ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
22
КОНЕЦ И... НАЧАЛО
огда осенью 1541 г. Ретик отправился в обратный путь в Виттенберг, в его дорожной сумке лежала готовая к печати рукопись сочинения Копер ника «О вращениях небесных сфер» (возможно, в копии, выполненной
ШСзШ рукой Ретика). К тому времени слу хи о вармийском ученом и его астро
номической теории стали особенно |
сильными — |
к Дантиску не раз приходили письма |
с запросами, |
когда же труд его каноника, о котором все так на слышаны, наконец увидит свет, и тот постарался не упустить случая прославиться в роли мецената, прислав в качестве эпиграфа к книге свое стихо творение. Коперник вежливо поблагодарил, но в книгу стихотворение не попало.
Однако от оформления рукописи до ее издания прошло еще значительное время, предстояло преодо леть еще немало трудностей. Холодный прием, ока занный Ретику после его возвращения в цитадель лютеранства, вынудил его в скором времени не толь ко отказаться от издания книги в Виттенберге, как он сначала предполагал, но и вообще оставить там работу. Как мы знаем, в Виттенберге его стараниями в мае 1542 г. была издана лишь небольшая часть сочинения, посвященная тригонометрии с добавле нием весьма совершенных и оригинальных тригоно метрических таблиц. А сам Ретик в это время был уже далеко — на пути в Лейпциг, к новому месту работы. По дороге он заехал в Нюрнберг — круп нейший книгоиздательский центр того времени, где договорился о печатании книги Коперника с одним
374
Из Лучших тогдашних издателей Иоанном ПетрееМ. По и тут не обошлось без неприятностей — быв ший учитель Ретика Иоанн Шонер, которому посвя щалось «Первое повествование», узнав о выходе тригонометрического сочинения Коперника, увидел в нем конкурента сочинениям Региомонтана, распро странению которых он содействовал, более того,
Шонер, как мы знаем, даже |
заподозрил |
Коперника |
в плагиате — заимствовании |
нескольких |
теорем у |
Региомонтана (между тем как у Коперника доказа тельства исходили из других положений, были про ще и изящнее). Тем не менее Шонер перенес свое недоброжелательство на все произведение Копер
ника в |
целом, а заодно и на своего бывшего |
ученика |
Ретика — столь ярого сторонника нового |
учения. |
|
Ретик, по-видимому, весьма болезненно воспринял нападки Шонера. Но не это вынудило его покинуть Нюрнберг — нужно было спешить к новому месту работы. Не имея возможности осуществить личное наблюдение за изданием книги «О вращениях», он обращается с просьбой об этом к уже известному нам Осиандеру. Осиандер согласился, но в скором времени он пишет письмо Копернику с предложе нием предпослать книге предисловие, в котором но вая теория трактовалась бы как простая гипотеза, позволяющая математически проще описывать наб людаемые движения небесных светил. Этим самым предлагалось умерить возмущение перипатетиков, т. е. сторонников учения Аристотеля, и теологов. Аналогичное письмо Осиандер направил Ретику. Ко перник отказался последовать совету Осиандера и вместо ожидаемого предисловия посылает в проте стантский Нюрнберг свое последнее произведение — посвящение «De Revolutionibus» главе католиче ской церкви папе Павлу III.
Это посвящение само по себе представляет зна чительный интерес. Но нужно знать и кому оно адресовалось: Павел III (1468—1549) был послед ним представителем гуманизма на папском престо ле. Получив гуманистическое образование у Помпонио Лето, а затем в Флорентийской академии, он принимал участие в движении гуманизма, состоял
375
в |
переписке |
с |
рядом видных его представителей, |
в |
том числе |
с |
Эразмом Роттердамским. С 1493 г. |
он — кардинал. |
Искусное лавирование между фран |
цузской н испанской партиями привело его в 1534 г. к избранию на папский престол. Однако при Пав ле III ясное гуманистическое небо Европы стало весьма заметно заволакиваться тучами: в 1539 г. был учрежден Орден иезуитов, в 1541 г. реоргани зована инквизиция, а в 1542 г. состоялся вселен ский собор в Триденте, воевестивший начало католи ческой реакции...
