Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

супы станут в

будущем столь же непременным атрибутом

ч е л о в е ­

ка, как,

с к а ж е м ,

одежда.

 

Они

с

легкостью

смогут

стыковаться

и расстыковаться

друг

с

другом,

присоединяться

к

стационарным

"семейным пространствам" или "центрам обслуживания"

 

ближай­

шие аналогии при условии мобильности сменных капсул

-

проекты

"Аркигрэм", "Искусственная

з е м л я "

А. Сибуи,

"составное

жилище"

Л. Колани [29;

94]

.

Этим

путем

будут

с о з д а в а т ь с я

различные

по содержанию, структуре и размерам групповые жилые

о б р а з о в а ­

ния,

в

рамках

которых житель сохранит, однако, полную

автоном ­

ность

своего

индивидуального

жилища.

Использование

мобильных

жипых

капсул

до предела увеличит подвижность населения: еже­

дневные

поездки

типа

"работа

-

дом",

эпизодические

 

- "дом -

природа" и, наконец, длительные вояжи и путешествия в

с о б с т в е н ­

ном

жилище

или

практически

 

не

ограниченные

в

пространстве

поиски

более

подходящих

 

мест

проживания,

других,

 

психологи­

чески

или социально

близких,

коллективов -

таковы

характерные

черты

 

жизни

в

"мобильном обществе" . По-видимому,

мобильные

капсулы сведут на

нет

необходимость

в специальных

транспортных

устройствах индивидуального пользования. Оперируя сегодняшними

понятиями,

можно с к а з а т ь ,

как ни парадоксально это звучит,

что

индивидуальная

комната

будет одновременно выполнять и функции

личного

автомобиля.

В

корне

изменится

содержание

и смысл

о б ­

щественного

транспорта -

его

функцией

станет

уже

не

перевозка

самих

по

себе

людей,

а

транспортировка

на дальние

и с в е р х д а л ь ­

ние расстояния

людей

 

в м е с т е

с

их

индивидуальными

капсулами.

В далекой

перспективе

жилище

вырисовывается

как

бы

" р а с т в о ­

ренным" в качественно

новом симбиозе

"человек-одежда-транспорт".

Пока

что

еще трудно судить о степени реалистичности

этих

не лишенных

привлекательности

идей. По-видимому,

они

должны

з а н я т ь

свое

законное

место

в

ряду других прогностических пред ­

ставлений

 

о

жилище

 

будущего.

Во

всяком случае

от

этих

идей

нельзя отмахиваться, хотя бы потому, что прямо на наших глазах происходящее столь активное совершенствование автомобиля можно рассматривать и как начальный этап предрекаемого процесса становления индивидуальной мобильной капсулы. Уже перестают поражать воображение устройства для ночлега, встроенные радио, телефон, телевизор, кондиционер, холодильник, бар, которые воспри­ нимаются как вполне естественные в комфортабельном автомобиле. В е с ь м а показательны эксперименты инженера, художника и дизай ­ нера К в а з а р а Кханха, увлекающегося идеей "прозрачности вещи*

исоздающего необычной формы мобильные устройства, которые

органично сочетают в

себе лучшие свойства

современного а в т о м о ­

биля и "движущейся

жилой комнаты ' д л я

одного или нескольких

человек.

 

 

92


Противоречивость

И

все

же

совершенствование

самого по

передвижного Ж И Л И Щ а

с е

б е

автомобиля

не

является

сегодня

 

основной

линией

развития

мобильного

 

жилища.

Судя по фактическим

данным,

преобладают разработки

различного

рода

жилых

прицепов

к а в т о ­

мобилю, буксируемых трейлеров, самодвижущихся жилых контейне ­ ров. Наибольшее распространение мобильные жилища получили в США, Англии, а в последнее время - в Швеции. Ориентировочно

считается,

что

в

этих странах

каждый

пятый

из

вновь

вводимых

в

эксплуатацию

 

домов

-

мобильный. Однако, по статистике, вла­

дельцы мобильных домов меньше переезжают на дальние

р а с с т о я ­

ния,

чем

живущие

в

обычных

стационарных

жилищах

[80;

90] .

Почти

половина

 

владельцев

мобильных

домов

в течение

пяти лет

не

переезжает

ни

разу,

один

раз

з а

этот срок

переезжает

лишь

их

четвертая

ч а с т ь .

