Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изображение на нем с определенной степенью точности соответ­ ствует оригиналу.

Отработанные печатные формы не сохраняют. С них сошлифовывают изображение, а цилиндр отправляют для изготовле­ ния новых форм.

Большая сложность формного процесса глубокой печати, осо­ бенно для красочной продукции, высокая производительность печатных машин, сложность и дороговизна вентиляционного и рекуперационного хозяйства обусловливают целесообразность глубокой печати только на очень крупных предприятиях. Дей­ ствительно, мощность современных цехов глубокой печати дости­ гает 1—3 млрд. краско-оттисков в год.

Глава 8

Плоская печать

1.

Основные особенности плоской печати

Плоская печать коренным образом отличается от всех дру­ гих способов печати тем, что пробельные и печатающие элемен­ ты печатной формы практически лежат в одной плоскости, но по­ верхностные физико-химические свойства их различны. В про­ цессе химической обработки поверхности печатной формы печа­

тающие элементы

получают

свойства

о л е о ф и л ь н о с т и

и

г и д р о ф о б н о с т и , т. е. способность

воспринимать краску

и

отталкивать воду

(«олео» — масло, «гидро» — вода,

«фобос» —

страх, «филео» — люблю), а

пробельные элементы,

наоборот,

свойства гидрофильности и олеофобности, т. е. способность вос­ принимать воду и отталкивать жирную краску. При обработке формного материала за счет адсорбции — уплотнения раство­ ренного вещества на поверхности твердого тела — образуются тончайшие пленки, соответственно изменяющие свойства рабо­ чей поверхности.

Характер формы предопределяет необходимость производить лри печатании постоянное увлажнение формы перед получением каждого оттиска. Поэтому печатные машины плоской печати от­ личаются от всех других видов печатных машин наличием увлаж­ няющего аппарата с системой валиков, передающих на форму воду (или специальный увлажняющий раствор).

Важной особенностью современного способа плоской печати -является печатание тиражей через передаточную резиновую по­ верхность, т. е. через офсетный цилиндр, воспринимающий краску с формы и передающий ее на бумагу. В связи с этим современ­ ную плоскую печать повсеместно называют о ф с е т н ы м с п о ­ с о б о м печати (хотя применение этого термина не совсем точно, так как возможна печать через передаточный цилиндр с форм высокой и глубокой печати).

Необходимость печати с плоских форм через эластичную пе­ редаточную поверхность возникла при увеличении тиражей изда­ ний. Так как изображение на форме образовано тонкими пленка­ ми, полученными адсорбированием различных химических ве-

•6*

163


ществ на поверхности формного материала при изготовлении формы, то непосредственное соприкосновение формы с бумагой, которая обладает абразивными — истирающими — свойствами, может привести к быстрому повреждению формы. Механическое воздействие резинового полотна на поверхность формы значи­ тельно меньше.

Обязательное использование офсетных цилиндров предопре­ деляет и еще одно отличие современной плоской печати — изоб­ ражение на форме всегда прямое, в то время как на формах глу­ бокой и высокой печати изображение зеркальное.

Действительно, прямое изображение с формы передается в зеркальном виде на офсетный цилиндр, а с него на бумагу — сно­ ва прямое.

Наконец, особенностью современной офсетной печати являет­ ся использование только ротационных печатных машин листо­ вых, а в последнее время во все более крупных масштабах роле­ вых. Этим предопределяется необходимость изготовления форм на сравнительно тонком (до 0,7—0,9 мм) гибком материале, ко­ торый может быть легко натянут на формный цилиндр машины. 2.

Изготовление офсетных форм

Ручные способы изготовления форм плоской печати — непо­ средственное нанесение изображения специальными каранда­ шами на литографский камень или металл — давно ушли в про­ шлое (если не считать отдельных работ, выполняемых художни­ ками-иллюстраторами, предназначенных для печатания малыми тиражами,— эстампов). Основная масса форм офсетной печати сейчас изготовляется фотохимическими способами. Для изданий оперативной полиграфии (экспресс-информация, авторефераты и т. п.) применяются также электрографические методы изготов­ ления форм, описание которых дано в гл. 12.

В качестве материалов для печатных форм в настоящее вре­

мя используются различные металлы (алюминий,

цинк) и их

сочетания (например,

биметаллические

формы: медь — твердый

никель, медь — хром;

триметаллические

формы: медь — никель

на алюминии, медь — хром на стали и т. п.), а также

пластмассы,

в том числе и так называемые

фотополимеры — пластмассы, из­

меняющие свои свойства под действием света.

 

Естественно, что

вещества,

применяемые для

обработки

формного материала, и технологические режимы изготовления форм зависят от выбранного материала формы. Постоянное стремление к улучшению свойств печатной формы и увеличению ее тиражеустойчивости породило многовариантность технологи­ ческих схем изготовления офсетных форм, однако принципиаль­ ная схема и последовательность основных процессов остаются общими. В процессе изготовления форм могут быть выделены следующие основные этапы.

164



165

1. Изготовление монтажа негативов или диапозитивов, вклю­ чающего текстовую и иллюстрационную часть.

2.Подготовка формного материала и нанесение светочув­ ствительного копировального слоя.

3.Копирование монтажа на формный материал.

4.Обработка копни, т. е. собственно изготовление офсетной печатной формы.

Изготовление фотоформ (монтажей негативов или диапозити­ вов). Все многообразные технологические процессы, применяе­ мые при изготовлении офсетных форм на различных материалах, могут быть разделены на две большие группы в зависимости от того, с какой фотоформы — негативной или диапозитивной — переносят изображение на формный материал.

