Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однопроцессное травление исключает множество операций, резко сокращает время травления, позволяет одновременно тра­ вить штриховые н растровые изображения (например, газетные полосы, переданные по фототелеграфу, копируются на микроцинк и травятся однопроцессно) и обеспечивает очень высокое каче­ ство клише.

4.

Некоторые особые виды клише

При умелом использовании разных вариантов технологии воз­ можно при воспроизведении одного и того же оригинала полу­ чить совершенно различные художественные результаты.

Воспроизведение штрихового оригинала с растром. В некото­ рых случаях для более точной передачи особенностей оригинала целесообразно штриховой рисунок воспроизвести с мелким раст­ ром. Так, например, штриховой рисунок, выполненный каран­ дашом, при обычном фотографировании дает очень грубое изо­ бражение на оттиске, а при фотографировании с растром пере­ дача будет более точной (см. вклейку I I между стр. 104—105). Также более точное воспроизведение достигается при фотографи­ ровании с растром штрихового оригинала с тонкими или близ­ кими один к другому штрихами, или оригинала с большим умень­ шением. В обоих случаях при воспроизведении штрихом тонкие линии могут исчезнуть, а близкие — слиться между собой, чего не произойдет при изготовлении растрового клише.

Комбинированные клише. В случаях, когда оригинал имеет ярко выраженные штриховые и полутоновые элементы изобра­ жения, например, полоса текста с фотографией, возможны сле­ дующие варианты его воспроизведения.

С оригинала делают два негатива — штриховой и растровый, монтируют их на прозрачной подложке и копируют на цинк. Да­ лее лучше всего вести травление однопроцессиым эмульсионным способом. Если специальных машин на предприятии нет, травле­ ние ведут раздельно: закрыв кислотоупорным лаком штриховую часть клише, ведут полутоновое травление, затем, смыв лак, за­ крывают лаком растровое клише и проводят штриховое трав­ ление.

Возможен и иной путь. Скопировав на цинк штриховой нега­ тив, закрывают кислотоупорным лаком все поверхности, где должно быть растровое изображение. Проведя штриховое трав­ ление и смыв лак, вновь очувствляют пластину и копируют раст­ ровый негатив. Закрыв штриховую часть клише лаком, проводят полутоновое травление.

Растровое клише с обтравкой. Растровое клише всегда дает фон — серый, если на оригинале изображение было на белом фоне, или мешающий восприятию основного объекта, если он снят на фоне других предметов. Для лучшего выявления нужного изображения фон может быть снят путем так называемой об-

114


травки. Для этого по окончании обычного травления изображе­ ние нужного объекта полностью закрывают кислотоупорным ла­ ком (тонкой кистью) и травят клише до полного стравливания растровой точки на фоне.

Выворотные клише. Иногда для улучшения оформления от­ дельные рисунки или заголовки (довольно часто в газетах), а также обложки воспроизводятся в негативном (прямом) изобра­ жении, т. е. белым по черному (или цветному). Так как изготов­ ление такого оригинала весьма затруднительно, с обычного ори­ гинала (черным по белому) делают так называемое выворотное клише. Для этого с негатива перекоитактом получают диапози­ тив, который и используют для копирования. Травление ведется обычным порядком.

Дуплекс, или двухкрасочная репродукция полутонового чер­ но-белого оригинала, дает очень хороший художественный эф­ фект, так как обеспечивает впечатление глубоких полутонов.

С оригинала делают два растровых негатива — один более контрастный для черной краски, другой мягкий с поворотом раст­ ра. Изготовляют два клише, печать с которых ведется двумя красками — черной и какой-либо цветной: коричневой, синей,, зеленой (см. вклейку I I между стр. 104—105).

Комплект клише для штриховых цветных иллюстраций. Если в типографию поступают не цветоделенные оригиналы для штри­ ховых цветных клише, то проводится обычный цветоделительный процесс, но без применения растра.

Далее путем ретуши негативов производится точное разде­ ление красок. Чаще эта работа оставляется травильщику, кото­ рый для клише каждого цвета выполняет обтравку клише всех других красок.

5.

Корректура и отделка клише

Фотоцинкографские клише, как правило, обрабатываются од­ новременно по несколько сюжетов. При фотографировании про­ изводят монтаж оригиналов, подбирая их по масштабу уменьше­ ния и характеру изображения, и производят съемку на формат, близкий к максимальному формату фотоаппарата. Затем нега­ тивы разрезают и при копировании производят их монтаж, под­ бирая негативы так, чтобы обеспечить одинаковые условия, и ко­ пируют их на пластину формата 50 X 60 см.

Готовые клише, изготовленные травлением или электронным гравированием, могут иметь мелкие технические недостатки, под­ лежащие исправлению. Каждое клише должно быть закреплено на подставке для получения точного роста формы. Это связано с дополнительными корректурами и необходимостью отделочных операций.

Получение пробных оттисков. Для выявления дефектов клише и издательской корректуры с каждой пластины печатают неко-

115


торое количество пробных оттисков. Печать производят на кор­ ректурных (пробопечатных) станках со специальными подстав­ ками для клише или на ручных позолотных прессах.

Так как большие пробелы между штриховыми клише на пла­ стине обычно не травятся (закрываются лаком), то для изда­ тельства оттиски делают, вырезая специальный бумажный шаблон.

