Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
изображение на нем с определенной степенью точности соответ ствует оригиналу.
Отработанные печатные формы не сохраняют. С них сошлифовывают изображение, а цилиндр отправляют для изготовле ния новых форм.
Большая сложность формного процесса глубокой печати, осо бенно для красочной продукции, высокая производительность печатных машин, сложность и дороговизна вентиляционного и рекуперационного хозяйства обусловливают целесообразность глубокой печати только на очень крупных предприятиях. Дей ствительно, мощность современных цехов глубокой печати дости гает 1—3 млрд. краско-оттисков в год.
Глава 8
Плоская печать
1.
Основные особенности плоской печати
Плоская печать коренным образом отличается от всех дру гих способов печати тем, что пробельные и печатающие элемен ты печатной формы практически лежат в одной плоскости, но по верхностные физико-химические свойства их различны. В про цессе химической обработки поверхности печатной формы печа
тающие элементы |
получают |
свойства |
о л е о ф и л ь н о с т и |
и |
|
г и д р о ф о б н о с т и , т. е. способность |
воспринимать краску |
и |
|||
отталкивать воду |
(«олео» — масло, «гидро» — вода, |
«фобос» — |
|||
страх, «филео» — люблю), а |
пробельные элементы, |
наоборот, |
свойства гидрофильности и олеофобности, т. е. способность вос принимать воду и отталкивать жирную краску. При обработке формного материала за счет адсорбции — уплотнения раство ренного вещества на поверхности твердого тела — образуются тончайшие пленки, соответственно изменяющие свойства рабо чей поверхности.
Характер формы предопределяет необходимость производить лри печатании постоянное увлажнение формы перед получением каждого оттиска. Поэтому печатные машины плоской печати от личаются от всех других видов печатных машин наличием увлаж няющего аппарата с системой валиков, передающих на форму воду (или специальный увлажняющий раствор).
Важной особенностью современного способа плоской печати -является печатание тиражей через передаточную резиновую по верхность, т. е. через офсетный цилиндр, воспринимающий краску с формы и передающий ее на бумагу. В связи с этим современ ную плоскую печать повсеместно называют о ф с е т н ы м с п о с о б о м печати (хотя применение этого термина не совсем точно, так как возможна печать через передаточный цилиндр с форм высокой и глубокой печати).
Необходимость печати с плоских форм через эластичную пе редаточную поверхность возникла при увеличении тиражей изда ний. Так как изображение на форме образовано тонкими пленка ми, полученными адсорбированием различных химических ве-
•6* |
163 |
ществ на поверхности формного материала при изготовлении формы, то непосредственное соприкосновение формы с бумагой, которая обладает абразивными — истирающими — свойствами, может привести к быстрому повреждению формы. Механическое воздействие резинового полотна на поверхность формы значи тельно меньше.
Обязательное использование офсетных цилиндров предопре деляет и еще одно отличие современной плоской печати — изоб ражение на форме всегда прямое, в то время как на формах глу бокой и высокой печати изображение зеркальное.
Действительно, прямое изображение с формы передается в зеркальном виде на офсетный цилиндр, а с него на бумагу — сно ва прямое.
Наконец, особенностью современной офсетной печати являет ся использование только ротационных печатных машин листо вых, а в последнее время во все более крупных масштабах роле вых. Этим предопределяется необходимость изготовления форм на сравнительно тонком (до 0,7—0,9 мм) гибком материале, ко торый может быть легко натянут на формный цилиндр машины. 2.
Изготовление офсетных форм
Ручные способы изготовления форм плоской печати — непо средственное нанесение изображения специальными каранда шами на литографский камень или металл — давно ушли в про шлое (если не считать отдельных работ, выполняемых художни ками-иллюстраторами, предназначенных для печатания малыми тиражами,— эстампов). Основная масса форм офсетной печати сейчас изготовляется фотохимическими способами. Для изданий оперативной полиграфии (экспресс-информация, авторефераты и т. п.) применяются также электрографические методы изготов ления форм, описание которых дано в гл. 12.
В качестве материалов для печатных форм в настоящее вре
мя используются различные металлы (алюминий, |
цинк) и их |
|||
сочетания (например, |
биметаллические |
формы: медь — твердый |
||
никель, медь — хром; |
триметаллические |
формы: медь — никель |
||
на алюминии, медь — хром на стали и т. п.), а также |
пластмассы, |
|||
в том числе и так называемые |
фотополимеры — пластмассы, из |
|||
меняющие свои свойства под действием света. |
|
|||
Естественно, что |
вещества, |
применяемые для |
обработки |
формного материала, и технологические режимы изготовления форм зависят от выбранного материала формы. Постоянное стремление к улучшению свойств печатной формы и увеличению ее тиражеустойчивости породило многовариантность технологи ческих схем изготовления офсетных форм, однако принципиаль ная схема и последовательность основных процессов остаются общими. В процессе изготовления форм могут быть выделены следующие основные этапы.
164
1. Изготовление монтажа негативов или диапозитивов, вклю чающего текстовую и иллюстрационную часть.
2.Подготовка формного материала и нанесение светочув ствительного копировального слоя.
3.Копирование монтажа на формный материал.
4.Обработка копни, т. е. собственно изготовление офсетной печатной формы.
Изготовление фотоформ (монтажей негативов или диапозити вов). Все многообразные технологические процессы, применяе мые при изготовлении офсетных форм на различных материалах, могут быть разделены на две большие группы в зависимости от того, с какой фотоформы — негативной или диапозитивной — переносят изображение на формный материал.
