

мень­

ше отражаются случайные факторы на автоколебаниях при резании. С. другой стороны, увеличение фактической площади контактного давления приводит к выравниванию неровностей по высоте и к уменьшению "значения і^-при прочих равных условиях.


-105 -

Втаком случав возрастание удельных контактных давлений спо­ собствует большей регулярности автоколебаний при трении и р е ­ зании, а следовательно и большей регулярности профиля обра­ ботанной поверхности. Данные на стр . 103 подтверждают послед­

нее положение о связи регулярности профиля с величиной сил р е ­ зания. На чистовых режимах обработки, характеризуемых малыми

силами резания и малыми контактными давлениями,

регулярность

профиля обработанной поверхности ниже, чем при

получистовых

и черновых режимах.

 

 

Таким образом,

увеличение номинальной и фактической

пло­

щади контактирующих поверхностей приводит к уменьшению

слу­

чайного фактора в

характере автоколебаний.

 

 

 

- 106 -

 

З

а к л ю ч е н и е

 

Затронутые в данной работе вопросы относятся к теории

воз ­

никновения, расчета и

оценки, самоюзбуждающихся колебаний

в

механической системе, движущейся с

трением

скольжения.

Рассмо­

трение основных вопросов выполнено

в достаточно общей

форме,

что позволяет применять полученные

выводы

не только к

металло­

режущим станкам, но к к машинам других типов, в которых уро­ вень автоколебаний оказывается значительным и требует контроля.

Не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, нашли доста­ точно глубокое отражение в работе, что, естественно, ставит з а ­ дачу дальнейших исследований в данном направлении. Однако ряд установленных в работе зависимостей повволил детализировать и углубить оценки явления автоколебаний фрикционной природы вви­ ду накопившейся информации по существу вопроса»

В работе [бЗ] сравнительно недавно получены результаты,поз­ воляющие по новому оценить роль автоколебаний при трении. Эк­ спериментально показано, что коадициент трения и износ двух трущихся поверхностей значительно снижаются при увеличении неровностей регулярного шага на поверхностях. Неровности нано­ сились искусственно и выбирались оптимально маслоемзими для данных условий трения скольжения. В этих условиях критерием

оптимальности явилась величина износа поверхностей трения,

а

величина автоколебаний не лимитировала исследователей.

 

С этой позиции

можно иначе оценивать роль автоколебаний

при резании, если

ставится задача получения поверхностей

с

оптимальной топографией: необходимо при резании поддерживать автоколебания с определенными показателями.

Имеются сведения [ю] о повышении стойкости инструмента с возрастанием азтоколебаний при резании до оптимальной вели­ чины. И в этом случае возникает необходимость в управлении автоколебаниями фрикционного типа.

Приведенные условия устойчивости (глава 11,§3) и существо­

вания

предельного цикла

(глава

1У,

§ 1) показывают, что сво ­

бодная

неуравновешенная

система

с трением

скольжения,

начиная

с малых перемещений и кончая скоростями,

при которых

минима­

лен металлический контакт, является

динамически неустойчивой:

движение сопровождается

автоколебаниями.

 

 


- 107 -

Применение значительных сил демпфирования в направлении скольжения ( Cz ) , искусственная разгрузка направляющих за счет гидро или аэростатики, применение уравновешивания харак­

теристик трения-

все эти средства могут эффективно сникать

авто ­

колебания

вплоть

до полного их устранения. Средствами управле­

ния показателями

предельного цикла являются изменения несткостѳй

Рг

и pz

) массы подвижного элемента, профиля неровностей

п о ­

верхностей

трения.

 

 

Владение методами управления автоколебаниями позволяет

с т а ­

вить задачу определения оптимальной топографии поверхностей

 

для

ответственных

трущихся деталей.

 

Теорию управления автоколебаниями фрикционного типа необхо­ димо использовать при борьбе с шумом, вызванным работой тормо­ зов .

Важное значение имеет общность механизма самовозбуждения фрикционных автоколебаний в различных его проявлениях: при т р е ­ нии и резании, при скачкообразном и непрерывном процессе. Это позволяет внести уточнения в методы динамических расчетов стан ­ ков и других машин, удовлетворяя растущим требованиям к точно­ сти, долговечности и надежности их работы.

- 108 -

Л и т е р а т у р а

1. А н д р о н о в A.A., В и т т A.A., X а й к и н СЭ -

Теория колебаний. Изд. 2-е, М.,Фиэматгиз, 1959.

2.Б е л м а н Р. Теория устойчивости решений дифферен­ циальных уравнений, перевод с англ.М., ИЛ, 1954.

3.В е й ц В.Л., К о ч у р а А.Е., М а р т ы н е н к о A.M.

динамические расчеты приводов малин. Л.,"Машиностроение-', 1971.

4о В о т и н с - в К.В. Жесткость станков. Лонитомаш, 1940. 5 о Д ѳ м к и н Н.Б. Контиктированиѳ шероховатых поверхно­

стей.

М., "Наука", 1970.

 

6.

Дж.П. Д е н - Г

а р т о н . Механические колебания. М.,

ПШЛД960.

 

7 . Д е р я г и н

Б-3., П у ш В.Э., Т о л с т о й Д.М.

Теория фрикционных автоколебаний с периодическими остановками. Труды Ш Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, І.Н.М., Изд.АН СССР, I960, стр.132-152.

8. Д у н и н-Б а р к о в с к и й И.В. Определение пара­ метров и точность измерений шероховатости поверхностей.—В сб.

Качество поверхностей деталей машин. Изд.АН СССР,1961,

№ 15.

9« Д у н и к-Б а р к о в с н и й: И.В. Пьезопрофшгомвтры:

и измерения шероховатой поверхности. Машгиз, 1961.

 

 

10в Ж а р г о в И.Г., П о п о в И.Г. Влияние автоколеба­

ний нь стойкость инструмента.—"Станки и инструмент1 - , 1971,

J* 5о

11. И л ь H и ц к и й

И.И. Колебания в металлорежущих

стан­

ках и пути их устранения.

М«^Свердаовск, Машгиз,1958.

 

 

1 2 * И ш д и н с к и й

A.D., К р а г е л ь с к и й

И.В.

0скачках при трении.ЖТФ, т.Х1У,вып. 4-6,1944,стр.276-283.

13.К а й д а н о в с к и й Н.Л., X а й к и н С.Э. Меха­ нические релаксационные колебания. ШТФ., вып.3,1933.

14.К а ш и р и н А.й. Исследование вибраций при резании металлов. М.тЛ.,Изд.АН СССР,1944.

15 о М . е д р и н е к и й З.Н., П и с и а н н и к K.M. Станки для обработки конических зубчатых колес.М.,"Машинострое­ ние"р 1967.

16, К о с ï е р и н СИ . Механические автоколебания при сухоѵ трении.M.,Изд.АН CCCP,l9bû.