Причин

столь

парадоксального

положения

много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде всего

буксировка

обходится

очень

дорого

-

примерно

10%

стоимости

 

с а м о г о

дома.

 

Поэтому

владельцы предпочитают

продавать

мобильный

дом.

 

Но

и

продать его

нелегко .

Условия

паркирования в большинстве случаев неудовлетворительны,

нередко

трейлеры по 10-11 месяцев

стоят

в

подворотнях,

проездах

и т . п .

Через

несколько

лет такой

эксплуатации

продать

трейлер

п р а к т и ­

чески невозможно. Соответственно уменьшается реальная

в о з м о ж ­

ность

переменить

место жительства .

Таким

образом,

как

это ни

парадоксально,

 

обладание мобильным домом дает на деле эффект,

прямо

противоположный

ожидаемому,

и

зачастую

лишает

человека

столь необходимой

сегодня пространственной

подвижности..

О с т а е т ­

ся

лишь

чисто

 

психологическая

 

отдушина:

"захочу

-

перееду".

Однако эта убежденность иллюзорна и к тому же, по мнению п с и ­

хологов, по - своему способствует стационарности жизни в

мобиль ­

ном

доме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свидетельствует

ли все

это

о негативности

мобильного

жили ­

ща

как такового?

Конечно

же,

нет. Просто-напросто мобильное

жилище неизбежно

входит в острый конфликт с чуждыми ему

у с т о ­

явшимися формами

жизни,

где

пока что безраздельно

господствует

стационарность.

В м е с т е

с т е м ,

оно соответствует основным

т е н ­

денциям

урбанизации

жизненных

процессов и в

известном

смысле

раскрывает новые горизонты перед жилищем в целом.

 

 

Дизайнерский ПОДХОД

 

В отличие от стационарного

жилища,

к о т о -

К ЖИЛИЩу

 

 

 

рое по

традиции еще полностью

с о з д а е т ­

 

 

 

 

ся в сфере строительства и потому

ч и с ­

 

 

 

 

лится

з а архитектурой,

в е с ь м а

неохотно

сдающей

дизайну

свои позиции

в

этой области,

современное

м о ­

бильное

жилище

всецело

является продуктом массового

промыш -

93



ленного

производства

и,

соответственно,

объектом

дизайнерских

разработок. В такой ситуации

е с т ь бесспорные плюсы.

Выработан ­

ный

веками

консерватизм

архитектурно-строительного

подхода

к жилищу активно вытесняется дизайнерскими новациями.

 

Отсут ­

ствие традиционных

профессиональных

предрассудков

 

и

предвзятых

мнений о структуре, содержании и форме жилища позволяет

дизайне­

рам

смело

экспериментировать,

интенсивно

изобретать

неизвест ­

ные

ранее

приемы,

опираясь

на

новейшие

научные

и

технические

идеи

и возможности машинной технологии. В этом

смысле мобиль­

ные

дома,

как

и сам

по себе

транспорт, являются

 

своеобразными

катализаторами прогресса в области жилища в целом

[95] . Именно

для

них

разрабатываются

многие

новинки,

которые

лишь

потом

входят в

традиционное

стационарное жилище. Напомним,

к

примеру,

что

современная

компактная

кухня

жилого

дома

сформировалась

под

непосредственным

влиянием железнодорожного

в а г о н а - р е с т о р а ­

на,

что принципы миниатюризации, "упакованности", вариантности

(многие виды трансформирующегося оборудования и мебели

- рас ­

кладной,

убирающейся,

подвесной

и

т.п.)

также ведут

свою

родо­

словную от соответствующих устройств на транспорте и в мобиль­

ном жилище.

Еще

в 20 - х

годах эту

роль

транспорта

и

мобильного

жилища раскрыл в

своих

работах М . Гинзбург .

 

 

 

Подвижные контейнеры

Судя по в с е м у ,

наиболее

перспективна

Переменного Объема

 

разработка

мобильных домов

(контейне­

 

 

 

 

ров)

переменного объема.

 

Мобильный

 

 

 

 

дом

не всегда

перемещается .

И

если

в процессе

транспортировки

естественно

стремление

к

его

мини­

мальному

объему

(пусть

даже з а

счет

краткосрочного

ухудшения

удобств), то

в неподвижном

состоянии

желательно

иметь

макси ­

мально развитые внутренние пространства. Интересным примером

контейнера

переменного

объема

может

служить передвижной

дом,

в разработке которого

 

участвовало

более

тридцати

английских

фирм под

общим

руководством

К. Латимера .

