Файл: Котелевский В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
|
- 101 |
- |
|
систем по JCj и |
X. 2 отпадает, |
что |
сокращает объем вычисле |
ний при расчете |
автоколебаний. В втой |
свяви целесообраѳно вы |
делять доминирующие элементы в упругой системе угла или станка применительно к данной автоколебательной расчетной озсѳмѳ.'
х2
V
777-у
Рис. 67. 'К учету эквивалентной упругой системы в модели автоколебаний
Рис. 68. АФЧХ эквивалентной упругой системы по оси X? группы пглзѵни
- 102 -
§3. 0 регулярном и случайном характере автоколебаний при трении
динамические явления, наблюдаемое при трении в узлах р а ботающих машин, а также при резании металлов в виде автоколе баний, характеризуются присутствием регулярных и случайных показателей. В одних условиях превалируют автоколебания слу чайного характера, в других процесс носит регулярный характер
До сих пор мы рассматривали автоколебания, подчиняющиеся детерминированным функциональным зависимостям. Опираясь на двумерную модель самовозбуждения, рассмотрим возможное проис хождение вероятностных зависимостей при автоколебаниях.
Как показано в главе Ш, существенная роль в процессе само возбуждения отводится поверхностным неровностям в контактной зоне. Профиль реальной поверхности представляет собой резуль тат суммарного действия периодических или почти периодических возбудителей и случайных возмущений.
Случайные возмущения при резании металла возникают вслед ствие случайных изменений режима обработки, например, - слу чайных включений в материал заготовки и инструмента. При этом степень регулярности профиля неровностей обработанной поверх ности будет различной в. зависимости от соотношения случайных
возмущений и |
доминирующих периодических возмущений в станке. |
||
В работе |
[э] приведен |
график корреляционной функции |
|
профиля шлифованной поверхности (рис . 69), из которого |
следует, |
||
что з пределах шагов |
наблюдается корреляционная |
связь |
между неровностями, примерно подчиняясь закономерностям неко торого колебательного спектра. Профиль неровностей в указанном интервале шагов может быть приближенно описан стационарной случайной функцией (141), приведенной в § 3 главы У.
Измерения многих поверхностей при различных методах обра ботки свидетельствуют о том, что корреляционная связь между поверхностными неровностями при данной базовой длине измере ния исчезает по мере увеличения шага неровностей. Об этом свидетельствует тот факт,.что среднеарифметическая величина
отклонений |
неровностей Ра зависит от |
длины |
участка измере |
ния «^г до |
некоторой критической длины |
•£% , |
после которой |
остается практически постоянной. Это же относится к ширине поверхности S при измерениях в поперечном к оси движения направлении.
-103 -
Для разных видов обработки величины |
имеют |
значения, вы |
|||
раженные через |
базовую длину измерения* |
( - / ^ / z / ^ |
) : |
||
Точение |
и фрезерование |
2£о |
|
|
|
Тонкое |
точениэ, шлифование |
{à^6)<>0 |
|
||
и отделочное фрезерование |
|
||||
Тонкое |
шлифование, |
полирование, |
|
|
|
доводка |
|
|
(6^7) |
£ о |
|
Тонкое |
полирование, |
тонкая |
(/û+/2J |
і0 |
|
доводка |
|
|
Из приведенных данных вытекает, что чем меньше |
-бк |
, |
тем |
|||||
регулярнее оказывается профиль измеряемой поверхности. |
|
|
||||||
В главе Ш было показано, |
что |
при |
трении скольжения |
подъем |
||||
ная сила |
Q |
, участвующая в возбуждении автоколебаний, |
опре |
|||||
деляется |
при |
каждой скорости |
Vj |
активными поверхностными |
н е |
|||
ровностями с |
оптимальным отношением |
ZJ высоты |
к шагу |
Sj . |
Очевидно, для данных оптимальных неровностей также имеется кри
тическая |
длина |
» в пределах которой они не |
могут иметь |
|
стабильных характеристик. |
При движении ползуна |
со скоростью V/', |
||
размеры |
площади |
которого |
|
J |
|
6 |
> Ay |
С > SJCJ , |
(149) |
Данные заимствованы яз [э]
- 104 -
где àf(j - критическая длина измерения в поперечном направ лении, следует ожидать, что в каждый момент его движения среднѳвероятное оптимальное отношение сбудет постоянным или
почти постоянным. То же самое можно высказать в отношении фак
тической площади контактирования поверхностей скольжения |
и |
||||||||||
контактной |
жесткости |
стыка |
в данной, паре |
трения [z6\ |
. Имеют |
||||||
ся |
основания ожидать, |
