Файл: Башаев В.Е. Потери присадок в автомобильных фильтрах тонкой очистки масла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
батывалось присадки на кальциевой основе, меньше осталь ных—на бариевой. Для подтверждения описанного исследо
вания были проведены моторные испытания. |
На |
двигателе |
|||||||
ГАЗ-51 с фильтром АСФО-2 |
в течение 40 ч |
прокачивалось |
|||||||
масло |
с |
вышеуказанными |
|
|
|
|
|||
присадками. Результаты мо |
|
|
|
|
|||||
торных испытаний сведены |
|
|
|
|
|||||
в график, |
представленный |
|
|
|
|
||||
на рис. |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние начальной кон |
|
|
|
|
|||||
центрации присадки на от- |
|
|
|
|
|||||
фильтровываемость послед |
|
|
|
|
|||||
ней |
было |
исследовано на |
|
|
|
|
|||
реальном двигателе |
марки |
|
|
|
|
||||
ГАЗ-51. |
Одно и тоже базо |
|
|
|
|
||||
вое масло |
с 3 и |
5% при |
Рис. 8. Влияние продуктов старения |
||||||
садки |
бариевого |
основания |
и загрязнения, вводимых в масло, |
на |
|||||
фильтровалось через фильтр |
удаление кальциевой |
присадки |
при |
||||||
тонкой очистки двитателя в |
фильтрации через фильтрующий эле |
||||||||
течение |
40 ч. |
При |
этом |
мент АСФО-1: 1—фильтрация чисто |
|||||
го масла; 2—фильтрация периодиче |
было обнаружено, что при |
ски загрязняемого |
масла. |
|
||
увеличении начальной кон |
|
количество |
от |
||
центрации присадки в масле увеличивается |
|||||
фильтровываемой |
присадки. |
Так при 3%-ной |
начальной |
||
концентрации присадки после |
испытания общее количество |
||||
присадки снизилось |
на 40%, а при 5%-ной |
начальной |
кон |
||
центрации—на 50—55%. |
|
|
|
|
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что такой необходимый узел для очистки масла от мельчайших меха нических примесей и продуктов старения и загрязнения как фильтр тонкой очистки одновременно является и активным поглотителем необходимой для масла присадки.
Как видно, приведенные работы не являлись системати ческими исследованиями процесса взаимодействия присадок с фильтрами. Кроме того, в большинстве своем они отно сятся или к неизвестным по составу присадкам, или к при садкам, вышедшим из употребления.
В связи с изложенным для достаточно твердого суж дения о преимуществах того или иного фильтрующего материала целесообразно было всесторонне изучить влияние основных эксплуатационных факторов на процесс взаимодей ствия современных присадок с фильтром тонкой очистки масла.
1$
Г Л А В А 2
СИСТЕМЫ СМАЗКИ И КОНСТРУКЦИИ ФИЛЬТРОВ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
§ 1. Системы смазки, применяемые в отечественных автомобильных двигателях
Системы смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания могут быть классифицированы по различным при знакам. В качестве основы для классификации можно при нять: метод подвода смазки к поршневой группе, схему включения масляных фильтров, место расположения основ ного объема масла и др.
Ниже в качестве примера приведена классификация системы смазки поршневых двигателей по Бюссиену [12]. Бюссиен разделяет все системы смазки на 5 групп:
\) смазка чистым маслом:
2)смазка разбрызгиванием;
3)циркуляционная система смазки;
4) циркуляционная смазка по системе сухого |
картера; |
||||||||||
5) присадка масла к топливу. |
|
|
|
от двигателя |
|||||||
Смазка чистым |
маслом. |
Из отделенного |
|||||||||
резервуара |
дозированное |
количество |
масла |
подается |
к от |
||||||
дельным точкам двигателя, причем |
в зависимости от условий |
||||||||||
эксплуатации подвод масла регулируется. |
|
|
|
|
|||||||
Смазка |
разбрызгиванием. |
Чаще всего смазка разбрыз |
|||||||||
гиванием сочетается |
со смазкой под давлением и осущест |
||||||||||
вляется специальными |
черпаками, |
которые смонтированы |
|||||||||
на крышках нижних головок |
шатунов. |
|
|
находящееся |
|||||||
Циркуляционная система смазки. Масло, |
|||||||||||
в нижнем картере, с |
помощью |
насоса |
подается |
по масля |
|||||||
ным магистралям к наиболее нагруженным |
деталям |
дви |
|||||||||
гателя, далее обратно в |
картер. |
по |
системе сухого картера |
||||||||
Циркуляционная |
смазка |
|
|||||||||
отличается от предыдущей системы смазки |
тем, |
что |
масло |
20
находится не в нижней части картера, а в отдельном резер вуаре.
