Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
щими единое кинематическое звено. Гидроцилиндр подачи' может быть приведен в транспортное положение.
Привод коробки передач осуществляется от вала отбора мощности трактора механическим путем с получением двух рабочих скоростей вращения бурового става и обратного хода. В гнездо выходного вала правого редуктора помещен квадратный вал, от которого крутящий момент передается вращателю.
На буровой раме закреплено кассетное устройство 10 для механи зированной подачи буровых штанг при их наращивании и разборке. Перемещают кассету со штангами к буровому ставу и обратно при помощи поршня гидроцилиндра.
Работа гидросистемы, включающей гидроцилиндры подачи буро вого става и кассеты, гидроцилиндры домкратов и наклона буровой рамы, обеспечивается шестеренчатым гидронасосом, установленным в передней части трактора под капотом.
Разбуренная порода и пыль отсасываются из скважины вентиля тором (см. рис. 7) через пылесборник 13 и бункер 12. Буровой шлам оседает в бункере, а пыль удаляется в атмосферу через поворотный патрубок. Вентилятор приводится в действие от коробки передач клиноременной передачей.
Передача энергии от двигателя трактора к буровому ставу проис ходит через вал отбора мощности и коробку передач буровой машины и через систему привода гидронасоса. От коробки передач движение на буровой став передается через карданный вал, два редуктора с коническими шестернями, квадратный вал и вращатель; на венти лятор — через двухступенчатую клиноременную передачу.
Вынос бурового шлама и охлаждение шарошечного инструмента осуществляются сжатым воздухом, получаемым от передвижного комп рессора.
Управляют передвижением буровой машины из кабины трактора, в которой расположены также все контрольные приборы. При бурении работой машины управляют с пульта, расположенного в задней ее части.
Всеми операциями, связанными с гидроприводом, управляют при помощи рукояток двух гидрораспределителей.
Управление операциями, связанными с механическим приводом, выполняют при помощи рычагов, смонтированных на щите 14, при крепленном к основной раме машины на швеллерах.
Привод дублированного управления муфтой сцепления трактора исключает возможность передвижения трактора при управлении с пульта бурильщика.
Техническая характеристика машин БТС-150 и БТС-2 приведена ниже.
Диаметр долота (скважин), мм . . . |
БТС-150 |
БТС-2 |
150 |
150 |
|
Глубина бурения, м .......................... |
до 23 |
до 30 |
Угол бурения (от вертикали), град -. |
0—30 |
0—90 |
Способ подачи рабочего органа . . . |
плавнорегулируе- |
гидравли- |
|
мый гидравличес- |
ческий |
|
кий |
|
28
Максимальное осевое давление, |
тс . |
11,3 |
J0 |
|||||
Скорости вращения бурового става, |
|
|
||||||
об/мин: |
|
|
|
|
105,195 |
60,120 |
||
рабочие ......................................... |
|
|
•. |
|||||
обратная .................................. |
|
|
76 |
60 |
||||
Рабочий ход цилиндра подачи, мм |
2155 |
2000 |
||||||
Способ подачи штанг при |
наращива- |
механический |
ручной |
|||||
нии и разборке бурового става . . |
||||||||
База машины ...................................... |
|
|
|
трактор Т100М |
трактор |
|||
Число гидроцилиндров домкратов . . |
и Т130 |
с-юо |
||||||
3 |
2 |
|||||||
Скорость |
подъема бурового |
става, |
8,7 |
2 |
||||
м/мин ................................................. |
|
скважин |
от |
разбу- |
||||
Способ очистки |
сжатым воздухом |
сжатым |
||||||
ренной породы |
.................................. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
с отсосом в устье |
воздухом |
|
|
|
|
|
|
|
скважины пыле- |
без пыле- |
|
|
|
|
|
|
|
отводящей уста |
отвода |
|
Габаритные размеры машины, мм: |
новкой |
|
||||||
3080 |
2800 |
|||||||
ширина ......................................... |
|
|
|
|||||
