Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
организационных перерывов в работе; в расчет вводят лишь неизбеж ные технологические перерывы. При определении эксплуатационной производительности учитывают неизбежные организационные переры вы в работе машины. Эта производительность буровых машин, при веденная к объему взрываемой породы, при комплексно-механизиро ванном выполнении скальных земляных или добычных работ должна приближаться к технической производительности ведущей машины комплекса (экскаватора).
Расчет приведенной производительности буровой машины делают по вместимости скважин (по ВВ), пробуриваемых за смену, и удель ному расходу ВВ на единицу объема взрываемой породы.
Сменная эксплуатационная производительность Яэс (м/смену) буровой машины (станка) зависит от скорости бурения v (м/мин) и
величины коэффициентов полезного использования сменного |
КБС и |
|
машинного Квм времени и может быть определена по формуле |
|
|
Пвс = К всКшТу = KBTv, |
(5) |
|
где Т — длительность сменного времени, |
мин. |
|
Величина коэффициента Квс меняется в |
пределах от 0,75 до 0,9 в за |
висимости от времени года (заправка машины и пуск двигателя в зим них условиях занимают больше времени, чем в летних) и характера объекта работы (временный, постоянный, отдаленный и т. п.), а также от типа двигателя буровой машины (электрический, дизельный, бен зиновый).
Величина коэффициента Квж может быть уточнена в зависимости от технологических показателей работы машин, определяемых соста вом'и длительностью операций, последовательно выполняемых в про цессе бурения.
Если известен годовой производственный план предпрития, то потребное число, буровых машин может быть найдено по их годовой выработке. Эту выработку определяют по расчетному числу дней работы машин в году, принимаемому равным 200 при односменной или 400 при двухсменной их работе.
При устройстве скальных выемок в условиях строительства дорог буровзрывные и погрузочно-транспортные работы можно выполнять комплексно, одновременно или последовательно. При одновременном их ведении сокращаются сроки производства работ, а потребность в буровых машинах определяют по максимальной сменной эксплуата ционной производительности экскаваторов. При последовательной организации разработки выемки вначале выполняют буровые и взрыв ные работы на всем участке выемки, а затем разрабатывают взорванную породу. Поэтому число буровых средств определяют по объему буровых работ на выемке и установленному сроку (темпу) их выполнения. При этом учитывают сменную выработку машин, выраженную в объеме взрываемой породы.
!■ Последовательная организация разработки скальной выемки, при которой все основные буровзрывные работы выполняют до начала экскаваторных работ, допустима лишь на небольших выемках или при наличии достоверных сведений о свойствах пород для безошибоч-
80
ного расчета взрыва для достижения требуемого качества дробления. Преимущество такой организации состоит в создании наилучших условий для длительной непрерывной работы буровых, экскаватор ных и транспортных средств без вывода их из забоя. Недостатком после довательного выполнения буровзрывных и экскаваторных работ являет ся снижение темпа земляных работ.
Основными расходуемыми материальными средствами при работе буровых машин являются буровой инструмент, некоторые особо изна шивающиеся детали машин и горюче-смазочные материалы.
Выбор типа и определение потребности шарошечных и других до лот и буровых штанг делают с учетом свойств породы, объема буровых работ и высоты уступа или средней глубины выемки.
Для разработки выемок в крепких породах, начиная с IX группы, диаметр скважин при шарошечном бурении следует принимать не более 150 мм, так как при большем диаметре по" условиям недостаточного
осевого |
усилия бурового инструмента машины БТС-150 |
работают |
в таких породах неэффективно. В абразивных породах IX |
группы,, |
|
а также |
в весьма крепких породах лучше использовать |
машины |
БТС-150 и БТС-2, снабженные инструментом для ударно-шарошечного бурения или машины БТС-75 и БТСМ.
Тип долота по оснащению шарошек следует принимать на основа нии данных, приведенных в § 15, с учетом строения и абразивности породы.
Потребное количество долот определяют с учетом объема буровых |
|
работ (суммарной длины скважин) и средней |
износостойкости долот |
в данных инженерно-геологических условиях. |
Ориентировочные све |
дения о средней стойкости шарошечных долот |
приведены в табл. 12. |
|
|
|
Т а б л и ц а |
#12 |
|
|
Параметры |
Группа породы |
|
|
|
|
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
|
v' |
||||
Марка долота ................................................. |
т |
т, ок |
ок |
ОК |
ок |
Средняя стойкость долота диаметром 150 мм, |
50 |
40 |
• 30 |
25 |
|
м ..................................................... |
... 150 |
||||
П р и м е ч а н и е . |
При бурении сильиотрещиноватых и абразивных пород стойкость до |
||||
лот уменьшается. |
|
|
|
|
|
При шарошечном бурении изнашиваются, а иногда ломаются штан ги. Следует правильно работать с буровым инструментом, так как доля затрат на него достигает 50% стоимости бурения.
