Файл: Веселовский, И. Н. Николай Коперник, 1473 - 1543.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заботы об образовании и дальнейшей судьбе пле­ мянников принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери. Роль его в дальнейшей жизни Николая на­ столько значительна, что мы посвятим характери­ стике этой незаурядной личности несколько страниц.

Лукаш был на четверть века старше будущего астронома — он родился в 1447 г. За год до смерти отца он поступил в Краковский университет, затем продолжил учебу в Кёльнском университете, где в 1469 г. получил степень магистра искусств. После этого Лукаш использует остаток средств, доставших­ ся ему по наследству, на поездку в Италию, где завершает образование в знаменитом Болонском уни­ верситете, став в год рождения своего великого пле­ мянника (1473) доктором канонического права (тог­ дашние юридические факультеты состояли обычно из двух отделений: гражданского и церковного, т. е. канонического). По некоторым сведениям, по­ лучив докторскую степень, Лукаш около двух семе­ стров занимался в Болонье преподавательской дея­ тельностью, затем несколько месяцев провел в «свя­ том городе» — Риме, где работал в папской курии. В это время он завязал довольно тесные знаком­ ства с некоторыми высокопоставленными деятелями римско-католической церкви, которые позже весьма пригодились Лукашу при занятии им епископской кафедры. В конце 1474 г. он возвращается в родную Торунь и становится преподавателем школы при ко­ стеле св. Яна, той самой, в которой позже начал свое образование Николай Коперник. Впрочем, пре­ подавательская карьера Лукаша оборвалась в весьма скором времени, когда стали ясны последствия его романа с дочерью ректора школы Яна Тешпера, в ре­ зультате которого на свет появился сводный кузен Николая Коперника Филипп Тешнер. В будущем он доставит Копернику немало неприятностей.

Оставив по необходимости преподавательскую ра­ боту, Лукаш решил сделать духовную карьеру. Вскоре мы видим его каноником нескольких капи-

Дом на улице Коперника (бывшая улица св. Анны) в Торуни, где родился Николай Коперник.

39

тулов: в 1475 г. в Хелмно (Кульме), в 1476 г. в Ленчице, в 1477 во Влоцлавеке — резиденции епи­ скопа и главном городе польской провинции Куявии. Влоцлавек и становится на некоторое время постоян­ ным местожительством Лукаша. Поскольку долж­ ность каноника позже обеспечивала средства к суще­ ствованию и самому Копернику, следует подробнее остановиться на правах и обязанностях, связанных с нею.

При кафедральных соборах — резиденциях еписко­ пов, глав церковно-административных территориаль­ ных единиц, имелись капитулы — советы, состояв­ шие из лиц, ведавших управлением церковным иму­ ществом, в то время, как правило, весьма значи­ тельным, финансовой деятельностью, назначениями

Гороскоп Коперника, составленный около 1542 г. В середине надпись: Г[осподин] Николай Коперник, 1473, февраль 19, 4 ч. 48 м.

и перемещениями духовных чинов в пределах епар­ хии, осуществлявших инспекционный контроль за деятельностью священнослужителей в подчиненных костелах и т. д. Эти лица назывались канониками. Обычно каноники не имели посвящения в духовный

40


жили свое образование во Влоцлавеке, но об этом ниже.

Расширявшиеся связи Лукаша в среде польского духовенства, дружеские отношения с видным рели­ гиозным и общественным деятелем Збигневом Олесницким, до 1482 г. куявским епископом и корон­ ным (королевским) подканцлером, а позже — гнезненским архиепископом и примасом Польши, обеспе­ чивают Ваченроде карьеру на новом поприще и новые синекуры — в 1479 г. он становится вармийским каноником, но в резиденции Вармийского ка­ питула Фромборке появляется впервые только в 1483 г., да и то лишь чтобы получить пребенду; в 1485 г. его назначают каноником еще одного ка­ питула — на этот раз при гнезненской архиепископ­ ской кафедре. Уже в это время Лукаш принимает активное участие в общественно-политической жиз­ ни страны: в 1478 г. он участвует в заседаниях прусского сеймика в Грудзёндзе (там епископ Збиг­ нев в качестве королевского наместника Пруссии принимал присягу на верность королю); в следую­ щем, 1479, году в качестве представителя одного из капитулов присутствует на сейме в Петрокове, на котором, между прочим, разбирается дело Нико­ лая Тунгена, епископа вармийского, подстрекавше­ гося крестоносцами и венгерским королем к сепара­ тистским действиям, по покаявшегося и получив­ шего прощение. Позже Лукаш станет его преемни­ ком па епископской кафедре. После выдвижения Збигнева Олесницкого на архиепископскую кафедру в Гнезно Лукаш становится его юридическим советником, часто бывает в Гнезно и сопровождает архиепископа в его поездках. В 1485 г. Лукаш как полномочный представитель Куявского капитула принимает деятельное участие в провинциальном сейме в Петрокове, он хорошо встречен при дворе — король Казимир IV Ягеллончик передает через него богатые дары для архиепископского собора в Гнезно. В 1488 г. Лукаш представляет в Риме уже Вармийский капитул.

