Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Полученные данные свидетельствуют о том, что, про цесс поглощения присадки фильтрующим материалом пред ставляет собой физическую адсорбцию, т. к. известно, что при химической адсорбции изменение температуры процес са не влияет на количество адсорбированного вещества.
С целью получения удельных характеристик адсорбци онной способности фильтров, пригодных для сравнения; фильтрующих элементов различных габаритов, данные рис. 41 были обработаны согласно зависимости (40) для равных 5, 10, 15 и более часам циркуляции масла через фильтр в-
зависимости от температуры масла. Полученные результаты представлены на рис. 43 в виде пучка кривых.
Для того, чтобы охватить все промежуточные значения величины удельной адсорбции присадки в зависимости от времени циркуляции масла и его температуры, была подоб рана эмпирическая формула вида:
л |
0,96^— 132,4 |
80,2 — 5,3т |
_ ^ 2. 10-в г присадки , |
|
t — 155,2 |
12,2+^ |
г фильтра |
79
где: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
А —адсорбция присадки СБ-3 в ------------- , |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
t —температура |
масла, |
°С, |
|
г фильтра |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
от начала |
работы, я. |
|
|
||||||||||||
|
X—время |
циркуляции |
масла |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
22 |
||||
|
|
А из опыта |
А по фор муле |
Отклонение от опыта, % |
|
А из опыта |
А по фор муле |
Отклонение от опыта, 96 |
А из опыта |
|
А по фор муле |
Отклонение от опыта, % |
|||||
|
|
|
т=5 |
ч |
|
|
|
т=10 ч |
|
|
т>15 ч |
|
|||||
28 |
|
0,555 |
0,573 |
+ 3,1 |
0,715 |
0,734 |
+ 2,3 |
0,835 0,830 |
—0.6 |
||||||||
50 |
|
0,660 |
0,651 |
—1.4 |
0,770 |
0,744 |
—3,2 |
0,815 |
0,803 |
—1,5 |
|||||||
88 |
|
0,700 |
0,678 |
—3,2 |
0,700 |
0,695 |
—0,7 |
0.703 |
0,706 |
+0,4 |
|||||||
118 |
|
0,510 |
0,514 |
+ 0,8 |
0.510 |
0,514 |
+ 0,8 |
0,510 |
0,514 |
+ 0,8 |
|||||||
128 |
|
0,364 |
0,351 |
—3,7 |
0,364 |
0,352 |
—3.4 |
0.365 |
0,353 |
—3,3 |
|||||||
138 |
0,000 |
0,001 |
|
— |
0,000 |
0,003 |
|
0,000 |
0,001 |
— |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формула |
|
пригодна |
в диапазоне |
температур |
|
от 28 до |
||||||||||
138°С и от 5 до |
15 |
я циркуляции |
масла через |
фильтр, ко |
|||||||||||||
торый |
охватывает |
режим |
работы |
ФТО до его смены |
во |
||||||||||||
всех |
встречающихся |
в |
практике |
эксплуатации |
отечествен |
||||||||||||
ных двигателей случаях. |
|
что |
второе слагаемое |
|
формулы |
||||||||||||
(11) |
Необходимо |
отметить, |
|
||||||||||||||
при 15 я |
отфильтровывания масла превращается в нуль |
||||||||||||||||
и при большей длительности фильтрования |
во |
внимание |
не |
||||||||||||||
должно |
приниматься, т. |
к. адсорбция А от т не зависит, |
а |
||||||||||||||
определяется |
величиной |
t. В этом |
случае |
расчет |
следуез |
||||||||||||
производить |
по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
д _ 0,96^— 132,4 г присадки |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
t — 155,2 |
|
г фильтра |
|
|
|
|
|
|
|||
|
В табл. 22 приведены значения А, полученные |
на осно |
|||||||||||||||
вании |
опытных |
данных |
и вычисленные по формуле (И), |
а |
также отклонения расчетных данных от опытных. Как вид но, наибольшее отклонение не превышает 3,7%, что обес печивает получение данных с вполне достаточной для прак тики точностью.
