ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
человеческой мысли и речи, являясь прообразами, предшествующими единичным вещам. Номиналисты, напротив, настаивали на реальности лишь единич ных, индивидуальных вещей, считая универсалии простыми названиями, именами («universalia sunt nomina»). Таким образом, предмет спора, как видим, заключался в выяснении того, что чему предшест вует,— идеи вещам или объективно существующие вещи общим идеям, движется ли паше познание от ощущений к понятиям или, паоборот, от понятий
квещам.
Следовательно, хотя многие участники этих споров
за богословским схоластическим пустословием и не замечали всей философской глубины проблемы, в них можно видеть в зародыше не только борьбу эмпи ризма с рационализмом, но и начало размежевания
двух |
противоположных философских тенденций — |
||
материализма и |
идеализма. |
«Конечно, — писал |
|
В. И. |
Ленин,— в |
борьбе средневековых номинали |
стов и реалистов есть аналогии с борьбой материа листов и идеалистов...» 1
К указанному времени сложились две основные школы номипалистов — в Мертоновском колледже в Оксфорде, основанная Уильямом Оккамом (ок. 1300— 1350), и в парижской Сорбонне, где ее возглавил Жан Буридан. Буридан родился около 1300 г., с 1328 г. преподавал в Сорбопне, дважды был ее ректором, умер около 1358 г. Ему, впрочем неос новательно, приписывают известный аргумент против существования свободной воли — находящийся на одинаковом расстоянии от двух стогов сена осел по гибнет от голода, так как не сможет решить, к ка кому стогу следует направиться. Менее известна другая легенда о нем, использованная Александром Дюма-отцом в драме «Нельская башня»: француз ская королева Маргарита завлекала молодых красав цев в Нельскую башню в Париже, где после про веденной с ней ночи их убивали, а тела сбрасы вали с башни в Сепу. Если верить легенде, Буридан был одним из этих молодых людей, но чудом спас шийся.
1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 37.
58
Характерным для учения номиналистов было стремление освободиться от догматически понимаемых и к тому же искаженных в целях обоснования и защиты католицизма положении философии Арис тотеля. Если ограничиться физикой и космологией, то наиболее важной в буриданизме была системати
ческая критика |
учения Аристотеля о движении. |
|||
В |
своей книге |
«Subtilissimae |
quaestiones super |
|
octo |
Pliysicorum |
libros Aristotelis» |
(«Тончайшие |
во |
просы по восьми книгам Аристотеля по физике») |
Бу- |
ридан говорит:
«В 12-м вопросе требуется установить, будет ли брошенное тело после выхода из руки бросающего двигаться воздухом или чем-нибудь другим. Этот во прос, по моему мнению, является очень трудным; мне кажется, что Аристотель не дал определенного ответа.
Действительно, он касается двух мнений. Первое заключается в том, что он называет антиперистазисом; брошенное тело очень быстро выходит из того места, где оно находилось, а природа, не терпящая пустоты, посылает очень быстро воздух вслед этому
телу; |
этот сильно движущийся воздух, достиг |
нув |
брошенного тела, гонит его вперед, и так |
все время, пока не будет пройдено некоторое рас стояние.
Другое мнение, которое Аристотель, по-видимому, одобряет, заключается в том, что бросивший вместе с брошенным телом движет воздух, близкий брошен ному; этот воздух, приведенный в быстрое движе ние, имеет способность двигать брошенное тело; это не надо понимать так, что этот же самый воздух движет брошенное тело от места бросания вплоть до остановки, но что соединенный с брошенным телом воздух приводится в движение бросившим, и это дви жение движет другой ближайший, а этот — следую щий, и так до конца... Поэтому Аристотель говорит, что существует не один двигатель, а много, по оче реди...
...Но мне кажется, что такое решение ничего не стоит в соответствии с многими опытами. Прежде всего относительно жернова, который движется дол го, а с места не сходит, так что ему не нужно сле-
59
ДоваТь за воздухом, заполняющим место, из которого жернов движется. Второй опыт таков: если брошен ное копье имеет конец, так же заостренный, как и острие впереди, то оно тем не менее движется та ким же образом, как и копье с тупым концом. Третий опыт касается судна, сильно разогнанного против течения реки, которое не может сразу остановиться; находящийся наверху матрос не чувствует ветра, гонящего судно сзади, а только ветер, бьющий ему
влицо.
...Я не сомневаюсь в том, что описанный способ
выполнения движения невозможен. Действительно, этим способом нельзя объяснить, почему жернов про должает вращаться после снятия руки; если поло тенцем стереть воздух, окружающий боковую поверх ность жернова, то он от этого не остановится, а бу дет еще довольно долго вращаться, следовательно, не этот воздух двигал жернов...
