Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
супы станут в |
будущем столь же непременным атрибутом |
ч е л о в е |
|||||||||||||||
ка, как, |
с к а ж е м , |
одежда. |
|
Они |
с |
легкостью |
смогут |
стыковаться |
|||||||||
и расстыковаться |
друг |
с |
другом, |
присоединяться |
к |
стационарным |
|||||||||||
"семейным пространствам" или "центрам обслуживания" |
|
ближай |
|||||||||||||||
шие аналогии при условии мобильности сменных капсул |
- |
проекты |
|||||||||||||||
"Аркигрэм", "Искусственная |
з е м л я " |
А. Сибуи, |
"составное |
жилище" |
|||||||||||||
Л. Колани [29; |
94] |
. |
Этим |
путем |
будут |
с о з д а в а т ь с я |
различные |
||||||||||
по содержанию, структуре и размерам групповые жилые |
о б р а з о в а |
||||||||||||||||
ния, |
в |
рамках |
которых житель сохранит, однако, полную |
автоном |
|||||||||||||
ность |
своего |
индивидуального |
жилища. |
Использование |
мобильных |
||||||||||||
жипых |
капсул |
до предела увеличит подвижность населения: еже |
|||||||||||||||
дневные |
поездки |
типа |
"работа |
- |
дом", |
эпизодические |
|
- "дом - |
|||||||||
природа" и, наконец, длительные вояжи и путешествия в |
с о б с т в е н |
||||||||||||||||
ном |
жилище |
или |
практически |
|
не |
ограниченные |
в |
пространстве |
|||||||||
поиски |
более |
подходящих |
|
мест |
проживания, |
других, |
|
психологи |
|||||||||
чески |
или социально |
близких, |
коллективов - |
таковы |
характерные |
||||||||||||
черты |
|
жизни |
в |
"мобильном обществе" . По-видимому, |
мобильные |
||||||||||||
капсулы сведут на |
нет |
необходимость |
в специальных |
транспортных |
устройствах индивидуального пользования. Оперируя сегодняшними
понятиями, |
можно с к а з а т ь , |
как ни парадоксально это звучит, |
что |
|||||||||||||
индивидуальная |
комната |
будет одновременно выполнять и функции |
||||||||||||||
личного |
автомобиля. |
В |
корне |
изменится |
содержание |
и смысл |
о б |
|||||||||
щественного |
транспорта - |
его |
функцией |
станет |
уже |
не |
перевозка |
|||||||||
самих |
по |
себе |
людей, |
а |
транспортировка |
на дальние |
и с в е р х д а л ь |
|||||||||
ние расстояния |
людей |
|
в м е с т е |
с |
их |
индивидуальными |
капсулами. |
|||||||||
В далекой |
перспективе |
жилище |
вырисовывается |
как |
бы |
" р а с т в о |
||||||||||
ренным" в качественно |
новом симбиозе |
"человек-одежда-транспорт". |
||||||||||||||
Пока |
что |
еще трудно судить о степени реалистичности |
этих |
|||||||||||||
не лишенных |
привлекательности |
идей. По-видимому, |
они |
должны |
||||||||||||
з а н я т ь |
свое |
законное |
место |
в |
ряду других прогностических пред |
|||||||||||
ставлений |
|
о |
жилище |
|
будущего. |
Во |
всяком случае |
от |
этих |
идей |
нельзя отмахиваться, хотя бы потому, что прямо на наших глазах происходящее столь активное совершенствование автомобиля можно рассматривать и как начальный этап предрекаемого процесса становления индивидуальной мобильной капсулы. Уже перестают поражать воображение устройства для ночлега, встроенные радио, телефон, телевизор, кондиционер, холодильник, бар, которые воспри нимаются как вполне естественные в комфортабельном автомобиле. В е с ь м а показательны эксперименты инженера, художника и дизай нера К в а з а р а Кханха, увлекающегося идеей "прозрачности вещи*
исоздающего необычной формы мобильные устройства, которые
органично сочетают в |
себе лучшие свойства |
современного а в т о м о |
биля и "движущейся |
жилой комнаты ' д л я |
одного или нескольких |
человек. |
|
|
92
Противоречивость |