На рис. 43 видно, что нежелательная адсорбция приса дки товарными фильтрующими элементами может быть значительно уменьшена и даже доведена до нулевого зна
чения путем местного повышения температуры |
масла в |
|
корпусе ФТО. |
|
|
Таким |
образом, на основании исследования масла АС-6 |
|
НКЗ + 10% |
СБ-3 была установлена количественная |
законо |
80
мерность, связывающая величину удельной адсорбции с температурой масла и временем его циркуляции через фи льтр. Однако в связи с тем, что в условиях эксплуатации концентрация присадки СБ-3 при попадании s масла в ФТО может принимать меньшие значения по причинам, не свя занным с ее адсорбцией на элементе ФТО, представляло интерес исследовать влияние температуры фильтрации мас ла на адсорбцию присадки при меньших значениях ее на чальной концентрации. На рис. 44 представлены результаты опытов для масла с 14, 10, 6 и 2% концентрациями присадки СБ-3
Полученные данные свидетельствуют о том, что харак
тер закономерности |
A = f ( t ) |
сохраняется и для начальных |
||||||
концентраций |
присадки в масле отличных от 10%. Однако |
|||||||
обращает на себя внимание также и то, |
что при уменьше |
|||||||
нии начальной |
концентрации |
присадки |
кривая смещается в |
|||||
зону меньших величин удельной |
адсорбции. При этом тем |
|||||||
пература |
полной десорбции |
присадки с фильтра также умень |
||||||
шается. |
Так, |
например, |
если |
для 10% СБ-3 она состав |
||||
ляет |
138°С, то для 6% она |
|
|
|
||||
равна |
130°С, |
а для |
2% — |
|
|
|
||
120°С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
§ |
3. |
Влияние объема |
|
|
|
|
||
масляной |
системы |
|
|
|
|
|||
|
|
двигателя |
|
|
|
|
|
В отечественных кар бюраторных автодвигателях отношение веса масла в системе к весу фильтрую щего элемента выполнен ного из картона (Р-1, Р-2, Р-3, ДАСФО-ЭФА-1) колеб лется от 13,5 до 27,5 (см. табл. 12), а у дизелей от 25 до 58,2. Этот показатель может существенным обра зом отразиться на величине адсорбции присадки, поэто му его влияние было экспе риментально исследовано. На малой установке было проведено 4 опыта. Во всех опытах в систему заправля лось 250 г масла АС-6 (НКЗ) + 10% СБ-3. Вес же фильтрующего элемента в каждом из 4-х опытов сос-
243 - 6 |
81 |
тавлял: 4,15; 8,1; 11,99 и 16,17 г картона. Благодаря этому в опытах обеспечивалось отношение веса масла к весу фильтрую-
G
щего элемента —- от 15,5 д о 60. Таким образом, практически Оф
|
G« |
реальных |
условиях |
|
охватывался интервал изменения— в |
||||
эксплуатации |
автодвигателей. Температура |
масла в зоне |
||
фильтрации составляла 80°С, а расход |
его |
поддерживался |
||
на уровне 84 |
см3, мин. В отобранных |
пробах |
по |
принятой |
методике определялась концентрация присадки в масле.
Результаты опытов показаны на рис. |
45. Верхний |
график |
представляет зависимость а =/(■,) для |
4-хотношений |
G |
----—, |
||
|
|
бф |
средний получен пересчетом из первого при помощи градуи
ровочной кривой c=f(o) . На нижнем |
графике представлена |
||||||
зависимость равновесной концентрации |
присадки |
СБ-3 |
в ма |
||||
сле после его |
взаимодействия с фильтрующим |
материалом |
|||||
в зависимости |
|
G |
|
|
G |
|
|
от отношения — . Под шкалой — дана шка- |
|||||||
|
|
Оф |
|
|
Оф |
для |
|
ла заправки масла в систему двигателя, |
рассчитанная |
||||||
фильтрующего |
элемента Р-1 |
весом 375 |
г. |
Из |
последнего |
||
графика видно, что увеличение |
объема |
масла |
в системе |
при |
водит к увеличению равновесной концентрации присадки. На основании полученных данных можно сделать следую щие выводы.
1. Отношение — влияет на равновесную концентрацию
Gф
присадки в масле после взаимодействия с фильтрующим материалом.
2. Увеличение — приводит к уменьшению падения кон-
Gф
центрации присадки вследствие адсорбции ее ФТО.