...Поэтому мне представляется необходимым ска зать, что двигатель, двигая движимое, сообщает ему некоторый импульс (impetus) или какую-то движу щую силу в ту сторону от движимого, в которую двигал двигатель, будет ли это вверх, вниз, в сто рону или даже по кругу (circulariter); чем быстрее двигатель движет это движимое тело, тем более силь ный импульс он ему сообщает. И этим импульсом движется камень после того, как бросивший переста ет двигать. Но этот импульс постоянно уменьшает ся сопротивляющимся его движению воздухом, а так же тяжестью камня, отклоняющей камень в сторону, противоположную той, в которую камень начал дви гаться. По мере того как замедляется движение камня, импульс уменьшается или уничтожается, ко гда тяжесть камня преодолеет его и тот станет дви гаться вниз к естественному месту. Мне кажется,, что такого объяснения следует держаться, поскольку другие не представляются справедливыми, а также потому, что с этими объяснениями согласуются все явления» 2.
2 Здесь и далее переводы из Буридана и Орема выполнены И. Н. Ве селовским по книге: Mieczyslaw Markowski. Burydanism w Polsce \v okresie przedkopernikanskim. Wroclaw (i. i.), Ossolineum, 1971..
60
Эту теорию импульсов Буридан применяет И к объяснению движений небесных светил в противо вес общепринятой тогда теории непрерывно действу ющего первого двигателя: «Когда бог создал мир, то он привел в движение каждую из небесных сфер, как только ему хотелось; двигая их, он приложил движущие импульсы так, чтобы в дальнейшем уже не приходилось больше двигать, если не считать общего влияния, когда он участвует в общем дви жении всего, что совершается. Поэтому в седьмой день он отдохнул от всякой работы... и эти сообщен ные небесным телам импульсы в дальнейшем не уменьшались и не уничтожались, так как у небес ных тел нет наклонности к другим движениям, а также нет и сопротивления, которое уменьшало бы или портило эти импульсы».
Из приведенных рассуждений ясно, что импульс Буридана был более общим понятием, чем обычный прямолинейный; импульс мог быть и вращательным (круговым). Кроме того, для подлунного и надлун ного мира динамика была по существу одинаковой, с той лишь разницей, что в надлунном мире не было сопротивлений и импульс был вечным.
Учение Буридана нашло многих сторонников в Европе; его последователями, в частности, были Аль берт Саксонский, первый ректор Венского универ ситета, и замечательный французский математик XIV в. Николь Орем (ок. 1323—1382). В отличие от Буридана Орем в динамике неба признавал кру говые движения, но в подлунном мире движения могли быть только ускоренными или замедленными. Сам термин для переменного движения «difformis» принадлежит ему; он различал «равномерно-пере менное» (uniformiter difformis) и «неравномерно переменное» (difformiter difformis) движения. Ему также принадлежит теорема, или, как тогда гово рили, предложение: «путь, пройденный равномерно ускоренным движением за некоторый промежуток времени, равен пути, пройденному за то же время равномерным движением со скоростью, соответству ющей середине этого промежутка времени». Это пред ложение легло в основу галилеевой теории свобод ного падения тяжелых тел. В трактате «De latitu-
61
dinibus formarum» (обычно переводится: «О конфи гурациях качеств») Орем дал методы графического изображения различных видов изменения; некото рые историки науки приписывали ему даже изобре тение аналитической геометрии, что, конечно, не соответствует истине. Для пашей темы особый ин терес представляет то обстоятельство, что Орем был противником астрологии — в трактате «О соизмери мости и несоизмеримости движений неба» он дока зывал несостоятельность астрологических предска заний.
Основным положением астрологии было утверж дение о наличии соответствия между небесными яв лениями и земными событиями. А так как первые происходят через определенные промежутки време ни, то такой же периодичностью должны обладать и земные события, следовательно, при достаточном количестве записей наблюдений небесных явлений вместе с соответствующими земными событиями по является возможность предсказания будущих собы тий на Земле.
