Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
106
Н а а в т о м о б и л е |
Г А З - 5 3 А |
глобоидальны й |
||||||
червяк вращается в двух конических роликовы х |
под |
|||||||
ш ипниках, |
располож енны х в |
картере рулевого |
меха |
|||||
низма. |
Д вухгребневы й |
ролик |
установлен |
на оси |
вала |
|||
сош ки |
на |
двух радиально-упорны х |
ш ариковы х |
под |
||||
ш ипниках. |
Вал сош ки |
находится в бронзовой втулке и |
||||||
цилиндрическом роликовом подш ипнике. |
П ередаточ |
|||||||
ное |
число |
рулевого м еханизма— 20,5. |
|
|
||||
Н а |
а в т о м о б и л е |
З И Л - 1 3 0 |
винт |
вращается |
в игольчатом подш ипнике, расположенном в верхней кры ш ке рулевого механизма, и соединен с валом к а р данной передачей. Для уменьшения трения между винтом и гайкой закладывается 31 ш арик. Гайка соеди няется с порш нем -рейкой установочны м винтом. Зубья сектора и рейки имеют переменную толщ ину по длине .
П ередаточное число рулевого механизма — |
20. |
|
|||
Н а а в т о м о б и л е |
М А З - 5 0 |
0 |
винт |
установлен |
|
в картере на двух конических роликовы х |
подш ипни |
||||
ках. Вал сектора вращается на трех |
иго льча ты х |
под |
|||
ш инниках. Для легкой |
плавной |
работы |
между |
в и н |
|
том и гайкой-рейкой заложено 102 |
ш арика. П ередаточ |
||||
ное число рулевого механизма — |
23,55. |
|
|
В рулевом приводе автомобилей ЗИЛ -130 и ГАЗ-53А вкладыш и ш арниров рулевых тяг стальны е. Ш арниры
продольной |
рулевой тяги — |
регулируемые, а попереч |
|||
н о й — |
сам орегулирую щ иеся. Два |
наконечника |
попе |
||
речной |
тяги |
имеют один — |
правую |
и другой — |
левую |
резьбы.
В рулевом приводе автомобиля М АЗ -500 ш арниры по пе речной тяги и переднего конца продольной тяги —
сам орегулирую щ иеся, ш арнир заднего конца продоль |
||
ной тяги — регулируемый. |
||
Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130 имеет лопастны й |
||
насос двойного действия, приводимый во вращение |
||
клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. |
||
Производительность насоса при скорости вращения |
||
вала насоса 600 об мин равна 9,5 л<мин при противодав |
||
лении 55 кГ см", а при скорости вращения вала насосц |
||
2000 об мин — 16,5 |
л, мин при том же противодавлении. |
|
М аксимальное давление, развиваемое насосом, равно |
||
70 |
кГ см2. |
|
В |
гидроусилителе |
автомобиля МАЗ-500 наибольш ее |
давление равно 60 к Г с м 2. |
Производительность |
насоса |
||
при наибольшем |
давлении |
равна 9,5— 16,5 л мин. Ход |
||
ш тока |
силового |
цилиндра гидроусилителя |
равен |
|
245 мм. |
Диаметр |
силового |
цилиндра — 52 мм. |
|
8 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ Р АБО Т
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Проверить свободный ход рулевого колеса, герметич ность соединений гидроусилителя рулевого управле ния и состояние привода рулевого управления,
П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить: зазоры в ш арнирах рулевы х тяг; ш плин товку гаек ш аровы х пальцев; уровень масла в бачке гидроусилителя. Смазать ш арнирны е соединения ру левы х тяг.
В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить: крепление рулевого колеса, колонки, кар тера рулевого механизма и ш плинтовку ры чагов по воротны х цапф.
При необходимости долить масло в картер рулевого механизма.
Заменять масло в картере рулевого механизма 1 раз в год (у автомобиля ГАЗ-53А) и в гидроусилителях автомобилей ЗИЛ -130 и МАЗ-500 2 раза в год (осенью и весной).
При необходимости регулировать рулевой механизм.
120В тормозную систему автомобилей входит ножной и ручной тормоза. Каждый тормоз состоит из механизма
и привода.
Автомобиль ГАЗ-53А имеет колодочны е нож ны е тор
моза с гидравлическим приводом |
на четы ре колеса. |
|
В каждом тормозном |
механизме |
колодки приводятся |
в действие от одного |
рабочего цилиндра. |
В гидравлический тормозной привод включен гидро вакуумный усилитель, действую щ ий от разрежения во впускном трубопроводе. Гидровакуумный усилитель уменьш ает усилие, затрачиваемое водителем при тор можении автомобиля.
Ручной тормоз — колодочны й, с ручным приводом, действует на карданны й вал.
Автомобили ЗИЛ -130 и МАЗ-500 имею т колодочны е нож ны е тормоза с пневматическим приводом на четыре колеса. Колодки приводятся в действие при помощи разжимных кулаков. Задний тормозной механизм авто мобиля ЗИЛ -130 имеет проф илированные тормозные накладки с утолщ ениями в местах наибольш его износа, а такж е ролики между разжимным кулаком и колодками (у автомобиля МАЗ-500 такие ролики установлены и в тормозных колодках передних колес).
Тормозные краны : комбинированный (действует на тормоза автом обиля-тягача и тормоза прицепа) и одинарны й (для работы без прицепа). Тормозные ка меры — диаф рагменные.
На автомобилях установлено по два воздуш ных бал лона. Компрессор — двухцилиндровы й, с водяным о х лаждением, с принудительной смазкой, имеет ременный привод. Регулятор давления — ш арикового или диаф рагм енного типа (у автомобиля МАЗ-500).
Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ -130 размещается за коробкой передач.
Ручной тормоз автомобиля МАЗ-500 смонтирован на заднем мосту автомобиля. Автомобиль МАЗ-500, кро ме того, имеет тормоз для двигателя компрессионного типа, предназначенный для притормаживания автомо биля на затяж ны х спусках.
Работа торм озной системы с пневматическим при водом. При нажатии на тормозную педаль усилие че рез тяги и ры чаги передается на детали тормозного крана, в котором закрывается выпускной клапан и откры вается впускной клапан. С ж аты й воздух по трубопроводам поступает в тормозные камеры колес. В тормозной камере прогибается диафрагма, которая через ш ток и регулировочны й ры чаг п о во р а ч ива в разжимный кулак, раздвигая тормозные колодки. Ко лодки прижимаю тся к барабану, и происходит тормо жение. При возвращении педали в исходное положе
ние в тормозном кране закрывается |
впускной клапан |
и откры вается вы пускной — сж аты й |
воздух вы ходит |
в атмосферу и колодки возвращ аются в исходное по ложение.
9 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА121 |
ПЕРЕЧЕНЬ Р АБО Т
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить герм етичность соединений приборов.
П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Спустить конденсат из воздуш ного баллона.
Проверить: величину свободного хода педали; уровень жидкости в главном тормозном цилиндре; крепление всех приборов тормозного привода.
Смазать детали тормозного привода.
В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить: действие тормозов; зазор между тормоз ными колодками и барабаном ; исправность предохра нительного клапана. При необходимости отрегулиро вать регулятор давления воздуха. При обнаружении воздуха в гидравлическом приводе тормозов удалить воздух.
П роверить: крепление головки цилиндров компрессора; действие ручного тормоза и при необходимости отре гулировать его; проверить состояние тормозных ко лодок, накладок, барабанов и пружин.
1>- 201