Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щими единое кинематическое звено. Гидроцилиндр подачи' может быть приведен в транспортное положение.

Привод коробки передач осуществляется от вала отбора мощности трактора механическим путем с получением двух рабочих скоростей вращения бурового става и обратного хода. В гнездо выходного вала правого редуктора помещен квадратный вал, от которого крутящий момент передается вращателю.

На буровой раме закреплено кассетное устройство 10 для механи­ зированной подачи буровых штанг при их наращивании и разборке. Перемещают кассету со штангами к буровому ставу и обратно при помощи поршня гидроцилиндра.

Работа гидросистемы, включающей гидроцилиндры подачи буро­ вого става и кассеты, гидроцилиндры домкратов и наклона буровой рамы, обеспечивается шестеренчатым гидронасосом, установленным в передней части трактора под капотом.

Разбуренная порода и пыль отсасываются из скважины вентиля­ тором (см. рис. 7) через пылесборник 13 и бункер 12. Буровой шлам оседает в бункере, а пыль удаляется в атмосферу через поворотный патрубок. Вентилятор приводится в действие от коробки передач клиноременной передачей.

Передача энергии от двигателя трактора к буровому ставу проис­ ходит через вал отбора мощности и коробку передач буровой машины и через систему привода гидронасоса. От коробки передач движение на буровой став передается через карданный вал, два редуктора с коническими шестернями, квадратный вал и вращатель; на венти­ лятор — через двухступенчатую клиноременную передачу.

Вынос бурового шлама и охлаждение шарошечного инструмента осуществляются сжатым воздухом, получаемым от передвижного комп­ рессора.

Управляют передвижением буровой машины из кабины трактора, в которой расположены также все контрольные приборы. При бурении работой машины управляют с пульта, расположенного в задней ее части.

Всеми операциями, связанными с гидроприводом, управляют при помощи рукояток двух гидрораспределителей.

Управление операциями, связанными с механическим приводом, выполняют при помощи рычагов, смонтированных на щите 14, при­ крепленном к основной раме машины на швеллерах.

Привод дублированного управления муфтой сцепления трактора исключает возможность передвижения трактора при управлении с пульта бурильщика.

Техническая характеристика машин БТС-150 и БТС-2 приведена ниже.

Диаметр долота (скважин), мм . . .

БТС-150

БТС-2

150

150

Глубина бурения, м ..........................

до 23

до 30

Угол бурения (от вертикали), град -.

0—30

0—90

Способ подачи рабочего органа . . .

плавнорегулируе-

гидравли-

 

мый гидравличес-

ческий

 

кий

 

28


Максимальное осевое давление,

тс .

11,3

J0

Скорости вращения бурового става,

 

 

об/мин:

 

 

 

 

105,195

60,120

рабочие .........................................

 

 

•.

обратная ..................................

 

 

76

60

Рабочий ход цилиндра подачи, мм

2155

2000

Способ подачи штанг при

наращива-

механический

ручной

нии и разборке бурового става . .

База машины ......................................

 

 

 

трактор Т100М

трактор

Число гидроцилиндров домкратов . .

и Т130

с-юо

3

2

Скорость

подъема бурового

става,

8,7

2

м/мин .................................................

 

скважин

от

разбу-

Способ очистки

сжатым воздухом

сжатым

ренной породы

..................................

 

 

 

 

 

 

 

 

с отсосом в устье

воздухом

 

 

 

 

 

 

скважины пыле-

без пыле-

 

 

 

 

 

 

отводящей уста­

отвода

Габаритные размеры машины, мм:

новкой

 

3080

2800

ширина .........................................

 

 

 

длина в рабочем положении . .

6600

7420

длина

в транспортном положении

6160

высота в рабочем положении . .

- 5750

5140

высота

в транспортном положе-

3600

3600

Н

И И

.............................................................................................

в заправленном

Масса машины

20

18,75

СТОЯНИИ, т .........................................

 

 

 

Производительность машины в смену,

 

 

пог.

м:

 

 

 

. . .

45—80

40—70

в породах V—VI групп. .

»

»

VII —VIII

групп . .

25—40

15—30

Рабочий инструмент

 

 

трехшарошечное

 

 

 

 

 

 

 

долото и резцовая

 

Количество штанг в комплекте:

коронка

 

 

 

гладких ..................................

 

 

 

12

 

ш нековы х..............................

 

 

 

7

2006

Длина штанг, мм ......................

 

 

2006

Диаметр штанг, мм:

.

 

114

108

гл ад к и х ..........................

 

 

ш нековы х..............................

 

 

 

200

150-300

Буровая

машина

БТС-2

(рис. 8)

отличается от машины БТС-150

базовым трактором, конструкцией гидросистемы и наличием всего двух домкратов.

Недостатком машин БТС-150 и БТС-2 является невозможность регулирования осевого давления в процессе бурения без перерыва этого процесса. При послойной разработке глубоких выемок невоз­ можно также бурение наклонных откосных скважин при проходке второго и нижерасположенных слоев.

- Главстроймеханизацией Минтрансстроя готовится к выпуску буро­ вая машина СБШ-160, в которой по техническому заданию ЦНИИСа предусмотрено механизированное выполнение всех вспомогательных операций.

Буровой станок 2СБШ-200 предназначен для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин в породах преимущественно VI —

29



 

 

IX групп в карьерных условиях.

 

 

В отличие от буровых машин

 

 

буровые станки получают энер­

 

 

гию от внешних источников:

 

 

Электроэнергия, поступающая к

 

 

станку по кабелю, преобразует­

 

 

ся в электродвигателях в кине­

 

 

тическую и через гидравличе­

 

 

скую

и пневматическую

систе­

 

 

мы передается рабочему органу,

 

 

а от него шарошечному инстру­

 

 

менту — вращение и подача бу­

 

 

рового става на забой скважины.

