Файл: Боровков И.И. Система управления, специализация и концентрация в строительстве Узбекистана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поощрения,

фонд социально-культурных мероприятий и

жилищного

строительства

н

фонд развития производ­

ства. Размеры этих фондов

и

их использование

зависят

от достигнутой прибыли и выполнения

плана

ввода в

действие производственных

мощностей

и объектов.

Проводимая экономическая реформа на стройках Узбекистана у ж е доказала высокую действенность но­ вых методов -хозяйствования.

Первым в республике на новые методы хозяйствова­ ния перешел с 1 нюня 1970 г. ордена Трудового Крас­ ного Знамени Ферганский -"строительный трест № 8 Министерства строительства У з С С Р .

Работая в

новых

условиях, трест выполнил

собствен­

ными силами

объем

строительно-монтажных

работ

по

законченным

и сданным заказчиком объектам или эта­

пам работ за

квартал на сумму 4302 тыс. руб., что

на

18% больше утвержденного плана. Перевыполнен т а к ж е квартальный план по общему объему строительно-мон­ тажных работ. Выполнен план по росту производитель­ ности труда и снижению себестоимости строительно-мон­ тажных работ. О б щ а я балансовая прибыль превзошла плановое задание па 4,6%, а расчетная прибыль от сдачи заказчиком работ составила 388 тыс. руб., или 106,1%

кплану.

Срасширением охвата экономической реформы всех строек Узбекистана общий уровень развития строитель­ ства в республике и показатели производственно-хозяй­ ственной деятельности строительно-монтажных органи­ заций значительно возрастут. Экономическая реформа в

'строительстве ведет к неуклонному росту эффективности строительного производства.

Совершенствование системы органов управления со­ циалистическим производством во многом зависит от правильного применения территориально-отраслевого принципа управления. Оптимальное сочетание отрасле­ вого и территориального руководства народным хозяй­ ством в зависимости от конкретного этапа развития эко­ номики и специфики ее отраслей является одной из в а ж ­ нейших задач хозяйственного строительства.

Отраслевой принцип управления основывается на об­ щественном разделении труда и специализации отраслей народного хозяйства. Он создает необходимые условия для проведения единой экономической п технической по-

9



лнтикн и развития научно-технического прогресса в от­ раслях материального производства.

Территориальный принцип управления основывается на территориальномразделении труда и территориаль­

ной взаимной связи отраслей производства.

Соблюдение

этого принципа

обеспечивает эффективное

комплексное

развитие экономических районов страны.

 

Интересы

развития социалистической

экономики

требуют рационального сочетания отраслевого п терри­ ториального принципов управления народным хозяйст­ вом, усиления централизованного отраслевого руководст­

ва

п

укрепления

производственно-территориальных

связей

между отраслями

и отдельными

предприятиями

в

экономических районах

республики п

страны.

Развитие технического прогресса и специализации и проведение единой технической политики в строительстве ведут к укреплению централизованного отраслевого уп­ равления строительно-монтажными организациями . Вме­ сте с тем технико-экономические особенности строитель­ ства — неподвижность строительной продукции, ее территориальная закрепленность и материалоемкость — требуют тесной взаимосвязи общестроительных органи­ заций и территориальной связи строительства с другими отраслями материального производства и, в первую оче­ редь, с промышленностью строительных материалов.

Н а данном этапе развития экономики страны требо­ вания территориально-отраслевого принципа управления строительством удовлетворяются по средствам, создан­ ным союзно-республиканскими отраслевыми строитель­ ными министерствами, осуществляющими руководство подрядными организациями на определенной части или

всей

территории страны.

 

 

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

СТРОИТЕЛЬСТВОМ В

УЗБЕКИСТАНЕ

 

Развитие системы

органов

управления строительст-

—, вом в

послевоенный

период

подразделяется

на три

этапа:

 

 

 

 

укрупнение централизованного руководства строи­

тельно-монтажными организациями и развитие

системы

союзных строительных

министерств (1946—1955

гг.);

10


приближение руководства

к производству, создание

и развитие республиканских

строительных

министерств

и ведомств (1956—1962 гг.);

 

 

укрупнение территориально-отраслевого

принципа уп­

равления строительством, преобразование республикан­ ских строительных министерств в союзно-республикан­

ские

(с 1963

г.).

В

настоящее

время на территории республики дейст­

вуют 150 строительных, строительно-монтажных трестов,

насчитывающих в своем составе более тысячи

первичных

подрядных

 

организаций.

 

 

 

 

 

 

 

Основная доля всех строительно-монтажных

работ в

Узбекистане

выполняется

подрядными

организациями

союзно-республиканских

министерств:

Министерства

строительства У з С С Р , Министерства

сельского

строи­

тельства

У з С С Р ,

Министерства

монтажных и

специаль­

ных строительных работ У з С С Р , Министерства

энергети­

ки

и электрификации У з С С Р и Министерства мелиорации

и

водного

хозяйства

У з С С Р .

 

 

 

 

 

 

Министерство строительства У з С С Р осуществляет

промышленное

и жилищно - гражданское

строительство

в

городах

и

крупных

поселках

городского типа, кроме

г. Ташкента. В составе Министерства

имеется

25

трестов

со 126 первичными строительно-монтажными

организа­

циями, которые выполняют

почти 20% всего объема под­

рядных

работ

в

республике.

