ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
жении рулевых поверхностей, а также расчетом можно опреде лить траекторию полета перед вынужденной посадкой.
Определить, произошло ли разрушение летательного аппара
та в полете, можно путем осмотра и аэрофотосъемки |
полосы |
||
местности по маршруту полета |
летательного |
аппарата |
перед |
падением. Ширина полосы осмотра зависит |
от высоты |
полета |
|
и направления ветра в момент |
предпосылки к летному |
проис |
|
шествию (ПЛП). |
|
|
следую |
При анализе обстоятельств предпосылки решаются |
|||
щие задачи: |
|
|
|
—устанавливаются все обстоятельства, предшествующие и сопутствующие предпосылке;
—определяются признаки, характеризующие работоспособ
ность авиационной техники или наличие отказов на летательном аппарате перед предпосылкой.
Для этого тщательно изучаются и анализируются записи бортовой регистрирующей аппаратуры, записи переговоров эки пажа с наземными станциями, сведения, сообщаемые наземными радиолокационными станциями, экипажем и очевидцами, дан ные метеообстановки и др.
Особенно большое значение имеет расшифровка и согласо вание по времени записей бортовой . регистрирующей аппа ратуры (БРА) и переговоров экипажа, а также схемы полета, выполненной по данным наземных радиолокационных станций. Если на борту летательного аппарата имеется аппаратура, фик сирующая переговоры между членами экипажа, то ее записи также тщательно изучаются и анализируются.
Врезультате анализа объективной информации, полученной
спомощью записей бортовой регистрирующей аппаратуры, пере говоров экипажа, схемы полета, выполненной по данным назем ных радиолокационных станций, а также показаний очевидцев составляются предположения или делается окончательный вы вод о причинах предпосылки к летному происшествию. В этом случае намечаются планы дальнейших исследований по про верке выдвинутых предположений.
При обследовании авиационной техники на месте предпосыл ки к летному происшествию решаются следующие основные за дачи:
— изучается состояние авиационной техники, ■степень и ха рактер деформаций узлов и деталей;
—' Определяется положение органов управления и других под вижных элементов летательного аппарата;
—■определяется показание приборов, состояние ламп сигна лизации в кабинах летательного аппарата;
— определяется положение рычагов управления, рукояток, тумблеров, выключателей и т. д. в кабинах летательного аппа рата.
223
Основными методами работы при обследовании состояния авиационной техники на месте предпосылки к летному проис шествию является фотографирование, измерение расстояний и углов, подробное описание положения отдельных узлов.
В процессе обследования авиационной техники на месте пред посылки к летному происшествию производится осмотр всех об ломков и фиксируется положение их подвижных деталей, агре гатов и узлов (опознанных — соответствующими записями, не опознанных — фотографированием). Фиксируется положение всех рычагов, переключателей, автоматов защиты, кабины само лета, показаний ее приборов, наличие и состояние ламп сигна лизации. Для этого кабина тщательно фотографируется и сос тавляется подробное описание.
Для определения линейных и угловых величин, а также для измерения зазоров, величин выхода штоков, замков, упоров и т. д. применяются специальные измерительные инструменты п приспособления.
Обследование и изучение места предпосылки, анализ обсто ятельств и исследования авиационной техники на месте с при менением перечисленных выше методов позволяют с достаточ ной точностью определить параметры падения или вынужденной посадки летательного аппарата.
После исследования на месте поврежденная авиационная тех ника доставляется в эксплуатирующую организацию для всесто роннего и подробного исследования. При этом должны быть приняты все необходимые меры, предотвращающие дополни тельные повреждения или потерю определенных деталей, узлов и агрегатов техники при транспортировке.
Доставленные части и агрегаты поврежденной авиационной техники размещаются в отведенных помещениях на полу или на плазах по принадлежности к системам. Для этого в ангаре или другом помещении на полу или на плазах мелом (краской) на носятся контуры самолета, основных его систем и агрегатов. По этим контурам раскладываются все найденные агрегаты, детали и их части. Для опознавания отдельных агрегатов, деталей и их частей рядом ставится расстыкованный самолет, а также маке ты систем и агрегатов; развешиваются монтажные схемы, чер
тежи и другая техническая документация. |
|
|
Тщательное выполнение этой работы позволяет: |
самолета |
|
— проверить наличие всех элементов конструкции |
||
и его основных систем. Если обнаруживается, |
что некоторых |
|
важных агрегатов не хватает, то организуется |
дополнительный |
|
осмотр места аварии и работы по поиску недостающих |
агрега |
|
тов и деталей; |
|
|
—выявить места в конструкции самолета и его системах, где
вполете произошло разрушение деталей. После этого организу ется дополнительный поиск разрушившихся деталей по маршру ту полета самолета;
224
—определить, был ли в полете пожар, и зону его распро странения. Если пожар был, то детали, на которых есть призна ки действия пламени (закопченность поверхности, сплавление металла, следы перегрева лакокрасочных покрытий, цвета пере грева — побежалости) будут расположены в определенных зо нах и местах летательного аппарата. В то же время эти детали на схемах разброса деталей могут находиться в разных местах,
втом числе и тех, где после аварии пожара не было;
—определить повреждения, возникшие от столкновения с птицами, другим самолетом, наземными препятствиями, воздуш ными шарами и т. п. В этом случае при сопоставлении узлов и деталей, разрушенных на части, будут вырисовываться характер ные признаки удара о посторонний предмет: пятна крови, следы от посторонней краски, вмятины по контуру, соответствующие этому постороннему предмету, и другие.
