Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

106

Н а а в т о м о б и л е

Г А З - 5 3 А

глобоидальны й

червяк вращается в двух конических роликовы х

под­

ш ипниках,

располож енны х в

картере рулевого

меха­

низма.

Д вухгребневы й

ролик

установлен

на оси

вала

сош ки

на

двух радиально-упорны х

ш ариковы х

под­

ш ипниках.

Вал сош ки

находится в бронзовой втулке и

цилиндрическом роликовом подш ипнике.

П ередаточ­

ное

число

рулевого м еханизма— 20,5.

 

 

Н а

а в т о м о б и л е

З И Л - 1 3 0

винт

вращается

в игольчатом подш ипнике, расположенном в верхней кры ш ке рулевого механизма, и соединен с валом к а р ­ данной передачей. Для уменьшения трения между винтом и гайкой закладывается 31 ш арик. Гайка соеди ­ няется с порш нем -рейкой установочны м винтом. Зубья сектора и рейки имеют переменную толщ ину по длине .

П ередаточное число рулевого механизма —

20.

 

Н а а в т о м о б и л е

М А З - 5 0

0

винт

установлен

в картере на двух конических роликовы х

подш ипни­

ках. Вал сектора вращается на трех

иго льча ты х

под

ш инниках. Для легкой

плавной

работы

между

в и н ­

том и гайкой-рейкой заложено 102

ш арика. П ередаточ­

ное число рулевого механизма —

23,55.

 

 

В рулевом приводе автомобилей ЗИЛ -130 и ГАЗ-53А вкладыш и ш арниров рулевых тяг стальны е. Ш арниры

продольной

рулевой тяги —

регулируемые, а попереч­

н о й —

сам орегулирую щ иеся. Два

наконечника

попе­

речной

тяги

имеют один —

правую

и другой —

левую

резьбы.

В рулевом приводе автомобиля М АЗ -500 ш арниры по пе ­ речной тяги и переднего конца продольной тяги —

сам орегулирую щ иеся, ш арнир заднего конца продоль­

ной тяги — регулируемый.

Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130 имеет лопастны й

насос двойного действия, приводимый во вращение

клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Производительность насоса при скорости вращения

вала насоса 600 об мин равна 9,5 л<мин при противодав­

лении 55 кГ см", а при скорости вращения вала насосц

2000 об мин — 16,5

л, мин при том же противодавлении.

М аксимальное давление, развиваемое насосом, равно

70

кГ см2.

 

В

гидроусилителе

автомобиля МАЗ-500 наибольш ее

давление равно 60 к Г с м 2.

Производительность

насоса

при наибольшем

давлении

равна 9,5— 16,5 л мин. Ход

ш тока

силового

цилиндра гидроусилителя

равен

245 мм.

Диаметр

силового

цилиндра — 52 мм.

 


8 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ Р АБО Т

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Проверить свободный ход рулевого колеса, герметич­ ность соединений гидроусилителя рулевого управле­ ния и состояние привода рулевого управления,

П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить: зазоры в ш арнирах рулевы х тяг; ш плин­ товку гаек ш аровы х пальцев; уровень масла в бачке гидроусилителя. Смазать ш арнирны е соединения ру­ левы х тяг.

В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить: крепление рулевого колеса, колонки, кар­ тера рулевого механизма и ш плинтовку ры чагов по­ воротны х цапф.

При необходимости долить масло в картер рулевого механизма.

Заменять масло в картере рулевого механизма 1 раз в год (у автомобиля ГАЗ-53А) и в гидроусилителях автомобилей ЗИЛ -130 и МАЗ-500 2 раза в год (осенью и весной).

При необходимости регулировать рулевой механизм.


120В тормозную систему автомобилей входит ножной и ручной тормоза. Каждый тормоз состоит из механизма

и привода.

Автомобиль ГАЗ-53А имеет колодочны е нож ны е тор­

моза с гидравлическим приводом

на четы ре колеса.

В каждом тормозном

механизме

колодки приводятся

в действие от одного

рабочего цилиндра.

В гидравлический тормозной привод включен гидро­ вакуумный усилитель, действую щ ий от разрежения во впускном трубопроводе. Гидровакуумный усилитель уменьш ает усилие, затрачиваемое водителем при тор­ можении автомобиля.

Ручной тормоз — колодочны й, с ручным приводом, действует на карданны й вал.

Автомобили ЗИЛ -130 и МАЗ-500 имею т колодочны е нож ны е тормоза с пневматическим приводом на четыре колеса. Колодки приводятся в действие при помощи разжимных кулаков. Задний тормозной механизм авто­ мобиля ЗИЛ -130 имеет проф илированные тормозные накладки с утолщ ениями в местах наибольш его износа, а такж е ролики между разжимным кулаком и колодками (у автомобиля МАЗ-500 такие ролики установлены и в тормозных колодках передних колес).

Тормозные краны : комбинированный (действует на тормоза автом обиля-тягача и тормоза прицепа) и одинарны й (для работы без прицепа). Тормозные ка­ меры — диаф рагменные.

На автомобилях установлено по два воздуш ных бал­ лона. Компрессор — двухцилиндровы й, с водяным о х ­ лаждением, с принудительной смазкой, имеет ременный привод. Регулятор давления — ш арикового или диаф ­ рагм енного типа (у автомобиля МАЗ-500).

Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ -130 размещается за коробкой передач.

Ручной тормоз автомобиля МАЗ-500 смонтирован на заднем мосту автомобиля. Автомобиль МАЗ-500, кро­ ме того, имеет тормоз для двигателя компрессионного типа, предназначенный для притормаживания автомо­ биля на затяж ны х спусках.

Работа торм озной системы с пневматическим при­ водом. При нажатии на тормозную педаль усилие че­ рез тяги и ры чаги передается на детали тормозного крана, в котором закрывается выпускной клапан и откры вается впускной клапан. С ж аты й воздух по трубопроводам поступает в тормозные камеры колес. В тормозной камере прогибается диафрагма, которая через ш ток и регулировочны й ры чаг п о во р а ч ива в разжимный кулак, раздвигая тормозные колодки. Ко­ лодки прижимаю тся к барабану, и происходит тормо­ жение. При возвращении педали в исходное положе­

ние в тормозном кране закрывается

впускной клапан

и откры вается вы пускной — сж аты й

воздух вы ходит

в атмосферу и колодки возвращ аются в исходное по­ ложение.


9

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА121

ПЕРЕЧЕНЬ Р АБО Т

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить герм етичность соединений приборов.

П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Спустить конденсат из воздуш ного баллона.

Проверить: величину свободного хода педали; уровень жидкости в главном тормозном цилиндре; крепление всех приборов тормозного привода.

Смазать детали тормозного привода.

В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить: действие тормозов; зазор между тормоз­ ными колодками и барабаном ; исправность предохра­ нительного клапана. При необходимости отрегулиро ­ вать регулятор давления воздуха. При обнаружении воздуха в гидравлическом приводе тормозов удалить воздух.

П роверить: крепление головки цилиндров компрессора; действие ручного тормоза и при необходимости отре­ гулировать его; проверить состояние тормозных ко­ лодок, накладок, барабанов и пружин.

1>- 201