Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
т а к |
называемой |
"дематериализованной" |
или |
"климатизированной* |
||||||||||||||||||||||||||||||
архитектуры |
|
[ l l ] . Уже сейчас |
практически |
во |
в с е м |
мире |
тепловые |
|||||||||||||||||||||||||||
з а в е с ы стали неотъемлемой |
частью |
любого |
крупного |
общественного |
||||||||||||||||||||||||||||||
здания. По-видимому, |
скоро должен |
придти |
черед |
и |
для |
|
жилых |
з д а |
||||||||||||||||||||||||||
ний. |
Р а з в е |
|
нельзя |
|
представить |
в |
будущем |
|
тепловые |
|
з а в е с ы |
|||||||||||||||||||||||
не |
|
на |
|
отдельных |
участках |
ограждений, |
а |
в виде |
больших |
поверх |
||||||||||||||||||||||||
ностей, |
|
воздушных |
стен |
и |
перекрытий? |
Подогретые |
|
'воздушные |
||||||||||||||||||||||||||
оболочки" |
|
смогут |
|
защитить |
человека |
от |
стужи, |
а |
охлажденные |
- |
||||||||||||||||||||||||
от |
зноя. |
|
Если |
к |
направленным |
|
потокам |
|
воздуха |
примешать |
|
с о о т |
||||||||||||||||||||||
ветствующие |
цветовые добавки, то |
можно |
|
защититься |
от |
солнечных |
||||||||||||||||||||||||||||
лучей |
или |
нескромных |
взглядов . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
Первые |
|
шаги |
|
в |
этом направлении уже сделаны. В . Рунау |
з а |
||||||||||||||||||||||||||
проектировал |
в |
Гензелькирхе |
|
(ФРГ) |
|
- |
|
рядом |
с |
|
|
построенным |
||||||||||||||||||||||
в |
1969 |
|
году |
по |
его |
|
проекту |
|
городским |
т е а т р о м |
- |
|
кафе |
с |
в о з |
|||||||||||||||||||
душным |
|
покрытием. |
Сплошная |
|
|
горизонтальная |
|
воздушная |
|
з а |
||||||||||||||||||||||||
веса |
|
защищает |
кафе |
|
от |
дождя, |
испаряя |
|
и |
отбрасывая |
|
влагу |
||||||||||||||||||||||
в расположенные по сторонам бассейны. При пониженных |
т е м п е р а |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
турах |
она |
является |
|
надежным |
|
теплозащитным |
барьером. |
|
Рунау |
|||||||||||||||||||||||||
принадлежат |
|
проекты |
стадиона |
с |
"воздушной |
кровлей", |
|
жилого |
д о |
|||||||||||||||||||||||||
ма с такой же "кровлей" и "стенами" из |
воды |
|
и |
воздуха, |
с л у ж а |
|||||||||||||||||||||||||||||
щими для защиты от ветра и |
холода |
и в |
качестве |
|
оптической |
|||||||||||||||||||||||||||||
преграды. В мировой практике |
поискового |
проектирования |
подобные |
|||||||||||||||||||||||||||||||
предложения |
|
уже |
|
не |
|
редкость. |
Р а з р а б а т ы в а ю т с я |
и |
более |
з н а ч и |
||||||||||||||||||||||||
тельные |
|
объекты. |
|
Нельзя |
|
не |
упомянуть, |
в |
частности, |
о |
проекте |
|||||||||||||||||||||||
линейного |
|
города |
Отто |
Эрнеста |
Швейцера, |
в |
осевом |
|
сооружении |
|||||||||||||||||||||||||
которого |
расположены |
все |
коммуникации |
|
и |
дутьевые |
|
|
устройства, |
|||||||||||||||||||||||||
распространяющие |
|
воздушное |
покрытие |
|
влево |
|
и |
вправо |
от |
|
оси |
- |
||||||||||||||||||||||
над промышленной и жилой зонами . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
"То, |
что |
мы |
в |
|
скором |
времени |
будем |
жить |
з а |
|
стенами |
|
из |
|||||||||||||||||||
воздуха, |
- утверждает |
В . Рунау, |
- |
я в л я е т с я только |
одним |
из |
м н о |
|||||||||||||||||||||||||||
гих |
последствий |
движения |
архитектуры |
|
к |
|
дематериализации ... |
|||||||||||||||||||||||||||
Наши |
сегодняшние |
|
мечты |
простираются |
|
к |
освобождению |
человека |
||||||||||||||||||||||||||
от |
его |
|
звероподобия |
и тесноты комнат для жизни |
во |
|
в м е с т и т е л ь |
|||||||||||||||||||||||||||
ном |
пространстве ... |
Разбить |
стены квартир, и открыть |
|
их... в |
город |
||||||||||||||||||||||||||||
или |
природу, |
освободиться |
