Файл: Свайные работы [учебное пособие]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акт на скрытые работы по глубинному уплотнению составляют после осмотра котлована, отрытого до отметки заложения фунда­ мента, представителями организации, выполняющей уплотнение, генподрядчика, заказчика и авторского надзора.

4. Сваи с забивной оболочкой, извлекаемой из грунта

Сваи «Симплекс» (конструктор Франк Шуман) были применены впервые в США в 1903 г. На рис. 16.8, а показана последовательность работ по изготовле­ нию этой сваи. Цифрой 1 обозначена толстостенная обсадная труба диаметром 40 см с литым чугунным башмаком, забиваемая в грунт паровым копром; II — подача бетонной смеси в обсадную трубу при помощи бадьи со створчатым дни­ щем, порционно подается бетонная смесь; III — трамбование бетона при помощи бабы с одновременным выдергиванием обсадной трубы; IV — окончание работ по изготовлению сваи.

В мягких грунтах вместо башмака на конце трубы закрепляют инвентарный раскрывающийся наконечник «пасть аллигатора».

Сваи «Франкиньоль», созданные во Франции (1909 г.), нашли вскоре широ­ кое применение. Обсадная труба Состоит из концентрических звеньев, вставленных друг в друга. Длина звеньев 3—6 м при даметре 40—70 см. Специальные муф­ ты, не мешая телескопическому передвижению звеньев, предохраняют их от разъ­

единения.

наконечника

(рис. 16.8,

б)

со стержнем по

Забивают трубу с помощью

которому, как по направляющей, ходит баба.

 

операций:

 

Процесс изготовления сваи состоит из следующих шести

 

I и II — забивку первого и второго звеньев обсадной трубы;

трубы и

начала

III — извлечения бабы вместе

с наконечником

из обсадной

бетонирования;

 

несколько

поднимается

вверх,

IV — трамбования бетона в трубе (последняя

а бетон, под давлением от трамбования, впрессовывается в грунт, уширяя сече­ ние сваи). Баба ходит по направляющим проволокам, которые постепенно заде­ лываются в бетоне, а нижнее звено обсадной трубы поднимается вверх посредст­

вом тяжей А, нижние крючья вставлены в отверстия обсадной трубы;

сле­

V — извлечения нижнего звена обсадной трубы и начала бетонирования

дующего звена.

тру­

VI — показано, что изготовление сваи закончено, и все звенья обсадной

бы извлечены из грунта.

Сваи «Харлей Эббот» отличаются от свай «Симплекс» лишь уширенным осно­ ванием. В обсадную толстостенную трубу диаметром 40 см вставляют сердечник, выступающий вниз за обсадную трубу на 1,25—1,50 м. Он имеет наверху уширен­ ную голову, опирающуюся на обсадную трубу. Энергия удара через уширенный

оголовок передается на обсадку.

по

изготовлению

На рис.

16.8, в показана последовательность операций

сваи: I — окончание забивки сердечника; II — сердечник вынут, в

трубу подана

порция бетона, а труба приподнята; III — создается уширение ударами сердечни­

ка по бетону;

IV — окончание бетонирования; обсадная труба

извлечена.

Сваи «Макартура» без оболочки, применяемые до сих пор в США, изготовля­ ют забивкой стальных труб диаметром 35 см вместе с наконечником. Бетонирова­ ние ведется с одновременным извлечением трубы. Сердечник с молотом, опущен­ ный на бетон, обеспечивает плотность укладки и необходимый контакт бетона с окружающим грунтом. Уширение основания достигается трамбованием бетона. Такие сваи выполняются длиной до 18 м.

Свая «Ридлей» — смешанная сборно-монолитная конструкция, состоящая из забивной стойки-колонны и бетонной монолитной оболочки.

