Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Рис. 13. Буро вой став для шарошечных машин карьер
ного типа
В наиболее совершенных долотах большого диа метра ( 214 мм) цапфы имеют отверстия для про пуска воздушно-масляной смеси для очистки, смазки и дополнительного охлаждения трущихся' частей, что существенно увеличивает срок службы долот. В настоящее время осваивается выпуск долот диамет
ром 145—160 мм такой же конструкции,, как |
указано |
|||
выше. |
|
|
|
|
Для бурения скважин в нескальньтх сезонно- и веч |
||||
номерзлых грунтах с применением |
машин БТС-150 и |
|||
БТС-2 применяют д о л о т а р е з ц о в о г о |
т и п а . |
|||
Примером такого долота |
является |
резцовое двухпе |
||
рое |
долото диаметром |
150 мм, |
приведенное на |
|
рис. |
11. |
|
|
|
Штанги гладкостенные для машин БТС-150 и БТС-2 (рис. 12, а) для шарошечного бурения со стоят из корпуса 3, выполненного из стальной цель нотянутой трубы, соединенного с ниппелем 1 с кони ческой резьбой и выточками 2 для ключа, и втулки 4 с внутренней конической резьбой под долото или на ращиваемую штангу.
Для шарошечных долот диаметром менее 145 мм или более 161 мм применяют штанги других диамет ров (см. табл. 5).
Б у р о |
в о й с т а в |
для шарошечных станков |
2СБШ-200 |
составляется |
из долота 1 (рис. 13), конце- |
'вой штанги (забурника) и основных штанг. Забурник выполнен из трубы 3 с приваренными с обеих сторон ниппелями 2 (нижним) и 4 (верхним). Основные штан- . ги состоят из трубы 6, штуцера 5 и ниппеля 4, при варенных к трубе с разных концов. Соединение штанг между собой и с долотом выполнено на конической замковой резьбе.
Штанги для станков 2СБШ-200Н имеют длину 8 м и наружный диаметр 180 мм. Это позволяет бурить
скважины долотами диаметром 190, 214, |
243 |
мм |
и |
более. |
|
|
|
Ш т а н г и ш н е к о в о г о т и п а |
(рис. |
12, |
б) |
выполняют путем наварки на стальную |
трубу спи |
||
ральной полосы. |
|
|
|
Муфта вращателя машины БТС-150 имеет стан дартную резьбу под штангу диаметром 114 мм. При необходимости применения штанг другого диаметра используют короткие переходники, составленные из стандартного ниппеля и втулки, сваренных между собой, с конической резьбой для долота и штанги со ответствующего диаметра.
34
§9. БУРОВЫЕ УСТАНОВКИ И СРЕДСТВА ДЛЯ ПНЕВМОУДАРНОГО БУРЕНИЯ
Буровая установка 1СБУ-125 предназначена для бурения взрыв ных скважин пневмоударниками диаметром 105 и 125 мм преимущест венно в каменных карьерах (в условиях ровного рельефа) в породах
VI — X групп1.
Бурение скважин можно вести вертикально и с большим углом отклонения от вертикали. На равнинной местности эта установка мо жет быть рационально использована для бурения крепких пород в до рожном строительстве.
Конструкция установки рассчитана на механизацию вспомогатель ных операций при бурении скважин (наращивание и разработка штанг, подача их к рабочему органу).
Установка работает по следующей схеме: электроэнергия и сжатый воздух, поступающие от внешних источников, приводят в движение электродвигатель с редуктором и пневмодвигатель, которые передают вращательное и поступательное движение рабочему органу с пневмо ударником и коронкой. Поступающий через пневмосистему в ударник сжатый воздух передает энергию поршню и долоту (буровой коронке), которое разрушает породу. Буровой шлам выносится из скважины отработанным сжатым воздухом.
