Файл: Корытов Н.В. Расчеты по динамике корабля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

значениями vp и п

(или со ) определяет абсолютную

поступь винта:

 

 

hp =

"тр= 2яс

(2.1)

и представляет собой расстояние, которое проходит винт в воде за один оборот в осевом направлении.

При нормальных условиях работы гребного винта в воде,

являющейся для него податливой средой, поступь

h p

получается меньше, чем геометрический шаг Н.

 

Разность

H-hp

называется скольжением винта.

Важнейшей безразмерной кинематической характеристикой

винта, определяющей режим его работы, является относи­

тельная

поступь гребного винта

 

 

 

 

 

 

_ hp _ vp

 

 

 

Вместо

A.p

также используется относительное скольжение

 

 

 

5=

н

 

 

 

(2.3)

Из формул (2.2) и

(2.3)

нетрудно получить соотношение

 

 

S = i - - ^ - =1

H/D

'

,

(2.4)

 

 

 

Ни

 

 

 

откуда

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.5)

 

 

a.p=-g-(l-s).

 

 

3. Гидродинамические характеристики

Гидродинамическими характеристиками гребного винта при работе его в жидкости являются:

-упор Р, развиваемый винтом и обеспечивающий поступательное перемещение корабля;

-вращающий момент М , который должен быть уравно­ вешен крутящим моментом главных двигателей, передаваемым винту через гребной вал; 32


- к. п. д. vip , определяющий эффективность работы винта как корабельного движителя.

К. п. д. гребного винта в свободной воде Up можно представить как отношение полезной мощности (произведе­

ние упора на скорость потока "PvP)

к затраченной (произ­

ведение вращающего момента на угловую скорость М^ЗСп)".

_ полезная мощность _

Pv/p _Pv? _Pvp t ^

*"Р

затраченная мощность

М-20Ги MtO 75 Np

Мощность Np

л.е., подводимая к гребному винту, связана

с вращающим моментом М кгс-м' следующим соотношением:

откуда

75-Np=20tnM ,

(2.7)

W _ I I A *

N P

 

 

2otn

м

(2.8)

Для удобства представления результатов испытаний моделей гребных винтов и практических расчетов ходкости используют безразмерные гидродинамические характеристики

винта:

р

 

- коэффициент упора

К^= пгдч

 

- коэффициент момента

М

 

Кг =

 

Зависимость между к. п. д. гребного винта

и

безразмерными коэффициентами упора К4 и момента

Кг

определяется соотношением

 

 

Тогда мощность, необходимая для вращения винта, может быть определена по формуле:

Н ^ ^ - ^ у «п

(2.10)

33


ИЛЕ

Динамические характеристики гребного винта изменяются в зависимости от режима его работы, определяемого значе­ нием поступи. Безразмерные гидродинамические характери­

стики КА , К и 'Р »представленные в виде кривых зависимости этих величин от относительной поступи Л Р , называются кривыми действия гребного винта. Общий вид кривых действия винта в свободной воде изображен на рис. I .

Эти кривые позво­ ляют для любого ре­ жима работы, т. е.

для любой скорости

корабля

v

и часто­

ты вращения винта п,

определить упор р,

момент М

и к. п. д.

т^р

гребного винта в

зависимости от его

относительной по­

Рис. I . Кривые действия греб­ ступи \р .

 

ного винта

Рассмотрим харак­

терные режимы работы

винта, которые определяют кривые действия. Точка

0

отвечает Я р = ^ =0 , т. е. vP =0 .

Это режим работы

винта на швартовах, т. е. на месте. Так как осевая ско­ рость перемещения винта равна нулю, то и к. п. д. винта также будет равен нулю. При работе винта на месте

значения коэффициентов К( и К { будут наибольшими вслед­ ствие того, что углы атаки элементов лопасти и действую­ щие силы достигают при этом максимальных величин.

Точка А отвечает режиму нулевого упора, когда Р =0 и К4 =0. При этом момент и коэффициент момента не

34


равны нулю. Так как упор равен нулю, то и к. п. д. винта также равен нулю. На режиме нулевого упора вся мощность, сообщаемая винту, полностью расходуется на преодоление силы сопротивления вращению винта. На практике подобное положение имеет место, когда на двухвальном корабле один винт отключается при работе другого винта на передний ход. Отключенный винт продолжает вращаться от набегающе­ го потока и в момент перехода на свободное вращение с переднего хода он проходит через точку нулевого упора.

