Файл: Азарх, А. И. Техническое обслуживание грузовых автомобилей иллюстрированное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16В систему охлаждения входят: рубаш ки охлаждения блока и головок цилиндров, водяной насос с приводом,

вентилятор, радиатор с пробкой, термостат, сое­ динительные патрубки со шлангами, сливные краники

иконтрольны е приборы . К системе охлаждения всех описываемых двигателей может бы ть подключен п у ^ У ковой подогреватель. Для улучшения работы системы охлаждения с 1967 г. в двигателе ЗИЛ-130 введена

отводная магистраль, соединяющ ая полости рубашки охлаждения головок цилиндров с всасывающ ей по­ лостью водяного насоса через дополнительный

ш ланг.

Удвигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и ЯМЗ-236 система о х ­ лаждения жидкостная, закрытого типа, с принуди­ тельной циркуляцией. Для нормальной работы двига­

теля

температура охлаж даю щ ей

жидкости должна

бы ть

в пределах

80— 95 С.

 

У д в и г а т е л я

З И Л - 1 3 0 радиатор трубчаты й,

трехрядны й или

четы рехрядны й.

Термостат — ж ид­

костного типа или с твердым наполнителем (смесь церезина с медным порошком). При жидкостном термо­ стате паровой клапан пробки радиатора поддерживает давление в системе охлаждения, равное 0,65 кГ/см 2. При таком давлении вода закипает при тем перату­ ре 114 С. При термостате с твердым наполнителем клапан откры вается при давлении 1 кГ/см 2. В этом случае вода закипает при температуре 119 С.

Водяной насос —

центробежный, производительностью

350— 360 л мин при 3000 об.мин коленчатого вала.

В ентилятор —

ш естилопастный. Водяной

на со си вен­

тилятор

имеют

ременный

привод.

 

У д в и г а т е л я

Г А З - 5 3

радиатор

трехрядны й,

трубчато-ленточны й (змейковый).

Трубки изготовлены

из томпака.

 

 

 

 

 

Термостат

ж идкостного

типа.

При

температуре

91 ± 3 С клапан

термостата

полностью

откры вается.

Паровой клапан пробки радиатора отрегулирован на давление 0,45— 0,55 к Г с м 2 благодаря чему температу­

ра воды достигает 105— 110 С.

 

Водяной насос — центробежный,

производительностью

200 л мин при 3200 об мин коленчатого вала.

Вентилятор — ш естилопастный.

Насос и вентилятор

имеют ременный привод. Привод вентилятора может иметь электром агнитную муфту.

У д в и г а т е л я Я М З - 2 3 6

радиатор

трехрядны й

или четырехрядный.

 

 

 

Термостаты (два) —

ж идкостного типа. У

исправного

термостата клапан

полностью

открывается при тем­

пературе 8 3 ± 2 С. Паровой клапан пробки радиатора открывается при давлении 0,7— 1 кГ см* Вода при этом давлении закипает при температуре 116— 119° С. Водяной насос — центробежный При 3800— 3850 об мин кры льчатки водяной насос должен обеспечивать дав­ ление не менее 1.5 кГ см 1 Вентилятор — ш естилопаст­ ный, с шестеренчатым приводом.


2 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ17

ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Проверить: плотность соединений: уровень воды в радиаторе.

П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить и при необходимости отрегулировать на­

 

 

 

тяжение приводны х ремней. Проверить: крепление

 

 

 

радиатора, водяного насоса,

вентилятора,

ш лангов

 

 

 

и трубопроводов: состояние клапанов пробки радиа­

 

 

 

тора. Смазать подш ипники водяного насоса,

натяж но ­

 

 

 

го ролика ремня привода вентилятора и компрессора.

 

 

 

В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

 

 

 

П роверить и при необходимости подтянуть крепление

 

 

 

ступицы шкива вентилятора. Проверить действие тер­

 

 

 

мостата. Два раза в год перед осенне-зимним и весенне­

 

 

 

летним периодами эксплуатации при ТО -2 промывать

 

 

 

систему охлаждения от накипи.