Установка 1СБУ-125 (рис. 14) состоит из гусеничного хода 1, рабочего органа на раме 7 с рабочим инструментом, системы подачи бурового става, пылеулавливающего устройства, пневматической и гид
равлической систем и электро |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
оборудования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Рабочий орган установки со |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
стоит из |
вращателя 6 и гидро |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
цилиндров захвата 3, укреплен |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ных на направляющих стрелах, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Вращатель |
|
включает |
трехско |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ростной |
электродвигатель с пла |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
нетарным |
редуктором, |
который |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
'обеспечивает вращение бурового- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
става вместе с п невмоударником |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
и долотом. |
Для |
размещения |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
восьми |
штанг и |
подачи очеред |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ной из них к вращателю служит |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
кассета 8, |
|
смонтированная |
на |
|
|
|
|
|
|
|
||||
осевом стержне. |
|
стрелах |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
На |
направляющих |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
имеется указатель угла накло |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
на и трубки, на которые установ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
лено пылеотводящее устройство. |
Рис. 14. |
Буровая |
установка 1СБУ-125: |
|||||||||||
1 На открытых разработках в |
||||||||||||||
/ — гусеничный ход; |
2 — домкраты; |
3 — гидро- |
||||||||||||
транспортном |
строительстве более |
захват; |
4 — пылесборник; |
5 — пульт |
управле |
|||||||||
крепкие |
породы |
практически |
не |
ния; 6 — вращатель; |
7 — буровая рама; |
8 — |
||||||||
кассета |
со |
штангами; |
9 —1пылеотвод; |
№ — |
||||||||||
встречаются. |
|
|
|
|
шкаф |
с |
пусковым |
электрооборудованием |
||||||
2* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Подача бурового става осуществляется при помощи пневмодвигателя через червячный редуктор и систему валов, осей и звездочек, шестерен и тяговых цепей. Редуктор предотвращает самопроизвольное перемещение вращателя вниз по направляющим стрелам.
Пылеулавливающее устройство (4 и 9) состоит из брезентового кол пака с пружинным каркасом, прижимающимся к почве, — пылеулови теля для очистки отработанного воздуха от пыли и пылеотвода.
Пневматическая система обеспечивает поступление сжатого возду ха от компрессора в пневмодвигатель и пневмоударник.
Гидросистема установки предназначена для управления цилинд рами домкратов и кассеты и гусеничным ходом.
Электрооборудование установки обеспечивает привод гусеничного хода, пылеулавливающей установки, вращателя и масляного насоса, а также подогрев воздуха в зимнее время в кабине машиниста и осве щение рабочей площадки и кабины.
Для возможности управления электродвигателем вращателя не из кабины в конструкции установки предусмотрен дублирующий_пульт с аварийной кнопкой для остановки работы.
Для выравнивания установки служат гидродомкраты. Конструкция установки позволяет изменять в процессе ее работы
скорость вращения ударника, осевое давление, количество подавае мого воздуха и вести работу при рациональных для данной породы режимах бурения.
Буровая установка СБМК-5 предназначена в основном для работы в каменных карьерах. Однако небольшие габариты и масса, а также маневренность дают возможность использовать ее в условиях более сложного рельефа по сравнению с установкой 1СБУ-125.
Схема действия установки проста: получаемая от внешних источ ников электроэнергия преобразуется в вертикальном электродвигателе в энергию вращательного движения, которое через редуктор передает ся на шпиндель вращателя, а сжатый воздух, поступая в пневмоцилинд ры механизма подачи рабочего органа, приводит последний в посту-
Рис. 15. Буровая установка СБМК-5:
/ — гусеничный |
ход; 2 — вращатель; 3 — пылесборник; |
4 — пневмоударник; |
5 — |
штанга; 6 — |
пневмоподатчик; |
7 — пневмопульт; 8 — гидропульт; 9 — распределительный |
шкаф |
с пусковым |
|
электрооборудованием; 10 — направляющие трубки |
буровой рамы; // — буровая рама |
36
пательное движение. Рабочий инструмент—пневмоударник с коронкой, прикрепленный к вращателю на штанге, подается при этом с вращением и осевым усилием на забой скважины. Одновременно сжатый воздух поступает и в ударник, коронка которого совершает работу разрушения породы в забое скважины.
Буровая установка СБМК-5 имеет следующие основные узлы (рис. 15): ходовую часть, рабочий орган, гидросистему и пульты управления. Рабочий орган, пульты управления, гидравлическая и
электрическая |
части смонтированы на раме. |
использован модерни |
В качестве |
рабочего органа в установке |
зированный станок БМК-4М, на буровой раме которого установлены пневмоподатчик и вращатель, состоящий из электродвигателя и редук тора со шпинделем. В нижнюю часть вращателя вмонтировано устрой ство с патрубком для подвода сжатого воздуха в буровой став.