В качестве одного из примеров для своего дока зательства Орем берет соединение двух планет в некоторой точке эклиптики. Если периоды движения обеих планет соизмеримы, т. е. отношение их мо жет быть выражено отношением двух целых чисел а и Ь, то через число периодов, равное наимень шему кратному а и Ь, то же самое событие должно повториться, и притом (вследствие равномерности движений планет) в том же самом месте эклипти ки. Таким образом, в случае соизмеримости будет иметь место конечное число соединений, происхо дящих в конечном числе точек эклиптики. Если же периоды обеих планет несоизмеримы — их наимень шее кратное является бесконечно большим, то их соединение в данной точке никогда не повторится
иновые соединения будут происходить все в новых
иновых точках. Можно было бы сказать, что эти соединения могут произойти в любой точке эклип тики, но Орем был осторожен — он сказал: «Нет ни какой столь малой части круга, в одной из точек которой такие движущиеся тела не оказались бы в конъюнкции в будущем и в которой они не были
62
бы в конъюнкции в прошлом». Это уже язык, на котором мог бы выразиться и математик XX в., знакомый с теорией множеств. Это утверждение у него звучало бы так: мощность всех возможных пе риодов является мощностью континуума, а множе ство периодов, находящихся в рациональном отно шении с данным, представляет только счетное мно жество. Таким образом, если сделан совершенно произвольный выбор двух периодов, то ' абсолютно невероятно, чтобы эти периоды находились в соизме римом отношении.
Теперь посмотрим, как школа Буридана относи лась к вопросу о движении Земли. . В трактате Н. Орема «Quaestiones super libris quattuor De coelo et mundi», т. e. «Вопросы о четырех книгах [Ари стотеля] „О небе и мире11», читаем:
«Спрашивается, всегда ли Земля покоится в цент ре мира.
1. Утверждается, что пет, так как у всех тел при роды есть или может быть некоторое естественное движение, следовательно, или Земля совершает ес тественное движение, или может его совершать. И если она может совершать естественное движе ние, то необходимо, чтобы она когда-нибудь двига лась, ибо непристойно было бы сказать, что при родная возможность оставалась бы праздной целую вечность и никогда бы не перешла в действитель ность.
2.Затем Земля имеет сферическую фигуру, а у сферических фигур есть некоторая способность со вершать круговое движение.
3.Затем Аристотель говорит, что каждое простое тело должно иметь какое-то простое естественное движение, как, например, простому тяжелому телу свойственно от природы простое движение вниз. По этому было бы абсурдно сказать, что Земля должна
обладать каким-нибудь естественным |
движением, |
|
а она его |
в действительности не имеет. |
|
4. Затем |
из рассуждений древних |
следует, что |
более благородным элементам должно соответство вать и более благородное место, а огонь благород нее Земли и, следовательно, должен занимать более благородное место. Но самым благородным будет та-
63
:кое место, в котором помещенное тело может луч ине сохраниться, а таким является среднее место...
Этот вопрос будет трудным. Прежде всего можно ючень сомневаться, чтобы Земля могла точно нахо диться в центре мира так, чтобы ее центр совпа,- ,дал с центром мира. Затем существует большое сомшение в том, чтобы Земля когда-пибудь вся имела щрямолинейиое движение. Далее очень сомнительна
1 |
правильность утверждения |
Аристотеля, |
что если |
|
1 |
небо всегда необходимо |
должно иметь круговые дви- |
||
:жения, то нужно, чтобы |
и |
Земля всегда |
покоилась |
|
! в центре мира. Четвертое |
сомнение заключается в |
■том, что если мы предположим, что Земля соверпнает круговое движение вокруг своего центра и соб
ственных |
полюсов, |
то можно ли будет |
объяснить |
: этим предположением наблюдаемые явления... |
|||
...Тогда |
следовало |
бы предположить, |
что звезд |
ная сфера находится в покое, а ночь и день проис ходят от суточного движепия Земли. Для этого мож но было бы привести такой пример: если кто-ни будь плывет на корабле и вообразит, что сам он покоится, то, видя другой корабль, который в дей ствительности покоится, он посчитает его движущим ся; действительно, все будет обстоять совершенно так же, как если бы его собственный корабль по коился, а другой двигался... Точно так же мы мо жем предположить, что солнечная сфера совсем не подвижна, а Земля с нами обходит ее кругом, мы же, однако, считаем себя неподвижными, как чело век, находящийся в быстро движущемся корабле, не замечает ни собственного движения, ни движе ния корабля. Таким образом, можно утверждать, что для нас и Солнце будет тогда восходить и захо дить, как оно делает, когда само движется, а мы покоимся...
...Но такого мнения, однако, нельзя придержи ваться, ибо оно противоречит авторитету Аристотеля и всех астрологов. Но на это отвечают, что автори тет не доказывает и что если астрологи будут пред лагать способ, достаточный для объяснения явлений, то может быть и так и не так. Но поскольку явле ние объясняется обоими способами, то они могут предложить способ, который им больше нравится».
64