Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставляет более 70% стоимости их основных средств и потому от умелого применения машин во многом зависит экономическая эффективность строительства.

К числу технико-экономических показателей использования строительных машин, в дополнение к общим показателям, отно­ сятся следующие:

уровни механизации, комплексной механизации и автома­ тизации работ;

выработка машин;

процент выполнения директивных норм выработки;

себестоимость машино-смены и машино-часа;

себестоимость единицы продукции от применения машин.

У р о в н и м е х а н и з а ц и и , к о м п л е к с н о й м е х а н и з а ц и и

и а в т о м а т и з а ц и и определяются, как отношение объемов ра­ бот, выполненных механизированным, комплексно-механизирован­ ным либо автоматизированным способом, к общему объему работ, выраженное в процентах:

у

_^мех

у.

V,

к,

(30-7)

* мех

т /

у .

V.общ,

 

Vобщ

 

V,общ

 

где 1/мех, VK0H>Mex, Va— объемы механизированных, комплексно­ механизированных и автоматизирован­ ных работ;

1 /0бЩ — общий объем работ.

Уровни комплексной механизации в соответствии с Директи­ вами XXIV съезда КПСС должны составить:

 

 

1972 г.

1975 г.

Земляные р а б о т ы .........................................................

96,5

98,5

Монтаж

строительных конструкций . . . .

98,5

98,7

Бетонные

р а б о т ы ..............................................................

90,5

Приготовление р а с т п о р а ................................................

80,7

Штукатурные р а б о т ы ........................................................

8,0

Строительство а в т о д о р о г ................................................

93,4

■—

Уровень автоматизации приготовления бетона и раствора со­ ставил в 1972 году 30 и 18% соответственно. В 1971 году Госстрой Союза ССР установил плановые задания по автоматизации земля­ ных работ. Объем земляных работ, выполняемых автоматизиро­ ванным способом с помощью бульдозеров и автогрейдеров, имею­ щих автоматические системы управления, пока небольшой, но за­ дания обязывают увеличивать выпуск машин с автоматизирован­ ными системами управления. На 1975 год предусматривается вы­ полнение 455 млн. кубических метров земляных работ автоматизи­ рованным способом.

В ы р а б о т к а м а ш и н является одним из важнейших пока­ зателей использования каждого типа машин. Различают средне­

488


сменную и среднегодовую выработку или производительность ма­ шин.

Среднесменная выработка определяется по формуле

Ясм = /7тАГи.„^пср = Г14сиКилКп^ ,

(30-8)

где /7Т— техническая производительность машины, ед./ч\ tCM— продолжительность смены, ч;

К „ в — коэффициент использования машины, учитывающий перерывы в работе по техническим п технологиче­ ским причинам, отнесенные к одному часу работы,

/<пв =0,80ч-0,90;

А'пер — коэффициент внутрисменного использования, учиты­ вающий потери по организационным и метеоусло­ виям в течение смены, /<пер= 0,654-0,80.

Фактическая средняя сменная выработка машины определяется объемом выполняемых работ и количеством затраченных смен:

П.

Y±_ м 3/см.

см.ф

«см

 

Естественно, что нужно стремиться к тому, чтобы фактиче­ ская выработка была выше планово-расчетной. Это учитывается коэффициентом выработки К\.

К , =

.

(30-9)

 

*'СМ

 

Значение этого коэффициента во многом зависит от квалифи­ кации машинистов. Для опытных машинистов К\ состав­ ляет 1,0—1,4"; для начинающих машинистов, имеющих стаж ра­ боты на машине менее года, он может быть меньше единицы.

Годовая выработка (или годовая производительность) пред­ ставляет собой количество продукции, которое машина способна выполнить за календарный год:

/7ro. = /7CM0 roA/Ci/C2,

(30-10)

где Л год — годовая выработка, ед./год-,

 

ФГ0А— годовой режим работы в сменах;

в году

Д'о — отношение фактического числа смен работы

к годовому режиму, /Сг= 1,05-4-1,10.

 

Годовая выработка, установленная Госстроем Союза ССР для министерств и ведомств, выражает собой политику партии и пра­ вительства в вопросах использования машин и механизации строи­ тельства. Она является важнейшим директивным показателем использования машин, вводится для единой оценки и учитывает различные сроки пребывания машин в хозяйстве.

