Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отнесенное к одной смене работы машины. В последнее время все расходы относят к одному часу работы, определяя тем самым себестоимость машино-часа.

Все затраты, связанные с эксплуатацией машин, для определе­ ния себестоимости машино-смены можно разделить на четыре составных части.

Первая часть затрат — е д и н о в р е м е н н ы е ) . Они вклю­ чают затраты, связанные с транспортированием машины на строи­ тельный объект, монтаж машины и испытание ее, возведение фун­ даментов, подкрановых путей, галерей и устройств для работы машин.

Единовременные затраты тем меньше, чем больше продолжи­ тельность работы машины на одной строительной площадкё:

=JL.

где

Е — общие единовременные расходы

на

машину;

 

Еис — доля себестоимости

машино-смены

от единовремен­

 

ных затрат;

машино-часа

от единовременных

 

Еч— доля себестоимости

 

затрат;

 

на данном строи­

 

лем — количество смен работы машины

 

тельном объекте;

 

 

 

 

t4 — продолжительность смены, ч.

 

 

Вторая часть затрат — г о д о в ы е (Ц). Они объединяют амор­ тизационные отчисления на восстановление первоначальной стои­

мости машины (реновация)

и отчисления на капитальный ремонт,

а также расходы в течение

года на содержание путей, подъездов,

транспортных галерей и других устройств. Доля этих затрат в себестоимости машино-смены или машино-часа будет тем меньше, чем больше машина эксплуатируется в течение года, т. е. чем больше у нее годовой режим работы:

и п

; Ц,,=

Ц п

Ц « с = Фг

Фтоп^ч

Амортизационные отчисления в виде процентов от балансовой стоимости машины в соответствии с «Нормами амортизационных отчислений» утверждены Советом Министров Союза ССР, пере- > числяются Госбанком в доход государству и на специальный счет капитального ремонта части.

Третья часть расходов — это э к с п л у а т а ц и о н н ы е р а с х о ­

д ы на к а ж д у ю с м е н у

р а б о т ы

м а ш и н ы

Сэкс. Они вклю­

чают заработную

плату машинистов

Р,

стоимость топлива (или

электроэнергии)

Сэ,

смазочных и обтирочных

Ссч0,

стоимость

запасных частей

Сзч

и

материалов,

затраты

на

техническое

492


обслуживание и текущий ремонт машин Ст :

СЭкс = Р + с э + Сш, + С3-ч + Стор руб. см;

Сэч = - ^ РУб!ч. t-ч

Рассмотренные три части расходов называют прямыми расхо­ дами, так как они прямо затрачиваются на машину и ее обустрой­ ство.

Четвертую часть составляют к о с в е н н ы е расходы Скосв. Эти расходы связаны с развертыванием и оборудованием парков, содержанием подвижных средств, амортизацией станочного и дру­ гого оборудования, освещением территории и расходом энергии. Расходы на доставку запасных частей и материалов; содержание инженерно-технического и вспомогательного персонала, занятого эксплуатацией и ремонтом машин части, также относятся к этой группе. Сумма этих расходов, приходящихся на 1 маш.-см., опре­ деляется как

Скосв = 0,1 (Емс -f Цмс + Сэкс) + 0,25Р руб'см.

Тогда полная себестоимость машино-смены будет представ­ лять сумму всех четырех частей:

Смс = - р - -Г

ф Г0Д- + Р + С э +

Ссыл + с з_ч +

С т>0>р + С косв, ( 3 0 - 1 4 )

^СМ

^ г о д

 

 

 

а себестоимость машино-часа

 

 

 

 

С„ =

_L С(гОД

 

 

 

Ц-СМ^Ч

^год^ч

г

 

 

р + с э + Ссм.0 + С3ч + с

 

 

I '-'косв

(30-14а)

 

 

 

 

Из этих формул следует: чтобы себестоимость машино-смены (машино-часа) была наименьшей, необходимо не допускать частых перебросок машин, увеличивать количество смен работы в году, экономно расходовать топливо и запасные части.

С е б е с т о и м о с т ь е д и н и ц ы п р о д у к ц и и определяется стоимостью материалов, заработной платой производственных ра­ бочих, затратами, связанными с использованием машин и наклад­ ными расходами. При использовании одних и тех же строитель­ ных материалов для одной и той же организации переменными составляющими стоимости единицы продукции будут затраты на машины и заработная плата рабочих, занятых ручным трудом.

Если требуется выбрать машину одиночного использования (кран автомобильный, бульдозер для работ по благоустройству и т. п.), то необходимо, во-первых, убедиться в том, что его техни­ ческая возможность, например грузоподъемность и вылет, обеспе­

493


чивает выполнение требуемой работы; а во-вторых, рассчитать, во сколько обходится единица работы: разгрузка 1 т груза, пла­ нировка 1 м2 площадки, приготовление 1 мг бетона и т. д.

При работе одиночной машины стоимость единицы продукции будет определять экономическую эффективность ее применения:

руб./ед.,

(30-15)

где /7Ч— часовая производительность машины.

При разгрузочно-погрузочных работах нужно выбрать такой кран, себестоимость погрузки и разгрузки 1 т груза которым была бы минимальной.