_________________...

 

 

 

2 - 201

Г о ~ .

n

v

f

i

[

 

МИ>'

 

'•

'

* А

]

 

1 3 . 0

 

 

;

эчзел-пдя? з



28Д в и га т е л ь З И Л -1 3 0 . М асляный насос — ш естеренча­ ты й , двухсекционны й. Редукционный клапан отрегу­

лирован

на давление

2,75— 3,30 к Г с м 2

Перепускной

клапан

нижней

секции отрегулирован

на давление

1,2— 1,5

кГ.см 2

При

давлении масла,

равном 2,75—

3,30 к Г ’см7, ротор центрифуги вращается со скоростью 5000— 6000 об мин. Со второй половины 1967 г. на дви­ гатель З И Л -130 устанавливаю т полнопоточны й фильтр центробежной очистки масла (фильтр грубой очистки отсутствует). П олнопоточная центриф уга имеет пере­ пускной клапан.

На двигателе установлен масляный радиатор. Венти­ ляция картера двигателя принудительная — путем о т ­ соса газов во впускной трубопровод двигателя.

Д в и га т е л ь ГА З -53 . Масляный на сос— ш естеренча­ ты й, двухсекционны й. Редукционный клапан нижней секции, установленны й в главной масляной магистрали, отрегулирован на давление, равное 4 к Г 'с м2. На дви­ гателе устанавливаю т только центробежный фильтр очистки масла. Имеете^ масляный радиатор. Предо­ хранительны й клапан масляного радиатора о ткр ы ­ вается при давлении выш е 1 кГ см2. Вентиляция кар­ тера откры тая , вытяжная.

Д в и га т е л ь Я М З -236. М асляный насос — ш естеренча­ ты й, двухсекционны й. Редукционный клапан секции,

подающ ей

масло в двигатель, отрегулирован на дав­

ление 7,0—

7,5 кГ/см 2. П редохранительны й клапан ра­

диаторной

секции открывается при давлении 0,8—

1.2 кГ см2. Сливной клапан системы смазки откры вается при давлении масла в системе смазки 4,7— 5,0 кГ/см2. Ф ильтр предварительной очистки — щ елевого типа. Его перепускной клапан откры вается при перепаде давления в 2,0— 2,5 кГ см2.

На двигателе ЯМЗ-236 установлен центробежный

фильтр очистки масла.

Вентиляция к а р те р а — о ткр ы ­

тая. Имеется масляный

радиатор.

В двигателях ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и ЯМЗ-236 система смаз­

ки

смешанная.

 

 

В

д в и г а т е л я х

З И Л - 1 3 0 и Г А З - 5 3

под дав­

лением смазываются: коренные и ш атунны е

подш ип­

ники коленчатого

вала, подш ипники распределитель­

ного вала, опоры валика привода преры вателя-рас­ пределителя зажигания и валика масляного насоса, упорная шайба распределительного вала и оси коро­ мысел. Кроме того , в двигателе ЗИЛ-130 под давле­ нием смазываются толкатели. О стальны е трущиеся детали смазываются самотеком и разбрызгиванием.

В д в и г а т е л е Я М З - 2 3 6 под давлением смазы­ ваются коренные и ш атунны е подш ипники коленчатого вала, подш ипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел, втулка

промежуточной

шестерни масляного насоса, опоры

ш танг и втулки

толкателей.


3 СИСТЕМА СМАЗКИ 29

ПЕРЕЧЕНЬ РАБО Т

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить: плотность соединений системы смазки; уровень масла в картере двигателя; давление масла

всистеме.

Очистить ф ильтрую щ ий элемент фильтра грубой очист­ ки масла.

П Е Р В О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

П роверить крепления маслопроводов и приборов сис­ темы смазки. Слить отстой из фильтров.

Заменить масло в картере двигателя ЯМЗ-236 через два ТО -1.

В Т О Р О Е Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е

Пром ы ть центрифугу и фильтр грубой очистки масла. О чистить и промыть клапан вентиляции картера дви­ гателя ЗИЛ-130.

Заменить масло в двигателях ГАЗ-53 и ЗИЛ-130.