ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
. — осмотра и проверки технического состояния агрегатов, уз лов и деталей с применением таких совершенных средств де фектоскопии, как магнитная дефектоскопия, контроль методом красок (цветной дефектоскопии), ультразвуковая и токовихревая дефектоскопия;
— измерения и регистрации комплекса параметров систем ле тательных аппаратов на установившихся и переходных режимах с применением соответствующей аппаратуры и приборов. При этом должны использоваться приборы высокого класса точно сти: манометры, самописцы, специальные приспособления для подключения к различным системам летательных аппаратов, виброизмерительная аппаратура и т. п.
При анализе обстоятельств отказа определяются условия, при которых возник отказ, выявляются особенности в работе техники и в изменении ее параметров.
При анализе обстоятельств отказа используется в основном та же информация, что и при исследовании поврежденных агре гатов и систем. Так, сведения, сообщаемые экипажем, являются первой информацией об отказе. Из этих данных обычно удается установить, как проявлялся отказ с точки зрения его физиологи ческого воздействия на экипаж, и как изменялись при этом по казания приборов в кабине. Часто эти данные бывают неточны ми и позволяют составить только качественную картину отказа.
Сопоставление данных радиолокационных станций с перего ворами экипажа по времени позволяет более точно определить время и высоту полета при возникновении отказа. Вместе с ана лизом метеосводки это дает возможность определить условия (высоту, скорость полета, температуру, давление, влажность и т. п.), при которых возник отказ.
Наиболее объективную информацию о работоспособности авиационной техники в полете можно получить при расшифров ке и анализе записей бортовой регистрирующей аппаратуры. Д а же записи простейших самописцев-бароспидографов могут быть полезными при установлении причин отказа.
Бароспидограмма позволяет достоверно оценить параметры полета во время возникновения отказа и значительно облегчает задачу установления причины отказа, например, в случае нару шения ограничений в эксплуатации авиационной техники по вы сотам, скоростям и др. Анализируя записи самописца-бароспи- дографа и используя при этом методы аэродинамических расчетов, можно оценить условия проявления таких отказов, как падение тяги или самовыключение двигателя, некоторых вре менных отказов системы управления летательного аппарата и т. д.
Записи бортовой регистрирующей аппаратуры (системы авто матической регистрации параметров полета) позволяют опреде лять не только условия полета, в которых возник отказ, и пара метры работы отказавшего объекта непосредственно перед от
228
казом, но и характер их изменения при возникновении отказа. Это значительно облегчает проведение дальнейшего исследова ния, а иногда даже сразу дает возможность выявить отказав шую систему или агрегат. Это может быть сделано, например, при отказе двигателя в результате самопроизвольного срабаты вания автоматики компрессора (поворотного направляющего ап парата и лент перепуска) или створок реактивного сопла, отка зе системы управления летательного аппарата из-за временного падения давления рабочей жидкости, падения тяги или самовы
ключения вследствие срыва |
пламени в форсажной |
камере |
и т. п. |
|
|
На основании результатов |
анализа обстоятельств |
отказа и |
внешнего осмотра отказавших объектов составляется программа исследований авиационной техники, первым этапом которой яв ляются испытания или другие способы проверки работоспособ ности систем и агрегатов, которые могли быть причиной отказа.
Цель этой работы следующая:
—получение дополнительных данных о характере отказа и происходящих при этом изменениях параметров различных сис тем и агрегатов;
—определение влияния изменения режимов работы отдель ных систем и агрегатов на возникновение и протекание отказа;
—проверка соответствия параметров систем и агрегатов тех
ническим условиям.
Проверка работоспособности авиационной техники, как правило, проводится поэтапно, т. е. сначала проверяется работо способность отдельных систем и агрегатов способами, не требу ющими вывода их на высокие режимы работы или даже не требующими вообще их работы. Проверяется герметичность от дельных участков гидравлических систем, исправность отдельных цепей и агрегатов гидравлических систем, исправность отдель ных цепей и агрегатов электросистем, блоков электронного обо рудования, срабатывание некоторых элементов агрегатов при подаче к ним питания и т. п.
После этого уже проводится испытание объектов авиацион ной техники с выводом их на режимы, при которых возник отказ. При этом должны максимально использоваться средства инстру ментального контроля. Необходимая аппаратура, имеющаяся в настоящее время в эксплуатирующих организациях, позволяет провести визуальный контроль и запись ,на ленты осциллографов большого количества параметров основных систем и агрегатов. Например, можно фиксировать такие параметры, как давления рабочих жидкостей и газов, перемещения отдельных элементов, уровень вибраций и др.
