Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вфильтрующих материалах из второстепенного превратился

впервоочередный.

Не следует забывать также, что работы предыдущих лет были посвящены исследованию присадок и фильтров, которые в настоящее время вышли из употребления. Бла­ годаря указанному, результаты ранее проведенных исследо­ ваний в лучшем случае представляют лишь методический интерес.

В настоящей монографии изложены результаты исследо­ ваний адсорбционного взаимодействия моющих, противоизносных и антнокислительных присадок с материалами филь­ тров тонкой очистки масла.


Г Л A B А I

ОБЗОР РАБОТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СРАБАТЫВАКМОСТИ ПРИСАДОК В ФИЛЬТРАХ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вначальный период развития двигателестроения приме­ няемые адсорбционные частичнопоточные фильтры тонкой очистки масла можно было считать вполне совершенными. Они не только задерживали мельчайшие механические при­ меси, но и продукты загрязнения, попадающие в масло из> камеры сгорания, а также первичные продукты окисления самого масла.

Всвязи с развитием конструкций двигателей условия работы смазочного масла становились все тяжелее и, нако­ нец, наступил такой момент, когда масла, даже прошедшие самые совершенные методы очистки, стали неудовлетвори­ тельно работать в двигателях. Сокращение повышенного износа трущихся деталей двигателя, а также увеличение

срока службы масла в двигателе стали достигать

примене­

нием специальных добавок к маслу—присадками.

По своим

свойствам присадки разделяются на присадки монофункцио­ нального и полифункционального действия. Моющие при­ садки, используемые в качестве компонентов современных композиций присадок в моторных маслах, являются поверх­ ностно-активными веществами, способными адсорбироваться на границе раздела масло—твердое вещество. При прохож­ дении масла с присадками через фильтр тонкой очистки элемент фильтра задерживает на себе значительную часть присадки. Это объясняется тем, что сам фильтрующий эле­ мент имеет довольно развитую адсорбционную поверхность.

Одним из первых исследователей, обратившим внима­ ние на то, что фильтрующий материал выбирает заметную часть присадки из масла, был американский ученый Мак Дональд. Еще в 1939 г. в своей статье [1] автор показал,

9

что свежий масляный фильтр из фулеровой земли удаляет

-более

50% присадки типа мыл из дизельного масла

за 8 я

работы и 80%за 24 я.

lubricating'

oils“

В

статье „Filtration of diesel fuel and

X. В.

Нутт [2] описывает исследование

„срабатываемое™ „

присадок в фильтре тонкой очистки масла непосредственно

на двигателе, а также на специальной лабораторной

уста­

новке.

масла, содержащие

мою­

Объектами испытания были

щую присадку, состав которой

не указан, а также фильтру­

ющие элементы, выпускаемые специализированными

амери­

канскими фирмами.

 

 

Наблюдая за состоянием масла с присадкой в процессе работы его на реальном двигателе, Нутт установил (рис. 1), что в начальный, период работы (в течение 75 я) содержа­ ние твердых, частиц в масле сильно увеличивается.

Приблизительно через 75 я работы двигателя эффект действия присадки стал уменьшаться, что видно по резкому уменьшению примесей в масле, объясняемому отсутствием необходимого количества стабилизатора. Примеси, выпавшие цз. масла, задерживались фильтром вплоть до его насыще­ ния, имевшего место после 200 я работы. После забивки фильтра вновь наблюдалось увеличение примесей в масле. Как видно из результатов испытаний, срок службы мою­ щего соединения был коротким.

Ввиду того, что воспроизводимость результатов при использовании загрязненного масла достигалась с трудом из-за различной способности углеродистых частиц адсорби­ ровать присадки, содержащиеся в масле, автор исследова­ ние адсорбционных свойств фильтрующих элементов про­ водил в основном на лабораторном стенде.

При этих испытаниях чистое (неработавшее) масло,со­ держащее присадки, подогревалось до температуры 71,1°С. Затем подогретое масло прокачивалось по системе через ■фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки при пере­ паде давления 20 ф. дюйм2 в течение 100 я. В процессе ис­ пытания периодически отбирались пробы масла из системы и определялось процентное содержание присадки.

Удаление присадки фильтрами в количестве до.30% считалось допустимым. Автор также отмечает, что некото­ рые присадки особенно хорошо удаляются фильтрующим материалом из хлопчатобумажных текстильных отходов, к сожалению, не указывается, какие именно присадки.

Следует отметить, что Нутт является одним из первых -исследователей, предложившим специальную лаборатор­ ную установку для исследования адсорбционных свойств

•фильтрующего элемента. С помощью такой установки можно

•с достаточной точностью определить, какое количество при­

10


садки и за какой промежуток времени выбирается

из

масла

фильтром тонкой очистки.

 

 

 

Очевидно; что

данные,

приведенные в статье

Нутта

носят лишь познавательный

характер, т. к. фильтрующи

элементы, масла и присадки,

использованные в

исследова

нии, были распространены в то время в США и не

приме

шяются в Советском

Союзе.

 

 

 

jPac. I. Эффект извлечения.детер-

Рис. 2. 1—бак

для масел; 2—забороч-

гента из масла от эксплуатаціи-

ный насос; 3

—масляный насос; 4-

опиых свойств фильтра и

фильтр

грубой

очистки; 5 —фильтр

загрязненности масла.

тонкой

очистки; б —трехходовой кран

 

для отбора проб;

7—регулировочный

вентиль; 8—стенд'УСИН-І; 9—по­ догреватель.