Впрочем, когда Коперник писал свое обращение, он еще не учитывал надвигавшихся перемен — это не почтительное письмо скромного каноника к его святейшеству, главе католической церкви, а, скорее, послание гуманиста к гуманисту, насыщенное цита тами из греческих авторов и ссылками на класси ков. Это рассказ о сомнениях автора, решающего
трудный вопрос |
о |
публикации труда |
всей своей |
|
жизни. |
с |
собою я |
долго размышлял, до |
|
«Наедине сам |
||||
какой степени нелепой моя |
ахрбар-а |
1 покажется |
тем, которые на основании суждений многих веков считают твердо установленным, что Земля неподвиж но расположена в середине неба, являясь как бы его центром, лишь только они узнают, что я, вопре ки этому мнению, утверждаю о движении Земли. Поэтому я долго в душе колебался, следует ли вы пускать в свет мои сочинения, написанные для до казательства движения Земли, и не будет ли лучше последовать примеру пифагорейцев и некоторых других, передававших тайны философии не пись менно, а из рук в руки, и только родным и друзьям, как об этом свидетельствует послание Лисида к Гип парху. Мне кажется, что они, конечно, это делали не из какой-то ревности к сообщаемым учениям, как полагают некоторые, а для того, чтобы прекрасней шие исследования, полученные большим трудом ве ликих людей, не подверглись презрению тех, кому лень хорошо заняться какими-нибудь науками, если они не принесут им прибыли, или если увещания и*
* 'ахрбаР-а — древнегреч. «рассказ», «повествование».
376
пример других подвигнут их к занятиям свободными науками и философией, то они вследствие низости ума будут вращаться среди философов, как трутни среди пчел. Когда я все это взвешивал в своем уме, то боязпь презрения за новизну и кажущуюся бес смысленность моих мнений чуть было не побудила меня отказаться от продолжения задуманного произ ведения» 2.
Далее Коперник вскрывает причины, побудившие его прийти к мысли о движении Земли: «...Я не хочу скрывать от Твоего святейшества, что к раз мышлениям о другом способе расчета мировых сфер меня побудило именно то, что сами математики не имеют у себя ничего вполне установленного отно сительно исследования этих движений.
Прежде всего они до такой степени не уверены в движении Солнца и Луны, что не могут при по мощи наблюдений и вычислений точно установить на все времена величину тропического года. Далее, при определении движений, как этих светил, так и других пяти блуждающих звезд, они не пользуются одними и теми же принципами и предпосылками или одинаковыми способами представления видимых вращений и движений...
И самое главное, так они и не смогли опреде лить форму мира и точную соразмерность его ча стей» 3.
Итак, вот что побудило Коперника к коренной перестройке всей астрономической науки — точное определение продолжительности тропического года, требовавшее правильного обоснования прецессионно го движения Земли (это настойчиво подчеркивал и Ретик в «Первом повествовании»), а также опреде ление формы мира и точной соразмерности его частей.
Свои построения Коперник строит не на голом месте. Он «...принял на себя труд прочитать книги всех философов, которые только мог достать, желая найти, не высказывал ли когда кто-нибудь мнения, что у мировых сфер существуют движения, отлич-•
* Николай |
Коперник. О вращениях..., стр. И —12. |
• Там же, |
стр. 12—13. |
1
377
ные от тех, которые предполагают преподающие в математических школах» 4.
И он обнаруживает, что такие взгляды имели еще ученые античности — у Цицерона встречается упо минание о том, что Никетас (правильно Гикетас) считал, что Земля движется, у Плутарха упомина ние о ранних "сторонниках этой идеи — Филолае, Гераклиде из Понта, пифагорейце Экфанте. Но все это, естественно, стало только отправной точкой при построении новой теории.
Во всем обращении неоднократно и настойчиво повторяется тезис о движении Земли: «...В предпо ложении какого-нибудь движения Земли, если с кру говым движением Земли сравнить движения и осталь ных блуждающих светил и вычислить эти движе ния... движения остальных светил и всех орбит я буду относить к движению Земли»... можно... «со блюсти явления и движения остальных светил и сфер при наличии движения Земли» и т. п. Коперник не боится задеть и авторитетного христианского писа теля Лактация, говорившего «совсем по-детски о форме Земли, издеваясь над теми, кто открыл, что Земля имеет форму шара». Предвидя возражения теологов, он сразу же занимает активную оборону против них: «Если и найдутся какие-нибудь [латшоХбуо: 5, которые, будучи невеждами во всех математических науках, все-таки берутся о них су дить и на основании какого-нибудь места Священ ного писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся преследовать и порицать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, смогу пренебречь их суждением как легкомыслен ным» 6.
