Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученные данные свидетельствуют о том, что, про­ цесс поглощения присадки фильтрующим материалом пред­ ставляет собой физическую адсорбцию, т. к. известно, что при химической адсорбции изменение температуры процес­ са не влияет на количество адсорбированного вещества.

С целью получения удельных характеристик адсорбци­ онной способности фильтров, пригодных для сравнения; фильтрующих элементов различных габаритов, данные рис. 41 были обработаны согласно зависимости (40) для равных 5, 10, 15 и более часам циркуляции масла через фильтр в-

зависимости от температуры масла. Полученные результаты представлены на рис. 43 в виде пучка кривых.

Для того, чтобы охватить все промежуточные значения величины удельной адсорбции присадки в зависимости от времени циркуляции масла и его температуры, была подоб­ рана эмпирическая формула вида:

л

0,96^— 132,4

80,2 — 5,3т

_ ^ 2. 10-в г присадки ,

 

t — 155,2

12,2+^

г фильтра

79

где:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

А —адсорбция присадки СБ-3 в ------------- ,

 

 

 

 

 

 

t —температура

масла,

°С,

 

г фильтра

 

 

 

 

 

 

 

 

от начала

работы, я.

 

 

 

X—время

циркуляции

масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

22

 

 

А из опыта

А по фор­ муле

Отклонение от опыта, %

 

А из опыта

А по фор­ муле

Отклонение от опыта, 96

А из опыта

 

А по фор­ муле

Отклонение от опыта, %

 

 

 

т=5

ч

 

 

 

т=10 ч

 

 

т>15 ч

 

28

 

0,555

0,573

+ 3,1

0,715

0,734

+ 2,3

0,835 0,830

—0.6

50

 

0,660

0,651

—1.4

0,770

0,744

—3,2

0,815

0,803

—1,5

88

 

0,700

0,678

—3,2

0,700

0,695

—0,7

0.703

0,706

+0,4

118

 

0,510

0,514

+ 0,8

0.510

0,514

+ 0,8

0,510

0,514

+ 0,8

128

 

0,364

0,351

—3,7

0,364

0,352

—3.4

0.365

0,353

—3,3

138

0,000

0,001

 

0,000

0,003

 

0,000

0,001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формула

 

пригодна

в диапазоне

температур

 

от 28 до

138°С и от 5 до

15

я циркуляции

масла через

фильтр, ко­

торый

охватывает

режим

работы

ФТО до его смены

во

всех

встречающихся

в

практике

эксплуатации

отечествен­

ных двигателей случаях.

 

что

второе слагаемое

 

формулы

(11)

Необходимо

отметить,

 

при 15 я

отфильтровывания масла превращается в нуль

и при большей длительности фильтрования

во

внимание

не

должно

приниматься, т.

к. адсорбция А от т не зависит,

а

определяется

величиной

t. В этом

случае

расчет

следуез

производить

по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д _ 0,96^— 132,4 г присадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t — 155,2

 

г фильтра

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 22 приведены значения А, полученные

на осно­

вании

опытных

данных

и вычисленные по формуле (И),

а

также отклонения расчетных данных от опытных. Как вид­ но, наибольшее отклонение не превышает 3,7%, что обес­ печивает получение данных с вполне достаточной для прак­ тики точностью.

На рис. 43 видно, что нежелательная адсорбция приса­ дки товарными фильтрующими элементами может быть значительно уменьшена и даже доведена до нулевого зна­

чения путем местного повышения температуры

масла в

корпусе ФТО.