И |
все |
же |
совершенствование |
самого по |
|||
передвижного Ж И Л И Щ а |
с е |
б е |
автомобиля |
не |
является |
сегодня |
||
|
основной |
линией |
развития |
мобильного |
||||
|
жилища. |
Судя по фактическим |
данным, |
|||||
преобладают разработки |
различного |
рода |
жилых |
прицепов |
к а в т о |
мобилю, буксируемых трейлеров, самодвижущихся жилых контейне ров. Наибольшее распространение мобильные жилища получили в США, Англии, а в последнее время - в Швеции. Ориентировочно
считается, |
что |
в |
этих странах |
каждый |
пятый |
из |
вновь |
вводимых |
||||||||||||
в |
эксплуатацию |
|
домов |
- |
мобильный. Однако, по статистике, вла |
|||||||||||||||
дельцы мобильных домов меньше переезжают на дальние |
р а с с т о я |
|||||||||||||||||||
ния, |
чем |
живущие |
в |
обычных |
стационарных |
жилищах |
[80; |
90] . |
||||||||||||
Почти |
половина |
|
владельцев |
мобильных |
домов |
в течение |
пяти лет |
|||||||||||||
не |
переезжает |
ни |
разу, |
один |
раз |
з а |
этот срок |
переезжает |
лишь |
|||||||||||
их |
четвертая |
ч а с т ь . |
Причин |
столь |
парадоксального |
положения |
||||||||||||||
много. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Прежде всего |
буксировка |
обходится |
очень |
дорого |
- |
примерно |
||||||||||||
10% |
стоимости |
|
с а м о г о |
дома. |
|
Поэтому |
владельцы предпочитают |
|||||||||||||
продавать |
мобильный |
дом. |
|
Но |
и |
продать его |
нелегко . |
Условия |
||||||||||||
паркирования в большинстве случаев неудовлетворительны, |
нередко |
|||||||||||||||||||
трейлеры по 10-11 месяцев |
стоят |
в |
подворотнях, |
проездах |
и т . п . |
|||||||||||||||
Через |
несколько |
лет такой |
эксплуатации |
продать |
трейлер |
п р а к т и |
||||||||||||||
чески невозможно. Соответственно уменьшается реальная |
в о з м о ж |
|||||||||||||||||||
ность |
переменить |
место жительства . |
Таким |
образом, |
как |
это ни |
||||||||||||||
парадоксально, |
|
обладание мобильным домом дает на деле эффект, |
||||||||||||||||||
прямо |
противоположный |
ожидаемому, |
и |
зачастую |
лишает |
человека |
||||||||||||||
столь необходимой |
сегодня пространственной |
подвижности.. |
О с т а е т |
|||||||||||||||||
ся |
лишь |
чисто |
|
психологическая |
|
отдушина: |
"захочу |
- |
перееду". |
Однако эта убежденность иллюзорна и к тому же, по мнению п с и
хологов, по - своему способствует стационарности жизни в |
мобиль |
|||||||||||
ном |
доме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свидетельствует |
ли все |
это |
о негативности |
мобильного |
жили |
||||||
ща |
как такового? |
Конечно |
же, |
нет. Просто-напросто мобильное |
||||||||
жилище неизбежно |
входит в острый конфликт с чуждыми ему |
у с т о |
||||||||||
явшимися формами |
жизни, |
где |
пока что безраздельно |
господствует |
||||||||
стационарность. |
В м е с т е |
с т е м , |
оно соответствует основным |
т е н |
||||||||
денциям |
урбанизации |
жизненных |
процессов и в |
известном |
смысле |
|||||||
раскрывает новые горизонты перед жилищем в целом. |
|
|
||||||||||
Дизайнерский ПОДХОД |
|
В отличие от стационарного |
жилища, |
к о т о - |
||||||||
К ЖИЛИЩу |
|
|
|
рое по |
традиции еще полностью |
с о з д а е т |
||||||
|
|
|
|
ся в сфере строительства и потому |
ч и с |
|||||||
|
|
|
|
лится |
з а архитектурой, |
в е с ь м а |
неохотно |
|||||
сдающей |
дизайну |
свои позиции |
в |
этой области, |
современное |
м о |
||||||
бильное |
жилище |
всецело |
является продуктом массового |
промыш - |
93
ленного |
производства |
и, |
соответственно, |
объектом |