от тесноты |
комнатного |
|
существования, |
||||||||||||||||||||||||||||
от |
своего |
|
уюта, |
чтобы, |
в |
конечном |
с ч е т е , |
|
сделаться |
единым |
||||||||||||||||||||||||
с |
окружающим |
миром, |
человечеством, |
природой, |
горизонтом |
и |
н е |
|||||||||||||||||||||||||||
бом! " |
[цит. |
по |
Ц ] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Б е з |
особого |
риска |
ошибиться, можно |
предположить, |
что |
уже |
||||||||||||||||||||||||||
в |
относительно |
недалеком |
будущем |
усовершенствование |
с и с т е м , |
|||||||||||||||||||||||||||||
создающих |
искусственный |
климат, |
если |
и не оттеснит на задний |
||||||||||||||||||||||||||||||
план, то во всяком случае существенно уменьшит |
значение |
т р а д и |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ционных |
ограждающих |
|
конструкций. |
"Реальность |
|
существования |
||||||||||||||||||||||||||||
исторического |
процесса |
постепенного |
"освобождения" |
архитектуры |
137
138
от материала^ все большее раскрытие архитектурного |
пространства |
||||||||||||
наружу |
и |
слияние его с |
окружающей средой |
является |
т е м о б с т о я |
||||||||
т е л ь с т в о м , |
|
которое |
не |
позволяет |
отнести |
"дематериализованную |
|||||||
архитектуру" |
с ее |
"воздушными с т е н а м и " и "воздушными покры |
|||||||||||
тиями" |
к обычным архитектурным |
фантазиям" [ l l j - |
|
|
|
||||||||
Дальние горизонты |
|
И т е м |
не |
менее тенденция |
"дематериали - |
||||||||
И ближние рубежи |
|
зации" - это лишь скромный шаг на пути |
|||||||||||
|
|
|
|
|
преодоления рутинных представлений о жи |
||||||||
|
|
|
|
|
лище. |
Мы |
продвинемся |
по |
этому пути |
||||
неизмеримо |
дальше |
и вообще |
|
выйдем |
з а |
традиционные |
пределы |
||||||
архитектуры, |
если представим |
себе |
широчайшие горизонты, |
которые |
|||||||||
раскрывают |
новая |
энергетическая |
база, |
тотальная |
технизация |
||||||||
жизненных |
процессов, возможности |
микроминиатюризации, |
киберне |
||||||||||
тизации, |
"упакованности" оборудования. |
Нетрудно |
представить |
||||||||||
себе |
в отдаленном |
будущем |
"жилище |
в рюкзаке", |
т . е . технизиро |
ванный комплекс, обеспечивающий человеку всю совокупность
необходимых |
полезных |
эффектов |
и |
соизмеримый по |
весу |
с его |
|||||||
физическими силами. Человек сможет носить |
с собой |
в упакован |
|||||||||||
ном |
|
виде |
собственное |
комфортабельное жилище, |
которое, в |
свою |
|||||||
очередь, |
будет |
не только |
защищать его от непогоды и |
составлять |
|||||||||
"сферу |
развертывания" |
его интеллектуальных и |
физических |
сил, |
|||||||||
но |
и |
служить |
постоянно |
находящимся |
"при с е б е " |
средством |
п е р е |
||||||
мещения |
в |
пространстве. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Отнюдь |
не |
обязательно при э т о м , |
чтобы |
из "волшебного |
м е ш |
|||||||
ка" |
решительно |
все необходимые |
человеку |
элементы |
появлялись |
||||||||
в своей физической реальности. Многие из них могут |
быть |
з а м е |
|||||||||||
нены, |
например, |
соответствующими |
|
голографическими |
проекциями |
||||||||
или |
иными |
средствами |
иллюзорного |
воспроизведения |
реальности. |
Да и настолько ли необходимы привычные нам предметы - в своем
"натуральном |
виде", |
|
или |
в различных |
иллюзорных |
изображениях |
||||||||||||||
и |
имитациях? |
Ведь в конце концов правомерно поставить |
|
вопрос |
||||||||||||||||
о |
"дополнении" |
объективной |
физической |
(существующей |
|
вне нас |
||||||||||||||
и чувственно |
воспринимаемой |
нами) |
реальности |
особой |
системой |
|||||||||||||||
эффектов, непосредственно воздействующих на органы |
чувств, |
|||||||||||||||||||
психику |
и |
вызывающих |
особые |