На рис. 16.8, а показана схема изготовления сваи «Ридлей»: I — толстостенная обсадная труба с литым башмаком и муфтой забивается в грунт; II — в обсадку подается литой бетон, в который вдавливается железобетонная стойка; III — при­ поднятая оболочка освобождает часть пространства и стойка опускается на баш-

374


Рис. 16.8. Схемы изготовления свай с забивной оболочкой, извлекаемой из грунта:

а — сваи «Симплекс»; б — сваи «Франкиньоль; в — сваи «Харлей Эббот»; а — сваи «РидлеЙ*

мак, вытесняя бетон, который распределяется по ее периметру. На стойке имеет­ ся уширение, препятствующее выдавливанию бетона вверх.

На рис. 16.9 изображено приспособление Ридлея для одновременного вдавли­ вания сборной стойки и извлечения оболочки.

Сборно-монолитная конструкция свай нередко применяется в отечественной практике при сооружении свай с механическим уширением пяты и камуфлетных.

Частотрамбованные набивные сваи. Бетонные частотрамбован-

ные сваи относятся к группе набивных свай. При этом скважины образуют в грунте путем забивки в него обсадной трубы, свободно опертой на специальный чугунный башмак. Трубу после заполнения бетоном извлекают из грунта, а бетон, выходя из трубы вниз, за­ полняет скважину, образованную в грунте обсадной трубы. Набив­ ные частотрамбованные сваи можно изготовлять армированными.

375

Забивают и извлекают обсадную трубу из грунта при помощи специального копра, оборудованного паровым молотом одиночного действия. Этот молот приспособлен и для трамбования бетона в скважине.

Схематически процесс изготовления набивной частотрамбованной сваи состоит из следующих восьми основных операций

(рис. 16.10):

забивки обсадной трубы диаметром 40—45 см в грунт (труба при забивке свободно опирается нижним своим концом на чугунный башмак, остающийся после в грунте); установки арматурного каркаса в трубу в случае на­

 

добности,

заполнения трубы бе­

 

тоном; извлечения трубы из

 

грунта.

 

 

 

 

Бетон подают в бадьях ем­

 

костью 0,4—0,5 мг и загружа­

 

ют в трубу для изготовления

 

всей сваи или в 2—3 приема.

 

После

загрузки

каждой

 

порции

трубу извлекают

на

 

некоторую высоту. Извлекает­

 

ся она под действием частых

 

ударов молота: от удара, на­

Рис. 16.9. Схема приспособления для

правленного вверх,,

труба

не­

одновременного вдавливания стойки

сколько приподнимается, а

от

и извлечения оболочки

удара, направленного вниз,

она

 

осаживается.

 

 

Высота подъема трубы от удара молота примерно в 1,5—2 раза больше величины погружения ее от последующего удара вниз. Уда­ ры, направленные вниз, передаются через трубу на бетон, вышедший из нее под действием собственного веса в скважину, и трамбуют его, образуя волнистую поверхность, повышающую несущую спо­ собность сваи. В некоторых случаях она превосходит несущую спо­ собность обычных забивных железобетонных свай.

Для изготовления набивных частотрамбованных свай применя­ лись копры Т-135.

Копер (рис. 16.11) состоит из следующих основных частей: опор­ ной рамы с катками /, башни 2, парового котла 3, паровоздушного молота 4, паровой двухбарабанной лебедки 5, обсадной трубы 6 и тяговых соединений 7.

Копер приспособлен как для забивки, так и для извлечения об­ садной трубы. Он оборудован молотом одиночного действия С-276 с полуавтоматическим парораспределением. При забивке обсадной трубы 6 необходимая высота подъема молота регулируется рычагом управления выпуска пара.

В комплект копра входят обсадные трубы (рис. 16.12) диамет­ ром 325 мм со стенкой толщиной 20 мм.

Сваи этого вида широко применялись на стройках Москвы в 1949—1957 гг.,, например, при строительстве здания высотной гостиницы «Ленинградская> и вы-

376


I

л

ш

Рис. 16.10. Последовательность изготовления частотрамбованных свай:

I — установка трубы с молотом и наголовником на башмак;

/ / — забивка трубы до про­

ектной отметки; III — установка арматурного

каркаса;

IV

— загрузка

бетона в

трубу;

V — трамбование бетона и

извлечение трубы

на высоту 4—4,5 м; VI —

загрузка

песка

для создания пригрузочной

пробки;

V II — извлечение

трубы

из

грунта

до дневной по­

верхности; V III — передвижка

копра к

месту изготовления

следующей сван

 

сотного здания на Котельнической набережной, для чего было изготовлено около 4000 свай этого типа длиной от 7 до 11 м.

