Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 4

Изготовление иллюстрационной части формы высокой печати

1.

Виды оригиналов

И л л ю с т р а ц и я — это любое графическое изображение: чер­ теж, рисунок, фотоснимок, репродукции с картин и т. п., являю­ щееся составной частью издания и способствующее раскрытию его содержания.

В высокой печати иллюстрации воспроизводятся с так назы­ ваемых клише, которые представляют собой тонкие (0,7—4,5 мм) цинковые, или магниевые, или пластмассовые, или, реже, медные пластинки, закрепленные на подставках с тем, чтобы общий рост клише с подставкой в печатной форме был равен росту шрифта (25, 10 мм).

На пластину тем или иным способом (ручным гравированием, электронным гравированием, травлением) наносится зеркальное изображение иллюстрации так, что все печатающие элементы лежат в плоскости пластины, а пробельные углублены и не вос­ принимают краску в процессе печатания. При этом чем больше расстояние между печатающими элементами, тем больше должна быть глубина пробелов.

Клише изготовляются с иллюстрационных оригиналов, подго­ товленных издательством или другой какой-либо организацией, выступающей как заказчик.

По характеру изображения и особенностям изготовления кли­ ше иллюстрационные оригиналы могут быть разделены, во-пер­ вых, на штриховые и полутоновые, во-вторых, на черно-белые и многоцветные.

Штриховой оригинал представляет собой чертеж или рисунок, выполненный на белой бумаге черными линиями, точками, штри­ хами, заливками. Для штрихового оригинала характерна одина­ ковая насыщенность всех элементов, образующих изображение. Штриховое клише поэтому получается углублением (механиче­ ским или химическим) пробельных участков изображения. От­ тиск со штрихового клише сохраняет главную особенность ориги­ нала — одинаковую насыщенность всех элементов изображе­ ния — линий, заливов, точек.

96

Полутоновые оригиналы характеризуются наличием постепен­ ных переходов от черного через все оттенки серого цвета (полу­ тона) до белого, как это наблюдается, например, на обычной фо­ тографии. Воспроизведение такого оригинала способом высокой печати возможно лишь с помощью искусственного приема — разбивки всего изображения на мелкие элементы — точки пли линии разных размеров,— увеличенные в темных местах рисунка

иочень малые в «светах».

Вэтом приеме используется свойство человеческого глаза различать два пятна, расположенные близко одно от другого, лишь до тех пор, пока расстояние между ними и расстояние от глаз до рассматриваемого изображения не достигнут определен­ ного предела, при котором оба пятна сливаются в одно.

Опытным путем установлено, что такой эффект наступает, ко­ гда расстояние от глаза до рисунка в 1500 раз больше, чем рас­ стояние между элементами рисунка. Так как человек с нормаль­ ным зрением читает книгу, держа ее на расстоянии 20—25 см от глаз, полная иллюзия полутонового изображения достигается при разбивке рисунка на элементы с расстоянием между центрами примерно 0,13—0,16 мм.

В менее ответственных изданиях допускают и значительно большие расстояния между элементами изображения, так в га­ зетах, как правило, полутоновые оригиналы воспроизводят, рас­ членяя их из расчета 24 линии на 1 см, т. е. расстояние между ли­ ниями в светлых местах изображения достигает 0,4 мм, что при внимательном рассмотрении оттиска невооруженным глазом хо­ рошо видно.

Чем мельче элементы, на которые разбивается рисунок, тем

Схема, иллюстрирующая остроту зрения или условия зри­ тельного слияния двух точек в единое изображение (вверху). Если удалить этот рисунок от глаза на расстояние более 75—90 см, то прямоугольник будет воспринят как серый (внизу)

4 Г. А . Виноградов

97


точнее п подробнее могут быть воспроизведены на оттиске дета­ ли изображения и полутона оригинала.

Разбивка изображения на мелкие элементы с целью превра­

щения полутонового изображения в штриховое с точечной

или

линейной структурой называется

р а с т р и р о в а н и е м и

про­

изводится различными методами.

 

 

Многоцветные оригиналы могут быть штриховыми (например, диаграммы, графики, некоторые иллюстрации в детских и техни­ ческих изданиях) и полутоновыми (цветные фотографии, произ­ ведения живописи и т. п.), могут содержать ограниченное число простых красок (без смешения) или всю гамму красок, получае­ мую смешением основных цветов.

Воспроизведение цветных оригиналов достигается печатью каждой из основных красок отдельно, но последовательно, по­ этому необходимо изготовление комплекса клише для каждой краски, состоящего в подавляющем большинстве случаев из трех клише — для красной, синей и желтой краски.

Процесс разделения изображения на основные цвета и выде­ ления части изображения, которое должно печататься какой-либо

цветной краской,

называется

ц в е т о д е л е н и е м

и выполня­

ется несколькими

технологическими методами,

описанными

ниже.

 

 

 

Основная масса оригиналов

иллюстраций, поступающих в ти­

пографию, изготовлена на бумаге или кальке, для художествен­ ных репродукций иногда оригиналом служит непосредственно произведение живописи — картина. В последние годы все более широкое применение, особенно для многоцветных работ, находят фотографические изображения на пленке — диапозитивы или слайды.

2.

Электронно-гравировальный способ изготовления клише

Изготовление клише на электронно-гравировальных автома­ тах — наиболее прогрессивный из существующих способов вос­ произведения всех видов оригиналов, требующий наименьших затрат труда, времени и материалов.