комплексы |
ощущений |
и |
пережива |
|||||||||||||
ний, |
не |
связанных с |
реальными |
ситуациями. Но |
з д е с ь |
мы |
|
о п я т ь - |
||||||||||||
таки |
волей |
неволей |
с м ы к а е м с я |
|
с |
идеями |
"собственной |
среды |
", |
|||||||||||
с венскими экспериментами, последствия которых |
для |
всей |
|
с и с т е |
||||||||||||||||
мы человеческой жизни еще далеко не изучены. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Вернемся, |
однако, |
к |
нашим |
дням. Вне |
сомнения, |
наши |
пред |
|||||||||||
ставления о жилище существенно расширяются. Мы |
стоим |
на |
поро |
|||||||||||||||||
ге |
формирования новой |
концепции, |
причем, |
даже |
не |
жилища |
в его |
|||||||||||||
узко-традиционном понимании, а |
жилой |
среды |
во всей |
ее |
полноте |
- |
139
как целостного предметно-пространственного |
единства, как |
к о м |
|||||
плексной динамичной системы . Вне |
зависимости |
от |
т о г о , какой |
||||
конкретный |
вариант |
структуры жилой |
среды |
получит |
преобладание |
||
в будущем, |
ясно, |
что традиционное |
представление |
о |
жилище |
как |
о неизменяемой каменной оболочке, заполненной многочисленными разнородными вещами, которые не согласованы друг с другом и с самой оболочкой, не может считаться перспективным. В буду
щем все структурные и функционально значимые элементы |
жилища |
||||||||||
сольются в целостное предметно-пространственное единство. |
Уже |
||||||||||
сейчас мы начинаем |
мыслить |
предметно-пространственными |
к о м |
||||||||
плексами, |
как бы |
крупными |
фрагментами |
среды, |
понимая, |
что |
|||||
оболочка |
жилища |
в |
своей форме и размерах обусловлена в конеч |
||||||||
ном итоге необходимым набором вещей и элементов |
оборудования. |
||||||||||
По-видимому, |
|
в |
одних и тех же пространственных |
границах |
|||||||
жилища структура |
предметной |
среды будет все больше приспосаб |
|||||||||
ливаться |
к разнообразным |
трансформациям |
в |
зависимости |
от |
с п е |
|||||
цифики потребностей |
в |
тот |
или |
иной период |
времени. Среда станет |
||||||
более подвижной, |
динамичной |
не только в |
масштабе |
значительных |
временных отрезков (интенсивное обновление предметного состава
среды, |
|
ускоренная |
смена |
морально |
устаревших |
э л е м е н т о в ) , |
но |
||||||||||||||
и в каждый данный момент . Особое значение |
приобретут, |
вероятно, |
|||||||||||||||||||
"исчезающие" |
элементы |
|
среды, |
объекты, |
|
меняющие |
назначение. |
||||||||||||||
Каждый |
|
из |
них |
будет |
появляться |
в |
своей |
функциональной |
опреде |
||||||||||||
ленности только |
в нужный |
момент, на необходимый срок, |
а |
в |
о с т а л ь |
||||||||||||||||
ное |
время |
- |
" и с ч е з а т ь " , |
освобождая |
|
пространство другим |
э л е м е н |
||||||||||||||
т а м , |
и |
т .д . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие |
этого |
направления |
приведет |
к |
созданию |
качественно |
||||||||||||||
нового жилища, которое мы назвали |
"жилище - театр" |
[17, |
стр . |
107- |
|||||||||||||||||
110]. |
В |
нейтральном |
жилом |
пространстве, |
как |
на |
сценической |
||||||||||||||
площадке, |
смогут |
попеременно |
разворачиваться предметные |
а н |
|||||||||||||||||
самбли |
того |
или |
иного |
функционального |
назначения. |
Простейшие |
|||||||||||||||
способы |
воплощения |
этой |
|
идеи |
- |
сотовые |
структуры жилой |
ячейки |
|||||||||||||
в сочетании |
с |
мобильным |
трансформирующимся |
оборудованием; |
|||||||||||||||||
группировка |
компактно |
|
упакованных |
функциональных |
|
элементов |
|||||||||||||||
вокруг |
|
коммуникационных |
"стволов |
. обслуживания" |
и |
т .п . |
С о в е р |
||||||||||||||
шенно очевидно, |
что |
путь |
|
к "жилищу-театру" лежит через |
т о т а л ь |