В поддержку своего учения Коперник приводит мнения князей католической церкви — епископов Павла Миддельбургского и Тидемана Гизе, карди нала Шомберга. Лютеранина Ретика он не упоми нает по понятным причинам, что не может не вы звать у того чувства горечи...
4 Николай Коперник. О вращениях..., стр. 13.
*1*атаюХбТ01— древнегреч. «пустословы».
«Николай Коперник. О вращениях,.., стр. 14,
378
И заканчивается это обращение гордым заявле нием: «Я не сомневаюсь, что способные и ученые математики будут согласны со мной».
Получив послание Коперника к главе католиче ской церкви, лютеранский богослов Осиандер вы нужден был проглотить горькую пилюлю, однако не поместить его в книге, нарушив тем волю Копер ника, не рискнул. Тогда он поступает иначе: пишет «Обращение к читателю о предположениях, лежа щих в основе этой книги», в котором представляет дело так, будто бы излагаемое учение совсем не имеет в виду дать правильное объяснение строению системы мира, а является лишь как бы вспомога тельным математическим средством, удобным для вычисления планетных движений. Это, конечно, про тиворечило духу книги и убеждениям самого Копер ника, уверенного в том, что ему удалось открыть истинное строение планетной системы. Обращение было помещено без подписи, и можно было поду мать, что написано оно самим Коперником,— все это дает основание признать, что своим действием Осиандер совершил подлог.
Сам Коперник заметить этот подлог уже не успел. Открывавшее книгу «Обращение» было его лебеди ной песней — вскоре после его отправки в Нюрнберг Коперник серьезно занемог. Он и раньше чувство вал себя неважно и в середине сентября 1540 г. стал хлопотать о назначении себе заместителя (хотя еще в 1541 г. исполнял обязанности председателя строи тельной кассы капитула). На эту должность Копер ник просил назначить Яна Лоича, своего дальнего родственника. Папское утверждение, последовавшее в июне 1542 г., пришло в Вармию весной 1543 г., когда Коперник уже не поднимался с постели: в на чале декабря предыдущего года он перенес кровоиз лияние, вызвавшее правосторонний паралич. Нахо дившиеся возле Коперника в последние. месяцы его жизни каноник Георг Доннер и капитульный нота риус Фабиан Эммерих, выполнявший роль врача, мало чем могли облегчить его участь. Состояние Ко перника было настолько тяжелым, что фрисландский ученый Гемма Фризий в письме к Дантиску выска зывает предположение, что конца Следует ожидать
379
в самом начале 1543 г. Умер Коперник 24 мая. Относительно обстоятельств его смерти существует весьма трогательный и довольно достоверный рас сказ одного из первых его биографов, знаменитого французского философа и астронома Пьера Гассен ди, который в разных вариациях повторяется в боль шинстве жизнеописаний Коперника.
«Время его последней болезни почти совпадает с появлением из-под типографского станка бессмерт ного его творения. До сего времени обладавший удовлетворительным здоровьем Коперник начал стра дать кровотечением, за которым последовал паралич правого бока. С этого времени его умственные спо собности н память стали ослабевать.
За несколько часов до смерти принесли ему экземпляр только что отпечатанного его сочинения...
Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его уже были далеко...»