дизайнерских |
||||||||||||
разработок. В такой ситуации |
е с т ь бесспорные плюсы. |
Выработан |
|||||||||||||||
ный |
веками |
консерватизм |
архитектурно-строительного |
подхода |
|||||||||||||
к жилищу активно вытесняется дизайнерскими новациями. |
|
Отсут |
|||||||||||||||
ствие традиционных |
профессиональных |
предрассудков |
|
и |
предвзятых |
||||||||||||
мнений о структуре, содержании и форме жилища позволяет |
дизайне |
||||||||||||||||
рам |
смело |
экспериментировать, |
интенсивно |
изобретать |
неизвест |
||||||||||||
ные |
ранее |
приемы, |
опираясь |
на |
новейшие |
научные |
и |
технические |
|||||||||
идеи |
и возможности машинной технологии. В этом |
смысле мобиль |
|||||||||||||||
ные |
дома, |
как |
и сам |
по себе |
транспорт, являются |
|
своеобразными |
||||||||||
катализаторами прогресса в области жилища в целом |
[95] . Именно |
||||||||||||||||
для |
них |
разрабатываются |
многие |
новинки, |
которые |
лишь |
потом |
||||||||||
входят в |
традиционное |
стационарное жилище. Напомним, |
к |
примеру, |
|||||||||||||
что |
современная |
компактная |
кухня |
жилого |
дома |
сформировалась |
|||||||||||
под |
непосредственным |
влиянием железнодорожного |
в а г о н а - р е с т о р а |
||||||||||||||
на, |
что принципы миниатюризации, "упакованности", вариантности |
||||||||||||||||
(многие виды трансформирующегося оборудования и мебели |
- рас |
||||||||||||||||
кладной, |
убирающейся, |
подвесной |
и |
т.п.) |
также ведут |
свою |
родо |
словную от соответствующих устройств на транспорте и в мобиль
ном жилище. |
Еще |
в 20 - х |
годах эту |
роль |
транспорта |
и |
мобильного |
|||
жилища раскрыл в |
своих |
работах М . Гинзбург . |
|
|
|
|||||
Подвижные контейнеры |
Судя по в с е м у , |
наиболее |
перспективна |
|||||||
Переменного Объема |
|
разработка |
мобильных домов |
(контейне |
||||||
|
|
|
|
ров) |
переменного объема. |
|
Мобильный |
|||
|
|
|
|
дом |
не всегда |
перемещается . |
И |
если |
||
в процессе |
транспортировки |
естественно |
стремление |
к |
его |
мини |
||||
мальному |
объему |
(пусть |
даже з а |
счет |
краткосрочного |
ухудшения |
||||
удобств), то |
в неподвижном |
состоянии |
желательно |
иметь |
макси |
мально развитые внутренние пространства. Интересным примером
контейнера |
переменного |
объема |
может |
служить передвижной |
дом, |
||||||
в разработке которого |
|
участвовало |
более |
тридцати |
английских |
||||||
фирм под |
общим |
руководством |
К. Латимера . |
Интересен |
т а к ж е |
||||||
проект передвижного, легко пакуемого летнего |
дома, выполненный |
||||||||||
студентами |
Шведской |
государственной |
школы искусств |
и дизайна. |
|||||||
Идею |
раздвижного |
|
дома, |
состоящего |
из |
нескольких |
секций, |
||||
остроумно |
разработал |
Я . Фредевугд [29; 90] . |
Секции |
соединены |
|||||||
телескопически, |
и при |
транспортировке |
дом |
по |
длине |
может |
быть |
||||
"сплющен" |
почти |
вдвое. |
Кроме |
т о г о , |
секции |
сдвигаются |
вправо |
||||
и влево от |
продольной |
|
оси. Каждая секция |
- |
самостоятельное |
функциональное пространство. Минимальный набор секций |
"для |
||||||
молодоженов" - |
жилая |
комната, |
спальня, |
кухня, санузел. |
Дом |
||
с |
уменьшенным |
до |
минимума объемом Может |
транспортироваться |
|||
по |
железной дороге, |
по |
воздуху, |
причем при передислокации он |
94
продолжает |
нормально |
функционировать: в уменьшенных помещени |
||||||||||||||||||||
ях течет |
обычная |
жизнь. |
При |
очередной |
остановке |
секции |
могут |
|||||||||||||||
быть |
раздвинуты |
