Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

батывалось присадки на кальциевой основе, меньше осталь­ ных—на бариевой. Для подтверждения описанного исследо­

вания были проведены моторные испытания.

На

двигателе

ГАЗ-51 с фильтром АСФО-2

в течение 40 ч

прокачивалось

масло

с

вышеуказанными

 

 

 

 

присадками. Результаты мо­

 

 

 

 

торных испытаний сведены

 

 

 

 

в график,

представленный

 

 

 

 

на рис.

3.

 

 

 

 

 

 

 

Влияние начальной кон­

 

 

 

 

центрации присадки на от-

 

 

 

 

фильтровываемость послед­

 

 

 

 

ней

было

исследовано на

 

 

 

 

реальном двигателе

марки

 

 

 

 

ГАЗ-51.

Одно и тоже базо­

 

 

 

 

вое масло

с 3 и

5% при­

Рис. 8. Влияние продуктов старения

садки

бариевого

основания

и загрязнения, вводимых в масло,

на

фильтровалось через фильтр

удаление кальциевой

присадки

при

тонкой очистки двитателя в

фильтрации через фильтрующий эле­

течение

40 ч.

При

этом

мент АСФО-1: 1—фильтрация чисто­

го масла; 2—фильтрация периодиче­

было обнаружено, что при

ски загрязняемого

масла.

 

увеличении начальной кон­

 

количество

от­

центрации присадки в масле увеличивается

фильтровываемой

присадки.

Так при 3%-ной

начальной

концентрации присадки после

испытания общее количество

присадки снизилось

на 40%, а при 5%-ной

начальной

кон­

центрации—на 50—55%.

 

 

 

 

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что такой необходимый узел для очистки масла от мельчайших меха­ нических примесей и продуктов старения и загрязнения как фильтр тонкой очистки одновременно является и активным поглотителем необходимой для масла присадки.

Как видно, приведенные работы не являлись системати­ ческими исследованиями процесса взаимодействия присадок с фильтрами. Кроме того, в большинстве своем они отно­ сятся или к неизвестным по составу присадкам, или к при­ садкам, вышедшим из употребления.

В связи с изложенным для достаточно твердого суж­ дения о преимуществах того или иного фильтрующего материала целесообразно было всесторонне изучить влияние основных эксплуатационных факторов на процесс взаимодей­ ствия современных присадок с фильтром тонкой очистки масла.

1$


Г Л А В А 2

СИСТЕМЫ СМАЗКИ И КОНСТРУКЦИИ ФИЛЬТРОВ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

§ 1. Системы смазки, применяемые в отечественных автомобильных двигателях

Системы смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания могут быть классифицированы по различным при­ знакам. В качестве основы для классификации можно при­ нять: метод подвода смазки к поршневой группе, схему включения масляных фильтров, место расположения основ­ ного объема масла и др.

Ниже в качестве примера приведена классификация системы смазки поршневых двигателей по Бюссиену [12]. Бюссиен разделяет все системы смазки на 5 групп:

\) смазка чистым маслом:

2)смазка разбрызгиванием;

3)циркуляционная система смазки;

4) циркуляционная смазка по системе сухого

картера;

5) присадка масла к топливу.

 

 

 

от двигателя

Смазка чистым

маслом.

Из отделенного

резервуара

дозированное

количество

масла

подается

к от­

дельным точкам двигателя, причем

в зависимости от условий

эксплуатации подвод масла регулируется.

 

 

 

 

Смазка

разбрызгиванием.

Чаще всего смазка разбрыз­

гиванием сочетается

со смазкой под давлением и осущест­

вляется специальными

черпаками,

которые смонтированы

на крышках нижних головок

шатунов.

 

 

находящееся

Циркуляционная система смазки. Масло,

в нижнем картере, с

помощью

насоса

подается

по масля­

ным магистралям к наиболее нагруженным

деталям

дви­

гателя, далее обратно в

картер.

по

системе сухого картера

Циркуляционная

смазка

 

отличается от предыдущей системы смазки

тем,

что

масло

20


находится не в нижней части картера, а в отдельном резер­ вуаре.

Присадка масла к топливу. В легких двухтактных кар­ бюраторных двигателях масло, растворенное в бензине, при прохождении в зоне перемещения шатуна оказывается дос­ таточным для смазки трущихся пар.