Р а з д е л II
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДИНАМИКИ СОРБЦИИ ПРИСАДОК В МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРАХ
В описанных в предыдущем разделе опытах исследова лось влияние каждого из эксплуатационных факторов. В связи с этим исследуемому параметру придавались различ ные, но вполне определенные для каждого опыта значения. Таким образом, в течение всего опыта исследуемый пара
82
метр имел постоянную величину от начала поглощения присадки до установления ее равновесной концентрации. Полученные данные не позволяют в явной форме предста вить себе адсорбцию при изменении исследуемого параметра в процессе одного опыта. Между тем такой случай возмо жен в практике эксплуатации двигателей внутреннего сго рания. Так, например, температура масла в ФТО при изме
нении условий |
(степень |
открытия створок радиатора, наг |
|||
рузка двигателя |
и др.) езды будет изменяться. Концентрация |
||||
присадки |
в масле |
при |
работе |
двигателя изменяется не |
|
только вследствие |
адсорбции ка |
фильтре, но и по другим |
|||
причинам. |
В результате |
могут |
иметь место случаи, когда |
через фильтр будет продавливаться масло с концентрацией присадки меньшей, чем равновесная для данного насыщения фильтрующего материала.
Поэтому |
ниже изложены результаты исследования ад |
||
сорбции |
при изменяющейся в процессе |
опыта температуре, |
|
а также |
при |
контакте насыщенного |
присадкой фильтра с |
маслом, концентрация присадки в котором меньше чем рав новесная.
§ 1. Непрерывная адсорбция присадки при переменной температуре
На лабораторной установке с натурным фильтром Р-1 был проведен следующий опыт по адсорбции присадки из масла АС-бНКЗ+10% СБ-3. Вначале температура масла поддерживалась равной 38°С на протяжении 10 я циркуля ции, необходимых для установления равновесной концент рации. Затем регулирующий температуру контактный тер мометр термостата обогрева системы устанавливался на
более |
высокую |
температуру, |
обеспечивающую |
подъем |
|||||
температуры |
масла |
при |
непрекращающейся циркуляции с |
||||||
38 до |
120°С в течение 2 я. |
|
|
|
|||||
Далее |
температура |
в течение 2 я поддерживалась на |
|||||||
уровне |
120°С, а затем, |
была |
повышена до |
140°С. Режим |
|||||
испытания за |
исключением температуры поддерживался та |
||||||||
ким же, как и в предыдущих испытаниях натурных |
фильт |
||||||||
ров. Через |
определенные |
промежутки времени |
из |
системы |
|||||
отбирались пробы |
масла, |
для |
которых определялась вели |
||||||
чина с20„с |
на |
границе |
с дистиллированной е о д о й , а затем по |
тарировочной кривой С = f (о) определялись концентрации присадки СБ-3 в масле в соответствующих пробах. На рис. 46 представлены результаты указанных опытов в виде кри вых а = /( т ) и С = / 1(т). Как видно, вначале при £М= 38°С наблюдается, уже отмечавшееся, уменьшение концентрации присадки в масле, вызванное поглощением ее в ФТО, вплоть
83.
До 2,9%. Затем достаточно было начать прогрев масла в системе, как начался процесс увеличения концентрации при садки в масле, т. е. при увеличении температуры наблюда лась десорбция адсорбированной при температуре 38°С присадки с фильтра. Повышение температуры до 140°С приводит к возвращению в масло всей присадки, адсорби рованной фильтром. Таким образом, процесс адсорбции при садки при изменении температуры носит обратимый харак тер: при понижении температуры присадка адсорбируется на фильтре, а при повышении—десорбируется с фильтра.
Рис. 46. a—tM= 38°С; Ь—/ м =38 |
-е120°С ; с— /,,= 120н-140“С; |
d—Ц ,= |
140°С; |
На основании результатов опытов, описанных в первом раз деле настоящей главы, можно сделать вывод, что при мень ших начальных концентрациях присадки в масле также будет наблюдаться десорбция ее с фильтра при повышении
температуры, |
|
с той |
разницей, |
что температура полной де |
|||||||
сорбции будет |
тем |
ниже, |
чем меньше начальная концент |
||||||||
рация. |
Следовательно, |
в условиях эксплуатации |
двигателя |
||||||||
в зависимости |
от температуры |
масла в |
корпусе |
ФТО сам |
|||||||
фильтр |
будет то |
поглощать присадку из масла, то возвра |
|||||||||
щать |
ее в него. Это |
один |
из важных |
выводов, т. к. он |
|||||||
лишний |
раз |
подтверждает |
данные о том, что процесс пог |
||||||||
лощения |
присадки |
фильтром из масла следует рассматривать |
|||||||||
не как |
|
протекающий |
по раз навсегда установленному для |
||||||||
данного типа |
фильтра закону, |
как это делают до настояще |
го времени многие испытатели, указывая определенную для каждого типа фильтра величину поглощения, а как дина мический, скорость и направление которого в эксплуатации могут изменяться в широком диапазоне.
84