Технические характеристики буровых установок 1СБУ-125, СБМК-5 и станка «Урал-64« приведены ниже.
|
|
|
|
|
|
1СБУ-125 |
СБМК-5 |
«Урал-64» |
|
Диаметр долота (скважин) |
105 и 125 |
105 |
155 |
||||||
Глубина бурения, м . . . |
22 |
30 |
19,5 |
||||||
Направление бурения (угол от |
|
0—30 |
|||||||
вертикали), |
град . . . . . |
0; 14—105 0—75 и 0—30 |
|||||||
Потребляемая |
мощность |
(при |
25 |
3 и 10 |
170 |
||||
напряжении 380 В), кВт |
|||||||||
Габариты, |
мм: |
|
|
|
2400 |
1850 |
4070 |
||
ширина ...................... |
|
|
|
||||||
высота в рабочем |
положе |
2300 . |
23920 |
||||||
|
нии |
...................... |
|
... |
|
5700 |
|||
высота в транспортном по |
2200 |
1600 |
4670 |
||||||
|
ложении |
................... |
положе |
||||||
длина |
в рабочем |
4000 |
3100 |
7 980 |
|||||
|
нии |
.......................... |
|
|
по |
||||
длина в транспортном |
5300 |
3100 |
15 370 |
||||||
|
ложении |
т.................... . . . . |
|
||||||
Масса станка, |
|
4,6 |
3,3 |
29 |
|||||
Система подачи штанг . . |
управляемая прерывная |
автомати- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
пневмати- |
с ручным ческая пнев- |
||
|
|
|
|
|
|
ческая |
управлением моцилинд- |
||
Максимальное |
осевое |
усилие, |
цепная |
|
рами |
||||
0-1300 |
0—700 |
2400 |
|||||||
кгс |
. . -.................................. |
|
|
|
|||||
Ход подачи (непрерывный), мм |
2600 |
1000 |
600 |
||||||
Скорость |
вращения |
бурового |
27; 40; 80 |
41—45 |
24; 48 |
||||
става, о б /м и н ....................... |
компрес |
||||||||
Производительность |
|
|
|
||||||
соров, обеспечивающих рабо |
10 |
10 |
2-7,2=14,4 |
||||||
ту станка, м3/мин . . . . . |
|||||||||
Рабочее |
давление |
воздуха, |
5—6 |
5 |
5—6 |
||||
кгс/см2 |
.................................. |
|
|
|
|||||
Скорость передвижения, км/ч |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
||||||
Максимальный преодолеваемый |
25 |
30 |
15 |
||||||
уклон, г р а д .......................... |
|
|
|||||||
Производительность, м/смену: |
40—30 |
30—25 |
50—40 |
||||||
в породах VI —IX групп |
|||||||||
» |
» |
|
X |
группы |
25—15 . |
15—10 |
30—20 |
||
Длина штанги, м м ................... |
|
мм . |
2500 |
960 |
6 000 |
||||
Диаметр штанги (трубы), |
89 ' |
89 |
114 |
37
Буровой станок ВМК-4М предназначен для производства подземных работ. Однако сравнительно малая его масса в собранном виде (450 кг) и разборность делают возможным применение его для буровых работ
вдорожном строительстве на крутых косогорах, малых площадках и
вместах, недоступных для подхода или доставки других механи
ческих средств бурения.
Станок БМК-4М (рис. 16) в виде отдельного узла крепится на метал лической раме, представляющей полозья или установленной на колес ном скате и опирающейся на костыль (третья точка опоры). Путем из менения места, крепления поддерживающей укосины 6 можно ме нять направление бурения скважин от вертикального до близкого к горизонтальному. Пульт управления 7 станком выполнен пере носным.
Электродвигатель рабочего органа подсоединяют к сети'через магнитный пускатель. Для соединения пускателя с пультом управле ния служит четырехжильный кабель. Для включения обратного хода (реверсирование) электродвигателя на пульте имеется специальный переключатель.
Перемещают станок вручную.
Буровой станок «Урал-64» предназначен для бурения скважин диа метром 155 мм в крепких и весьма крепких породах VIII и XI групп в карьерных условиях. Рабочим инструментом станка являются
пневмоударник и бурова'я коронка.
Действие стайка осуществляется следую щим образом: сжатый воздух поступает в пнев моударник от компрессоров черезрабочий орган и буровой став. Одновременно с этим механизм вращения и подачи рабочего органа передает вращательное и осевое усилие бу ровому ставу с автоматической шаговой по-
Электроэнергия от/.сети
Сжатый
Воздух из магистрали
Рис. 16. Буровой станок БМ.К-4М:
1 — пневмоударник; |
2-— буровой став; 3 — направляющий люнет; |
4 — рабочий |
орган; 5 вер- |
тикальная рама; |
6 — поддерживающие укосины; 7 — пульт |
управления; |
8 салазки |
38