На месте работы буровых машин следует иметь запас шарошечных долот, коронок, штанг и горюче-смазочных материалов на срок от двух недель до двух месяцев в зависимости от отдаленности объектов работ, дорожных и климатических условий.
При выборе средств механизации бурения шпуров в мерзлых грун тах учитывают объем работ, число одновременно работающих экскава-
81
Торов й местные условия. Для обеспечения одновременной работы не скольких экскаваторов, расположенных в незначительном удалении друг от друга, в пределах 1 км, наиболее рационально использовать буровые машины БТС-60 или БТСМ. В комплекс с одиночно работаю щими экскаваторами целесообразно вводить также средства бурения малой механизации, например электроили пневмосверла на салазках или тележках.
Выбор рационального типа ручного перфоратора зависит от рода и объема буровых работ. Для бурения валунов и негабаритов, а также для работы на откосах выемок используют легкие ручные перфораторы и преимущественно коронки с одним лезвием (одноперые). Для буро вых работ при устройстве кюветов и канав целесообразно использо вать более производительные ручные перфораторы средней массы. Тип коронки в этом случае выбирают в зависимости от свойств пород.
При' бурении в плотных породах используют одноперые коронки, а в трещиноватых — крестовые и иксообразные. В очень крепких породах целесообразно применять коронки, армированные пластин ками твердого сплава ВК-15 или ВК-11В, а в менее крепких и в абра зивных породах — ВК-11.
Для снижения объема и увеличения скорости бурения при разбу ривании негабаритов и валунов применяют буры с головками диамет ром 22 мм. -
Для лучшего использования средств бурения скважин работу машин и станков организуют, как правило, в две смены. К трехсмен ной работе следует прибегать лишь при недостатке машин на данном объекте или в зимнее время, когда' длительные остановки машин ведут к большим простоям при пуске их в работу в начале, смены.
Бурение скважин при комплексном ведении разработки скальной породы на объекте следует намечать с опережением экскаваторных работ по времени не менее чем на неделю, а по размещению машин — не менее чем на 50 м, с тем чтобы зарядные работы можно было выпол нять, не прекращая земляных работ.
Способ и порядок перемещения буровых станков и машин в забоях карьеров и на участках выемок следует намечать с учетом подвижной способности станков и машин. Машины, работающие на разных по уров ню уступах, должны быть разведены друг от друга вдоль линии уступа не менее чем на 10 м.
Приемка и перебазирование средств для шарошечного бурения тре буют специальной подготовки, так как машины и станки имеют боль шую массу. Возможны три способа погрузки и выгрузки станков сред ней и большой массы: краном, тягачами (при наличии тупика) и сдвиж кой на высокую платформу (при выгрузке).
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует строго придерживаться указаний, содержащихся в заводских инструкциях. Тяжелые станки транспортируют на трейлерах или при помощи тяга чей на жесткой тяге. При этом буровые штанги снимают и доставляют отдельно. Для перемещения тягачами приводные цепи гусеничного хода станка снимают. При спусках с уклоном от 15 до 35% станок удерживают канатами.
82
Машины БТС-150, БТС-75, БТСМ и станки 1СБУ-125 и т. п. грузят и выгружают в полном сборе. При наличии высокой платформы по грузку и,выгрузку машин производят собственным ходом. Так же мо жет быть организована погрузка и выгрузка машин в тупике, но с пред варительным устройством съезда.
Транспортировать машины БТС-150, БТС-75, БТСМ на расстояние 50 км и более следует на трейлерах соответствующей грузоподъемности.
При производстве бурения тяжелыми станками мачтового типа не обходима хорошая подготовка рабочих площадок и путей передвиже ния. В подготовку входит: выравнивание поперечного профиля проез дов и площадок до горизонтального очертания, придание им минималь ного продольного уклона (не более 10%), если рельеф местности не позволяет сохранить горизонтальность; укрепление слабых мест площа док и дорог, которые могут дать значительные просадки под гусени цами машины; устройство водоотводных канав; проверка мостов и пере прав; очистка пути передвижения от снега; установка оград и преду предительных надписей у опасных мест.
Передвигать станки и машины по хорошо спланированным рабочим площадкам можно с поднятой мачтой и буровым ставом. Это позволяет экономить время, затрачиваемое на вспомогательные операции.
После выполнения планировочных работ отмечают места зало жения скважин с обозначением глубины их и угла наклона. Не точное заложение скважин без соблюдения расчетной «сетки» неизбеж но ведет к ухудшению качества дробления породы.
До начала бурения машины и станки должны быть хорошо закреп лены от смещения.
Для ухода за машиной (станком) в период ее работы ежесменно и еженедельно должно быть выделено специальное время. Для той же цели ежемесячно следует выделять не менее одного рабочего дня, а при трудных условиях работы — не менее одного дня на каждые 20 кален дарных дней работы машины.