С комплекта цветоделенных клише делают раздельные отти­ ски с каждого клише и совмещенные цветные оттиски, наклады­ вая краску на краску (обычно в последовательности желтая, красная, синяя краска). Точность совмещения изображений со всех клише достигается благодаря специальным меткам-крестам, которые сделаны на оригинале.

Корректура клише. На оттиске видны отдельные недостатки клише — заусенцы на клише, выполненном электронным грави­ рованием, мелкое травление пробелов, недостаточно протравлен­ ные промежутки между точками или, наоборот, слишком страв­ ленные точки на отдельных участках полутоновых клише.

Издательство из оттисков делает так называемую «расклей­ ку» для верстки — наклеивает на листы бумаги оттиски в по­ рядке их следования в издании. Одновременно издательство вно­ сит исправления и отмечает технические недостатки клише.

Все необходимые исправления вносятся ручным гравирова­ нием, а иногда дополнительным протравливанием (например, удаление заусенцев). Гравер, пользуясь специальным инструмен­ том (набор резцов, штихелей и гладилок, паяльник и др.), может прорезать промежутки между точками, увеличить точки растро­ вого клише, несколько раздавливая их, срезать линию или знак, нанести вручную новую линию пли знак на штриховом клише, углубить пробел и т. д.

Отделка клише включает в себя фрезеровку больших пробе­

лов штриховых клише — полное удаление цинка на

фрезерных

станках, разрезку

пластин на отдельные клише на

цинкорубил-

ке или дисковой

пилой, для

полутоновых клише — обрезку, а

при креплении на

подставках

гвоздями — также снятие фацета

на фацетно-торцевых станках.

Подготовленные таким образом клише подбираются по зака­ зам и передаются на участок наколотки.

Крепление клише на подставках, как уже отмечалось, необ­ ходимо для доведения клише до роста шрифта. В настоящее вре­ мя наибольшее распространение имеют подставки из типограф­ ского сплава, отливаемые в стереотипных плоскоотливных стан­ ках или специальных станках, позволяющих получать подставки сразу по размеру каждого клише. Эти подставки обеспечивают хорошее качество печати, но слишком тяжелы и дороги.

На некоторых мелких предприятиях до сих пор еще встре­ чаются деревянные подставки, но практически они потеряли зна­ чение.

116



Все большее распространение получают подставки из различ­ ных обратимых пластмасс. Они имеют безусловные преимуще­ ства перед другими видами подставок по всем технико-экономи­ ческим показателям.

Подставки выбираются или готовятся точно по размеру каж­ дого клише. Разрезку подставок выполняют на дисковых пилах. Рост подставок должен быть очень точным, а поверхности глад­ кими, поэтому их обрабатывают на лобофрезерных, скоблильных или строгальных станках (если рост не обеспечивается при от­ ливке). Торцы подставок должны быть гладкими и строго пря­ моугольными, поэтому их обрабатывают на фацетно-торцевых станках.

Клише крепят на подставках либо гвоздями, вколачиваемыми специальным пробойником в пробелы штриховых или фацеты по­ лутоновых клише, либо с помощью липкой ленты — материала, покрытого с двух сторон клеевым слоем. Наклейка выполняется под прессом с нагревом до 60—80° С.

Закрепленные на подставках клише комплектно по заказам передаются в наборный цех на верстку (или сразу в печать) вме­ сте с «расклейкой».

Глава 5

Верстка и подготовка формы к печатанию

1.

Верстка

Отдельные части набора — текст, заголовки, дополнительные тексты меньшего или большего кегля, формулы, таблицы, титуль­ ные элементы, колонтитулы и др. набираются раздельно на раз­ личных машинах и частично вручную (например, титул). Клише рисунков, закрепленные на подставках, также изготовлены от­ дельно. Поэтому прежде, чем форма попадет в печать, она долж­ на пройти еще целый ряд процессов обработки, главным из ко­ торых является верстка.

В е р с т к о й называется процесс составления пли монтажа из гранок набора всех элементов издания (текст, таблицы, оглав­ ление, колонтитулы, колонцифры, подписи под рисунками, заго­ ловки) и клише одинаковых по длине полос — страниц будуще­ го издания (брошюры, журнала, газеты и др.). Верстальщик (ра­ бочий, выполняющий эту работу), руководствуется оригиналом с разметкой, сделанной техническим редактором, или оригина­

лом-макетом,

подготовленным издательством до сдачи

издания

в полиграфическое производство.

 

 

Чтобы облегчить процесс верстки, как правило, предваритель­

но

выполняют

вспомогательную операцию, называемую

к о м п ­

л е к т о в к о й ,

или подбором гранок.

 

 

При комплектовке гранок их подбирают в порядке следова­

ния

по оригиналу, причем все части набора — заголовки,

табли­

цы,

формулы,

сноски, дополнительные тексты — расставляются

на свои места. Кроме того, при комплектовке в набор устанав­ ливаются знаки, почему-либо не набранные на машинах, напри­ мер, греческие знаки, если нет матриц, внутристрочные формулы и т. п. Так как для установки этих частей в строкоотливной на­ бор необходимо врубить строку, эта часть процесса часто назы­ вается «врубкой». Верстка производится на специальном рабо­ чем месте, а иногда на талере, представляющем гладкую метал­ лическую плиту (для газетных полос).

На рабочее место верстальщика заблаговременно подаются скомплектованные гранки набора, гранки подписей под рпсун-

118