Если имеем комплексно-механизированный процесс, где ручной труд исключается, доля стоимости единицы продукции (1 л«3 грун­ та, 1 м* бетона, 1 м2 жилой площади, 1 пог. м дороги и т. п.) от применения машин характеризуется выражением

=

(30-16)

 

1*км

где Смаш — затраты на все машины комплекса; /7КМ— производительность комплекса в смену.

Затраты на все машины будут равны сумме затрат на машины, занятые на каждой из операций:

Счаш ^ ;ViCMC1 “Т" ^ 2 ^*мс2 Ф" ^з^мсЗ ~"Ь • • • ~f~ N [См с ^30"16а)

п

г — V А1 C

'-'маш

Ы1

где N t — количество машин данного назначения; Ст — стоимость машино-смены (-й машины.

Тогда

£ N fin t

Скы = 1^ п ------

(30-17)

где п — количество типов машин.

По этой формуле можно установить экономически целесообраз­ ный комплекс машин для выполнения заданных работ.

При механизированных работах, где отдельные операции вы­ полняются вручную, при выборе машин нужно руководствоваться не столько затратами на машины, сколько заработной платой ра­ бочих, занятых ручным трудом. В этом случае доля стоимости

494


единицы продукции может быть представлена отношением

 

 

Смаш + Р .р.т

S N tCuet + P

 

 

г

t-i__________

руб./ед.,

(30-18)

'-'МРУ

 

п г

Я см

 

 

 

 

где Ррг— заработная плата рабочих, занятых ручным трудом.

В этом случае при равных значениях показателя предпочтение следует отдавать тому варианту машин, при котором затраты руч­ ного труда будут минимальными.

§ 30-3. Технико-экономические показатели использования транспортных средств

Эти технико-экономические показатели совместно с общими позволяют оценить работу транспортных подразделений и каж­ дого из водителей. Они отражают специфику работы, связанную с перемещением грузов, грузоподъемностью и пробегом транспорт­ ных машин, и позволяют произвести экономически целесообраз­ ный выбор автомобилей, самоходных грузоподъемных тележек, цементовозов и панелевозов.

К технико-экономическим показателям использования транс­ портных средств, применяемых на строительстве, относятся:

коэффициент использования пробега;

коэффициент использования грузоподъемности;

выработка на один автомобиль за смену;

себестоимость машино-смены;

себестоимость одного тонно-километра.

К о э ф ф и ц и е н т о м и с п о л ь з о в а н и я п р о б е г а Кпр называется отношение пути, пройденного с грузом, к общему пути, пройденному транспортной машиной.

За отчетный период

Кпр определяется

из выражения

 

 

 

L l гр

 

(30-19)

 

 

К,Пр

 

 

 

Y.L Общ

 

 

где У] Lrр — суммарный

пробег транспортных средств

с грузом

за отчетный период, км\

 

 

SZ -общ — общий

пробег транспортных

средств за

отчетный

период,

км.

 

 

 

Значение коэффициента должно быть не менее 0,5. Для повы­ шения его следует организовать перевозки в прямом и обратном направлениях.

К о э ф ф и ц и е н т

и с п о л ь з о в а н и я

г р у з о п о д ъ е м ­

н о с т и

А'гр раскрывает характер загрузки автотранспорта и

степень

использования

грузоподъемности

транспортных средств.

495


Коэффициентом использования грузоподъемности называется от­ ношение веса (массы) перевезенного груза к номинальной грузо­ подъемности машины в данных дорожных условиях Га:

а

(30-20)

Для определения коэффициента грузоподъемности йсех машин за отчетный период необходимо просуммировать все перевозки за все ездки в этот период:

V G

'i

'-*п

Кгр ■

(30-20а)

У r,M.D„iu

где У Огр — общий вес перевезенного груза;

Га — номинальная грузоподъемность машины; М а— количество автомобилей;

D H— количество дней в наряде; «е — количество ездок за день.

Поясним примером. В течение месяца на вывозке грунта были заняты 10 автомобилей ЗИЛ-555 грузоподъемностью 3,5 г п 10 автомобилей МАЗ-503 грузоподъемностью 5 г. Всего было вы­ везено 10 000 тс груза. Из путевых листов известно, что ЗИЛы ежедневно в течение 25 дней делали 5 ездок, а МАЗы по 4 рейса. Требуется определить коэффициент использования грузоподъем­ ности автомобилей транспортным взводом

° рр

10000

А г р =

------- =

о Е ю ОС С ,

С А 1П ОС /I ~ 1 » 0 О .

 

V Г Ж Д л е

3,5 • 10• 25 • 5 +

5,0 • 10• 25 • 4

Коэффициент грузоподъемности транспортных машин должен быть не менее 1 ,0 .

Перегрузка автомобиля выше номинальной грузоподъемности при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях приводит к по­

вреждению ходовой части.

Кгр

следует

использовать

авто­

Для увеличения значения

поезда (автомобиль с прицепами),

при этом

вес

перевозимого

груза будет больше грузоподъемности автомобиля.

 

 

В ы р а б о т к а на один

а в т о м о б и л ь

з а

с м е н у

В i по­

казывает, какую полезную работу выполнило транспортное сред­ ство в течение смены. Она зависит от величины груза и расстоя­ ния его перевозки. Для единичной ездки

Bi = GrpLrp т-км1ездку.

(30-21)

В течение смены выработка будет зависеть от грузоподъем­ ности и степени ее использования, от скорости движения и про­ должительности работы, а также от времени простоя под погруз­ кой при каждой ездке.

496