В точке А относительная поступь винта будет

д.р= л4 = -—i ,

где

- шаг нулевого упора гребного

винта. Обычно

Н^>Н .

Величина Л4 = ^- называется

шаговым отношением нулевого упора, или гидродинамическим шаговым отношением.

Точка В соответствует режиму нулевого момента М=0, Кг=0, когда механическая установка не сообщает винту никакого момента. В этом случае вращение винта происходит лишь от действия гидродинамических сил, упор винта отри­ цательный, а сила сопротивления вращению равна нулю.

Это режим свободного вращения винта, или авторотации.

В точке

В относительная поступь винта будет А.Рг=-=^>

где Нг

- шаг нулевого момента. Обычно Нг 4 . Величина

называется шаговым отношением нулевого момента.

Область АЬ на диаграмме представляет собой участок торможения винта. Здесь при положительном коэффициенте момента будет отрицательный коэффициент упора.

Правее точки В , т. е. при А.Р>Л.г гребной винт начинает работать как турбина. При отрицательном упоре он сам будет отдавать механической установке какой-то момент, получаемый им от набегающего потока воды. Подоб­ ный режим наблюдается при буксировке с.возрастающей

35

скоростью корабля, идущего передним ходом с неизменной окружной скоростью гребного винта. В этом случае винт проходит точку нулевого упора, точку нулевого момента и далее начинает работать как турбина.

К. п. д. винта меняется в зависимости от изменения коэффициента упора и момента. За точкой А к. п. д.

принимает отрицательные значения. В точке В

(режим

авторотации) он будет равен± оо . За точкой В

(тур­

бинный режим) он может быть больше единицы (условно,

так как на этих режимах винт не потребляет полезной

мощности, а сам сообщает механической установке некото­ рый момент от воздействия на него потока воды).

Таким образом, гребной винт работает кэк корабель­ ный движитель в диапазоне относительных поступей 0< ЛР<Л<. В области значений относительной поступи Л4 Р <Л-г винт не может быть использован ни как движитель -^О) , ни как турбина >0).

Для оценки режима работы винта вместо' скольжения s относительно геометрического .шага часто используют понятие скольжения s< относительно гидродинамического шага:

Обобщенные характеристики винта

Для практического использования результатов теории идеального движителя применяются обобщенные характеристи­ ки гидравлических корабельных движителей.

Гидравлическим или рабочим сечением движителя Fp называется сечение его струи в той части, где эта струя пересекается рабочим органом (лопастями) движителя.

Для гребного винта величина Fp определяется так:

36


Ц

Безразмерной характеристикой движителя,который дол­ жен развивать необходимый удельный упор (т. е. упор Р, отнесенный к единице площади гидравлического сечения)

при данной скорости поступательного перемещения v p , является коэффициентом нагрузки движителя по упору, равный

бр=1 Й Л 1

_Р_

'

(2.12)

,гп

#<?vP z Fp

 

 

Для гребного винта величина б Р будет

 

 

 

ёр =

 

(2.13)

Численные значения <эр

зависят от типа движителя и

режима его работы и могут изменяться в очень широких

пределах: от бесконечности при работе движителя на

швартовах с нулевой скоростью

(vP =0)

до очень малых

значений при перемещении .движителя с высокими скоростями на быстроходных кораблях. В зависимости от значения вна основном расчетном режиме работы корабельные движи­ тели принято относить к тяжелоумеренно- и слабонагруженным.

В качестве безразмерной характеристики режима работы движителя, который должен потреблять определенную удель­ ную мощность (на единицу площади гидравлического сече­ ния) при заданной скорости перемещения, принимают коэффициент нагрузки движителя по мощности, равный

в « - « ^ ? /

 

(2-14>

Для гребного винта величина н

будет

 

6 - - ^ w

( 2 Л 6 )

Значения <3N также зависят от типа движителя и режима

его работы.

 

gr,