Анализ результатов исследования проводится постоянно в ходе всего исследования. Однако после окончания работ резуль таты подвергаются окончательному анализу для проверки того, увязываются ли полученные материалы в единое логическое по
229
строение, приводящее к окончательному заключению о причинах отказа авиационной техники и позволяющее определить, какие мероприятия необходимы для предотвращения подобных отка зов.
В процессе лабораторных испытаний агрегатов целесообраз но фиксировать с помощью осциллографов, скоростных киноап паратов и других средств, частоты и амплитуды перемещений различных золотников, клапанов, следить за процессами разви тия деформаций, течи и т. д. Это во многих случаях позволяет глубже вникнуть в сущность происходящих в системах и агрега тах процессов и их влияния на возникновение тех или иных от казов.
В большинстве случаев к отказу объектов авиационной тех ники приводят разрушения деталей или повреждения их поверх ностей.
Исследования по определению характера разрушения деталей (усталостного, от высоких переменных нагрузок при малом ко личестве циклов, от воздействия нагрузок, превышающих пре дел прочности и т. п.) целесообразно проводить в организациях, имеющих необходимую лабораторную базу. В процессе этих ис следований наиболее часто применяются оптические методы ос мотра, металлографический анализ материала вблизи излома, рентгеноструктурный анализ поверхности излома.
Анализ возможных причин появления неисправности, вызвав шей отказ, часто является наиболее сложной и объемной частью исследования по определению причин отказа авиационной тех ники.
Для этого иногда приходится выполнять целый комплекс теоретических и экспериментальных исследований с проведени ем сложных расчетов, экспериментов по оценке влияния эксплу атационных и производственных факторов на надежность узлов и деталей, математического моделирования условий их работы, прочностных статических и динамических испытаний деталей и другие исследовательские работы.
Целью этих работ обычно является не только определение причины неисправности, но и проверка того, какие мероприятия необходимы и достаточны для предупреждения возникновения этой неисправности.
6.2. Металлофизические методы исследования отказавших объектов авиационной техники
При проведении исследований отказавших объектов аварий ной авиационной техники широко применяются металлофизиче ские методы исследований [4]. К ним относятся: спектральный, металлографический и рентгеноструктурный.
Кроме того, почти при всех исследованиях отказавших объек
230
пропай, пористость, несплавление присадочного материала с ос новным материалом детали);
г) направление волокон и качество ковки материала деталей
из деформируемых сплавов; д) загрязненность металла (сплава) неметаллическими вклю
чениями (сульфидами и оксидами) (рис. 97); е) распределение структурных составляющих, структурный
состав сплава; ж) глубину слоя и микроструктуру химико-термически обра
ботанных деталей (азотированных, цементированных и цианиро-
ванных); з) глубину слоя обезуглероживания;
и) микропороки, нарушающие сплошность металла (микро трещины, микропоры и т. п.);
к) характер и глубину коррозионных поражений; л) толщину поверхностных металлических покрытий; м) величину зерна материала детали;
4) определение величины остаточных напряжений рентгеноструктурным методом анализа для оценки возможных наруше ний технологии изготовления деталей (термообработки, механи ческой обработки).
Большое место в исследованиях отказавших объектов авиа ционной техники занимают металлографические исследования.
Применение спектрального и химического анализов при ис следовании причин отказов авиационной техники связано с не обходимостью решения в процессе исследований таких задач как:
—определение соответствия химического состава материала
ипокрытий разрушившихся деталей техническим условиям;
—определение состава металлизации, налетов и других от
ложений, образующихся в основном на деталях газо-воздушного тракта двигателей при нарушении их нормальной работы;
—определение наличия и химического состава постороннего материала в местах пробоин, забоин, включений на участках по верхности деталей со следами трения, соударения и т. д. для выявления детали (предмета), находившейся в контакте с пов режденной (разрушенной) деталью;
— определение состава отложений, обнаруженных на фильт рах и других местах сбора их в системах самолета и двигателя, для выяснения картины износа деталей и др.
Выполнение исследований методами спектрального и хими ческого анализов проводится как по известным стандартным ме тодикам, так и по методикам, разработанным для исследований, отказавшей авиационной техники. Отличительной особенностью аналитических методов спектрального и химического анализов, применяемых при исследовании отказавшей авиационной техни ки, являются работы с микроколичествами авиационных матери алов. В связи с этим применяются методы спектрального анали
232