Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Немалое значение для достижения большой скорости бурения имеет своевременная замена изношенных шарошечных долот или затуплен ных буровых коронок. Если по установленной средней износостойкости долота можно предположить, что вся скважина не может быть пробуре на данным долотом, то его следует заменить новым. Частично изно шенное долото используют при бурении других скважин меньшей длины.
Для снижения выхода шарошечных долот из-за порчи опорных под шипников и дорожек катания необходимо тщательно продувать и про мывать долота смесью дизельного топлива с бензином после "окончания бурения каждой скважины, добиваясь свободного вращения шарошек на цапфах. Следует обязательно извлекать буровой став из скважины для очистки шарошечного долота после прохождения им скольконибудь значительного слоя глинистого, и другого мягкого грунта, легко проникающего в отверстия долота и опорные детали шарошек.
Необходимость замены или заточки породоразрушающего инстру мента (долота, коронки) лучше всего определять по снижению скоро сти бурения. Снижение скорости в равнопрочной породе более чем на 50% недопустимо.
Затупленные коронки при работе средствами пневмоударного буре ния заменяют без отсоединения ударника от бурового става. Для
сохранения достаточного зазора |
между |
|
ударником и стенками |
скважины диаметр коронок БК-105 |
и К-105 |
должен быть не менее 95— |
|
96 мм. Начальные диаметры комплекта этих |
коронок равны 105, 103 |
||
и 101 мм. Наименьший допустимый диаметр |
коронок БК-155 и К-165 |
составляет 140 и 150 мм.
Чем глубже пробурена скважина, тем больше времени затрачивают на смену долота и больше потери производительности. Поэтому интер валы времени между сменой долот с углублением бурового инструмен та в скважину целесообразно увеличить, несмотря на потерю скорости непрерывного бурения затупившейся коронкой. Следует учитывать при этом, что в крепких породах IX и X групп скорость непрерывного бурения хорошо заостренной коронкой намного превышает скорость бурения затупленной, коронкой.
Дополнительные факторы, влияющие на эффективность бурения
При осмотре и приемке коронок необходимо проверять размеры их, надежность армировки, отсутствие трещин и других дефектов в кор пусе и армировке и особенно качество выполнения крепежного паза (в долотах типа БК-105), обеспечивающее плотное, без люфта укрепле
ние хвостовика коронки в ударнике. |
бурения |
выдерживают 5— |
|
Обычные коронки для пневмоударного |
|||
7 заточек. До затупления коронки можно |
пробурить в породах VI |
и |
|
VII групп в среднем от 40 до 20 пог. *м скважин, |
а в породах IX |
и |
X групп — от 4 до 1,5 пог. м в зависимости от строения массива горной породы и ее абразивности.
Малая стойкость и ограниченная скорость бурения — главные недостатки пневмоударников. Стойкость пневмоударников типа МП-3
76
в крепких породах IX-и X групп не превышает 250—300 м, а пневмо ударников типов П-105 и П-125 — 500—600 м. Правильная эксп луатация ударников — своевременные чистка, смазка, ремонт и подача чистого воздуха в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации — позволяет значительно увеличить срок службы ударников.
' Изменение диаметра шарошечных долот в пределах от 76 до 150 мм при бурении скважин машинами БТС-75 и БТС-150 не приводит к су щественному изменению скорости бурения, так как удельное осевое давление инструмента малого диаметра приходится несколько умень шать из-за пониженной стойкости долот ОК-76, Т-112 и т. п.
Улучшение условий бурения может быть достигнуто в некоторых случаях путем рационального выбора высоты уступа разработки, чтобы бурение скважин заканчивалось перед началом нескального слоя, или перед плоскостью разделения слоев. Такой выбор высоты уступа ведет и к экономии объема бурения, так как устраняет необхо димость в перебуре скважин.
При равных условиях для выбора высоты уступа разработки сле дует отдавать предпочтение величине, кратной длине буровых штанг, с учетом перебура скважин с тем, чтобы рациональнее использовать время, затрачиваемое на наращивание штанг.
Для получения хороших результатов бурения необходимо правиль но устанавливать буровые средства. Станки следует приводить в гори зонтальное положение при помощи домкратов, на которые они долж ны опираться. Если длина домкратов недостаточна для этой цели, то следует выровнять рабочую площадку. Это важно для установле ния заданного угла бурения и для безотказной работы автоматических устройств в таких'станках, как 2СБШ-200, 2СБШ-200Н.
Бурение скважин машинами БТС-150 и станками типа 2СБШ-200, «Урал-64» до установки их на гидродомкраты и приведения в гори зонтальное положение не допускается.
Устанавливать машины и станки на участке работы при отсутствии пылезащитных устройств следует так, чтобы выносимая буровая пыль направлялась в сторону от машины.
После забуривания скважины на глубину от 0,2 до 0,5 м, а иногда и более (в зависимости от состояния верхнего слоя породы) проверяют точность заложения скважины по разбивочным знакам и правильность угла бурения. Затем работу продолжают на оптимальном для данных условий режиме.