В связи с тем, что адсорбционные фильтры тонкой очистки при применении присадок к маслу имеют юущественный недостаток, т. е. выбирают присадку из масла, воз­ никло мнение, что применение центробежных маслоочистителей будет свободно от указанного недостатка.

Однако Уоткинс [3] отмечает, что любой дисперсант, молекулы которого адсорбированы на сравнительно больших частицах смол, суспензированных в масле, будет удаляться при пропускании масла через механический фильтр. При этом диспёрсант выполняет свое назначение до тех лор, пока суспензированные им частицы не достигнут фильтра.

Г. Г. Зуидема [4] указывает, что при применении ми­ неральных масел без присадок адсорбционные фильтры име­ ют некоторые преимущества перед механическими. Подоб­ ное утверждение объясняется тем, что адсорбционные филь­ тры в состоянии удалять из масла весьма агрессивные раст­ воренные продукты окисления, например, корродирующие кислоты, осадки и т. д. Однако, при применении масел <;• присадками, наряду с продуктами окисления адсорбцион­

11


ный фильтр также хорошо удаляет и присадку. В данном случае очевидны преимущества механического фильтра.

Как видно, сведения, приведенные в работах [1,3, 4], носят общий характер и не показывают в каких условиях

ив каких количествах присадка адсорбируется фильтром.

Вработах отечественных исследователей изучались фак­ торы, влияющие на удаление присадок фильтрами. Так, в ра­ боте Сеничкина в 1952 г. [5] исследовались присадки, со­ держащие металлы: барий, кальций, кобальт, свинец. В’ период проведения указанного исследования в маслах со­ держание присадок не превышало 3%, апотому при иссле­ довании влияния начальной концентрации присадки на удаление последней фильтром было достаточно использовать масла, содержащие присадку в количестве не более 5%.

Всвязи с тем, что в настоящее время применяют ком­ позиции присадок, которые добавляются к маслам в больших количествах (до 20°4), представляло интерес изучить влияние

концентрации присадки на удаление

последней

фильтрами

в более широких пределах.

в

указанной

работе типы

Помимо того, исследованные

фильтрующих элементов (АСФО,

ПРБ и из горной шерсти)

в настоящее время не применяются.

Перспективными в об­

ласти фильтров для двигателей, работающих на маслах с присадками, являются фильтрующие элементы, изготовлен­ ные из специальных образцов бумаги или из материала,

не активного по отношению к присадкам, но

в то же время

способного обеспечить тщательную очистку

масел от при­

месей.

отличается от

Строение современных присадок также

ранее применявшихся, что в определенной степени отража­ ется на характере их адсорбции.

В указанной работе в качестве параметра, определяюще­ го концентрацию присадки в масле, используется содержа­ ние бария. Если учесть исследования последних лет [6], в которых растворы присадок в маслах рассматриваются как неводные электролиты, а также учитывается возможность диссоциации некоторых присадок на ионы, то вышеуказан­ ный метод определения активной части присадки должен быть тщательно обоснован.

Также неясен вопрос о влиянии температуры на вели­ чину адсорбции присадок. В работе указано, что с повыше­ нием температуры масла величина поглощения присадки фильтром увеличивается. Как известно, адсорбция является результатом двух противоположно действующих процессов: теплового движения молекул и сил притяжения молекул присадки к поверхности материала фильтрующего элемента. При повышении температуры интенсивность теплового дви­ жения молекул возрастает, благодаря чему при определен-

12


пых условиях могут быть преодолены силы притяжения. Снижение величины адсорбции под влиянием повышения температуры является общепринятым методом идентификации

(физической адсорбции.

В научно-техническом отчете АзНИИ НП им. Куйбы­ шева [7] в разделе „Срабатываемость и фильтруемость масел

■с присадками“ описываются работы,

проведенные

отделом

моторных испытаний топлив и масел

по выявлению

причин

быстрого падения концентрации присадок к маслам

в

пер­

вые часы работы масла.

 

 

 

Содержание бария,

Т а б л и ц а

2

%

 

 

 

 

Масло дизельное

 

 

летнее -)- ЦИАТИМ-339

Время ра-

 

 

смоФТОбазо.чеин­ масламвым

смо,ФТОиспы.н.чеі ­ ымтуем маслом

.'боты уста­

Без

ФТО

новки, ч

 

 

 

ФТО

сухой

 

 

Масло дизельное летнее АзНИИ-7

ФТО

,ФТОсмо-

.ченнбазо­ масломвым

,ФТОсмо- .ченниспы­ туемым маслом

сухой

 

 

 

Свежее

0,20

0,20

0,20

0,20

" 0,18

0,18

0,18

масло

 

 

 

 

 

 

 

0,25

0,20

0,16

0,17

0,18

0,17

0,17

0,18

1

0,19

0,14

0,15

0,16

0,16

0,16

0,16

2

0,19

0,14

0,15

0,15

0,13

0,16

0,14

3

0,19

0,14

0.14

0,15

0,12

0,15

0,13

4

0,18

0,14

0,14

0,15

0,13

0,15

0,13

5

0,18

0,14

0,14

0,15

0,11

0,15

0,13

10

0,18

0,14

0,14

0,15

0,11

0,15

0,13

15

0,18

0,13

0,14

0,14

0,10.

0,14

0,13

20

0.1S

0,13

0,13

0,14

0,09

0,14

0,12

Падение

10

35

35

30

50

22,2

33,3

концентра­

ции, 96

 

 

 

 

 

 

 

Исследования проводились на стандартном лабораторном

•стенде для испытания масляных насосов и фильтров — УСИН-1, схема которого представлена на рис. 2. Объектом испытания являлось дизельное летнее масло и присадки

13