ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
вых верующих, но и священнослужителей. И Дантиск, репутация которого, мягко выражаясь, была несколько подмочена легкомысленным прошлым, не имел права пройти мимо такого явного нарушения правил; возможно, сыграла свою роль и затаенная обида на Коперника, о которой мы уже говорили.
Дантиск решает поступить тактично, светский лоск и обхождение им не забыты, да и портить отношения с доктором Николаем в его планы не входит. Что касается Анны, то здесь в действиях Дантиска чувствуется сильное предубеждение. Он как бы верит в то, что она, «вскружив голову» Ко пернику, не только являет этим соблазнительный пример для других, но чрезвычайно опасна своей привлекательностью сама по себе.
Во время болезни Дантиск вызывает к себе докто ра Николая и в беседе с ним как бы невзначай замечает, что не пристало Копернику иметь при себе столь молодую и столь дальнюю родственницу — следует подыскать менее молодую и состоящую в бо лее близком родстве. Можно представить, как тяже ло это было услышать Копернику — Анна для него не просто экономка, и Дантиск не может этого не знать. Но на первый раз он решил промолчать: мо жет быть, Дантиск забудет об этом разговоре?
Однако скоро следует второе, более настойчивое предупреждение, и потрясенный, подавленный Ко перник 2 декабря 1538 г. пишет ответ Дантиску:
«Достопочтенный отец во Христе, господин и госу дарь всемилостивейший, которому все, и я в том чис ле, должны подчиняться!
Я получил отеческое и даже более чем отеческое увещевание милости Вашей и принял его всей глу биной моего сердца. И хотя я никоим образом не забыл того более раннего увещевания, которое Ваша милость послала мне в том же роде, и хотел сде лать то, чего оно от меня требовало, было, однако, нелегко сразу найти подходящую честную служанку, но я все же решил положить конец этому делу до праздника Пасхи. Но, чтобы у Вашей милости не создалось впечатление, что я привожу предлоги для промедления, я решил сократить срок до одного ме сяца, т. е. до рождественских праздников; сделать
334
окружающих... Дантиск требует отъезда Анны из Фромборка. Но та не спешит покинуть город. Дав ление Дантиска усиливается, на этот раз он обра щается за помощью к другу Коперника, ныне епис копу в Любаве Тидеману Гизе. Тот вынужден пере говорить с Николаем, и о результатах этих перего воров мы можем узнать из письма Гизе к Дантиску от 12 сентября 1539 г.:
«...О том, что мне поручила Баша милость, я серь езно переговорил с господином доктором Николаем и наглядно представил ему, как обстоит дело. Видно было, что он немало смутился, так как он хотя всегда незамедлительно повиновался желаниям Ва шей милости, по все же обвиняется злыми людьми в тайных встречах и т. п. Действительно, он отри цает, что виделся с ней после того, как она была отпущена, если не считать того, что она, отправляясь на кенигсбергскую ярмарку, немного с ним погово рила. Во всяком случае я узнал, что он не так уже поражен, как думают многие. В этом меня лег ко убеждает и большой его возраст, и никогда не прекращающиеся занятия наукой, и также доброде тель и честность этого человека. Однако я убеждал его, чтобы он избегал и видимости чего-нибудь нехо рошего; полагаю, что он так и сделает. Кроме того, я считал бы справедливым, чтобы Ваша милость не слишком доверяла доносчику, зная, что доблестные люди легко подвергаются зависти, которая не боит ся задевать даже Вашу милость...»
Итак, нам многое становится ясным. Анна не жи вет более у Коперника, но доносчики не успокаива ются. И, чтобы унять несколько Дантиска в его рве нии, Тидеман прямо намекает на то, что отголоски прошлого епископа пока еще не забыты.
Все же Анне пришлось уехать из Фромборка. Это, несомненно, омрачило последние годы жизни Нико лая Коперника, это не может не вызывать у нас чув ства неприязни к его «властелину», вармийскому епископу Дантиску, какими бы мотивами он ни ру ководствовался в своих действиях и как бы тактич но он при этом ни поступал.