||||||||||||||||
ную |
технизацию |
среды, |
миниатюризацию |
предметных |
элементов, |
развитие трансформируемых систем оборудования. В сложном
многообразии сегодняшней |
практики |
мы должны |
выявлять |
и |
под |
|||||
держивать |
соответствующие тенденции. |
Уже |
сейчас можно |
д о с т а |
||||||
точно |
определенно |
наметить |
контуры, |
например, |
"сотовой" |
жилой |
||||
среды |
относительно |
недалекого |
будущего. |
Соты, |
присоединенные |
|||||
к энергетическим, |
инженерным, |
информационным |
каналам, |
|
будут |
|||||
заполнены |
разнообразными |
по |
назначению |
функциональными |
к о м - |
140
плектами |
в виде |
унифицированных |
по габаритам вставных |
в з а и м о |
||
заменяемых кассет оборудования. Сама по с е б е сотовая |
структура |
|||||
еще |
не |
будет в |
полном с м ы с л е этого слова жилищем. |
Она |
с о с т а |
|
вит |
как |
бы его |
костяк. А жилая |
среда как таковая |
возникнет |
и приобретет функциональную определенность лишь при заполнении структуры теми или иными технизированными кассетами . Будучи вмонтированными в соты, такие к а с с е т ы смогут работать в мини мальном режиме. С максимальной нагрузкой они работают, лишь полностью выдвинувшись из своего хранилища. Пространственно отделившись от структуры и развернув свои составные элементы,
кассета |
будет |
превращаться |
в полноценное оборудование |
той |
или |
||
иной функциональной зоны. В |
нужный момент |
элементы такой |
д и |
||||
намичной |
зоны |
можно будет |
опять |
"свернуть" |
в компактный |
к о м |
|
плект - кассету |
и вновь водворить |
в собственную ячейку |
сотовой |
структуры, освободив пространство для иных функций и процессов.
Осмысливая идею сменных |
кассет |
в более |
широких масштабах, |
||
нетрудно себе |
представить |
и более |
крупные |
жилые |
образования |
завтрашнего дня, |
где в роли |
з а м е н я е м ы х элементов |
будут в ы с т у |
пать уже в целом жилые ячейки, монтируемые в пространственных
урбанистических инфраструктурах. Зерна |
таких |
решений зреют |
в недрах объемно-блочного домостроения. |
Жилище |
с трансформи |
рующимися и к тому же легко сменяемыми ячейками будет в наи
большей |
степени |
приспособлено |
ко |
все |
возрастающему |
динамизму |
||||||||||||
жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкая, динамичная, максимально адаптирующаяся предметно - |
|||||||||||||||||
пространственная |
среда |
будущего, |
|
приспособленная |
к |
изменению |
||||||||||||
своих |
существенных |
параметров |
в |
соответствии |
с |
меняющимися |
||||||||||||
жизненными |
ситуациями, |
|
по-видимому, |
|
сможет |
быть |
создана |
на |
||||||||||
основе |
самого |
широкого |
применения |
электронно-кибернетической |
||||||||||||||
аппаратуры. Наши |
потомки |
будут |
|
жить |
в динамичном,постоянно |
|||||||||||||
меняющем |
структуру |
и |
облик |
мире, |
полноценно проявляя |
свою |
||||||||||||
индивидуальность |
и |
в |
преобразованиях |
окружающей |
предметно - |
|||||||||||||
пространственной |
среды. |
|
В вариантной |
|
среде |
"жилища - театра" |
||||||||||||
наиболее полно сможет |
реализоваться |
многогранная |
личность |
ч е л о |
||||||||||||||
века |
будущего. |
Именно с |
этих |
позиций |
приобретают |
особый |
и н т е |
|||||||||||
рес |
некоторые |
новые |
тенденции, |
наметившиеся в современном |
по |
|||||||||||||
исковом |
проектировании з а |
рубежом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
1. |
Л е н и н |
В.И. |
Поли. собр. соч., |
т. |
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
2. |
А р а б - О г л ы |
Э.А. О социальных |
последствиях |
н а у ч н о - т е х |
||||||||||||||||||||
нической революции. - В кн.: |
Научно-техническая |
революция |
и о б |
||||||||||||||||||||||
щественный |
прогресс. |
