Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
К о н т а к т н ы е р а с т р ы — это пленки с систематически рас положенными точками неравномерной плотности — наибольшей в центре и убывающей к периферии. При фотографировании по лутонового оригинала контактный растр плотно прижимают к светочувствительному слою пленки. Свет от темных участков ори
гинала воздействует на слой только в прозрачных местах |
между |
|||
точками, а от |
светлых — и |
через полупрозрачные |
части |
точек. |
Для полутонов |
растровые |
элементы на негативе |
будут |
иметь |
среднюю величину, обратно пропорциональную тональности уча стка оригинала. На клише и оттиске, таким образом, будет пра вильно воспроизведен полутоновой рисунок.
Контактные растры упрощают процесс фотографирования, позволяют производить растрирование оригинала не только при фотографировании, но и при переконтакте, кроме того, они значи тельно дешевле проекционных.
В настоящее время |
находят также применение специальные |
р а с т р и р о в а н н ы е |
ф о т о т е х н и ч е с к и е п л е н к и , в ко |
торых светочувствительный слой разбит на множество участков неравномерной чувствительности — максимальной в центре и убывающей к краям. При фотографировании на таких пленках получают сразу растровый негатив без применения растра.
Фотографирование цветных оригиналов * существенно ослож няется необходимостью получить с одного оригинала комплект цветоделенных негативов, каждый из которых будет соответство вать клише одной из основных красок — желтой, красной, синей.
Весь процесс изготовления цветных иллюстраций и цветоде ления при фотографировании основан на свойствах глаза воспри нимать различные цвета.
Из курса физики известно, что дневной белый свет, проходя через трехгранную призму, раскладывается на непрерывный спектр, в котором можно выделить три приблизительно равных по ширине основных зоны — красную, желтую и синюю. Смеше нием этих основных цветов в разных пропорциях можно полу чить любой цвет. При этом существуют два способа образова ния цвета путем смешения цветовых потоков (аддитивный спо соб или способ сложения цветов) и путем поглощения цветовых лучей (субтрактивный способ или способ вычитания).
Если на белый экран направить одновременно два потока све та, прошедшие через разного цвета стекла, то они смешаются и дадут новый цвет (например, зеленый + красный = желтый); если на оттиск, сделанный краской одного цвета, накатать про зрачную краску другого цвета, то образуется новый цвет (на пример, наложение на синий оттиск желтой краски даст зеленый
Для штриховых цветных иллюстраций без смешения красок, как правило, изготовляются цветоделенные оригиналы, отдельно для каждой краски, н изготовление клише ничем не отличается от изготовления обычных штри ховых клише.
107
цвет). Оба эти способа образования цвета используются при ре
продуцировании многоцветных иллюстраций. |
|
||
Изменяя яркость (количество световой |
энергии, попадающее |
||
в глаз в единицу времени) |
и насыщенность |
(отношение |
цветного |
света к белому) каждого |
из основных цветов, можно |
получить |
любой цветовой оттенок, необходимый для воспроизведения цвет ного оригинала.
Для получения комплекта из трех цветоделенных негативов необходимо последовательно три раза сфотографировать ориги нал через три разных светофильтра, соответствующих трем зонам спектра.
С в е т о ф и л ь т р — это прозрачная среда (пленка, стекло, ванночки с налитой в них жидкостью), окрашенная в определен ный цвет и поэтому пропускающая лучи только той зоны спектра, которая соответствует этой окраске. Так, например, при фотогра фировании оригинала через красный светофильтр на светочув ствительный материал будут воздействовать только красные лучи (разной яркости), а лучи синей и желтой зон спектра будут по глощены светофильтром.
Так как с негатива производится копировка и местам наи большей плотности негатива будет соответствовать наименьшая насыщенность на оттиске, фотографирование должно вестись со светофильтрами, имеющими не основные цвета, а дополнитель ные к ним. На вклейке показана схема спектра, расположенного по кругу, на которой указаны стрелкой и хорошо видны дополни тельные к основным цвета (к желтому — сине-фиолетовый, к красному — зеленый, к синему — оранжевый). Следовательно, для клише желтой краски необходимо фотографировать ориги нал через сине-фиолетовый светофильтр, для клише красной краски — через зеленый и для клише синей краски — через оран жево-красный (см. вклейку I I I между стр. 104—105).
