Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
16В систему охлаждения входят: рубаш ки охлаждения блока и головок цилиндров, водяной насос с приводом,
вентилятор, радиатор с пробкой, термостат, сое динительные патрубки со шлангами, сливные краники
иконтрольны е приборы . К системе охлаждения всех описываемых двигателей может бы ть подключен п у ^ У ковой подогреватель. Для улучшения работы системы охлаждения с 1967 г. в двигателе ЗИЛ-130 введена
отводная магистраль, соединяющ ая полости рубашки охлаждения головок цилиндров с всасывающ ей по лостью водяного насоса через дополнительный
ш ланг.
Удвигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и ЯМЗ-236 система о х лаждения жидкостная, закрытого типа, с принуди тельной циркуляцией. Для нормальной работы двига
теля |
температура охлаж даю щ ей |
жидкости должна |
|
бы ть |
в пределах |
80— 95 С. |
|
У д в и г а т е л я |
З И Л - 1 3 0 радиатор трубчаты й, |
||
трехрядны й или |
четы рехрядны й. |
Термостат — ж ид |
костного типа или с твердым наполнителем (смесь церезина с медным порошком). При жидкостном термо стате паровой клапан пробки радиатора поддерживает давление в системе охлаждения, равное 0,65 кГ/см 2. При таком давлении вода закипает при тем перату ре 114 С. При термостате с твердым наполнителем клапан откры вается при давлении 1 кГ/см 2. В этом случае вода закипает при температуре 119 С.
Водяной насос — |
центробежный, производительностью |
|||||
350— 360 л мин при 3000 об.мин коленчатого вала. |
||||||
В ентилятор — |
ш естилопастный. Водяной |
на со си вен |
||||
тилятор |
имеют |
ременный |
привод. |
|
||
У д в и г а т е л я |
Г А З - 5 3 |
радиатор |
трехрядны й, |
|||
трубчато-ленточны й (змейковый). |
Трубки изготовлены |
|||||
из томпака. |
|
|
|
|
|
|
Термостат |
— |
ж идкостного |
типа. |
При |
температуре |
|
91 ± 3 С клапан |
термостата |
полностью |
откры вается. |
Паровой клапан пробки радиатора отрегулирован на давление 0,45— 0,55 к Г с м 2 благодаря чему температу
ра воды достигает 105— 110 С. |
|
Водяной насос — центробежный, |
производительностью |
200 л мин при 3200 об мин коленчатого вала. |
|
Вентилятор — ш естилопастный. |
Насос и вентилятор |
имеют ременный привод. Привод вентилятора может иметь электром агнитную муфту.
У д в и г а т е л я Я М З - 2 3 6 |
радиатор |
трехрядны й |
|
или четырехрядный. |
|
|
|
Термостаты (два) — |
ж идкостного типа. У |
исправного |
|
термостата клапан |
полностью |
открывается при тем |
пературе 8 3 ± 2 С. Паровой клапан пробки радиатора открывается при давлении 0,7— 1 кГ см* Вода при этом давлении закипает при температуре 116— 119° С. Водяной насос — центробежный При 3800— 3850 об мин кры льчатки водяной насос должен обеспечивать дав ление не менее 1.5 кГ см 1 Вентилятор — ш естилопаст ный, с шестеренчатым приводом.
2 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ17
ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Проверить: плотность соединений: уровень воды в радиаторе.