Современная полиграфия располагает большим количеством электронно-гравировальных автоматов, конструктивно отличаю­ щихся друг от друга и имеющих различные технологические воз­ можности, но общий принцип работы их одинаков: фотоголовка считывает оригинал, световые сигналы преобразуются в электри­ ческий ток, который, проходя через электронный блок, пере­ дает преобразованные нужным образом сигналы режущей го­ ловке, нарезающей клише на цинковой или пластмассовой пла­ стине.

Наиболее простым и получившим значительное распростране­ ние в отечественных типографиях является автомат ЭГА-2. Авто-

98



Обдая схема получения полуто­ не зого изображения с растро­ вого клише:

/ — печатная

форма

(растровое

кли ­

ше); / / — накат краски;

/ / /

— п о ­

л у ч е н и е

оттиска:

1 — печатающие

элементы,

2 — п р о б е л ь н ы е

элементы,

3 — к р а с к а ,

4 — оттиск

 

 

тающих элементов. Это достигается импульсным освещением оригинала (т. е. свет подается на оригинал пре­ рывисто, малыми импульсами). Поч­ ти на всех автоматах при специаль­ ной настройке возможна нарезка штриховых клише. Для этого в тем­ ных местах резец не должен касать­ ся формного материала, а линиатура нарезки должна быть такой, чтобы пробел выбирался полиостью (спе­ циальная заточка резца позволяет это сделать уже при линиатуре 54 ли­ нии и больше).

Наиболее совершенными из при­ меняемых сейчас электрониогравировальных автоматов являются ав­ томаты «Вариоклишограф» (ФРГ), позволяющие получать полутоновые и штриховые клише с изменением масштаба, а также комплекты цветоделенных клише (с многоцветных фотографии, слайдов и диапозити­ вов) на любом материале и очень высокого качества. Формный мате­ риал в этом автомате (как и в оте­ чественном автомате ЭГМ) разме­ щается на плоском столе.

В качестве материалов для гра­ вирования клише применяют пласт­ массовые или цинковые пластины, гибкость которых позволяет закре­ пить пластину на поверхности ци­ линдра.

Нарезанные на электронно-гра­ вировальных автоматах клише обре­ заются по контуру и крепятся на подставках.

Фотоцинкографские способы изготовления клише

Ф о т о ц и н к о г р а ф с к и м и п р о ц е с с а м и изготовления клише называют совокупность операций, при которых изображе­ ние на формный материал наносится с помощью фотографиче­ ских процессов, а рельефные печатающие элементы получают путем химической обработки формного материала (травления пробелов). В качестве формного материала чаще всего исполь­ зуют цинк, но иногда магний и другие материалы.

102


наводка на резкость выполняются автоматически, управление установкой объектива, сменой диафрагм, зеркал, светофильтров, ввод в работу затвора осуществляются с центрального пульта.

Перед фотографированием оригинала закрепляемая в оригиналодержателе кассета должна быть заряжена светочувствитель­ ным материалом. Чаще всего это фототехнические пленки — по­ лимерная пленка, покрытая светочувствительным слоем,— эмульсией. Очень редко, но еще применяют фотопластины — стек­ ло, покрытое эмульсией, а иногда и пленки на целлулоидной го­ рючей основе.

Эмульсия представляет собой желатиновый слой с распреде­ ленными в нем в виде кристаллов зернами галлоидиого серебра, чувствительного к воздействию света.

Фототехнические пленки поставляются листами определенно­ го формата в пачках или рулонами в специальных пеналах.

Выполнив все подготовительные операции (установка разме­ ра, наводка на резкость, регулировка растра, подбор диафрагмы, установка светофильтров, включение осветителей и др.), многие из которых, как было видно, осуществляются автоматически, на определенное время открывают затвор объектива. Время дейст­ вия света (отраженного от оригинала или прошедшего через про­ зрачный оригинал) на фотографический слой называют в ы- д е р ж к о й, или э к с п о з и ц и е й .

Чем больше света попало на фотослой (в светлых местах ори­ гинала) во время экспонирования, тем больше кристаллов гал­ лоидиого серебра претерпело изменения. Однако такие изменения для глаза не заметны — изображение остается скрытным и тре­ бует химической обработки.

Обработка пленки выполняется в темной лаборатории при красном, оранжевом, зеленом свете или в полной темноте в зави­ симости от вида материала. Сейчас все более широкое распро­ странение получают проявочные машины с нормализованным процессом обработки, обеспечивающим высокое качество. Обра­ ботка включает в себя проявление, при котором в специальных растворах восстанавливаются и темнеют зерна галлоидного се­ ребра, подвергшиеся воздействию света, промывку для удаления остатков проявителя, фиксирование, при котором растворяются зерна, не подвергшиеся воздействию света и не потерявшие све­ точувствительности, и длительную промывку готового негатива в проточной воде. Затем негатив высушивают в специальных су­ шильных шкафах с нагревом и вентиляцией.

Иногда (сейчас все реже) производят корректировку не­ гатива.

Форма высокой печати (в данном случае клише) должна иметь зеркальное изображение рисунка, поэтому на негативе изо­ бражение должно быть прямым. Именно поэтому при фотогра­ фировании используют оборачивающие системы (призмы или зер­ кала) .

105