В современных автомобильных карбюраторных и дизель­ ных двигателях наибольшее распространение получила комбинированная система смазки, при которой к наиболее нагруженным деталям двигателя (например, коренным или шатунным шейкам коленчатого вала) масло подается под давлением, к средненагруженным (пары поршень—зеркало цилиндра, толкатели)—разбрызгиванием или масляным ту­ маном и, наконец, к малонагруженным —самотеком.

Масло в циркуляционную 'систему подается с помощью насоса шестеренчатого типа, приводимого в большинстве случаев от распределительного вала.

Во всех отечественных двигателях применяется двойная фильтрация, за исключением МЗМА-400. Фильтр грубой очистки масла, включенный в магистраль последовательно, обеспечивает фильтрацию всего потока масла, направляе­ мого в масляную систему, а фильтр тонкой очистки—вкючен параллельно.

Контроль давления масла в системе осуществляется указателями с электрическим питанием.

При тяжелых условиях работы двигателя последний оборудуют специальным воздушным маслохолодильником. Двигатели ЯАЗ-204 оборудованы масляными радиаторами

сводяным охлаждением.

§2. Параметры систем смазки отечественных автомобильных двигателей

Втабл. 5 приведены некоторые характеристики масля­ ных систем наиболее распространенных в народном хозяй­ стве автодвигателей.

Впервой графе этой таблицы приводятся марки отече­

ственных автомобильных двигателей, получившие за после­ дние годы серийное производство.

Из второй графы видно, что объем системы смазки автомобильных двигателей в зависимости от марки двигате­ ля колеблется в широких пределах (от 3,3 до 32 л).

Отношение количества масла, заливаемого в картер, к максимальной мощности двигателя, приведенное в третьей графе таблицы, также не остается постоянным для различ­ ных двигателей. Наименьшее значение указанное отношение имеет у двигателей таких комфортабельных легковых авто­ мобилей как ГАЗ-12 и М-21 „Волга“.

21


to to

 

 

 

 

 

 

- Т а б л и.ц a 5

 

 

Предельное

Нормальное■

Ф и л ь т р ы

Полная

 

давление

 

давление,

 

 

емкость

Удельная

ограничи­

на прог­

при ско­

Масло-

 

Двигатель с филь­

емкость,

ваемое ре­

ретом

рости

приемник

 

трами,

л \ л .с

дукционным

движения

тонкой очистки

л

 

клапаном,

двигате­

автомо­

грубой очистки

 

 

KZjCM^

ле,

биля,

 

 

 

 

KZjCM2

 

 

 

 

 

к м [ я

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

МЗМА-400

3,3

0,144

2,0—3,5

2,0—3,5

МЗЛ4А-402

4,0

0,114

2,0—3,5.

2,0—3,5

МЗМА-407

4,3

0,096

2,0—3,5

2,0—3,5

М-20

6,0

0,120

4,0

2—4

6

7

 

8

 

 

9

 

50

Непод­

Сетка маслоприемника

Со

сменный кар­

 

вижный

 

 

 

тонным фильтрующим

 

 

 

 

 

элементом,

включен

 

 

 

 

 

параллельно

 

 

 

 

 

 

(АСФО-3)

 

50

Непод­

Сетка маслоприемника

Со сменным картон­

 

вижный

и наружный фильтр ще­

ным

фильтрующим

 

 

левого типа с металли­

элементом,

включен;

 

 

ческими пластинами, вк­ параллельно

 

 

 

лючен последовательно

(АСФО-3)

 

50

Непод­

Сетка насоса и наруж­

Со сменным картон­

 

вижный

ный

фильтр

шелевого ным

фильтрующим

 

 

типа

с металлическими

элементом,

включен

 

 

пластинами,

включен

параллельно

 

 

 

последовательно

(АСФО-3)

 

50.

Плаваю­

Сетка маслоприемника

Со сменным картон­

 

щий

и наружный фильтр ще­

ным

фильтрующим

 

 

левого типа с металли­

элементом,

включен

 

 

ческими пластинами, вк­ параллельно

 

 

 

лючен

последовательно (АСФО-2)