 

 

 

 

 

 

Министерство

сельского

строи гельства

У з С С Р

возво­

дит в сельской местности здания производственного и непроизводственного . назначения для государственных предприятий и организаций. Строительно-монтажные ра­ боты выполняются силами 15 трестов, насчитывающих в своем составе 120 передвижных механизированных ко­ лони и строительных управлений.

В функцию Министерства монтажных и специальных строительных работ У з С С Р входят работы по монтажу технологического и энергетического оборудования, сталь­ ных и железобетонных конструкции, электромонтажные, тепломонтажные, санитярно-технические, теплоизоляци­ онные и химзащпт-ные работы на всех стройках респуб­ лики. В составе' Министерства имеется семь специализи­ рованных трестов с 51 первичной подрядной организацией.

Министерство энергетики и электрификации У з С С Р осуществляет строительство тепловых и гидроэлектриче-

11


ских станций н линий электропередач, а т а к ж е жилые и культурно-бытовые объекты в поселках энергетиков. В союзном H республиканском подчинении этого мини­ стерства находятся четыре треста с 30 первичными строи­ тельно-монтажными организациями.

Министерство мелиорации и водного хозяйства УзССР выполняет водохозяйственные и мелиоративные работы. Семь трестов (с 43 первичными организациями) республиканского подчинения этого Министерства ведут работы па землях существующего орошения,, а ГлавсредазнрсовхозстроГі (союзного подчинения) силами че­ тырех трестов с 92 первичными подрядными органи­ зациями выполняет комплекс работ по ирригации и строительству совхозов на осваиваемых землях Узбе­ кистана.

Основными республиканскими министерствами и ве­ домствами, осуществляющими подрядное строительство, являются Главташкеитстроіі, Узглавводстроп, Министер­ ство строительства н эксплуатации автомобильных дорог УзССР, Министерство сельского хозяйства У з С С Р и Узколхозстроіі.

Главташкентстрой, подчиненный Ташгорисполкому, ведет в Ташкенте жилищное, культурно-бытовое и про­ мышленное строительство силами 19 трестов, насчиты­ вающих в своем составе 90 строительных и специализи­ рованных подрядных организаций.

Узглавводстроіі осуществляет водохозяйственное строительство силами 12 трестов и 51 первичной подряд­ ной организацией.

Министерство строительства и эксплуатации автомо­ бильных дорог У з С С Р выполняет работы, по строитель­ ству и ремонту междугородных автомобильных дорог, мостов и других дорожных сооружений. В составе этого Министерства находятся четыре треста с 11 управле­ ниями.

Министерство сельского хозяйства У з С С Р имеет в своем составе республиканский пастбищно-мелноратив- ный трест, которому подчинены пять передвижных меха­ низированных колонн и шесть строительно-монтажных управлений. Трест выполняет работы по обводнению пастбищ, реконструкции оросительных систем и сельско­ хозяйственному водоснабжению.

12

Объединение Узколхозстроіі выполняет все строитель­ ные работы в колхозах республики, за исключением Во­ дохозяйственного строительства, строительства объектов сельской эксплуатации и газификации. Узколхозстрой имеет в своем составе 11 областных общестроительных трестов «Облколхозстроп» и одни специализированный трест с 119 первичными межколхозными подрядными организациями, созданными колхозами па паевых на­ чалах.

Значительные объемы строительно-монтажных

ра­

бот на территории Узбекистана

выполняют

строительные

организации,

подчиненные

союзным

министерствам

(пять стронтелыю-моптажпых

трестов

с 35

первичными

подрядными

организациями) .

 

 

 

 

Министерство транспортного строительства С С С Р

вы­

полняет работы по сооружению железнодорожных и ав­

томобильных магистралей, мостов

и других связанных

с ними объектов - (три треста с 25

передвижными меха­

низированными колоннами и строительно-монтажными управлениями) .

Министерство газовой промышленности С С С Р осу­

ществляет

строительство

магистральных

газопроводов

и связанных

с ними ' сооружений, а т а к ж е

работы по

газификации

сельской

местности

за счет

средств

колхозов.

 

 

 

 

 

 

Существующая система

органов

управления

строи­

тельством

в

Узбекистане

отвечает

требованиям

техни­

ческого прогресса в строительстве и развития специали­ зации строительных организаций. Это подтверждают

общие итоги

развития

подрядного строительства.

Так,

за I960—1970

гг. объем

строительно-монтажных

работ

государственных и кооперативных предприятий и орга­ низаций, выполненный в Узбекистане, возрос в 3,3 раза, доля подрядного способа в этом объеме работ увеличи­

лась с 85 до 95%,

производительность

труда в

строитель­

стве повысилась на 77%. В 1970 г. прибыль

государст­

венных подрядных

строительных организаций

составила

146 млн. руб., или

в 7,7

р а з а больше,

чем в

1960

г. З а

последнее десятилетие

в республике

сокращены

сроки

строительства, несколько повышено качество 'строитель­ но-монтажных работ.

При построении и совершенствовании органов управ­ ления, как подчеркивал В. И, Ленин, «приходится иногда

13