Производительность работ по изготовлению частотрамбованных свай на ука­ занных объектах в отдельные дни доходила до 6 свай в смену, что соответствует примерно средней производительности копровой установки на забивке железобе­

тонных свай.

Статические испытания по­ казали высокую несущую спо­ собность этих свай, составив­ шую 90—100 Т, при осад­ ках, не превышающих 3 мм. Расчетная нагрузка на сваи по проекту была принята 60 Т.

Недостатком частотрам­ бованных свай является труд­ ность контроля за процессом бетонирования, вследствие че­ го были случаи местных суже­ ний (шеек) ствола сваи под действием подземных вод. По­ этому при изготовлении часто­ трамбованных свай исключи­ тельно строго должна соблю­ даться и контролироваться технология производства ра­ бот.

 

 

Сваи «Франки». Такие набивные

 

 

сваи широко применяются в послед­

 

 

ние годы в Польше, Венгрии, Англии,

 

 

Бельгии, ОРЕ и странах Латинской

 

 

Америки. Строители Польши отдают

 

 

предпочтение сваям системы «Фран­

 

 

ки» по сравнению с забивными. Изо­

 

 

бретенные

в 1915 г., они

особенно

 

 

широко применяются в ПНР с 1956 г.,

Рис. 16.11. Схема копра Т-135:

чему способствует выпуск оборудова­

ния (станки KPF)

и создание специа­

1— опорная рама; 2 — башня; 3 — котел; 4

молот;

5 — паровая лебедка; 6 — обсадная

лизированных организаций.

 

труба;

7 — тяговые соединения; 8 — цапфы;

При помощи копрового оборудо­

9 — трубы-катки; 10 — направляющая стрела;

вания

KPF

сваи

«Франки»

изготов­

11 — голова; 12 — опорный шарнир; 13 — винт

ляют

диаметром

до 600 мм, длиной

наклона; 14 — полиспастные блоки

до 20 м, с несущей способностью до

200 Т.

Процесс изготовления свай показан на рис. 16.13.

Сваи выполняют в инвентарной толстостенной обсадной трубе с помощью специального копра. Подвешенную к копру обсадную трубу устанавливают в мес­ те изготовления сваи на поверхности грунта (положение /) и заполняют на высо­ ту 0,8—1 м жестким бетоном или сухой бетонной смесью. Затем уложенный бе­ тон уплотняют бабой, падающей с высоты 1 м\ заклиниваясь в трубе, она обра­ зует бетонную пробку (положение II). При дальнейшем трамбовании бетона пробка, тянущая за собой обсадную трубу, (положение III), вгоняется вместе с

ней в грунт.

После достижения проектной отметки обсадную трубу несколько подтягива­ ют на тросах и той же трамбовкой выбивают из нее бетонную пробку (положе­ ние IV).

378


а)

Вив 1-1

g)

Рис. 16-12. Обсадная труба:

а — общая схема; б — нижняя часть трубы; 1 — труба; 2 — башмак

Рис. 16.13. Последовательность изготовления свай «Франки»:

/ — первая стадия;

/ / — вторая

стадия;

/ / / — третья

стадия;

/V — чет­

вертая

стадия;

V — пятая

стадия; 17 — шестая стадия; V / / — готовая

свая;

/ — молот;

2 — бетонная

пробка;

3 — нивелирная

рейка;

4 — канат

для выдергивания

обсадной

трубы; 5 — уширенная пята сваи; 6 — арма­

 

 

 

 

турный каркас

 

 

Уширенную пяту выполняют из бетонной смеси жесткой консистенции. Пока­ зателем достижения необходимого расширения пяты является объем израсходо­ ванного бетона. Площадь горизонтального сечения пяты обычно равняется двум-

трем

сечениям обсадной

трубы. В слабых

грунтах

пята

достигает

объема не­

скольких кубических метров.