В мае 1543 г., через четыре года после ее отъез да, Коперник скончался. Узнав о его смерти, Анна
336
Шиллинг приезжает в Фромборк почтить память до рогого ей человека, слабо вуалируя ото заботами о своей фромборкской недвижимости. Но членов капи тула появление Анны страшно встревожило, они на правляют Дантиску письмо, в котором пишут: «Нам известно, по каким причинам была отсюда изгнана Анна Шиллинг, бывшая некогда служанкой достопочтимого господина доктора Николая, когда он был еще во плоти. В настоящее время мы видим, что она иногда наезжает сюда и даже остается по не скольку дней, выставляя, как говорят, в качестве причины заботу о своем имуществе. Она, действи тельно, еще имеет здесь дом, который, по слухам, она вчера продала, и мы сомневаемся, можно ли по праву запретить ей въезд, после того как устранено законное препятствие. Ведь если устранена причина, то устраняется и действие. Все же мы не хотим при нять в этом деле какое-нибудь решение, не спросив ши ранее Вашего досточтимого Отцовства, перед су дом которого это дело было первоначально рассмот рено. Пусть не отягчит Вас уведомить нас о реше нии Вашего досточтимого Отцовства. Мы поручаем это... также и Богу».
Следует ятвет епископа Дантиска. «Уважаемые и искренно любимые братья! Мы не можем одобрить, чтобы та, которой страна наша воспрещена, обрати лась к Вашим Братствам по каким бы то ни было причинам. Ведь следует опасаться, чтобы она, ли шившая ума того, кто недавно ушел из живых, таки ми же способами пленила кого-нибудь другого из Ваших Братств. Если вы решили допустить ее пребывание в ваших местах, то это в воле Ваших Братств. Однако мы считали бы более безопасным подальше отстранять, чем приближать, заразу ее чумы. Какой вред она принесла нашей церкви, не представляет для Вашего Братства тайны...» Пись мо датировано 13 сентября 1543 г,— через три с половиной месяца после смерти Николая Копер ника.
20
КОПЕРНИК И РЕТИК
римерно в то время, когда Коперник в Фромборке предпринимал шаги по
оформлению |
основных |
положений |
||
своей новой астрономической теории, |
||||
в |
австрийском |
городе |
Фельдкир |
|
хе, |
недалеко |
от |
Боденского озера, |
в местности, во времена Древнего Рима называвшейся Ретией, 16 фев раля 1514 г. родился Георг Иоахим фон Лаухен,
позже взявший себе псевдоним Ретик (Rhaeticus) — по названию своей прародины, единственный пря мой ученик Коперника и первый страстный пропа гандист его учения. Он был, таким образом, почти на 40 лет моложе своего знаменитого учителя.
Получив первоначальное образование в родном го роде, Ретик продолжил его в Цюрихе, а затем с 1532 г. в протестантском Виттенберге, где был заме чен «учителем Германии» и апостолом лютеранства Меланхтоном.
После того как определились его интересы в аст рономии, Ретик направляется для завершения обра зования в Нюрнберг, где в то время жил известный астроном Иоганн Шонер, ученик Региомонтана и из датель его трудов, а также астроном Петр Апиан. У Шонера Ретик пополнил свои астрономические знания, под его же влиянием, вероятно, ощутил вкус к занятиям вычислительной математикой, особо раз вившийся после встречи с Коперником. Там же Ретик познакомился с богословом Андреем (Эспан дером (1498—1552), рано примкнувшим к партии Лютера и с 1520 г. проповедовавшим лютеранское учение в Нюрнберге. Через королеву Изабеллу, сест-
338
ру императора Карла V и жену датского короля Христиана II, Осиандер сделал многое для распро странения протестантизма в Дании, а через Велико го магистра Альбрехта — в Орденской Пруссии, ставшей тогда светским протестантским герцогством. О его роли в издании «De Revolutionibus» Копер ника рассказ впереди, сейчас же заметим, что позже,
в1548 г., вследствие гонений на протестантов в Нюрнберге он вынужден был переселиться в Кенигс берг, где стал профессором в университете, а еще позже он вступил в конфликт и с лютеранами.