 

Таким

образом, на основании исследования масла АС-6

НКЗ + 10%

СБ-3 была установлена количественная

законо­

80


мерность, связывающая величину удельной адсорбции с температурой масла и временем его циркуляции через фи­ льтр. Однако в связи с тем, что в условиях эксплуатации концентрация присадки СБ-3 при попадании s масла в ФТО может принимать меньшие значения по причинам, не свя­ занным с ее адсорбцией на элементе ФТО, представляло интерес исследовать влияние температуры фильтрации мас­ ла на адсорбцию присадки при меньших значениях ее на­ чальной концентрации. На рис. 44 представлены результаты опытов для масла с 14, 10, 6 и 2% концентрациями присадки СБ-3

Полученные данные свидетельствуют о том, что харак­

тер закономерности

A = f ( t )

сохраняется и для начальных

концентраций

присадки в масле отличных от 10%. Однако

обращает на себя внимание также и то,

что при уменьше­

нии начальной

концентрации

присадки

кривая смещается в

зону меньших величин удельной

адсорбции. При этом тем­

пература

полной десорбции

присадки с фильтра также умень­

шается.

Так,

например,

если

для 10% СБ-3 она состав­

ляет

138°С, то для 6% она

 

 

 

равна

130°С,

а для

2% —

 

 

 

120°С.

 

 

 

 

 

 

 

§

3.

Влияние объема

 

 

 

 

масляной

системы

 

 

 

 

 

 

двигателя

 

 

 

 

 

В отечественных кар­ бюраторных автодвигателях отношение веса масла в системе к весу фильтрую­ щего элемента выполнен­ ного из картона (Р-1, Р-2, Р-3, ДАСФО-ЭФА-1) колеб­ лется от 13,5 до 27,5 (см. табл. 12), а у дизелей от 25 до 58,2. Этот показатель может существенным обра­ зом отразиться на величине адсорбции присадки, поэто­ му его влияние было экспе­ риментально исследовано. На малой установке было проведено 4 опыта. Во всех опытах в систему заправля­ лось 250 г масла АС-6 (НКЗ) + 10% СБ-3. Вес же фильтрующего элемента в каждом из 4-х опытов сос-

243 - 6

81


тавлял: 4,15; 8,1; 11,99 и 16,17 г картона. Благодаря этому в опытах обеспечивалось отношение веса масла к весу фильтрую-

G

щего элемента —- от 15,5 д о 60. Таким образом, практически Оф

 

реальных

условиях

охватывался интервал изменения— в

эксплуатации

автодвигателей. Температура

масла в зоне

фильтрации составляла 80°С, а расход

его

поддерживался

на уровне 84

см3, мин. В отобранных

пробах

по

принятой

методике определялась концентрация присадки в масле.

Результаты опытов показаны на рис.

45. Верхний

график

представляет зависимость а =/(■,) для

4-хотношений

G

----—,

 

 

бф

средний получен пересчетом из первого при помощи градуи­

ровочной кривой c=f(o) . На нижнем

графике представлена

зависимость равновесной концентрации

присадки

СБ-3

в ма­

сле после его

взаимодействия с фильтрующим

материалом

в зависимости

 

G

 

 

G

 

 

от отношения — . Под шкалой — дана шка-

 

 

Оф

 

 

Оф

для

ла заправки масла в систему двигателя,

рассчитанная

фильтрующего

элемента Р-1

весом 375

г.

Из

последнего

графика видно, что увеличение

объема

масла

в системе

при­

водит к увеличению равновесной концентрации присадки. На основании полученных данных можно сделать следую­ щие выводы.

1. Отношение — влияет на равновесную концентрацию

Gф

присадки в масле после взаимодействия с фильтрующим материалом.

2. Увеличение — приводит к уменьшению падения кон-

Gф

центрации присадки вследствие адсорбции ее ФТО.

Р а з д е л II

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДИНАМИКИ СОРБЦИИ ПРИСАДОК В МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРАХ

В описанных в предыдущем разделе опытах исследова­ лось влияние каждого из эксплуатационных факторов. В связи с этим исследуемому параметру придавались различ­ ные, но вполне определенные для каждого опыта значения. Таким образом, в течение всего опыта исследуемый пара­

82


метр имел постоянную величину от начала поглощения присадки до установления ее равновесной концентрации. Полученные данные не позволяют в явной форме предста­ вить себе адсорбцию при изменении исследуемого параметра в процессе одного опыта. Между тем такой случай возмо­ жен в практике эксплуатации двигателей внутреннего сго­ рания. Так, например, температура масла в ФТО при изме­

нении условий

(степень

открытия створок радиатора, наг­

рузка двигателя

и др.) езды будет изменяться. Концентрация

присадки

в масле

при

работе

двигателя изменяется не

только вследствие

адсорбции ка

фильтре, но и по другим

причинам.