В самом деле, первые экземпляры книги «О вра щениях» были отпечатаны в типографии Петрея в конце марта 1543 г. Вполне вероятно, что издатель направил авторский экземпляр в Фромборк, и он вполне мог прибыть туда еще при жизни Коперни ка, но уже тогда, когда событие это не могло до ставить автору ни радости, ни огорчения — радости увидеть свой труд в готовом для распространения виде, огорчения за обманным путем включенное в него анонимное предисловие, в котором, между про чим, писалось: «Я не сомневаюсь, что после того, как распространилась молва о новизне гипотезы, лежащей в основе этой книги, согласно которой Земля движется, а Солнце остается неподвижным в середине мира, некоторые ученые будут сильно по ражены и выскажут мнение, что не следует ниспро вергать издавна правильно обоснованные свободные искусства... Всякому астроному свойственно на осно вании тщательных и искусных наЬлюдений состав лять повествования о небесных движениях... По скольку никакой разум не в состоянии исследовать истинные причины этих движений, астроном должен изобрести и разработать хоть какие-нибудь гипоте зы, при помощи которых можно было бы... правиль но вычислить эти движения... Нет необходимости,
380
перника, о смерти которого я узнал, только приехав в Пруссию. Я мог бы уравновесить боль от кончины собрата и великого мужа чтением книги, которая как будто возвращала мне его к жизни, но уже в самом начале я увидел нарушение доверия, или, что бы сказать более верно, бесчестность Петрея, что возбудило во мне негодование, еще более усилив шееся первоначальной печалью. Как же не возму щаться столь большим преступлением, совершенным под покровом доверия? Я, однако, не знаю, следует ли в этом обвинять самого издателя, зависящего от деятельности других, или какого-нибудь завистника, который с горя, что ему придется расстаться с быв шей профессией, если эта книга станет известной, воспользовался простотой издателя для того, чтобы уничтожить доверие к этому труду. Чтобы он всетаки не остался безнаказанным за то, что позволил испортить дело чужим обманом, я написал письмо нюрнбергскому сенату, указывая, что, по моему мне нию, следует сделать для восстановления доверия к автору. Я посылаю тебе письмо с копией этого обра щения, чтобы ты, когда дело уже сделано, мог бы судить, как следует провести это предприятие, пото му что для переговоров с этим сенатом я не вижу никого более пригодного и даже более хотящего, чем ты, который бы играл роль предводителя хора во всей этой драме, так как ты, по-видимому, не менее самого автора заинтересован в восстановлении того, в чем были отступления от истины. Я усиленно про шу тебя тщательнейшим образом выполнить все, что касается этого. Если первые листы нужно будет перепечатать, то следует прибавить от тебя предисловьице, чтобы очистить от клеветы уже выпущен ные в свет экземпляры. Я хотел бы, чтобы в начале была помещена жизнь автора, которая когда-то была хорошо тобой написана, я ее читал и думаю, что в ней не хватает только конца, а именно его кончины, которая от излияния крови и последовавшего пара лича правой стороны последовала на девятый день до июньских календ; при этом уже за много дней до того он лишился памяти и умственных сил и только при последнем издыхании увидел весь свой труд, в самый день своей смерти. Никто не помешает
382
N I C O L A I СОI RRMlCI
nct.in quo terrain cum ortKlu^UanquamMityclotwithiaJ dixirau*. Quimo loco Vcnu* nonomenftfcduuw*,oexwm denicu locumMcrcurius tcnet,o&iagintt dieiura Ipaao cixai airrcns. In medio uero omniumicfidcc Sol* Quis enmun hoc
p u U h rrim o te m p fo h m p jd e m h jn c in a lio u cl m rfio rilo c o p o n m i^ u a m unde to<um Hm ul pofsit illum in arcC Siqu idcm non in ep te q u id am luccrnam m undt,alq m entem , alrj reftorem uo* cant. T n m cgiftu * u ifib ile m D e u m ,Sophoc(is Е к Л г з inruente om nia.Ita p ro fc lto tanquam in fo lio r f g a ll So! refiden* circum ag cm em gu brrn at A ftro ru m fam iliam . T d lt n <|UO()| m inim e fraudatur lu n a n m in iftc rio , fed u( A riflo tc lc s d e anim alibus э й .m axim a L u n a c u terra cog natio ns h ab ct.C o n cip it im r r t a i S o le terra ,вС im p re g ru tu r annuo partu. In u cn im u sig ttu rfu b
Страница из кпиги «De Revolutionibiis»
тому, чтобы этот труд считался напечатанным как бы до его смерти, этому не помешают и год, н то, что печатник не приписал даты окончания работы. Мне хотелось бы, чтобы ты прибавил также свою статью, в которой ты очень хорошо защитил теорию движения Земли от несогласия ее со Священным писанием. Так ты дополнишь том до настоящей ве личины и исправишь ту неловкость, что в преди словии к своему труду твой наставник ничего не сказал о тебе. Я полагаю, что это произошло пе от невнимания к тебе, но от некоторой медлительно
383