Фотографирование многоцветных полутоновых изображений также ведется с применением растра. В связи с тем что при пе чатании совмещаются три (а иногда и четыре) растровых изо
бражения, наложение равномерных решеток может |
вызвать |
муар — появление дополнительных узоров, мешающих |
восприя |
тию изображения. Во избежание этого при получении очередно го цветоделенного негатива необходимо изменять положение растра относительно предыдущей съемки. Так, при втором фото
графировании растр поворачивают в плоскости |
относительно |
первой съемки, принятой за 0, на 30° влево, при |
третьем — на |
30° вправо. |
|
К сожалению, цветоделительный процесс несовершенен, и при фотографировании многоцветного оригинала на негативе возни кают искажения; плотность цветоделенного изображения на не которых участках негатива не пропорциональна по цвету и тону соответствующим участкам оригинала, что зависит от многих при чин — и от свойств фотоматериалов, и от качества оригиналов, и
108
от несовершенства светофильтров, и от условий освещенности, и от режима обработки и др. Это требует весьма трудоемкого и сложного процесса корректуры, которая еще совсем недавно про изводилась только вручную — ретушер по своему вкусу и опыту, сравнивая негативы с оригиналом, усиливал или ослаблял от дельные места негативов (пользуясь краской и ослабителем — раствором красной кровяной соли и гипосульфитом).
Даже при самой высокой квалификации ретушера невозмож но обеспечить точного воспроизведения всей цветовой гаммы оригинала.
В последние годы разработаны методы автоматической цветоделительной корректуры с помощью диапозитивов-масок. Раз личных методов маскирования в настоящее время много, сущ ность их можно видеть на следующем примере.
При фотографировании многоцветного оригинала с синефиолетовым светофильтром получим негатив, который послужит для изготовления клише для печатания желтой краски. В дей ствительности, вследствие не идеальности системы светофильтр, светочувствительный материал на негативе будет иметь «при месь» красного цвета, отраженного от оригинала. Это означает, что на негативе для «желтого» клише под действием «красного» цвета оригинала получаются участки пониженной плотности или прозрачные. Практически это означает, что на оттиске, сделан ном с клише желтой краской, ее будет в избытке в тех местах, которые на оригинале красного цвета. Устранить этот недоста ток можно маскированием. Для этого с негатива для красной краски делают контактным путем диапозитив. Совместив изо бражения негатива для желтой краски и полученного диапози тива, перекрывают участки повышенной прозрачности «желто го» негатива соответствующими плотностями «красного» диапо зитива. Этот процесс дает возможность очистить изображение от излишков желтой краски и таким образом освободиться от вме шательства ретушера.
Негатив, предназначенный для изготовления клише для крас ной краски, «засоренный» примесью синего и зеленого, маски руют диапозитивом, полученным с негатива для синей краски.
Метод маскирования удлиняет фотографический процесс цве тоделения и увеличивает расход фотоматериалов, но дает эко номию во времени и повышает качество корректирования по сравнению с ручным цветоделенным корректированием.
Значительно проще осуществляется прием цветокорректуры при нарезке цветоделенных клише на электронно-гравироваль ных автоматах и при изготовлении цветоделенных негативов или диапозитивов на тех же автоматах и специальных цветоделите- лях-цветокорректорах, предназначенных только для этой цели. Электронные счетно-решающие устройства позволяют произво дить корректуру цвета в ходе изготовления клише или фотоформ и практически полностью исключают ручную корректуру.
109
нить от дальнейшего травления определенные участки клише. Далее пластину подвергают повторному травлению, выкры вают более светлые участки и т. д. В зависимости от слож ности оригинала,линиатуры ра стра и степени искажения тонов при фотографировании такой процесс повторяется 3—б раз.
Однопроцессное эмульсион ное травление. Описанные выше способы травления штри ховых и растровых клише очень трудоемки и длительны. В на стоящее время широкое распро странение получил однопроцессный эмульсионный способ травления клише. В качестве травящего раствора применяет ся смесь азотной кислоты с эмульгатором — поверхностноактивным веществом, позво ляющим при определенных ус ловиях автоматически созда вать защитную пленку на боко вых поверхностях печатающих элементов, предохраняющую их от подтравливания. Главными из этих условий являются пода ча травящего раствора перпен дикулярно пластине и строгое соблюдение режима травления (температура, состав раствора, время и др.). Для однопроцессного травления созданы специ альные машины, имеющие два принципа действия — подача раствора вращающимся рото ром или струями от насоса. Ма шины снабжены термостатами, регуляторами и другими уст ройствами, обеспечивающими соблюдение режима.
Для однопроцессного трав ления применяются клише, из готовленные на магнии или мелкокристаллическом цинке.
Схема, иллюстрирующая последо вательность образования рельефа при различных методах травления:
/ — кислотное в кюветах |
( / — з а т р а в к а , |
||||
2 — первое |
г л у б о к о е , |
3 — первое |
к р у г |
||
л о е , 4—второе |
к р у г л о е , |
5 — ч и с т о е , |
|||
S — готовое |
к л и ш е ) : |
/ / — к и с л о т н о е в |
|||
т р а в и л ь н ы х |
машинах |
( / — п е р в о е |
т р а в |
||
ление, '. 2—второе |
травление, 6 — гото |
||||
вое к л и ш е ) ; |
/ / / — |
э м у л ь с и о н н о е |
о д н о , |
||
процессное |
т р а в л е н и е |
(£ — готовое |
кли |
||
ше) |
|
|
|
|
|
113