длина в рабочем положении . . |
6600 |
7420 |
||||||
длина |
в транспортном положении |
6160 |
— |
|||||
высота в рабочем положении . . |
- 5750 |
5140 |
||||||
высота |
в транспортном положе- |
3600 |
3600 |
|||||
Н |
И И |
............................................................................................. |
в заправленном |
|||||
Масса машины |
20 |
18,75 |
||||||
СТОЯНИИ, т ......................................... |
|
|
|
|||||
Производительность машины в смену, |
|
|
||||||
пог. |
м: |
|
|
|
. . . |
45—80 |
40—70 |
|
в породах V—VI групп. . |
||||||||
» |
» |
VII —VIII |
групп . . |
25—40 |
15—30 |
|||
Рабочий инструмент |
|
|
трехшарошечное |
|
||||
|
|
|
|
|
|
долото и резцовая |
|
|
Количество штанг в комплекте: |
коронка |
|
||||||
|
|
|||||||
гладких .................................. |
|
|
|
12 |
|
|||
ш нековы х.............................. |
|
|
|
7 |
2006 |
|||
Длина штанг, мм ...................... |
|
|
2006 |
|||||
Диаметр штанг, мм: |
. |
|
114 |
108 |
||||
гл ад к и х .......................... |
|
|
||||||
ш нековы х.............................. |
|
|
|
200 |
150-300 |
|||
Буровая |
машина |
БТС-2 |
(рис. 8) |
отличается от машины БТС-150 |
базовым трактором, конструкцией гидросистемы и наличием всего двух домкратов.
Недостатком машин БТС-150 и БТС-2 является невозможность регулирования осевого давления в процессе бурения без перерыва этого процесса. При послойной разработке глубоких выемок невоз можно также бурение наклонных откосных скважин при проходке второго и нижерасположенных слоев.
- Главстроймеханизацией Минтрансстроя готовится к выпуску буро вая машина СБШ-160, в которой по техническому заданию ЦНИИСа предусмотрено механизированное выполнение всех вспомогательных операций.
Буровой станок 2СБШ-200 предназначен для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин в породах преимущественно VI —
29
|
|
IX групп в карьерных условиях. |
||
|
|
В отличие от буровых машин |
||
|
|
буровые станки получают энер |
||
|
|
гию от внешних источников: |
||
|
|
Электроэнергия, поступающая к |
||
|
|
станку по кабелю, преобразует |
||
|
|
ся в электродвигателях в кине |
||
|
|
тическую и через гидравличе |
||
|
|
скую |
и пневматическую |
систе |
|
|
мы передается рабочему органу, |
||
|
|
а от него шарошечному инстру |
||
|
|
менту — вращение и подача бу |
||
|
|
рового става на забой скважины. |
||
|
|
При |
этом шарошечное |
долото |
|
|
разрушает породу, а сжатый воз |
||
Рис. 8. Буровая |
машина БТС-2 |
дух, поступающий через буро |
||
вой став и долото, очищает за |
||||
дукты разрушения |
и одновременно |
бой, удаляет из скважины про- |
||
охлаждает долото. Общая уста |
новленная мощность двигателей станка составляет 300 кВт.
Станок имеет следующие основные узлы и устройства (рис. 9). гусеничный ход 1, рабочий орган 4 с инструментом, электрическую, гидравлическую и пневматическую системы, систему о пылеулавли вания, кабину 5 управления и машинное 2 и компрессорное 3 от деления.
В качестве ходовой части станка использованы две гусеничные те лежки экскаватора Э-1003. Каждая из них имеет независимый привод от электродвигателя через редуктор и цепную передачу. Все оборудова ние станка монтируется на платформе.
Рабочий орган станка, кроме вращения и подачи бурового ин струмента на забой при бурении, используется для сборки и разборки бурового става.
Основные узлы рабочего органа смонтированы на мачте, состоя щей из двух частей — основания 7 и верха 8, соединенных между собой шарнирно.
Зажим буровой штанги осуществляется при помощи гидропатрона с кулачками.
Электродвигатель постоянного-тока позволяет плавно регулировать скорость вращения шпинделя в пределах от 15 до 316 об/мин.
Напорные гидроцилиндры служат для подачи бурового става на забой. Максимальное осевое, давление составляет 22 тс.