М . , ' М ы с л ь " , |
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
3. |
В а с и л ь е в |
|
Г. |
Как змеи, |
сбросившие |
кожу. |
- |
|
"Правда", |
|||||||||||||||
22 |
февраля |
1969 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4. |
Горизонты |
|
науки |
и |
техники. |
М., ' М и р ' , |
1969. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
5. |
Ж а д о в а |
Л. О японском дизайне и его |
создателях . - |
' Т е х |
||||||||||||||||||||
ническая э с т е т и к а ' , |
1968, |
№N° |
4,6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
6. |
К а п и ц а |
П. |
Некоторые |
принципы |
творческого |
воспитания |
||||||||||||||||||
и образования. |
- |
|
'Вопросы философии", |
1971, |
№ |
7. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
7. |
К о г а н |
Л . Б . Урбанизация - |
общение - |
микрорайон. |
- |
"Архи |
||||||||||||||||||
тектура С С С Р " , |
1967, |
№ |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
8. |
Л у ч к о в а |
|
И.В., С и к а ч е в |
А.В. Будущее жилой |
ячейки |
( о б |
||||||||||||||||||
зор |
зарубежного |
|
опыта |
|
проектирования). ЦНТИ |
по |
гражданскому |
||||||||||||||||||
строительству |
и |
архитектуре. М., |
1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
9. |
Л у ч к о в а |
|
И.В., С и к а ч е в |
А.В. Жилая |
ячейка |
как |
объект |
|||||||||||||||||
дизайна. - "Техническая эстетика", |
1969, |
№ |
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
10. |
Манифест |
итальянского футуризма. М . , |
1914. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
11. |
М а ч у л ь с к и й |
Г. |
Об одной |
концепции |
будущего |
|
архитекту |
|||||||||||||||||
ры. - |
"Моспроектовец", |
11 марта |
1966 |
г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
12. |
П а п е р н ы й |
В, |
|
Новая |
венская |
школа. - |
"Декоративное |
и с |
||||||||||||||||
кусство С С С Р " , |
1970, |
№ 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
13. |
Передвижной |
блок |
различного назначения. - |
"Современная |
||||||||||||||||||||
архитектура" (пер. франц. журн. |
|
"L'architecture d'aujord'hui"), |
|
1971, |
|||||||||||||||||||||
№ |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
П л а т о н о в |
|
Г., |
Ч е р н ы х |
Б . |
|
Футурология и проблемы жили |
|||||||||||||||||
ща. |
- |
'Строительство |
и |
архитектура |
Л е н и н г р а д а ' , |
1969, |
|
№ |
4. |
|
|||||||||||||||
|
15. |
Р а г о н |
М. |
Города |
будущего. |
М . , |
' М и р ' , |
|
1969. |
|
|
|
|
||||||||||||
|
16. |
Р а г о н |
М. |
О |
современной |
архитектуре. |
М., |
|
Госстройиздат, |
||||||||||||||||
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Р я б у ш и н |
|
А . В . , Б о г д а н о в |
Е . В . , П а п е р н ы й |
В.З. Жилая |
|||||||||||||||||||
среда |
как объект |
|
прогнозирования. М . , 1972, |
(ВНИИТЭ) . |
|
|
|||||||||||||||||||
|
18. |
Р я б у ш и н |
|
А.В. Мебель для жилища. М., |
1969, |
(ВНИИТЭ) . |
|||||||||||||||||||
|
19. |
Т а с а л о в |
|
В . Прометей |
|
или |
О р ф е й . ' И с к у с с т в о |
технического |
|||||||||||||||||
в е к а ' . |
М., ' И с к у с с т в о ' . |
|
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
20. |
Т о м с о н |
Дж. Предвидимое |
будущее. |
М., |
Изд - во |
иностран |
||||||||||||||||||
ной |
литературы. |
1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
21. Akira Shibuya. - |
"The |
Japan Architect", 1967, |
N |
127. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
22 |
Archigram, — "Aujourd'hui, |
Art et |
Architecture" (Franc), |
|
1965, |
N 50. |
||||||||||||||||||
|
23. |
Archigram group, London, — "Architectural Design", |
1965, |
N 11. |
|
||||||||||||||||||||
|
24. Archigram-Gruppe, Wohnen |
1990. |
|
- "Bauen und Wohnen", 1967, |
N 5. |
142