В зимнее время для буровых машин дорожного типа желательно иметь вблизи объекта работы гаражную стоянку. Это сокращает еже дневные потери времени на пуск машин в действие и позволяет лучше их сохранить. При отсутствии гаражной стоянки необходимо предус матривать меры, обеспечивающие быстрый и безопасный пуск машин в начале смены.
Трубопроводы, шланги, кабели необходимо предохранять от пов реждений. Шланги должны иметь прочные соединения; скреплять их проволокой нельзя. Неплотности в соединениях воздушной сети следует своевременно устранять. Диаметры воздухопроводов и шлангов долж ны соответствовать объему потребляемого воздуха.
При использовании для работы буровых средств передвижных электростанций и компрессоров машинистов последних целесообразно включать в состав буровых бригад.
Организация в полевых условиях аварийного ремонта тяжелых буровых станков, а также ремонта и исправления отдельных деталей и узлов должна основываться преимущественно на замене соответст
83
вующих деталей и узлов новыми в сборе для обеспечения быстрого пуска установок в работу.
Для этой цели производственные управления должны использовать авторемонтные мастерские с крановым оборудованием.
Обеспечение безопасности работ при бурении
В- основе безопасного производства механизированных буровых работ лежат следующие положения: хорошее знание станка или маши ны обслуживающим персоналом, выполнение предписаний заводских и ведомственных инструкций, запрещение работы на неисправных станках и машинах, строгое соблюдение технологии и технических правил работы, правильное обустройство рабочей зоны и строительной площадки, твердые знания правил безопасности и систематический инструктаж по ним, выполнение установленной сигнализации при ра боте на машинах.
При работе на машинах с электрическим приводом необходимо систематически проверять целость изоляции проводов, наличие ограж дения токоведущих частей, заземление корпусов машин, их отдельных узлов и инструмента. Работать необходимо в резиновых перчатках и специальной одежде. Рукоятки инструмента должны, быть выполнены из материала, не проводящего ток.
При эксплуатации механического оборудования особое внимание следует уделять соблюдению правил безопасности при заправке и пуске машин, содержанию машин в сухом состоянии, соблюдению правил управления, систематической проверке исправности машин.
Следует помнить, что большинство травматических случаев на открытых горных работах связано с нарушением правил безопасности при обращении с электроустановками, а .также с неумелым обраще нием с машинами и механизмами.
К работе на механических средствах, применяемых при бурении, могут быть допущены лица, имеющие удостоверение на право управле ния соответствующим средством, прошедшие практику работы на нем, проверенные в знании устройства машины (станка), заводской инст рукции по эксплуатации, инструкции по технике безопасности и умею щие оказывать-первую помощь пострадавшим.
Р А З Д Е Л В Т О Р О Й
ВЗРЫВЧАТЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
Г л а в а V
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СРЕДСТВА ВЗРЫВАНИЯ
§ 17. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
Понятия о взрыве и взрывчатом веществе
Вз р ы в — явление, при котором происходит разрушение, дроб ление, отбрасывание и сотрясение окружающей среды, сопровождаемое сильным звуковым эффектом.
Причинами взрыва могут быть изменения физических услозий или химического состояния вещества. Взрывы баллонов с газом, паровых котлов имеют физический характер.
При взрыве химического характера происходит очень быстрое (мгно венное) превращение вещества в газы с выделением колоссального количества тепла, нагревающего эти газы до высокой температуры.
Сила и разрушительный эффект взрыва тем больше, чем быстрее протекает химическая реакция, выше температура и больше объем вы делившихся газов. В практике взрывных работ используют энергию химического превращения взрывчатых веществ.
Вз р'ы в ч а т ы м и называют вещества, химически мало устой чивые, способные под влиянием внешних воздействий очень быстро (в стотысячные доли секунды) превращаться в газообразные продукты, выделяя при этом большое количество тепла и оказывая на окружаю щую среду огромное давление.
При производстве взрывных работ применяют специальные промыш ленные взрывчатые вещества (ВВ).
Первым взрывчатым веществом был черный (дымный) порох; до середины XIX в. он был единственным взрывчатым веществом. В 1853 г. были получены ВВ большой мощности ■— динамиты, которые быстро заменили порох. В 1867 г. были изобретены аммиачноселитренные ВВ, получившие очень широкое распространение.
Кислородный баланс. Химические превращения взрывчатых ве ществ при взрыве в газообразные продукты происходят за счет реакции окисления без доступа кислорода воздуха. Поэтому в своем составе ВВ содержат компоненты, необходимые для такой реакции, т. е. горю чие — водород и углерод, и компоненты, богатые кислородом.
Кислородным балансом называют разность между количеством кислорода, находящегося в составе данного ВВ, и тем количеством
85