Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Глава 4
Изготовление иллюстрационной части формы высокой печати
1.
Виды оригиналов
И л л ю с т р а ц и я — это любое графическое изображение: чер теж, рисунок, фотоснимок, репродукции с картин и т. п., являю щееся составной частью издания и способствующее раскрытию его содержания.
В высокой печати иллюстрации воспроизводятся с так назы ваемых клише, которые представляют собой тонкие (0,7—4,5 мм) цинковые, или магниевые, или пластмассовые, или, реже, медные пластинки, закрепленные на подставках с тем, чтобы общий рост клише с подставкой в печатной форме был равен росту шрифта (25, 10 мм).
На пластину тем или иным способом (ручным гравированием, электронным гравированием, травлением) наносится зеркальное изображение иллюстрации так, что все печатающие элементы лежат в плоскости пластины, а пробельные углублены и не вос принимают краску в процессе печатания. При этом чем больше расстояние между печатающими элементами, тем больше должна быть глубина пробелов.
Клише изготовляются с иллюстрационных оригиналов, подго товленных издательством или другой какой-либо организацией, выступающей как заказчик.
По характеру изображения и особенностям изготовления кли ше иллюстрационные оригиналы могут быть разделены, во-пер вых, на штриховые и полутоновые, во-вторых, на черно-белые и многоцветные.
Штриховой оригинал представляет собой чертеж или рисунок, выполненный на белой бумаге черными линиями, точками, штри хами, заливками. Для штрихового оригинала характерна одина ковая насыщенность всех элементов, образующих изображение. Штриховое клише поэтому получается углублением (механиче ским или химическим) пробельных участков изображения. От тиск со штрихового клише сохраняет главную особенность ориги нала — одинаковую насыщенность всех элементов изображе ния — линий, заливов, точек.
96
Полутоновые оригиналы характеризуются наличием постепен ных переходов от черного через все оттенки серого цвета (полу тона) до белого, как это наблюдается, например, на обычной фо тографии. Воспроизведение такого оригинала способом высокой печати возможно лишь с помощью искусственного приема — разбивки всего изображения на мелкие элементы — точки пли линии разных размеров,— увеличенные в темных местах рисунка
иочень малые в «светах».
Вэтом приеме используется свойство человеческого глаза различать два пятна, расположенные близко одно от другого, лишь до тех пор, пока расстояние между ними и расстояние от глаз до рассматриваемого изображения не достигнут определен ного предела, при котором оба пятна сливаются в одно.
Опытным путем установлено, что такой эффект наступает, ко гда расстояние от глаза до рисунка в 1500 раз больше, чем рас стояние между элементами рисунка. Так как человек с нормаль ным зрением читает книгу, держа ее на расстоянии 20—25 см от глаз, полная иллюзия полутонового изображения достигается при разбивке рисунка на элементы с расстоянием между центрами примерно 0,13—0,16 мм.
В менее ответственных изданиях допускают и значительно большие расстояния между элементами изображения, так в га зетах, как правило, полутоновые оригиналы воспроизводят, рас членяя их из расчета 24 линии на 1 см, т. е. расстояние между ли ниями в светлых местах изображения достигает 0,4 мм, что при внимательном рассмотрении оттиска невооруженным глазом хо рошо видно.
Чем мельче элементы, на которые разбивается рисунок, тем
Схема, иллюстрирующая остроту зрения или условия зри тельного слияния двух точек в единое изображение (вверху). Если удалить этот рисунок от глаза на расстояние более 75—90 см, то прямоугольник будет воспринят как серый (внизу)
4 Г. А . Виноградов |
97 |
точнее п подробнее могут быть воспроизведены на оттиске дета ли изображения и полутона оригинала.
Разбивка изображения на мелкие элементы с целью превра
щения полутонового изображения в штриховое с точечной |
или |
|
линейной структурой называется |
р а с т р и р о в а н и е м и |
про |
изводится различными методами. |
|
|
Многоцветные оригиналы могут быть штриховыми (например, диаграммы, графики, некоторые иллюстрации в детских и техни ческих изданиях) и полутоновыми (цветные фотографии, произ ведения живописи и т. п.), могут содержать ограниченное число простых красок (без смешения) или всю гамму красок, получае мую смешением основных цветов.
Воспроизведение цветных оригиналов достигается печатью каждой из основных красок отдельно, но последовательно, по этому необходимо изготовление комплекса клише для каждой краски, состоящего в подавляющем большинстве случаев из трех клише — для красной, синей и желтой краски.
Процесс разделения изображения на основные цвета и выде ления части изображения, которое должно печататься какой-либо
цветной краской, |
называется |
ц в е т о д е л е н и е м |
и выполня |
ется несколькими |
технологическими методами, |
описанными |
|
ниже. |
|
|
|
Основная масса оригиналов |
иллюстраций, поступающих в ти |
пографию, изготовлена на бумаге или кальке, для художествен ных репродукций иногда оригиналом служит непосредственно произведение живописи — картина. В последние годы все более широкое применение, особенно для многоцветных работ, находят фотографические изображения на пленке — диапозитивы или слайды.
2.
