Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

позволяет изготавливать некоторые детали в полевых условиях. Ремонтные средства специализируются по виду техники: авто­ мобильные ремонтные мастерские (ПАРМ-1 и ПАРМ-2), мастер­ ские по ремонту дорожных машин (ДПРМ-2), автомобильные по­ ходные ремонтные инженерные мастерские (АПРИМ-М) и МРИВ, мастерские по ремонту тракторного парка и сельхозмашин (ГОСНИТИ-2), прицепные вагоны-мастерские (ВМ-59) и т. д.

Рис. 29-5. Подвижная мастерская технического обслу­ живания строительных машин

В отдельных случаях могут создаваться подвижные ремонтные заводы, оборудование которых смонтировано в специальных кузо­ вах автомобилей или вагончиках. Для разборочно-сборочных ра­ бот эти средства имеют пристяжные палатки и тенты, или спе­ циальные легкие покрытия.

Оборудование подвижных мастерских позволяет выполнять токарно-винторезные, фрезерные, электрогазосварочные, кузнеч­ ные, сборочно-разборочные, вулканизационные, электротехниче­ ские, жестяницкие, слесарные и другие работы. Для демонтажно­ монтажных работ используются козловые краны, краны-укосины, монорельсы с тельферами и фиксированные стрелы с лебедками.

Для электроснабжения потребителей и освещения площадки работ в мастерских имеется собственный генератор с приводом от двигателя автомобиля или передвижная электростанция.

482

Расстановка основного оборудования подвижных ремонтных средств приведена на рис. 29-6.

Рис. 29-6. Подвижная вагон-мастерская по ремонту

строи­

тельных машин на двухосном прицепе

 

М о н т а ж н ы е с р е д с т в а предназначены для

монтажа ма­

шин и оборудования на строительных площадках. Башенные, коз­ ловые и другие краны, бетонные и асфальтобетонные заводы, лесо­ пильные рамы и подобное оборудование монтируется с помощью этих средств. Они оснащены полиспастами, мачтами, якорями и лебедками, сварочными агрегатами, кузнечным инструментом и приборами для смазки и испытания машин. Монтажная бригада для монтажных работ имеет автомобильный кран, большой грузо­ подъемности.

Подвижные эксплуатационно-ремонтные средства позволяют развернуть полевой парк, схема которого приведена на рис. 29-3.

Глава 30

-ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН

Технико-экономические показатели позволяют оценить приме­ нение машин в различных подразделениях и частях, подвести итоги социалистического соревнования и выявить передовиков и

31*

483


«узкие» места в работе части. Анализ этих показателей позволяет наметить организационно-технические мероприятия по улучшению деятельности участка производственных предприятий, ремонтной мастерской, участка механизации, транспортной колонны и дру­ гих подразделений строительной организации. С другой стороны, они входят как показатели работы в отчетные документы, которые представляются вышестоящим организациям.

Технико-экономические показатели получают путем обработки первичных документов по применению машин. Такими докумен­ тами являются:

путевой лист для автомобильного транспорта;

сменный рапорт машиниста на работу строительных машин;

путевой лист и сменный рапорт для строительных машин, смонтированных на шасси автомобилей;

■— журнал учета технического обслуживания и ремонта ма­ шины каждого инвентарного номера;

— военный паспорт на машину.

Технико-экономические показатели можно разделить на три группы:

— первая группа характеризует работу машин всех типов не­ зависимо от их назначения (общие технико-экономические показа­ тели);

вторая группа характеризует использование только строи­ тельных машин;

третья группа включает показатели, которые раскрывают применение транспортных средств с учетом специфики их работы.

§ 30-1. Общие технико-экономические показатели использования машин

Общие технико-экономические показатели пригодны для ана­ лиза использования строительных и подъемно-транспортных ма­ шин, оборудования производственных предприятий, автотрактор­ ной техники и других машин, занятых на строительстве.

К числу этих показателей относятся:

коэффициент использования парка машин Кап;

коэффициент технической готовности АГтг;

расход горюче-смазочных и эксплуатационных материалов;

безаварийность работы;

—■коэффициент сменности;

— надежность машин.

К о э ф ф и ц и е н т и с п о л ь з о в а н и я п а р к а м а ш и н по­ казывает, насколько эффективно по времени были заняты на строительстве машины.

484


Этот коэффициент определяется из выражения

У М Р Нар

 

 

 

(30-1)

 

£ Л * А , . л ’

 

 

где V М 1Энйр — сумма машино-дней нахождения

машин в наряде

 

за отчетный период;

 

 

£

M Dкал — сумма календарных машино-дней за тот

же пе­

 

риод.

 

 

Коэффициент использования парка должен быть не менее 0,63.

Например, если в подразделении имеется шесть

бетономешалок,

из которых в течение месяца (26 рабочих дней)

работали

только

четыре,

то коэффициент использования' бетономешалок

соста­

вит 0,56. Отсюда следует вывод, что в течение месяца бетоносме­ сительные установки подразделением использовались неудовле­ творительно или их было больше, чем требовалось для произ­ водства.

Техническая готовность как составная часть боевой готов­ ности— это такое состояние техники, которое обеспечивает ее ис­

пользование по

получении приказа

для выполнения задачи.