Веспой 1489 г. после смерти Николая Тунгена Лукаш добивается избрания на епископскую кафед­ ру в Вармии, друзья в Риме способствуют скорому

42

его утверждению в этой должности папой Иннокен­ тием VIII вопреки активному противодействию ко­

роля Казимира IV, рассчитывавшего посадить

на

это место своего брата Фредерика. Отношения

с

королем были на некоторое время серьезно испор­ чены, пришлось отказаться от некоторых каноникатов, в частности в Гнезно и Влоцлавеке.

На посту вармийского епископа Лукаш многое сделал для наведения расшатавшегося здесь при его предшественнике порядка. Напомним, что Вармия после Тринадцатилетпей войны получила довольно широкую автономию в качестве церковного княже­ ства, в котором епископ и юридически и фактиче­ ски выполнял роль светского князя. В церковном отношении Вармийский диоцез подчинялся непо­ средственно папе, светское подчинение польскому королю было в значительной степени формальным. Не прекращались козни крестоносцев, стремивших­ ся любыми способами вернуть утраченные земли.

Опытный политик и администратор, Лукаш посто­ янно выступал за укрепление связей Вармии с ко­ ренной Польшей, активно боролся с происками Ор­ дена. Понимая всю опасность для Вармии сосед­ ства со столь коварным и опаспым врагом, как Ор­ ден, и ссылаясь на то, что подвластные Ордену земли давно «охристианены» и, следовательно, за­ дачи Ордена, состоявшие в распространении веры крестом, огнем и мечом, здесь исчерпаны, Лукаш разработал проект перемещения крестоносцев на во­ сток для отпора врагам церкви в лице турок-ос­ манов, наводивших тогда ужас на всю Европу. Про­ ект получил одобрение польского короля и даже пап­ ского престола; была также надежда на его одобре­ ние германским императором, однако сами кресто­ носцы решительно воспротивились его осуществле­ нию, а Лукаш стал их смертельным врагом, что достаточно ярко характеризуется следующими сло­ вами о нем орденского хроникера: «Великий измен­ ник, происходящий из рода, наиболее ожесточенного против Ордена, и воплощенный бес, готовый на вся­ кие негоднейшие дела». Тут же хроникер добавляет, что «орденская братия ежедневно молит господа бога, чтобы он возможно скорее поспешил убрать с этого

43


света того воплощенного сатану» («Vellet Deus, ut hie carneus diabolus, quod in dies a Deo postulamus, e medio sublatus esset, ne si diutius viveret, plura mala adinveniret»).

* * *

Нет точных сведений о том, где продолжили учебу после смерти отца Николай и его старший брат Анд­ жей. Но, поскольку резиденцией их опекуна Лукаша Ваченроде была в то время столица Куявии Влоцлавек, вероятнее всего, что осиротевшие племянни­ ки были помещены им во Влоцлавекскую кафедраль­ ную школу. Если это так, то юным Коперникам, выражаясь современным языком, крупно повезло. Влоцлавекская Studium particulare была как бы ба­ зовой школой Краковского университета, который по отношению к ней являлся Studium generate. Шко­ ла эта славилась хорошей постановкой преподава­ ния. Как раз в эти годы во Влоцлавеке вокруг епископа Збигнева Олесницкого сгруппировался кру­ жок видных гуманистов того времени, один из ко­ торых, известный астроном и астролог Николай Водка, был преподавателем Влоцлавекской школы. Николай Водка, называвший себя «Abstemius» («Трезвенник») не столько в силу обета воздержа­ ния от спиртного, сколько в силу смыслового зна­ чения своей польской фамилии 3, был родом из Квидзыня (севернее Грудзёндза), закончил Краковский университет, затем учился в Болонском универси­ тете и в 1479—1480 гг. читал там гномонику и астрономию. Во Влоцлавеке Николай Водка был за­ нят не только преподаванием, он состоял врачом и астрологом при епископе Збигневе. Предполагается, что именно Водка заинтересовал Николая Коперни­ ка астрономией и сообщил ему основные сведения об этой науке. Сохранилось даже предание, что Водка при участии Коперника в 1490 г. изготовил на южной стене Влоцлавекского собора солнечные часы, существующие до сих пор.