что |
возникающие периодические |
отклонение |
|||||||
в |
скорости |
Vj, |
имеющие автоколебательную |
природу, |
|
в данных |
|||||
условиях будут |
иметь |
почти |
регулярный характер. Имеющиеся |
э к |
|||||||
спериментальные данные подтверждают этот вывод. |
|
|
|
||||||||
|
На рис.70 приведена запись неравномерного движения стола |
||||||||||
станка [30] |
> для которого |
условия |
( 149) |
выполнены. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
0,< сек |
|
|
% |
|
л |
л |
||
|
|
i |
f |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
4А |
1 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1/1 |
40 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2Û |
||
Рис. 70. Характер горизонтальных |
/Рис. 71. |
Автоколебания при скольжонш: ползуна |
|||||||||
с 3—мя шариками фъ.Ъ мм, J ^ - |
|
смешения ползуна, |
|||||||||
автоколебаний стола, V 4м7мин. |
|
||||||||||
скорость в мк/сек: VI =0,62, V, »4,4 . |
|||||||||||
|
|
|
|
|
На рис.71 [41]приведена запись прерывистого скольжения ползуна, контактирующего с поверхностью направляющей в 3-х точках ( с помощью 3-х шариков). В этом случае условие (149) не выполнено и автоколебания имеют заметно нерегулярный харак тер .
При резании металлов |
в большинстве случаев условие |
(149) |
|||
не зыдержано для контакта |
стружки с передней |
поверхностью |
|||
лезвийного |
инструмента |
или, в общем случае, |
- для контакта |
||
инструмента |
с деталью. |
Чем больше площадь контакта, тем |
мень |
ше отражаются случайные факторы на автоколебаниях при резании. С. другой стороны, увеличение фактической площади контактного давления приводит к выравниванию неровностей по высоте и к уменьшению "значения і^-при прочих равных условиях.
-105 -
Втаком случав возрастание удельных контактных давлений спо собствует большей регулярности автоколебаний при трении и р е зании, а следовательно и большей регулярности профиля обра ботанной поверхности. Данные на стр . 103 подтверждают послед
нее положение о связи регулярности профиля с величиной сил р е зания. На чистовых режимах обработки, характеризуемых малыми
силами резания и малыми контактными давлениями, |
регулярность |
||
профиля обработанной поверхности ниже, чем при |
получистовых |
||
и черновых режимах. |
|
|
|
Таким образом, |
увеличение номинальной и фактической |
пло |
|
щади контактирующих поверхностей приводит к уменьшению |
слу |
||
чайного фактора в |
характере автоколебаний. |
|
|
|
- 106 - |
|
З |
а к л ю ч е н и е |
|
Затронутые в данной работе вопросы относятся к теории |
воз |
|
никновения, расчета и |
оценки, самоюзбуждающихся колебаний |
в |
механической системе, движущейся с |
трением |
скольжения. |
Рассмо |
трение основных вопросов выполнено |
в достаточно общей |
форме, |
|
что позволяет применять полученные |
выводы |
не только к |
металло |
режущим станкам, но к к машинам других типов, в которых уро вень автоколебаний оказывается значительным и требует контроля.
Не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, нашли доста точно глубокое отражение в работе, что, естественно, ставит з а дачу дальнейших исследований в данном направлении. Однако ряд установленных в работе зависимостей повволил детализировать и углубить оценки явления автоколебаний фрикционной природы вви ду накопившейся информации по существу вопроса»
В работе [бЗ] сравнительно недавно получены результаты,поз воляющие по новому оценить роль автоколебаний при трении. Эк спериментально показано, что коадициент трения и износ двух трущихся поверхностей значительно снижаются при увеличении неровностей регулярного шага на поверхностях. Неровности нано сились искусственно и выбирались оптимально маслоемзими для данных условий трения скольжения. В этих условиях критерием
оптимальности явилась величина износа поверхностей трения, |
а |
|
величина автоколебаний не лимитировала исследователей. |
|
|
С этой позиции |
можно иначе оценивать роль автоколебаний |
|
при резании, если |
ставится задача получения поверхностей |
с |
оптимальной топографией: необходимо при резании поддерживать автоколебания с определенными показателями.
Имеются сведения [ю] о повышении стойкости инструмента с возрастанием азтоколебаний при резании до оптимальной вели чины. И в этом случае возникает необходимость в управлении автоколебаниями фрикционного типа.