П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить и при необходимости отрегулировать на |
|
|
|
|||
тяжение приводны х ремней. Проверить: крепление |
|
|
|
|||
радиатора, водяного насоса, |
вентилятора, |
ш лангов |
|
|
|
|
и трубопроводов: состояние клапанов пробки радиа |
|
|
|
|||
тора. Смазать подш ипники водяного насоса, |
натяж но |
|
|
|
||
го ролика ремня привода вентилятора и компрессора. |
|
|
|
|||
В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е |
|
|
|
|||
П роверить и при необходимости подтянуть крепление |
|
|
|
|||
ступицы шкива вентилятора. Проверить действие тер |
|
|
|
|||
мостата. Два раза в год перед осенне-зимним и весенне |
|
|
|
|||
летним периодами эксплуатации при ТО -2 промывать |
|
|
|
|||
систему охлаждения от накипи. |
_________________... |
|
|
|
||
2 - 201 |
Г о ~ . |
n |
v |
f |
i |
[ |
|
МИ>' |
|
'• |
' |
* А |
] |
|
1 3 . 0 |
|
‘ |
|
• |
; |
эчзел-пдя? з
28Д в и га т е л ь З И Л -1 3 0 . М асляный насос — ш естеренча ты й , двухсекционны й. Редукционный клапан отрегу
лирован |
на давление |
2,75— 3,30 к Г с м 2 |
Перепускной |
|
клапан |
нижней |
секции отрегулирован |
на давление |
|
1,2— 1,5 |
кГ.см 2 |
При |
давлении масла, |
равном 2,75— |
3,30 к Г ’см7, ротор центрифуги вращается со скоростью 5000— 6000 об мин. Со второй половины 1967 г. на дви гатель З И Л -130 устанавливаю т полнопоточны й фильтр центробежной очистки масла (фильтр грубой очистки отсутствует). П олнопоточная центриф уга имеет пере пускной клапан.
На двигателе установлен масляный радиатор. Венти ляция картера двигателя принудительная — путем о т соса газов во впускной трубопровод двигателя.
Д в и га т е л ь ГА З -53 . Масляный на сос— ш естеренча ты й, двухсекционны й. Редукционный клапан нижней секции, установленны й в главной масляной магистрали, отрегулирован на давление, равное 4 к Г 'с м2. На дви гателе устанавливаю т только центробежный фильтр очистки масла. Имеете^ масляный радиатор. Предо хранительны й клапан масляного радиатора о ткр ы вается при давлении выш е 1 кГ см2. Вентиляция кар тера откры тая , вытяжная.
Д в и га т е л ь Я М З -236. М асляный насос — ш естеренча ты й, двухсекционны й. Редукционный клапан секции,
подающ ей |
масло в двигатель, отрегулирован на дав |
ление 7,0— |
7,5 кГ/см 2. П редохранительны й клапан ра |
диаторной |
секции открывается при давлении 0,8— |
1.2 кГ см2. Сливной клапан системы смазки откры вается при давлении масла в системе смазки 4,7— 5,0 кГ/см2. Ф ильтр предварительной очистки — щ елевого типа. Его перепускной клапан откры вается при перепаде давления в 2,0— 2,5 кГ см2.
На двигателе ЯМЗ-236 установлен центробежный
фильтр очистки масла. |
Вентиляция к а р те р а — о ткр ы |
тая. Имеется масляный |
радиатор. |
В двигателях ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и ЯМЗ-236 система смаз
ки |
смешанная. |
|
|
В |
д в и г а т е л я х |
З И Л - 1 3 0 и Г А З - 5 3 |
под дав |
лением смазываются: коренные и ш атунны е |
подш ип |
||
ники коленчатого |
вала, подш ипники распределитель |
ного вала, опоры валика привода преры вателя-рас пределителя зажигания и валика масляного насоса, упорная шайба распределительного вала и оси коро мысел. Кроме того , в двигателе ЗИЛ-130 под давле нием смазываются толкатели. О стальны е трущиеся детали смазываются самотеком и разбрызгиванием.
В д в и г а т е л е Я М З - 2 3 6 под давлением смазы ваются коренные и ш атунны е подш ипники коленчатого вала, подш ипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел, втулка
промежуточной |
шестерни масляного насоса, опоры |
ш танг и втулки |
толкателей. |
3 СИСТЕМА СМАЗКИ 29
ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить: плотность соединений системы смазки; уровень масла в картере двигателя; давление масла
всистеме.
Очистить ф ильтрую щ ий элемент фильтра грубой очист ки масла.
П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
П роверить крепления маслопроводов и приборов сис темы смазки. Слить отстой из фильтров.
Заменить масло в картере двигателя ЯМЗ-236 через два ТО -1.
В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е
Пром ы ть центрифугу и фильтр грубой очистки масла. О чистить и промыть клапан вентиляции картера дви гателя ЗИЛ-130.
Заменить масло в двигателях ГАЗ-53 и ЗИЛ-130.