Для размещения штанг служит кассета, прикрепленная к мачте. Поворот кассеты при сборке и разборке бурового става производят при помощи специального гидроцилиндра.
Сжатый воздух подают в буровой |
став и к шарошечному долоту |
|
через вертлюг, используемый также при подъеме бурового става. |
||
Для подъема бурового става при |
его |
разборке служит лебедка |
с полиспастом. Став удерживается |
на |
весу электротормозом со |
шкивом. |
|
|
30
Аппаратура |
отопления — калориферная установка, трубчатый |
металлический |
масляный нагреватель, воздушные нагреватели — |
предназначена |
для обогрева кабины машиниста, нагревания масла |
в гидросистеме станка и компрессорах при запуске их в зимнее время. При помощи главного электропривода выполняются три этапа ос новного технологического процесса работы станка: сборка или нара щивание бурового става, бурение, разборка бурового става после
окончания бурения скважины.
После пробуривания -скважины на 1 м гидропатрон достигает крайнего нижнего положения своего рабочего хода и нажимает на ко нечный выключатель, вследствие чего происходит перехват штанги для очередного цикла бурения. При этом выпоняются следующие автома тические операции: разжатие патрона, перемещение его вверх и на жатие на верхний конечный выключатель, при срабатывании которого патрон вновь зажимает штангу. Это вызывает включение в работу дви гателя вращения бурового става и механизма подачи патрона вниз до нажима на конечный выключатель. Затем цикл повторяется. Изменяя наблюдаемую по приборам величину осевого давления и скорость вра щения бурового става, добиваются получения наибольшей скорости бурения, контролируемой по прибору.
Буровой станок 2СБШ-200Н относится к классу полуавтомати ческих. Все основные процессы работы на станке механизированы.
Инструментом для шарошечного бурения скважин с применением описанных машин и машин БТС-75 и БТСМ служат трехшарошечные долота, штанги и переходники. ;
Т р е х ш а р о ш е ч н ы е д о л о т а (рис. 10) состоят из трех лап 1, сваренных между собой и образующих корпус 2, трех цапф 3
Рис. 10. Трехшарошечные
. долота:
а —■штыревое; |
6 —■зубчатое; |
е — схема |
устройства |
32
4
Рис 11. Резцовое долото для вращательного |
бурения (к машинам БТС-150 |
й БТС-2): |
|
1 — пластинки твердого сплава; 2 — корпус; |
3 — хвостовик; 4 — лезвие |
(по числу лап, запрессованных в них), трех конических шарошек 4, |
|
посаженных на |
цапфы и вращающихся на опорных подшипниках |
5 — шариковых |
и роликовых или на опорах скольжения. |
В рабочей поверхности шарошки выфрезерованы зубцы(см. рис. 10, б) или запрессованы цилиндрические штыри (см. рис. 10, а) из твердого сплава с полусферическим окончанием, в зависимости от чего долота называют зубчатыми или штыревыми.
На верхней части корпуса 2 долота нарезана стандартная кони ческая резьба, при помощи которой долото соединяется с буровой штангой.
В центральной части корпуса долота по его оси расположено ци линдрическое отверстие для пропуска к шарошкам и забою скважины сжатого воздуха, воды или воздушно водяной смеси.
При бурении машинами БТС-150 и БТС-2 применяют преимущественно до лота диаметром 145 мм; для станков 2СБШ-200Н и 2СБШ-200 — долота диа метром 190 и 214 мм; для машин БТС-75 и БТСМ — долота диаметром 76, 93 и 112 мм.
Долота обозначают марками 76С, 93С, 93Т, 112Т, 112К, 145К или 1450К, 190ОК, 2140КЦифры марки указыва ют размер стандартного диаметра доло та в мм, буквы — характеристику по род по крепости, для которых предназ начаются долота (С — слабые, Т — твер дые, К — крепкие, ОК — особо креп кие).
Качество шарошечных долот при по лучении их с завода проверяют по сво бодному (без люфта) вращению на цап фе, наличию выступа шарошек за кор пус долота («завеса») для предохранения его от истирания и по отсутствию тре щин.
2 Зак. 849 |
33 |