К о э ф ф и ц и е н т

т е х н и ч е с к о й

г о т о в н о с т и определяется

раздельно для каждого типа машин (экскаваторов, бульдозеров, кранов, автомобилей и т. д.).

За

отчетный период

/Стг

может быть рассчитан по формуле

 

£ м р жп

£

м р кал - £ л ш рец

£

л*РрСМ (30-2)

 

£ л ш ыя

 

£ m d km

£

M D KU

где

V M D HCIl— сумма

машино-дней в исправном состоянии;

 

£ ЛЮрем — сумма машино-дней нахождения машин в ремон­

 

те (заявочном, текущем и капитальном);

 

У] MDKail — сумма календарных машино-дней.

 

Значения КТТ

должны

быть не менее 0,85

для

транспортных

средств и 0,82 для строительных машин.

Машины, находящиеся на техническом обслуживании, отно­ сятся к исправным.

Практика показывает, что в тех частях, где хорошо поставлены техническое обслуживание и контроль за техническим состоянием машин, несмотря на интенсивную эксплуатацию коэффициент тех­ нической готовности составляет 0,90—0,92.

В соответствии с приказом министра обороны сроки контроля технического состояния машин установлены:

— командиру взвода — один раз в две недели, все машины взвода;

485


заместителю командира роты (производителю работ) — один раз в месяц, все машины роты (площадки);

командиру роты (начальнику участка) — один раз в месяц, 50% машин роты (участка);

главному механику УНР, заместителю командира части —

один раз в месяц, 30% машин УНР;

— командиру части — один раз в два месяца.

Р а с х о д г о р ю ч е - с м а з о ч н ы х и э к с п л у а т а ц и о н н ы х м а т е р и а л о в является важным показателем экономного расхо­ дования эксплуатационных материалов, организации заправки и состояния средств механизации.

Коэффициент расхода ГСМ Кт 1 определяется для

каждой

машины и в целом за подразделение или часть по формуле

 

асм= - ^ ,

(зо-з)

где С?ф — фактический расход ГСМ на каждую машину за отчет­ ный период;

QH— установленная норма расхода за тот же период.

Экономию в расходе ГСМ ни в коем случае нельзя допускать за счет сокращения смазочных работ, предусмотренных инструк­ цией по эксплуатации или таблицей смазки.

Б е з а в а р и й н о с т ь р а б о т ы

машин является показателем

воспитательной работы, воинской и трудовой дисциплины.

К о э ф ф и ц и е н т с м е н н о с т и

определяет занятость машин

в работе в течение суток за отчетный период или количество смен работы в сутки.

В директивах Госстроя Союза ССР и .заместителя министра обороны по СРВ указывается, чтобы машины работали на пуско­ вых объектах в две-три смены.

Коэффициент сменности можно определить по следующим за­

висимостям:

 

 

 

 

 

 

 

Ксм =

ИЛИ Кси =

 

,

' (30-4)

 

 

^СМ

 

год

 

 

где

Тф — количество отработанных

часов машиной

в течение

 

 

суток;

 

 

 

 

 

Фсм— сменный режим работы;

смен

работы

машины

 

Ф р о д ф

фактическое

количество

 

Фг ГОд

в году;

 

 

работе.

 

 

— годовой режим при односменной

 

 

Н а д е ж н о с т ь м а ш и н

во многом определяет эффективность

их использования. Надежность определяется рядом показателей, из которых для практической деятельности, имеют важное значе­ ние наработка на отказ и фактическая долговечность.

486


Наработка на отказ Гно представляет собой среднее значе­ ние количества часов работы до появления отказа в машине

i—1

 

(30-5)

 

 

где п — количество машин данной марки,

занятых

в производ­

стве;

каждой

машины;

tt — количество часов работы до отказа

т0 — общее количество отказов у всех машин.

Например, если восемь компрессорных станций ЗИФ-55 отра­ ботали соответственно 246, 254, 262, 238, 270, 250, 243, 297 машино-

часов и за это время у них произошло по различным причинам 1 2 отказов, то наработка на отказ составит

Ти 0 = (246 + 254 + 262 + 238 + 270 + 250 + 243 + 297) =

= 171,7 ч'отказ.

При выборе машин одного и того же назначения, очевидно, следует отдавать предпочтение тем, у которых наработка на отказ будет выше.

При использовании машин следует принимать меры по преду­ преждению отказов путем выполнения плановых обслуживаний и тем самым увеличивать наработку на отказ.

Фактическая долговечность позволяет определить, как органи­ зована работа в части по увеличению межремонтных сроков службы. Стоимость капитального ремонта машин высокая. В сред­ нем она составляет 0,5—0,7 от стоимости новой машины. Чем выше межремонтные сроки службы машин, тем меньше затраты, при­ ходящиеся на один час работы машины и наоборот.

Коэффициент фактической долговечности Клф есть отноше­

ние фактически отработанных машинами часов до капитального ремонта к продолжительности ремонтного цикла:

2

4

(30-6)

пТк.р ’

 

где п — количество машин данной марки, отправленных в ка­ питальный ремонт;

Тк>р — межремонтный цикл по норме (СН-207—68);

S— сумма фактически отработанных машино-часов этими машинами.

Значение этого коэффициента должно быть больше единицы.

§ 30-2. Технико-экономические показатели использования строительных машин

Использование машин на строительстве определяет уровень его механизации, а стоимость машин строительных организаций со-

487