Электронно-гравировальный способ изготовления клише
Изготовление клише на электронно-гравировальных автома тах — наиболее прогрессивный из существующих способов вос произведения всех видов оригиналов, требующий наименьших затрат труда, времени и материалов.
Современная полиграфия располагает большим количеством электронно-гравировальных автоматов, конструктивно отличаю щихся друг от друга и имеющих различные технологические воз можности, но общий принцип работы их одинаков: фотоголовка считывает оригинал, световые сигналы преобразуются в электри ческий ток, который, проходя через электронный блок, пере дает преобразованные нужным образом сигналы режущей го ловке, нарезающей клише на цинковой или пластмассовой пла стине.
Наиболее простым и получившим значительное распростране ние в отечественных типографиях является автомат ЭГА-2. Авто-
98
Обдая схема получения полуто не зого изображения с растро вого клише:
/ — печатная |
форма |
(растровое |
кли |
||
ше); / / — накат краски; |
/ / / |
— п о |
|||
л у ч е н и е |
оттиска: |
1 — печатающие |
|||
элементы, |
2 — п р о б е л ь н ы е |
элементы, |
|||
3 — к р а с к а , |
4 — оттиск |
|
|
тающих элементов. Это достигается импульсным освещением оригинала (т. е. свет подается на оригинал пре рывисто, малыми импульсами). Поч ти на всех автоматах при специаль ной настройке возможна нарезка штриховых клише. Для этого в тем ных местах резец не должен касать ся формного материала, а линиатура нарезки должна быть такой, чтобы пробел выбирался полиостью (спе циальная заточка резца позволяет это сделать уже при линиатуре 54 ли нии и больше).
Наиболее совершенными из при меняемых сейчас электрониогравировальных автоматов являются ав томаты «Вариоклишограф» (ФРГ), позволяющие получать полутоновые и штриховые клише с изменением масштаба, а также комплекты цветоделенных клише (с многоцветных фотографии, слайдов и диапозити вов) на любом материале и очень высокого качества. Формный мате риал в этом автомате (как и в оте чественном автомате ЭГМ) разме щается на плоском столе.
В качестве материалов для гра вирования клише применяют пласт массовые или цинковые пластины, гибкость которых позволяет закре пить пластину на поверхности ци линдра.
Нарезанные на электронно-гра вировальных автоматах клише обре заются по контуру и крепятся на подставках.
Фотоцинкографские способы изготовления клише
Ф о т о ц и н к о г р а ф с к и м и п р о ц е с с а м и изготовления клише называют совокупность операций, при которых изображе ние на формный материал наносится с помощью фотографиче ских процессов, а рельефные печатающие элементы получают путем химической обработки формного материала (травления пробелов). В качестве формного материала чаще всего исполь зуют цинк, но иногда магний и другие материалы.
102
наводка на резкость выполняются автоматически, управление установкой объектива, сменой диафрагм, зеркал, светофильтров, ввод в работу затвора осуществляются с центрального пульта.
Перед фотографированием оригинала закрепляемая в оригиналодержателе кассета должна быть заряжена светочувствитель ным материалом. Чаще всего это фототехнические пленки — по лимерная пленка, покрытая светочувствительным слоем,— эмульсией. Очень редко, но еще применяют фотопластины — стек ло, покрытое эмульсией, а иногда и пленки на целлулоидной го рючей основе.
Эмульсия представляет собой желатиновый слой с распреде ленными в нем в виде кристаллов зернами галлоидиого серебра, чувствительного к воздействию света.
Фототехнические пленки поставляются листами определенно го формата в пачках или рулонами в специальных пеналах.
Выполнив все подготовительные операции (установка разме ра, наводка на резкость, регулировка растра, подбор диафрагмы, установка светофильтров, включение осветителей и др.), многие из которых, как было видно, осуществляются автоматически, на определенное время открывают затвор объектива. Время дейст вия света (отраженного от оригинала или прошедшего через про зрачный оригинал) на фотографический слой называют в ы- д е р ж к о й, или э к с п о з и ц и е й .
Чем больше света попало на фотослой (в светлых местах ори гинала) во время экспонирования, тем больше кристаллов гал лоидиого серебра претерпело изменения. Однако такие изменения для глаза не заметны — изображение остается скрытным и тре бует химической обработки.
Обработка пленки выполняется в темной лаборатории при красном, оранжевом, зеленом свете или в полной темноте в зави симости от вида материала. Сейчас все более широкое распро странение получают проявочные машины с нормализованным процессом обработки, обеспечивающим высокое качество. Обра ботка включает в себя проявление, при котором в специальных растворах восстанавливаются и темнеют зерна галлоидного се ребра, подвергшиеся воздействию света, промывку для удаления остатков проявителя, фиксирование, при котором растворяются зерна, не подвергшиеся воздействию света и не потерявшие све точувствительности, и длительную промывку готового негатива в проточной воде. Затем негатив высушивают в специальных су шильных шкафах с нагревом и вентиляцией.
Иногда (сейчас все реже) производят корректировку не гатива.
Форма высокой печати (в данном случае клише) должна иметь зеркальное изображение рисунка, поэтому на негативе изо бражение должно быть прямым. Именно поэтому при фотогра фировании используют оборачивающие системы (призмы или зер кала) .
105