Присадка масла к топливу. В легких двухтактных кар бюраторных двигателях масло, растворенное в бензине, при прохождении в зоне перемещения шатуна оказывается дос таточным для смазки трущихся пар.
В современных автомобильных карбюраторных и дизель ных двигателях наибольшее распространение получила комбинированная система смазки, при которой к наиболее нагруженным деталям двигателя (например, коренным или шатунным шейкам коленчатого вала) масло подается под давлением, к средненагруженным (пары поршень—зеркало цилиндра, толкатели)—разбрызгиванием или масляным ту маном и, наконец, к малонагруженным —самотеком.
Масло в циркуляционную 'систему подается с помощью насоса шестеренчатого типа, приводимого в большинстве случаев от распределительного вала.
Во всех отечественных двигателях применяется двойная фильтрация, за исключением МЗМА-400. Фильтр грубой очистки масла, включенный в магистраль последовательно, обеспечивает фильтрацию всего потока масла, направляе мого в масляную систему, а фильтр тонкой очистки—вкючен параллельно.
Контроль давления масла в системе осуществляется указателями с электрическим питанием.
При тяжелых условиях работы двигателя последний оборудуют специальным воздушным маслохолодильником. Двигатели ЯАЗ-204 оборудованы масляными радиаторами
сводяным охлаждением.
§2. Параметры систем смазки отечественных автомобильных двигателей
Втабл. 5 приведены некоторые характеристики масля ных систем наиболее распространенных в народном хозяй стве автодвигателей.
Впервой графе этой таблицы приводятся марки отече
ственных автомобильных двигателей, получившие за после дние годы серийное производство.
Из второй графы видно, что объем системы смазки автомобильных двигателей в зависимости от марки двигате ля колеблется в широких пределах (от 3,3 до 32 л).
Отношение количества масла, заливаемого в картер, к максимальной мощности двигателя, приведенное в третьей графе таблицы, также не остается постоянным для различ ных двигателей. Наименьшее значение указанное отношение имеет у двигателей таких комфортабельных легковых авто мобилей как ГАЗ-12 и М-21 „Волга“.
21
to to
|
|
|
|
|
|
- Т а б л и.ц a 5 |
|
|
Предельное |
Нормальное■ |
Ф и л ь т р ы |
||
Полная |
|
давление |
||||
|
давление, |
|
|
|||
емкость |
Удельная |
ограничи |
на прог |
при ско |
Масло- |
|
Двигатель с филь |
емкость, |
ваемое ре |
ретом |
рости |
приемник |
|
трами, |
л \ л .с |
дукционным |
движения |
тонкой очистки |
||
л |
|
клапаном, |
двигате |
автомо |
грубой очистки |
|
|
|
KZjCM^ |
ле, |
биля, |
|
|
|
|
KZjCM2 |
|
|
||
|
|
|
к м [ я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
МЗМА-400 |
3,3 |
0,144 |
2,0—3,5 |
2,0—3,5 |
МЗЛ4А-402 |
4,0 |
0,114 |
2,0—3,5. |
2,0—3,5 |
МЗМА-407 |
4,3 |
0,096 |
2,0—3,5 |
2,0—3,5 |
М-20 |
6,0 |
0,120 |
4,0 |
2—4 |
6 |
7 |
|
8 |
|
|
9 |
|
50 |
Непод |
Сетка маслоприемника |
Со |
сменный кар |
|||
|
вижный |
|
|
|
тонным фильтрующим |
||
|
|
|
|
|
элементом, |
включен |
|
|
|
|
|
|
параллельно |
|
|
|
|
|
|
|
(АСФО-3) |
|
|
50 |
Непод |
Сетка маслоприемника |
Со сменным картон |
||||
|
вижный |
и наружный фильтр ще |
ным |
фильтрующим |
|||
|
|
левого типа с металли |
элементом, |
включен; |
|||
|
|
ческими пластинами, вк параллельно |
|
||||
|
|
лючен последовательно |
(АСФО-3) |
|
|||
50 |
Непод |
Сетка насоса и наруж |
Со сменным картон |
||||
|
вижный |
ный |
фильтр |
шелевого ным |
фильтрующим |
||
|
|
типа |
с металлическими |
элементом, |
включен |
||
|
|
пластинами, |
включен |
параллельно |
|
||
|
|
последовательно |
(АСФО-3) |
|
|||
50. |
Плаваю |
Сетка маслоприемника |
Со сменным картон |
||||
|
щий |
и наружный фильтр ще |
ным |
фильтрующим |
|||
|
|
левого типа с металли |
элементом, |
включен |
|||
|
|
ческими пластинами, вк параллельно |
|
||||
|
|
лючен |
последовательно (АСФО-2) |
|