Во время дождя и после него вода, проникающая в скважины с поверхности и через трещины в породе, вносит значительное коли чество твердых частиц, оседающих на дно скважины и меняющих ее глубину. Такое же явление наблюдается в обводненных породах. Поэтому в трещиноватых породах в дождливые периоды и в обводнен ных массивах скальных пород скважины следует бурить на глубину, большую расчетной. Необходимый запас должен составлять от 0,5 до 1,5—2 м в зависимости от организации взрывных работ (интервалов времени между взрывами), степени трещиноватости породы и засорег-
77
ности трещин. В легкоосыпающихся породах скважины также необ ходимо бурить на глубину более расчетной с запасом на 0,2—0,3 м.
Увеличение объема бурения ведет к удорожанию работ. В указан ных случаях рационально вести взрывание выемок, карьерных усту пов и других объектов короткими участками, сокращая периоды между взрывами отдельных серий скважин.
Одной из наиболее сложных аварий, происходящих при бурении скважин в неблагоприятных породных условиях, является обрыв буро вого става. Извлечение оборванной части става может быть выполнено при помощи метчика, ввинчиваемого машиной или станком в аварий ную резьбу ближайшей к устью скважины штанги.
Технологический процесс бурения скважин станками мачтового типа более совершенен, чем бурение машинами БТС-2 и ВТС-150, так как штанги имеют большую длину, подаются на забой с автомати ческим перехватом и наращиваются механизированным способом.
В работе наиболее совершенных станков шарошечного бурения вспомогательные операции в процессе бурения имеют все же большой удельный вес (до 30% и более). Для пород IX группы при высоте усту па разработки 12—14 м время выполнения этих операций при бурении станками 2СБШ-200 достигает приблизительно 20 мин на скважину, а операция бурения скважины занимает от 50 до 60 мин.
Технологическая карта буровых работ
Для достижения наилучших результатов работы машин и повыше ния производительности труда при проведении буровых работ состав ляют технологическую карту буровых работ, в которой приводят:
схему перемещения станка по, объекту при бурении скважин в пе риод между взрывами с указанием точного местоположения скважин; объем буровых работ с указанием числа, глубины, диаметра и угла
наклона скважин на данном участке работы машины;
Наименование
операций 0-смотр,запраВка,смазка
и пуск |
машины_____ |
бурение |
скВамины |
ПерехоЗ |
от скйажины к |
новому месту Вурения |
|
Смена |
Золота |
ВунсироВна компрессора
ОтВоЗ, остановка,осмотр машины с уВоркой инст румента или сЗача ■ машины по смене
Н° скважин |
____ |
|
Глубина |
скважин,м |
|
Средняя |
скорость непре- |
рыВного бурения,м/мин
имен ное |
время , |
м и н |
W00ю вс woи м 1б |
о т |
т т2бШм5о т з 1яМ1№ 38о т в |
А
1 |
г |
1 |
3 |
1 4 |
I |
5 |
В |
|
8 |
8 |
8 ,5 |
1 |
3 |
i 3 |
|
о,г |
|
1I |
|
|
1 |
|
|
0,2 |
0,2 |
0,2 |
| |
0,2 |
0,2 |
Рис. 46. График трудового процесса при бурении скважин машиной БТС-2
78
основные указания по выполнению работы, в том числе по режиму бурения и смене долот, по мероприятиям,имеющим целью уменьшение организационных и технологических перерывов, и др.;
сменный операционный график работы машиниста буровой ма шины (рис. 46) с указанием времени выполнения основных и вспомога тельных операций, организационных перерывов и заданной скорости бурения;
состав бригады; выдаваемые материалы и буровой инструмент с указанием норм
расхода.
Машинист буровой машины должен вести исполнительный опера ционный график бурения с записью причин отклонения от заданного графика работы в технологической карте.
Исполнительный график рассматривается техническим руководи телем (мастер, прораб) совместно с машинистом. На основании ана лиза графика указанным персоналом вносятся изменения в техноло гическую карту и организацию работы для увеличения производитель ности и снижения стоимости бурения.
§16. ОРГАНИЗАЦИЯ БУРОВЫХ РАБОТ НА ОБЪЕКТЕ ВЗРЫВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ ПРИ БУРЕНИИ
Организация бурения на объекте работ
Организация бурения на объекте работ включает следующие эле менты:
выбор средств бурения для данного объекта и определение необхо димого их количества;
определение материальных ресурсов для работы буровых машин; установление порядка работы буровых средств во времени и по пло
щади объекта; определение способа и средств приемки и транспортировки буровой
техники к месту работы; подготовка рабочих площадок, включая разбивку скважин и путей
для перемещения машин; обеспечение нормального обслуживания средств бурения;
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопас ного производства буровых работ.
Вопрос о выборе бурового станка или машины для работы в карь ере (при равных возможностях по инженерно-геологическим условиям;
иснабжению энергией) и об определении необходимого количества ма шин решают в зависимости от сменной производительности дробилок
ипогрузочных средств или. годового производственного плана пред
приятия по объему продукции (камня, щебня).
При расчетах различают техническую Лт и эксплуатационную Пв производительность буровых машин. Техническую производитель ность определяют с учетом производственных условий и максимальной загрузки машин независимо от непредвиденных технологических и
79