 

 

 

 

 

 

обсадную трубу запол­

После установки арматурного каркаса (положение V),

няют бетоном и постепенно извлекают ее из скважины

(положение

VI).

Послед-

нюю стадию

рассмотрим подробнее.

 

Процесс

формования

ствола

сваи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

включает следующие операции: напол­

 

 

 

 

нение бадьи

 

бетоном

(около

100 л);

 

 

 

 

подъем бабы на 2 м\ подъем бадьи и за­

 

 

 

 

сыпка бетонной смеси в обсадную трубу

 

 

 

 

(высота бетонной смеси после засыпки

 

 

 

 

не должна превышать 0,9 м); подъем

 

 

 

 

бабы на высоту около 7 м и опускание

 

 

 

 

ее для стряхивания бетона с арматурно­

 

 

 

 

го каркаса; опускание бабы до сопри­

 

 

 

 

косновения с бетоном и натяжение троса;

 

 

 

 

подтягивание

трубы

на

высоту

20—

 

 

 

 

30 см. Высота столба бетонной смеси в

 

 

 

 

трубе после подтягивания должна со­

 

 

 

 

ставлять 20—30 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширяют ствол сваи ударами бабы

 

 

 

 

с высоты

100—150 см.

Когда

высота

 

 

 

 

столба

в

трубе

достигнет

20—30 см,

 

 

 

 

трамбование

прекращают

до

загрузки

 

 

 

 

следующей

порции

бетона.

 

повторяют

 

 

 

 

 

Все

указанные

операции

 

 

 

 

до момента подъема обсадной трубы до

 

 

 

 

контрольного

знака

на

стреле

 

копра.

 

 

 

 

В этом случае нижний конец трубы на­

 

 

 

 

ходится

на

 

проектной

отметке

головы

 

 

 

 

сваи. Бетонирование заканчивают с та­

 

 

 

 

ким расчетом, чтобы сформированная

 

 

 

 

голова

сваи

находилась

на

10—20 см,

 

 

 

 

выше проектной

 

отметки

 

(положение

 

 

 

 

VII). Вследствие уплотнения окружаю­

 

 

 

 

щего грунта

 

бетоном

диаметр

 

ствола

 

 

 

 

сваи на

10—20%( превышает внутренний

 

 

 

 

диаметр

обсадной

трубы.

от

описанной

 

 

 

 

 

Несколько

отличается

 

 

 

 

выше

технологии

 

изготовление

свай

 

 

 

 

«Вибро-Франки». Устройство этого вида

Рис.

16.14.

Копровая

установка

свай на

стадиях

I—V производят по

KPF-3K для

устройства

свай «Фран­

системе «Франки», после чего для извле­

 

 

ки»

 

чения обсадной

трубы

и

формования

 

 

 

 

бетонного ствола включают вибратор.

Сваи «Франки» можно изготовлять как

вертикальные,

так и наклонные для

чего стрела копра может изменить угол установки. Такие сваи можно устраивать в любых грунтах, допускающих забивку обсадных труб с закрытым торцом.

Копры KPF выпускают в Польше различных модификаций: на автомобиле,

рельсовой тележке,

шагающие и др. (рис. 16.14), (табл.

16.4).

Копровая установка KPF-22S

(рис.16.14) состоит

из дизельного двигателя

мощностью 150 л.

с., трехбарабанной лебедки, стрелы и ходовой части.

Д в и г а т е л ь

этой установки,

оборудованный разъединительной муфтой, рас­

положен на раме ходовой части. Вращающий момент от двигателя передается лебедке через редуктор и используется для привода гидравлического насоса сис­ темы управления механизмами копровой установки. Редуктор обеспечивает три скорости и два выхода отбора мощности: один — для привода лебедки, а вто­ рой— для привода механизма поворота.

380