и |
объем |
дома |
увеличен |
до |
нужных |
пределов. |
||||||||||||||
Достоинства |
такого |
|
мобильного |
и |
к тому |
же |
"пульсирующего" |
|||||||||||||||
в пространстве жилища очевидны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Проблема |
|
|
|
|
В |
современных |
условиях мобильные |
дома, |
||||||||||||||
дублирования |
|
|
|
|
как |
правило, |
дублируют |
основное |
с т а ц и о |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нарное |
жилище. |
|
Степень |
этого |
дублиро |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вания |
имеет |
тенденцию |
|
к |
расширению. |
||||||||||
По мере |
увеличения |
благосостояния |
и |
свободного |
|
времени |
|
все |
||||||||||||||
большая |
часть |
людей |
будет, |
по |
всей вероятности, |
обзаводиться |
||||||||||||||||
вторым |
домом, |
например, |
на |
|
побережье |
|
или |
в горах. |
Связующим |
|||||||||||||
звеном будут, по-видимому, |
два |
автомобиля: |
один |
- |
обычный |
г о |
||||||||||||||||
родского |
типа |
и другой |
- |
крупный, |
для |
всей |
семьи . |
Кроме |
т о г о , |
|||||||||||||
для отпуска |
будет |
еще, |
вероятно, |
трейлер. |
Автомобили |
и трейлер |
||||||||||||||||
потребуют гаражей . |
|
Получается, таким образом, |
сложная |
система |
||||||||||||||||||
минимум из семи контейнеров (помещений), из которых |
непосред |
|||||||||||||||||||||
ственно |
обслуживают |
семью |
два |
стационарных |
и три |
мобильных, |
||||||||||||||||
а еще |
два стационарных (гаражи) |
нужны |
|
лишь |
для |
хранения |
м о |
бильных контейнеров. Нерациональность этой системы, расточитель ность многократного дублирования контейнеров и двигателей,
некоторые |
прямые нелепости |
типа |
"оболочки |
в |
оболочке", |
необхо |
||||||||||||||
димость специальных усилий для перебазирования |
человека |
из |
||||||||||||||||||
контейнера |
в |
контейнер |
очевидны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
С т р е м я с ь |
|
избежать |
подобной ситуации, |
дизайнерская |
мысль |
|||||||||||||||
развивается по пути использования различных |
вариантов |
принципа |
||||||||||||||||||
Clip-on, |
в |
том |
числе |
аркигрэмовской |
системы |
Plug-in. Типичным |
||||||||||||||
в этом |
плане |
является |
проект |
X . Шулитца |
[79; |
80J. |
Он |
предлагает |
||||||||||||
систему |
из |
инфраструктуры |
и ячеек . |
Каждая |
ячейка |
состоит |
из |
|||||||||||||
нескольких приспособленных к |
взаимному |
стыкованию |
контейнеров, |
|||||||||||||||||
которые в совокупности заменяют такие сегодняшние |
образования, |
|||||||||||||||||||
как дом, |
автомобиль, |
трейлер. |
Нейтральные |
по |
функции |
жилые |
||||||||||||||
пространства |
стационарны |
и относительно |
жестко |
связаны с |
несу |
|||||||||||||||
щей инфраструктурой. |
|
К ним |
присоединены |
легко |
|
вычленяемые |
||||||||||||||
из общей |
системы |
мобильные |
контейнеры |
с |
четко |
|
выраженной |
|||||||||||||
функциональностью. Ч а с т ь |
из них (кухня, |
санузел, |
спальня |
и |
т . д . ) , |
|||||||||||||||
предназначенная |
для |
|
эпизодической |
перебазировки, |
имеет |
лишь |
||||||||||||||
колеса. |
Другие |
мобильные |
контейнеры, предназначенные для |
е ж е |
дневных поездок (эквивалент сегодняшнего автомобиля), снабжены,
кроме того, электродвигателем . Эта самодвижущаяся |
часть |
с и с т е |
||||||
мы может |
быть |
соединена |
с |
теми |
или |
иными |
безмоторными |
|
мобильными |
контейнерами. |
Содержание |
образовавшегося |
п е р е |
||||
движного дома |
зависит |
от |
т о г о , |
какие именно |
безмоторные |
95