Негативный метод копирования, как правило, значительно проще и дешевле, не требует лишних затрат времени и материа­ лов, но качество форм при этом методе сравнительно хуже, ибо печатающие элементы при копировании увеличиваются в разме­

рах

и

несколько

искажают

изображение.

Тиражеустойчи-

вость

форм,

 

полученных

нега­

Полутоновая

Штриховой

 

тивными методами, меньше, чем

иллюстрация

оригинал

 

форм,

полученных

позитивны­

 

 

 

И

 

 

ми методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позитивный

метод

копиро­

 

 

 

 

 

вания

(с фотоформ,

получен­

 

 

 

 

 

 

 

ных в результате монтажа диа­

О L ^ -

- l m J LJ

 

 

 

позитивов)

более

совершенен,

 

 

 

обеспечивает

лучшее

качество

 

 

 

 

 

 

 

форм, но более длителен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В обоих случаях

фотоформа

 

 

 

 

 

 

 

(негативная

 

или

позитивная)

 

 

 

 

 

 

 

монтируется

из отдельных

эле­

НоО

 

 

 

 

 

 

ментов — текст,

иллюстрации,

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

подписи

под

 

иллюстрациями,

 

 

 

 

 

 

заголовки,

колонцифры

и

ко­

 

 

 

 

 

 

лонтитулы и др.

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

Текстовые

 

негативы

 

или

 

 

 

 

 

-та.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диапозитивы

получают так

же,

 

 

 

 

 

 

 

как это описано для текстовых

Схема образования

печатающих и

диапозитивов

глубокой

 

печати

пробельных

элементов

формы при

(см. стр. 154), либо с использо­

негативном

способе

копирования:

/ — о р и г и н а л ,

полутоновая

иллюстрация

ванием

типографского

набора

и текст (т.

е . ш т р и х о в о е

и з о б р а ж е н и е ) ;

(фотографирование

«жирного»

/ / — Монтаж

р а с т р о в ы х

негативов с по ­

лутоновых

оригиналов

и

штриховых

оттиска,

оттиск

на

прозрачных

негативов;

/ / / — копирование негатива

пленках,

оттиск

на

триацетат­

на очувствленныП цинк; IV— проявле ­

ние копни;

К — о б р а б о т к а

пластины:

ной

пленке

в

электростатиче­

/ — о р и г и н а л , 2 — н е г а т и в , 3 цинковая

п л а с т и н а ,

 

4 — светочувствительный

ском

поле,

непосредственное

 

слоП, 5 — стекло

копировальной

рамы,

фотографирование

препариро­

обеспечивающее

контакт;

6

покров

краски, 7 — п е ч а т а ю щ и е

элементы, 8 —

ванного

набора

и

др.),

либо,

пробельные

 

элементы

 

 

 


что предпочтительнее, с помощью фотонабора. Если при позитив­ ном методе копирования получается негатив текста (фотографи­ рование оттиска) или, наоборот, при негативном методе — диа­ позитив (печать на целлофане), то нужное преобразование до­ стигается простым контактным копированием («перекоитактом») на специальных станках, что несложно, но требует дополнитель­ ного расхода дорогой фотопленки.

Переконтакт в необходимых случаях чаще всего выполняется после монтажа формы, но иногда предпочитают монтировать диапозитивы (это проще), поэтому при позитивном копировании производят переконтакт с негативов текстовых гранок.

Иллюстрационный материал входит в монтаж в виде растро­ вых негативов или диапозитивов, получаемых также, как описа­ но в главе 7 (стр. 155). Растры для офсетной печати аналогичны растрам для высокой печати, но имеют увеличенную линиатуру (80—120 лин/см). Широкое применение получают также контакт­ ные растры. В необходимых случаях выполняется переконтакт.

Для цветных иллюстраций изготовляется комплект цветоделенных растровых негативов или диапозитивов и соответственно нужное количество цветоделениых фотоформ (монтажей). За­ трудненный процесс корректуры на готовой форме требует осо­ бо тщательной ретуши и цветокорректуры негативов и диапози­ тивов, что выполняется чаще всего методами маскирования или электронного цветоделения и цветокорректуры (см. стр. 107—109).

Монтаж отдельных элементов формы (расстановку полос для спуска, расчет полей, расстановку иллюстраций и подписей под ними, заголовков, колонцифр и др.) производят на специальных монтажных столах. Такой стол имеет вместо верхней крышки зеркальное стекло, освещаемое снизу электрическими лампами. Две градуированные линейки, свободно перемещающиеся по стеклу одна в продольном, другая в поперечном направлении, помогают точно устанавливать отдельные элементы фотоформы. Монтаж ведется по макету или монтажному листу. В макете ука­ заны положения всех элементов полосы на форме. Монтажный лист — это прозрачный материал, на котором показано точное расположение всех элементов формы. Это особенно важно при подготовке монтажей для цветных работ.

Монтажный лист кладут на стекло монтажного стола и ори­

ентируют относительно линеек, а поверх листа кладут

стекло

или лист прозрачного недеформированного материала

(напри­

мер, астролона), на котором и будет выполнен монтаж. Разрозненные элементы издания раскладываются на верхнем

листе по разметке монтажного листа и приклеиваются липкой прозрачной пленкой.

С монтажа следует получить отпечаток, например, на свето­ копировальном аппарате, тщательно проверить его и затем вне­ сти необходимые исправления в фотоформу и передать послед­ нюю для копировки.

166