После возвращения в Виттенберг (а до того еще была поездка в Тюбинген к астроному Иоганну Штефлеру) Ретик становится сначала вторым, а с 1536 г,— главным профессором математики в уни верситете. Для своих студентов он пишет «Введение
варифметику», но интересы его по-прежнему сосре доточиваются в астрономии, которой он занимается совместно с двумя другими виттенбергскими учены ми Эразмом Рейнгольдом и Каспаром Круцингером.
Рейнгольд (1511 —1553) преподавал тогда астро номию по Птолемею, но уже в предисловии к из данному им в 1542 г. сочинению Пурбаха «Theorica nova planetarum» («Новая теория планет») он поло
жительно высказывается о теории Коперника, не на зывая, впрочем, имени ее творца. Позже, серьезно занявшись изучением теории Коперника, Рейнгольд создает свое главное произведение, так называемые
«Tabulae Prutenicae» — «Прусские таблицы» движе ния планет (1551), основанные на новом учении. «Прусские таблицы» вытесняют альфонсинские ', бывшие на вооружении астрономов в течение трех сот лет, и сохраняют свое значение до выхода в 1627 г. «Рудольфинских таблиц» Кеплера. Длина года, установленная Рейнгольдом при сопоставлении данных Птолемея и Коперника, была положена в ос нову грегорианской календарной реформы.
Мы уже упоминали, что некоторые сведения о1
1 Альфонсинские таблицы были составлены большой группой астро номов по поручению и при участии будущего короля Кастилии и Леона Альфонса X в 1252 г. (составление их было завершено в день его коронации).
339
работе Коперника распространялись разными путя ми по Европе задолго до выхода в свет его бес смертного труда. Естественно, что многие подробно сти и детали при этом оставались неизвестными или передавались в ошибочном виде и истолковании. Прослышав о новой теории, трое виттенбергских ученых ощутили неполноту сведений о ней — без получения дополнительных данных они не могли применить ее в своих астрономических исследова ниях. Так как было неизвестно, опубликует ли Ко перник свое учение, единственным путем для непо средственного ознакомления с ним был путь в Фромборк, в далекую Вармию.
Решиться на поездку в Вармию было нелегко.
И затруднения заключались не только в сложности
идлительности самого путешествия — путь был из лютеранского Виттенберга в католический Фромборк, к ученому-католику. А в религиозном фана тизме лютеранские руководители уже тогда мало уступали католическим. Рискуя университетской карьерой, с ведома, но без одобрения Меланхтона, наиболее решительный и любознательный из друзей Ретик весной 1539 г. пускается в дальнее и долгое
путешествие. 14 мая он прибывает в Познань, а 20 мая он уже у Коперника. В качестве подарка Ретик привез с собой несколько книг, представляв ших для Коперника большой интерес. Среди них были базельское издание греческого текста «Начал» Евклида (1533), базельское издание «Альмагеста» Птолемея (1538), «De triangulis omnimodis» — из вестный трактат Региомонтапа о треугольниках, из данный Шонером в Нюрнберге в 1533 г., сочинение польского ученого XIII в. Вителлин по оптике, из данное в Нюрнберге в 1535 г., книга Петра Апиана
«Instrumentum primi mobilis» (Нюрнберг, 1533) и др.
Ретик приехал к Копернику в трудное для того время: незадолго перед этим после тягостной и изну рительной борьбы с Дантиском пришлось расстать ся с Анной Шиллинг. Естественно, это обстоятельст во не способствовало их «творческому содружеству», как не способствовали этому приезд в Фромборк — оплот католицизма, где Дантиск принимал реши тельные меры против распространения Реформации,
340
представителя лютеранского Виттенберга, чуть ли не сподвижника Меланхтона, и разность в возрасте —
66 и 25 лет.