Д и р е к т и в н ы е н о р м ы в ы р а б о т к и м а ш и н устанав­ ливаются в натуральном выражении на среднесписочную единицу

489



( 1 м3 емкости ковша экскаватора или скрепера, 1 т грузоподъем­ ности кранов, 1 л. с. машины и т. д.), либо в количестве часов ра­ боты среднесписочной машины за год.

Поясним примером. В части в течение года работали три крана грузоподъемностью 4 т и четыре крана десятитонных. Кроме того, три месяца были задействованы краны грузоподъемностью 16 и 25 т, а гусеничный кран СКГ-30 на монтажных работах был занят полгода. Требуется определить эффективность использования кра­ нов, если всего они перегрузили и смонтировали 50 000 т груза.

Для решения этой задачи определим среднесписочную грузо­ подъемность условного крана, находящегося в хозяйстве в тече­

ние всего года, величина

которой

была

бы

эквивалентна грузо­

подъемности всех кранов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

автомобильных

кранов

суммарная

грузоподъемность

в тонно-днях составила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

кранах 4

гХ365

дн.=

4380

т-дн.;

 

4 кранах 10 гХ 365 дн.= 14 600

т-дн.;

 

1

кран

Х16

тХ

92

дн.=

1672

т-дн/,

 

1

кран

Х25

тХ

92

дн.=

2300

т-дн.;

для гусеничного крана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 кран

ХЗО гХ182

дн.=

5460 т-дн.

 

Общая возможность за

год

 

 

 

 

 

всех кранов

 

 

 

 

28 412

т-дн.

Если

общую возможность

разделить

на

365 дней, получим

среднесписочную грузоподъемность крана (Gcc), приходящуюся на каждый день:

28 412

 

GСС 365

— 78 г.

Директивная норма выработки для стрелового самоходного крана d„ установлена 0,56 тыс. т груза на 1 т грузоподъем­ ности его в год. Директивная норма годовой выработки для группы кранов в нашем примере

/7дИр = rfHGcc = 0,56-10:!-78 = 46,68 тыс. т.

Тогда об использовании кранов за отчетный период можно судить по проценту выполнения директивных норм

/74акт 50000

5дир =

^ 46 680 = 1,07, ИЛИ 107^ 0’

где /7ф — фактическая выработка машин за год.

490


В общем случае для определения процента выполнения дирек­ тивных норм выработки машинами данного наименования необ­ ходимо определить:

— среднесписочный параметр машин за отчетный период:

 

О -

 

+ А / 20 2Р 2 + N sG 3D s + • •. - f N iG iP i

 

где

N t — количество машин;

который

задана

директивная

 

Gi — параметр машин,

на

 

норма выработки;

 

 

дней

пребывания

машин в

 

D i — количество календарных

 

части;

 

календарных

дней

в отчетном

 

(

 

А«л — количество

периоде,

 

за

год

Д ,ал = 365 дн.;

 

 

 

 

 

 

 

— объем работ,

подлежащий

выполнению

по

директивной

норме выработки (табл.

30-1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДшР = daGcc-,

 

 

 

(30-12)

— процент выполнения директивных норм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вл«р = ~ г г - -1 0 0 .

 

 

 

(30-13)

 

 

 

 

 

 

'/ д и р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

30-1

 

Директивные нормы выработки на основные машины и их динамика

 

Наименование

Единица измерения

 

Директивные нормы

 

 

машин

 

1960

1965

1970

1972

1975

 

 

 

 

 

 

 

Экскаваторы одно-

Тыс. м? на

1

лР ем-

 

 

 

 

 

 

 

ковшовые

 

105

112

132

140,5

145

 

 

кости

ковша

 

 

 

Скреперы

То же

 

 

 

 

5,5

5,8

6,8

7,15

8,0

Бульдозеры

Тыс.

лР

на

1 машину,

 

 

 

 

 

 

 

 

занятую

на

земляных

 

1700*)

52

65,7

69,4

72,0

 

 

работах

 

 

 

 

Краны

стреловые

Тыс.

т на 1

тс грузо-

I960*)

0,42

0,56

0,62

0,9

 

 

подъем поста

 

 

 

Краны башенные

Маш.-ч

 

 

 

 

2200

2700

2950

 

 

*) В машино-часах на 1 машину в год.

 

 

 

 

 

 

 

С е б е с т о и м о с т ь

м а ш и н о - с м е н ы

является важнейшим

экономическим показателем для выбора машин и анализа их при­ менения. Себестоимость машино-смены есть выражение в денеж­ ной форме затрат на подготовку машины к работе, обеспечение ее надежной работы длительное время и затрат на эксплуатацию,

491