» «Водка» (польск. w6dka) — здесь уменьшительное от «вода» (w<5da).

44

уделялось изучению латинского и древнегреческого языков и чтению древних авторов. Это облегчало впоследствии их воспитанникам прохождение универ­ ситетских курсов. И еще одним отличалось обучение в этих школах: они были в числе первых, в кото­ рых учеников стали распределять по классам с уче­ том возраста и подготовки и применять классно­ урочную систему обучения, в то время как в дру­ гих школах того времени обычно старшие ученики учили младших и отвечали за них перед настав­ никами.

Учились ли братья Коперники во Влоцлавеке или в Хелмно, мы точно не знаем, но зато без труда можем установить, чему они учились, хотя методика преподавания в школах могла в той или иной мере отличаться.

Сначала во всех школах средней ступепи изучал­ ся тривиум (грамматика, риторика и диалектика), за­ тем — предметы квадривиума (арифметика, геоме­ трия, музыка и астрономия). Николаю, наверняка, были известны слова распространенной тогда среди учеников скороговорки:

«Gram loquitur, Dia vera docet, Rhe 4 verba colorat, Mus canit, Ar numerat, Geo ponderat, As colit astra».

«Грам говорит, Диа истине учит, Ре речь украшает, Муз поет, Ар счет ведет, Гео меряет, Ас звездам служит».

Примерное представление о содержании квадривиу­ ма того времени дает, например, курс «Perspicuum liber de quattuor Mathematicis scientiis» («Наглядное изложение четырех математических наук»), издан­ ный в 1556. г. В. Ксиландером (Гольцманом), но написанный значительно раньше, в XI в., византий­ ским философом Михаилом Пселлом. Вот краткое изложение содержавшегося в нем материала.

Арифметика излагается по Евклиду, но с «фило­ софскими» комментариями: «Началом всех чисел яв­ ляется единица, сама не число, но источник чи­ сел — начало всякого множества. Отсюда получает-

4 Риторика — лат. rhetorice.

46


ся, что она имеет в себе образ Бога: не являясь ничем из вещей, существующих в действительности, она производит их все; оставаясь сама неизменной, она сообщает неизменяемость и другим: действи­ тельно, единица, умноженная сама на себя, не пре­ вращается и не изменяется, а умножая другое чис­ ло, не увеличивает его величины. Итак, единожды единица остается единицей, а не больше; и единож­ ды два будет тоже два... Но дважды два будет че­ тыре, а не два. Поэтому удвоенное число представ­ ляет форму и материю и не является подобием бо­ жественной природы...

Двойка превосходит тройку и другие числа, так как помножим ли мы ее на себя или сложим с со­ бой, все равно получим четверку. А трижды три будет девять, тогда как три и три дают шесть, и так же будет и с другими числами. Поэтому двойка не будет собственно числом, хотя она и отступает от свойств единицы. Настоящим числом, собственно, яв­ ляется тройка, так как она имеет начало, середину

иконец».

После этого даются определения простых и состав­

ных чисел, четных и нечетных чисел, причем чет­ ные числа подразделяются на четно-четные и четно­ нечетные; далее следуют определения совершенных чисел, т. е. чисел, равных сумме своих делителей. Затем излагается теория отношений и пропорций; кроме обычных арифметической, геометрической и гармонической средней рассматриваются и другие средние величины. Объясняется происхождение на­ звания «среднее гармоническое» — оно употребляет­ ся в теории музыки. Изложение арифметики закан­ чивается определением плоских и телесных чисел.

После очень краткого, конспективного, изложения музыковедения излагается геометрия, в основном в рамках первой книги «Начал» Евклида. «Точка есть то, что не имеет частей. Точки являются частями липии, линии — части поверхности, а поверхности — части тел. Или же иначе: точка есть момент, кото­

рый

не

движется,

линия же — движущаяся точка

и т.

д.»

Далее: «Точка — то, что не

имеет измере­

ний,

линия имеет

одно измерение,

поверхность —

два,

а тело — три...

Прямой называется линия, оди-

47