Файл: Корытов Н.В. Расчеты по динамике корабля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование расчетных пл. величин

IХарактеристика влияния у\[ прототипа

П Характеристика влияния проектируемого ко­

рабля

ШКоэффициент влияния от­ носительно длины

17Характеристика влияния ср прототипа

У Характеристика влияния ip проектируемого ко­ рабля

71 Коэффициент влияния ф

7П Характеристика влияния Б '-Т прототипа

7Ш Характеристика влияния В :Т проектируемого корабля

IX Коэффициент влияния в-.т

XОбщий коэффициент влияния

XI Коэффициент остаточного сопротивления прототипа

ХП Коэффициент остаточного сопротивления проекти­ руемого корабля

Т а б л и ц а

2

7словные Ьтносительная обозначения скорость

Fr=v/VgU

(по рис.Ш.З)

(по рис.Ш.З)

• прот (по рис.(П.4)

"И. Ц)

по рис.(П.4)

к -(''V)

^б'-Тпрот по рис.(П.5)

по рис.(П.5)

к- ( V I 1 1 )

£оСТ прОТ

= W4X0

1 7

Гос. п-Зл-ч -

 

 

Продолжение табл. 2

Наименование расчетных

Условные

Относительная

пл.

величин

обозначения

скорость

 

 

 

Fr=v/v^IT

хшСкорость проектируемого корабля

Х1У Квадрат скорости

~ХУ Число Re проектируе­ мого корабля

ХУ1 Коэффициент сопротивле­ ния трения эквивалент­ ной гладкой пластины

ХУЛ Надбавка на шерохова­ тость,выступающие ча­ сти и воздушное соп-. ротивление

г

v

ХУШ

Коэффициент полного

 

 

сопротивления

 

XIX

Полное сопротивление

L

 

 

XX

Буксировочная мощ­

EPS-^- дх.

 

ность

XXI

Скорость хода в узлах

vs =i,9M)Vya

§ 3. Определение буксировочного сопротивления корабля при наличии геометрического подобия

спрототипом

Вотдельных случаях при разработке дипломного или курсового проекта может оказаться, что проектируемый

18


корабль является геометрически подобным кораблю-прототипу, т. е.

Ьпрот

в прот

Тпрсл

Индексом прот

 

^ к

Т к

здесь обозначены величины, относящиеся

к прототипу, а

к

- к проектируемому кораблю. При нали­

чии геометрического подобия для определения буксировочно­ го сопротивления проектируемого корабля может быть использована применяемая в опытовых бассейнах методика пересчета сопротивления модели на натурный корабль.

Эта методика основана на использовании критерия

подобия

Фруда, согласно которому для нашего случая

 

*остк= *остпРОТ при F r K = F r n t 3 0 T .

( I . 2 I )

Равенство коэффициентов остаточного .сопротивления при соблюдении равенства чисел F t эквивалентно равенству удельных остаточных сопротивлений прототипа и проектируе­ мого корабля, т. е.

^ а а

- ' ^ - при F r n p o T = F r K ,

(1.22)

где Dn p0 T и "DK

- весовые водоизмещения прототипа и

 

проектируемого корабля.

 

Если пренебречь изменением осадки корабля при переходе

его из пресной воды в соленую, то условие

(1.22) можно

записать в более удобном виде:

 

 

RocTK -R ocTn p o T p

K s »

(1.23)

>прот n

 

где учтено, что —^—=K .

Условию (1.21) отвечает следующее соотношение для скорости хода проектируемого корабля и прототипа:

Поскольку при выполнении условия Fr K = Frnp0T равенство чисел Рейнольдса не выполняется, вязкостная часть сопро­

тивления не моделируется и для определения сопротивления 19



трения используют расчетные формулы, которые были рассмот­ рены в § I .