Но Коперника пленили в Ретике увлеченность наукой, страсть к познанию нового, умение смотреть на вещи непредвзято, забывая при необходимости об устоявшихся и общепринятых догмах. И он ре шил передать Ретику все, чем сам располагал. На правляясь в Вармию, Ретик предполагал задержать ся там не более двух месяцев — он оставался возле Коперника почти два года. Много недель ушло на изучение рукописи «О вращениях небесных сфер», многие вечера провели они в беседах и дискуссиях. Ретик систематически убеждал Коперника сделать свое произведение достоянием человечества. Убедить в этом старого ученого оказалось нелегко — лишь после совместной поездки Коперника с Ретиком в Любаву к Тидеману Гизе, когда убеждающих уже стало двое, Коперник наконец решился на публика цию и принялся за окончательную доводку рукописи.
Но еще до того, как рукопись Коперника посту пила в типографию, многие смогли весьма обстоя тельно познакомиться с сущностью нового учения. И стало это возможным благодаря Ретику.
Еще по дороге в Фромборк он послал своему учи телю Шонеру в Нюрнберг письмо, в котором обещал его ознакомить с результатами своей поездки к «Ни колаю Торуньцу». И вот в начале осени (письмо датировано 23 сентября 1539 г.) Ретик готовит как бы письменный отчет о знакомстве с новой планет ной системой. Письмо это — настоящий научный трактат, объемом примерно четыре печатных листа! И Ретик не только посылает его Шонеру в Нюрн берг, но и зимой 1539/1540 г. (по новейшим дан ным — в марте 1540 г.) публикует его в Гданьске. На титульном листе этой книги подробное, как это было принято в те времена, заглавие: «Ad clarissimum virnm D. Ioannem Schonerum, de LIBRIS REVOLUTIONUM eruditissimi viri et Mathematici excellentissimi, Reverendi D. Doctoris Nicolai Copernici Torunnaei, Canonici Varmiensis, per quendam iuvenem, Mathematicae studiosum Narratio Prima», t , e, «Знаменитому мужу Иоанну Шонеру
341
о книгах вращений ученейшего мужа и превосход нейшего математика, уважаемого господина доктора Николая Коперника Торуньского, каноника вармийского, составленное юношей, изучающим математику,
первое повествование». Тут же эпиграф из Алкиноя: «ДеТ S’sXsoDipiov si’vai тт; 'ршр.т] xov [лк'ккоотсг. cptXoao'fstv»
— «Намеревающемуся философствовать необходимо быть свободным в мыслях». Эпиграф достаточно красноречив — содержание книги должно рассма тривать, отрешившись от пока еще общепринятых, ио противоречащих истине догм.
В пятнадцати небольших главах Ретик излагает основные положения учения Коперника, которое, правда, к моменту написания «Первого повествова ния» еще не было полностью им усвоено. Как он сам об этом пишет: «Три первые книги я изучил до конца, четвертой я понял общую идею, а из осталь ных двух я только охватил умом общие положе ния» 2. Наиболее подробно Ретик передает содержа ние третьей книги сочинения Коперника. Особая за бота была проявлена Ретиком о том, чтобы учение Коперника о вращении Земли, об обращении ее око ло Солнца, о сохранении параллельности оси ее вра щения, а также доказательство того, что вращение небесной сферы представляет собой кажущееся, а не истинное движение, были изложены как можно яс нее и доступнее не только специалисту-астроному с математической подготовкой, но и всякому образо ванному человеку вообще.- Таким образом, «Первое повествование» явилось как бы научно-популярным изложением теории Коперника, написанным с пол ным знанием дела большим его энтузиастом.
С этой точки зрения роль «Первого повествова ния» Ретика в распространении коперниканских идей в течение всего XVI в., да и в последующие времена, трудно переоценить, тем более что оно не однократно еще в XVI столетии переиздавалось: вто рое издание вышло в Базеле уже в 1541 г., когда Ретик все еще гостил у Коперника. Интересно, что тексту этого издания, лишь незначительно отличаю-*
* Г. |
И. Ретик. Первое |
повествование, р нн. Николая Коперник, |
О |
вращениях-.., стр. |
489. |
342