Негативный метод копирования, как правило, значительно проще и дешевле, не требует лишних затрат времени и материа лов, но качество форм при этом методе сравнительно хуже, ибо печатающие элементы при копировании увеличиваются в разме
рах |
и |
несколько |
искажают |
изображение. |
Тиражеустойчи- |
||||||||||||
вость |
форм, |
|
полученных |
нега |
Полутоновая |
Штриховой |
|
||||||||||
тивными методами, меньше, чем |
иллюстрация |
оригинал |
|
||||||||||||||
форм, |
полученных |
позитивны |
|
|
|
И |
|
|
|||||||||
ми методами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Позитивный |
метод |
копиро |
|
|
|
|
|
|||||||||
вания |
(с фотоформ, |
получен |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ных в результате монтажа диа |
О L ^ - |
- l m J LJ |
|
|
|
||||||||||||
позитивов) |
более |
совершенен, |
|
|
|
||||||||||||
обеспечивает |
лучшее |
качество |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
форм, но более длителен. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
В обоих случаях |
фотоформа |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
(негативная |
|
или |
позитивная) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
монтируется |
из отдельных |
эле |
НоО |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ментов — текст, |
иллюстрации, |
|
|
|
|
|
3 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
подписи |
под |
|
иллюстрациями, |
|
|
|
|
|
|
||||||||
заголовки, |
колонцифры |
и |
ко |
|
|
|
|
|
|
||||||||
лонтитулы и др. |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Текстовые |
|
негативы |
|
или |
|
|
|
|
|
-та. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
диапозитивы |
получают так |
же, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
как это описано для текстовых |
Схема образования |
печатающих и |
|||||||||||||||
диапозитивов |
глубокой |
|
печати |
пробельных |
элементов |
формы при |
|||||||||||
(см. стр. 154), либо с использо |
негативном |
способе |
копирования: |
||||||||||||||
/ — о р и г и н а л , |
полутоновая |
иллюстрация |
|||||||||||||||
ванием |
типографского |
набора |
и текст (т. |
е . ш т р и х о в о е |
и з о б р а ж е н и е ) ; |
||||||||||||
(фотографирование |
«жирного» |
/ / — Монтаж |
р а с т р о в ы х |
негативов с по |
|||||||||||||
лутоновых |
оригиналов |
и |
штриховых |
||||||||||||||
оттиска, |
оттиск |
на |
прозрачных |
негативов; |
/ / / — копирование негатива |
||||||||||||
пленках, |
оттиск |
на |
триацетат |
на очувствленныП цинк; IV— проявле |
|||||||||||||
ние копни; |
К — о б р а б о т к а |
пластины: |
|||||||||||||||
ной |
пленке |
в |
электростатиче |
/ — о р и г и н а л , 2 — н е г а т и в , 3 — цинковая |
|||||||||||||
п л а с т и н а , |
|
4 — светочувствительный |
|||||||||||||||
ском |
поле, |
непосредственное |
|
||||||||||||||
слоП, 5 — стекло |
копировальной |
рамы, |
|||||||||||||||
фотографирование |
препариро |
обеспечивающее |
контакт; |
6— |
покров |
||||||||||||
краски, 7 — п е ч а т а ю щ и е |
элементы, 8 — |
||||||||||||||||
ванного |
набора |
и |
др.), |
либо, |
пробельные |
|
элементы |
|
|
|
что предпочтительнее, с помощью фотонабора. Если при позитив ном методе копирования получается негатив текста (фотографи рование оттиска) или, наоборот, при негативном методе — диа позитив (печать на целлофане), то нужное преобразование до стигается простым контактным копированием («перекоитактом») на специальных станках, что несложно, но требует дополнитель ного расхода дорогой фотопленки.
Переконтакт в необходимых случаях чаще всего выполняется после монтажа формы, но иногда предпочитают монтировать диапозитивы (это проще), поэтому при позитивном копировании производят переконтакт с негативов текстовых гранок.
Иллюстрационный материал входит в монтаж в виде растро вых негативов или диапозитивов, получаемых также, как описа но в главе 7 (стр. 155). Растры для офсетной печати аналогичны растрам для высокой печати, но имеют увеличенную линиатуру (80—120 лин/см). Широкое применение получают также контакт ные растры. В необходимых случаях выполняется переконтакт.
Для цветных иллюстраций изготовляется комплект цветоделенных растровых негативов или диапозитивов и соответственно нужное количество цветоделениых фотоформ (монтажей). За трудненный процесс корректуры на готовой форме требует осо бо тщательной ретуши и цветокорректуры негативов и диапози тивов, что выполняется чаще всего методами маскирования или электронного цветоделения и цветокорректуры (см. стр. 107—109).
Монтаж отдельных элементов формы (расстановку полос для спуска, расчет полей, расстановку иллюстраций и подписей под ними, заголовков, колонцифр и др.) производят на специальных монтажных столах. Такой стол имеет вместо верхней крышки зеркальное стекло, освещаемое снизу электрическими лампами. Две градуированные линейки, свободно перемещающиеся по стеклу одна в продольном, другая в поперечном направлении, помогают точно устанавливать отдельные элементы фотоформы. Монтаж ведется по макету или монтажному листу. В макете ука заны положения всех элементов полосы на форме. Монтажный лист — это прозрачный материал, на котором показано точное расположение всех элементов формы. Это особенно важно при подготовке монтажей для цветных работ.
Монтажный лист кладут на стекло монтажного стола и ори
ентируют относительно линеек, а поверх листа кладут |
стекло |
или лист прозрачного недеформированного материала |
(напри |
мер, астролона), на котором и будет выполнен монтаж. Разрозненные элементы издания раскладываются на верхнем
листе по разметке монтажного листа и приклеиваются липкой прозрачной пленкой.
С монтажа следует получить отпечаток, например, на свето копировальном аппарате, тщательно проверить его и затем вне сти необходимые исправления в фотоформу и передать послед нюю для копировки.
166