Таким образом, полное сопротивление проектируемого корабля на тихой воде может быть выражено следующим равенством:

?'VK

/

\

~~2~

1Хтрг.п.+ ^ост+ЛХшер+ Хб.ч.+ Хвоэд) ^-к•

При этом величины Цаер~ c

o n s t i Xinrconst и Xeo3j!|=const

могут быть приняты по прототипу или определены в соответ­ ствии с рекомендациями § I , если у проектируемого кораб­ ля имеются существенные отличия по составу и типу вы­ ступающих частей, размерам и форме надстроек по срав­ нению с прототипом.

Расчет сопротивления корабля по изложенному методу ведется в табличной форме (табл. 3) и обычно доводится до определения буксировочной мощности.

При пересчете плотность воды для кораблей, плавающих в пресной воде, принимается равной 102 кгс с/ы1, для кораблей, плавающих в соленой воде, <? =104 кгс CJ /MZ '. Кинематический коэффициент вязкости рекомендуетсяббрать для температуры воды t = +4°С, т. e."V =I,57-I0~ мг/с, которая условно принимается для кораблей и судов в СССР.

20

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

 

 

МОДУЛЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО

РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

ПОДОБИЯ

 

 

 

р =•

 

 

 

 

 

U

 

51- 5?,

 

 

 

 

 

•"прот

 

 

 

 

 

 

к=-

 

прот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A £iuep

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v=i,57-lCf6

r = ^ -

Обозначения величины

Размер­

 

Номера эксперимен­

пп.

и формулы

 

ность

 

тальных точек

 

 

 

 

 

 

 

I 2 3 4 • • • • • • П

I

 

2

 

3

4 5 6 7

8

9

10

 

 

 

П Р О

Т О Т И I

 

 

 

 

 

 

у прот

 

м/с*

 

 

 

 

 

 

^прот

 

кгс

 

 

 

 

 

 

VnpoT

 

м*/с*

 

 

 

 

 

»прот Ю = m

•10э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'прот

 

 

 

 

 

 

Кепрртй^П-Упраг-Ю"8

 

 

 

 

 

 

2,тр -loMCRenpoT-MO3

 

 

 

 

 

 

 

''прет

прот

 

 

 

 

 

 

£ ^доя = (?шар + ?МЙД+? в.ч) "Ю

 

 

 

 

 

 

W ^ 0 = ( ' v - v i - v i i ) 4 0 3

 

 

 

 

 

 

 

 

"прот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прот

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ

 

 

 

 

прот

 

 

 

K

 

м/с

 

 

 

 

 

V = V,

уз

P-vK

21


I

2

хш

W ^ I M * 0 * (рис.П1]

Х1У ^?доп=(?шер+?воад'*'?в.ч)

ХУ

?K-tfVvill+XIII+XIV 103

ХУ1

 

ХУЛ

R K ^ x v - ( x v i ] a

ХУШ

E P S K = - ^ = r X V I I X

Продолжение табл. 3

34 5 6 7 8 9 10

и22

кгс?

Л.С

22

Г Л А В А П

РАСЧЕТЫ ГРЕШЫХ ВИНТОВ

§ 4. Обоснования для выбора типа и количества движителей

Корабельным движителем называют гидравлический меха­ низм, создающий движущую силу или полезную тягу, необхо­ димую для преодоления силы сопротивления воды движению корабля и осуществления его поступательного перемещения.

При равномерном прямолинейном движении небуксирного корабля сила сопротивления воды R уравновешивается тя­

гой z p P e

^ создаваемой движителями, т. е.

где

z p

 

Zp Pe =R ,

- число движителей.

У кораблей буксирного типа движущая сила или сила

тяги

z p Ре

должна преодолевать собственное сопротив­

ление корпуса корабля R и сопротивление буксируемого

корабля (воза), т. е.

где

21

 

zP Pe =R+Z ,

- тяга на гаке, равная сопротивлению буксируе­

 

 

 

мого корабля,

движущая сила* или тяга создается за счет источника механической энергии главного двигателя. Движитель осу­ ществляет преобразование механической энергии вращатель­ ного движения гребного вала в полезную работу поступа­ тельного движения корабля.

Движители современных кораблей по принципу действия

23