 

 

При

этом шарошечное

долото

 

 

разрушает породу, а сжатый воз­

Рис. 8. Буровая

машина БТС-2

дух, поступающий через буро­

вой став и долото, очищает за­

дукты разрушения

и одновременно

бой, удаляет из скважины про-

охлаждает долото. Общая уста­

новленная мощность двигателей станка составляет 300 кВт.

Станок имеет следующие основные узлы и устройства (рис. 9). гусеничный ход 1, рабочий орган 4 с инструментом, электрическую, гидравлическую и пневматическую системы, систему о пылеулавли­ вания, кабину 5 управления и машинное 2 и компрессорное 3 от­ деления.

В качестве ходовой части станка использованы две гусеничные те­ лежки экскаватора Э-1003. Каждая из них имеет независимый привод от электродвигателя через редуктор и цепную передачу. Все оборудова­ ние станка монтируется на платформе.

Рабочий орган станка, кроме вращения и подачи бурового ин­ струмента на забой при бурении, используется для сборки и разборки бурового става.

Основные узлы рабочего органа смонтированы на мачте, состоя­ щей из двух частей — основания 7 и верха 8, соединенных между собой шарнирно.

Зажим буровой штанги осуществляется при помощи гидропатрона с кулачками.

Электродвигатель постоянного-тока позволяет плавно регулировать скорость вращения шпинделя в пределах от 15 до 316 об/мин.

Напорные гидроцилиндры служат для подачи бурового става на забой. Максимальное осевое, давление составляет 22 тс.

Для размещения штанг служит кассета, прикрепленная к мачте. Поворот кассеты при сборке и разборке бурового става производят при помощи специального гидроцилиндра.

Сжатый воздух подают в буровой

став и к шарошечному долоту

через вертлюг, используемый также при подъеме бурового става.

Для подъема бурового става при

его

разборке служит лебедка

с полиспастом. Став удерживается

на

весу электротормозом со

шкивом.

 

 

30


Аппаратура

отопления — калориферная установка, трубчатый

металлический

масляный нагреватель, воздушные нагреватели —

предназначена

для обогрева кабины машиниста, нагревания масла

в гидросистеме станка и компрессорах при запуске их в зимнее время. При помощи главного электропривода выполняются три этапа ос­ новного технологического процесса работы станка: сборка или нара­ щивание бурового става, бурение, разборка бурового става после

окончания бурения скважины.

После пробуривания -скважины на 1 м гидропатрон достигает крайнего нижнего положения своего рабочего хода и нажимает на ко­ нечный выключатель, вследствие чего происходит перехват штанги для очередного цикла бурения. При этом выпоняются следующие автома­ тические операции: разжатие патрона, перемещение его вверх и на­ жатие на верхний конечный выключатель, при срабатывании которого патрон вновь зажимает штангу. Это вызывает включение в работу дви­ гателя вращения бурового става и механизма подачи патрона вниз до нажима на конечный выключатель. Затем цикл повторяется. Изменяя наблюдаемую по приборам величину осевого давления и скорость вра­ щения бурового става, добиваются получения наибольшей скорости бурения, контролируемой по прибору.

Буровой станок 2СБШ-200Н относится к классу полуавтомати­ ческих. Все основные процессы работы на станке механизированы.

Инструментом для шарошечного бурения скважин с применением описанных машин и машин БТС-75 и БТСМ служат трехшарошечные долота, штанги и переходники. ;

Т р е х ш а р о ш е ч н ы е д о л о т а (рис. 10) состоят из трех лап 1, сваренных между собой и образующих корпус 2, трех цапф 3

Рис. 10. Трехшарошечные

. долота:

а —■штыревое;

6 —■зубчатое;

е — схема

устройства

32

4

Рис 11. Резцовое долото для вращательного

бурения (к машинам БТС-150

й БТС-2):

 

1 — пластинки твердого сплава; 2 — корпус;

3 — хвостовик; 4 — лезвие

(по числу лап, запрессованных в них), трех конических шарошек 4,

посаженных на

цапфы и вращающихся на опорных подшипниках

5 — шариковых

и роликовых или на опорах скольжения.

В рабочей поверхности шарошки выфрезерованы зубцы(см. рис. 10, б) или запрессованы цилиндрические штыри (см. рис. 10, а) из твердого сплава с полусферическим окончанием, в зависимости от чего долота называют зубчатыми или штыревыми.

На верхней части корпуса 2 долота нарезана стандартная кони­ ческая резьба, при помощи которой долото соединяется с буровой штангой.

В центральной части корпуса долота по его оси расположено ци­ линдрическое отверстие для пропуска к шарошкам и забою скважины сжатого воздуха, воды или воздушно­ водяной смеси.

При бурении машинами БТС-150 и БТС-2 применяют преимущественно до­ лота диаметром 145 мм; для станков 2СБШ-200Н и 2СБШ-200 — долота диа­ метром 190 и 214 мм; для машин БТС-75 и БТСМ — долота диаметром 76, 93 и 112 мм.

Долота обозначают марками 76С, 93С, 93Т, 112Т, 112К, 145К или 1450К, 190ОК, 2140КЦифры марки указыва­ ют размер стандартного диаметра доло­ та в мм, буквы — характеристику по­ род по крепости, для которых предназ­ начаются долота (С — слабые, Т — твер­ дые, К — крепкие, ОК — особо креп­ кие).

Качество шарошечных долот при по­ лучении их с завода проверяют по сво­ бодному (без люфта) вращению на цап­ фе, наличию выступа шарошек за кор­ пус долота («завеса») для предохранения его от истирания и по отсутствию тре­ щин.

2 Зак. 849

33