В результате

могут

иметь место случаи, когда

через фильтр будет продавливаться масло с концентрацией присадки меньшей, чем равновесная для данного насыщения фильтрующего материала.

Поэтому

ниже изложены результаты исследования ад­

сорбции

при изменяющейся в процессе

опыта температуре,

а также

при

контакте насыщенного

присадкой фильтра с

маслом, концентрация присадки в котором меньше чем рав­ новесная.

§ 1. Непрерывная адсорбция присадки при переменной температуре

На лабораторной установке с натурным фильтром Р-1 был проведен следующий опыт по адсорбции присадки из масла АС-бНКЗ+10% СБ-3. Вначале температура масла поддерживалась равной 38°С на протяжении 10 я циркуля­ ции, необходимых для установления равновесной концент­ рации. Затем регулирующий температуру контактный тер­ мометр термостата обогрева системы устанавливался на

более

высокую

температуру,

обеспечивающую

подъем

температуры

масла

при

непрекращающейся циркуляции с

38 до

120°С в течение 2 я.

 

 

 

Далее

температура

в течение 2 я поддерживалась на

уровне

120°С, а затем,

была

повышена до

140°С. Режим

испытания за

исключением температуры поддерживался та­

ким же, как и в предыдущих испытаниях натурных

фильт­

ров. Через

определенные

промежутки времени

из

системы

отбирались пробы

масла,

для

которых определялась вели­

чина с20„с

на

границе

с дистиллированной е о д о й , а затем по

тарировочной кривой С = f (о) определялись концентрации присадки СБ-3 в масле в соответствующих пробах. На рис. 46 представлены результаты указанных опытов в виде кри­ вых а = /( т ) и С = / 1(т). Как видно, вначале при £М= 38°С наблюдается, уже отмечавшееся, уменьшение концентрации присадки в масле, вызванное поглощением ее в ФТО, вплоть

83.


До 2,9%. Затем достаточно было начать прогрев масла в системе, как начался процесс увеличения концентрации при­ садки в масле, т. е. при увеличении температуры наблюда­ лась десорбция адсорбированной при температуре 38°С присадки с фильтра. Повышение температуры до 140°С приводит к возвращению в масло всей присадки, адсорби­ рованной фильтром. Таким образом, процесс адсорбции при­ садки при изменении температуры носит обратимый харак­ тер: при понижении температуры присадка адсорбируется на фильтре, а при повышении—десорбируется с фильтра.

Рис. 46. a—tM= 38°С; Ь—/ м =38

-е120°С ; с— /,,= 120н-140“С;

d—Ц ,=

140°С;

На основании результатов опытов, описанных в первом раз­ деле настоящей главы, можно сделать вывод, что при мень­ ших начальных концентрациях присадки в масле также будет наблюдаться десорбция ее с фильтра при повышении

температуры,

 

с той

разницей,

что температура полной де­

сорбции будет

тем

ниже,

чем меньше начальная концент­

рация.

Следовательно,

в условиях эксплуатации

двигателя

в зависимости

от температуры

масла в

корпусе

ФТО сам

фильтр

будет то

поглощать присадку из масла, то возвра­

щать

ее в него. Это

один

из важных

выводов, т. к. он

лишний

раз

подтверждает

данные о том, что процесс пог­

лощения

присадки

фильтром из масла следует рассматривать

не как

 

протекающий

по раз навсегда установленному для

данного типа

фильтра закону,

как это делают до настояще­

го времени многие испытатели, указывая определенную для каждого типа фильтра величину поглощения, а как дина­ мический, скорость и направление которого в эксплуатации могут изменяться в широком диапазоне.

84