Интересен

т а к ж е

проект передвижного, легко пакуемого летнего

дома, выполненный

студентами

Шведской

государственной

школы искусств

и дизайна.

Идею

раздвижного

 

дома,

состоящего

из

нескольких

секций,

остроумно

разработал

Я . Фредевугд [29; 90] .

Секции

соединены

телескопически,

и при

транспортировке

дом

по

длине

может

быть

"сплющен"

почти

вдвое.

Кроме

т о г о ,

секции

сдвигаются

вправо

и влево от

продольной

 

оси. Каждая секция

-

самостоятельное

функциональное пространство. Минимальный набор секций

"для

молодоженов" -

жилая

комната,

спальня,

кухня, санузел.

Дом

с

уменьшенным

до

минимума объемом Может

транспортироваться

по

железной дороге,

по

воздуху,

причем при передислокации он

94


продолжает

нормально

функционировать: в уменьшенных помещени­

ях течет

обычная

жизнь.

При

очередной

остановке

секции

могут

быть

раздвинуты

и

объем

дома

увеличен

до

нужных

пределов.

Достоинства

такого

 

мобильного

и

к тому

же

"пульсирующего"

в пространстве жилища очевидны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

 

В

современных

условиях мобильные

дома,

дублирования

 

 

 

 

как

правило,

дублируют

основное

с т а ц и о ­

 

 

 

 

 

 

 

нарное

жилище.

 

Степень

этого

дублиро­

 

 

 

 

 

 

 

вания

имеет

тенденцию

 

к

расширению.

По мере

увеличения

благосостояния

и

свободного

 

времени

 

все

большая

часть

людей

будет,

по

всей вероятности,

обзаводиться

вторым

домом,

например,

на

 

побережье

 

или

в горах.

Связующим

звеном будут, по-видимому,

два

автомобиля:

один

-

обычный

г о ­

родского

типа

и другой

-

крупный,

для

всей

семьи .

Кроме

т о г о ,

для отпуска

будет

еще,

вероятно,

трейлер.

Автомобили

и трейлер

потребуют гаражей .

 

Получается, таким образом,

сложная

система

минимум из семи контейнеров (помещений), из которых

непосред ­

ственно

обслуживают

семью

два

стационарных

и три

мобильных,

а еще

два стационарных (гаражи)

нужны

 

лишь

для

хранения

м о ­

бильных контейнеров. Нерациональность этой системы, расточитель ­ ность многократного дублирования контейнеров и двигателей,

некоторые

прямые нелепости

типа

"оболочки

в

оболочке",

необхо ­

димость специальных усилий для перебазирования

человека

из

контейнера

в

контейнер

очевидны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С т р е м я с ь

 

избежать

подобной ситуации,

дизайнерская

мысль

развивается по пути использования различных

вариантов

принципа

Clip-on,

в

том

числе

аркигрэмовской

системы

Plug-in. Типичным

в этом

плане

является

проект

X . Шулитца

[79;

80J.

Он

предлагает

систему

из

инфраструктуры

и ячеек .

Каждая

ячейка

состоит

из

нескольких приспособленных к

взаимному

стыкованию

контейнеров,

которые в совокупности заменяют такие сегодняшние

образования,

как дом,

автомобиль,

трейлер.

Нейтральные

по

функции

жилые

пространства

стационарны

и относительно

жестко

связаны с

несу­

щей инфраструктурой.

 

К ним

присоединены

легко

 

вычленяемые

из общей

системы

мобильные

контейнеры

с

четко

 

выраженной

функциональностью. Ч а с т ь

из них (кухня,

санузел,

спальня

и

т . д . ) ,

предназначенная

для

 

эпизодической

перебазировки,

имеет

лишь

колеса.

Другие

мобильные

контейнеры, предназначенные для

е ж е ­

дневных поездок (эквивалент сегодняшнего автомобиля), снабжены,

кроме того, электродвигателем . Эта самодвижущаяся

часть

с и с т е ­

мы может

быть

соединена

с

теми

или

иными

безмоторными

мобильными

контейнерами.

Содержание

образовавшегося

п е р е ­

движного дома

зависит

от

т о г о ,

какие именно

безмоторные

95