Однако в этом случае необходим дополнительный анализ ха рактера повреждения самолета: сколько ударов и какие проме жутки времени могли пройти между ними, как разрушались элементы конструкции в процессе ударов, и какие признаки пов реждений от этих ударов имеются на деталях и т. п. Такой ана лиз должен дать ответ на вопрос, не могли ли обнаруженные повреждения возникнуть в начальной стадии разрушения кон струкций, т. е. при первых ударах о различные препятствия.
По результатам первой стадии этих работ уточняются поло жения рулей, взлетно-посадочных устройств, воздушных тормоз ных щитков и других элементов, оказывающих существенное аэродинамическое воздействие на полет, а также оцениваются режимы работы основных систем и агрегатов непосредственно перед ударом самолета о препятствие.
Для определения состояния (исправности и работоспособно сти) авиационной техники, а также режимов работы отдельных ее систем и агрегатов используются все современные методы и средства исследования техники, при этом выполняются следу ющие работы:
—математическое моделирование возможных аномалий в ра боте авиационной техники с использованием ЭВЦМ;
—аэродинамические расчеты траектории полета в аварийной ситуации;
—натурное моделирование и ускоренные испытания;
— контроль качества и состояния материала конструкций с использованием методов магнитной, ультразвуковой, токових ревой и цветной дефектоскопии, а также методов химического металлографического, спектрального и рентгеноструктурного анализа;
—оценка взаимного положения деталей по результатам из мерения величин хода и углов поворота подвижных деталей;
—оценка степени и характера деформации разрушенных де талей;
8 |
533 |
225 |
—'Сопоставление и анализ взаимных деформаций, поврежде-- ний деталей, отпечатков и следов на их поверхностях;
—определение по состоянию лакокрасочных покрытий и не металлических материалов степени воздействия пламени на де тали при пожаре;
—определение температурных условий разрушения деталей;
—'Оценка остаточных напряжений в материале.
Исследование технического состояния поврежденной авиаци онной техники с использованием имеющихся методик, а также отдельных методов и средств, входящих в них, дает возможность получить объективную информацию, достаточную для того, что бы определить:
•— параметры и траекторию полета летательного аппарата перед падением или вынужденной посадкой;
—исправность и работоспособность систем и агрегатов лета тельного аппарата или наличие отказов в них;
■— режимы работы двигателей и систем летательного аппара та в момент предпосылки к летному происшествию;
—первоначально отказавший агрегат или узел.
Объективную информацию о положении органов управле ния и взлетно-посадочных устройств дает определение со стояния ламп сигнализации в момент аварии. В зависи мости от того, была ли включена та или иная лампа сиг нализации в момент аварии, можно судить о положении органов управления и шасси.
Работы по определению причин отказа неповрежденных агре гатов, как правило, выполняются в три этапа: подготовитель ный, лабораторно-исследовательский и заключительный.
На первом этапе выполняются следующие работы:
— производится внешний осмотр агрегатов, их фотографиро вание и предварительное изучение документации;
—- анализируются все имеющиеся материалы: данные об об стоятельствах отказа, результаты исследования, проведенного в эксплуатирующей организации, отчеты по ранее проведенным исследованиям, техническая документация по эксплуатации и ремонту агрегата, материалы по отказам и неисправностям аг регата данного типа;
—производится тщательный осмотр и контроль агрегата (блока) с помощью контрольных приспособлений и инструмента
ипроверка работоспособности отдельных узлов, при необходи мости проводится рентгеновский контроль состояния внутренних элементов. По результатам этих проверок принимается решение
овозможности испытания агрегата (блока) на стендах. Если испытание возможно, то агрегат испытывается на стенде, после чего производится анализ результатов испытания;
—на основании результатов выполненных подготовительных
работ и их анализа составляется программа исследований.
226
Второй этап — лабораторно-исследовательский заключается в проведении работ, предусмотренных программой, составленной на первом этапе.
Как правило, лабораторные исследования начинаются с ис пытания агрегатов (блока) или системы.
После окончания (а при невозможности испытания после проверки работы отдельных узлов) производится разборка аг регата и исследование технического состояния его узлов и дета лей, а также исследование характера дефектов, выявленных на узлах и деталях. В большинстве случаев в результате этих ра бот удается обнаружить те неисправности узла и детали, кото рые вызвали отказ агрегата, и дальнейшее исследование бывает направлено на определение причины возникновения этой неисп равности. Испытания, как правило, целесообразно начинать с проверки тех узлов и деталей, которые могли явиться причи ной 01каза.
На заключительном третьем этапе анализируются все выпол ненные работы и составляется заключение о причинах отказа системы, агрегата (блока) и детали, отрабатываются рекомен дации по их предотвращению и оформляется отчет о проведен ном исследовании.
Методы и технические средства для исследования отказав шей, но не разрушенной авиационной техники выбираются в за висимости от функциональной принадлежности системы, агрега та, блока или прибора, характера отказа, содержания работ и цели исследования на том или ином этапе.
Методы'и средства должны выбираться так, чтобы обеспечи вать получение максимального количества объективной и точной информации о состоянии исследуемого объекта, физической сущности, обстоятельствах и условиях возникновения и проявле ния отказа.
Точное установление истинной причины отказа, степень объ ективности исследования зависят от количества и качества объ ективной информации, находящейся в распоряжении исследова теля.
Первичная информация уточняется, дополняется и обрабаты вается следующими методами:
—анализа функционального проявления отказа;
—анализа схемной и функциональной принадлежности от
каза;
—выдвижения и проверки версий о наиболее вероятной отка завшей системе (агрегате, блоке, приборе);
—осмотра и проверки отказавшей системы и ее агрегатов с применением необходимых технических средств;
—измерения рабочих параметров, а также зазоров, углов отклонения, свободного хода, усилий натяжения, обжатия и т. д.
сиспользованием соответствующих приспособлений, приборов и инструмента;
227