Приведенные условия устойчивости (глава 11,§3) и существо
вания |
предельного цикла |
(глава |
1У, |
§ 1) показывают, что сво |
||
бодная |
неуравновешенная |
система |
с трением |
скольжения, |
начиная |
|
с малых перемещений и кончая скоростями, |
при которых |
минима |
||||
лен металлический контакт, является |
динамически неустойчивой: |
|||||
движение сопровождается |
автоколебаниями. |
|
|
- 107 -
Применение значительных сил демпфирования в направлении скольжения ( Cz ) , искусственная разгрузка направляющих за счет гидро или аэростатики, применение уравновешивания харак
теристик трения- |
все эти средства могут эффективно сникать |
авто |
||
колебания |
вплоть |
до полного их устранения. Средствами управле |
||
ния показателями |
предельного цикла являются изменения несткостѳй |
|||
Рг |
и pz |
) массы подвижного элемента, профиля неровностей |
п о |
|
верхностей |
трения. |
|
||
|
Владение методами управления автоколебаниями позволяет |
с т а |
||
вить задачу определения оптимальной топографии поверхностей |
|
|||
для |
ответственных |
трущихся деталей. |
|
Теорию управления автоколебаниями фрикционного типа необхо димо использовать при борьбе с шумом, вызванным работой тормо зов .
Важное значение имеет общность механизма самовозбуждения фрикционных автоколебаний в различных его проявлениях: при т р е нии и резании, при скачкообразном и непрерывном процессе. Это позволяет внести уточнения в методы динамических расчетов стан ков и других машин, удовлетворяя растущим требованиям к точно сти, долговечности и надежности их работы.
- 108 -
Л и т е р а т у р а
1. А н д р о н о в A.A., В и т т A.A., X а й к и н СЭ -
Теория колебаний. Изд. 2-е, М.,Фиэматгиз, 1959.
2.Б е л м а н Р. Теория устойчивости решений дифферен циальных уравнений, перевод с англ.М., ИЛ, 1954.
3.В е й ц В.Л., К о ч у р а А.Е., М а р т ы н е н к о A.M.
динамические расчеты приводов малин. Л.,"Машиностроение-', 1971.
4о В о т и н с - в К.В. Жесткость станков. Лонитомаш, 1940. 5 о Д ѳ м к и н Н.Б. Контиктированиѳ шероховатых поверхно
стей. |
М., "Наука", 1970. |
|
6. |
Дж.П. Д е н - Г |
а р т о н . Механические колебания. М., |
ПШЛД960. |
|
|
7 . Д е р я г и н |
Б-3., П у ш В.Э., Т о л с т о й Д.М. |
Теория фрикционных автоколебаний с периодическими остановками. Труды Ш Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, І.Н.М., Изд.АН СССР, I960, стр.132-152.
8. Д у н и н-Б а р к о в с к и й И.В. Определение пара метров и точность измерений шероховатости поверхностей.—В сб.
Качество поверхностей деталей машин. Изд.АН СССР,1961, |
№ 15. |
||
9« Д у н и к-Б а р к о в с н и й: И.В. Пьезопрофшгомвтры: |
|||
и измерения шероховатой поверхности. Машгиз, 1961. |
|
|
|
10в Ж а р г о в И.Г., П о п о в И.Г. Влияние автоколеба |
|||
ний нь стойкость инструмента.—"Станки и инструмент1 - , 1971, |
J* 5о |
||
11. И л ь H и ц к и й |
И.И. Колебания в металлорежущих |
стан |
|
ках и пути их устранения. |
М«^Свердаовск, Машгиз,1958. |
|
|
1 2 * И ш д и н с к и й |
A.D., К р а г е л ь с к и й |
И.В. |
0скачках при трении.ЖТФ, т.Х1У,вып. 4-6,1944,стр.276-283.
13.К а й д а н о в с к и й Н.Л., X а й к и н С.Э. Меха нические релаксационные колебания. ШТФ., вып.3,1933.
14.К а ш и р и н А.й. Исследование вибраций при резании металлов. М.тЛ.,Изд.АН СССР,1944.
15 о М . е д р и н е к и й З.Н., П и с и а н н и к K.M. Станки для обработки конических зубчатых колес.М.,"Машинострое ние"р 1967.
16, К о с ï е р и н СИ . Механические автоколебания при сухоѵ трении.M.,Изд.АН CCCP,l9bû.