Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Наряду с наивным реформизмом проявляется и другая, внешне противоположная крайность. В некоторых футурологических проек тах нельзя не отметить своего рода абстрактности, безразличия к социальной проблематике. Излишне грубо и прямолинейно объяснять это только влиянием буржуазной идеологии, стремящейся увести внимание от проблем, решение которых связано с постижением коммунистических идеалов. Здесь следует видеть отражение особой
внесоциальной |
позиции, |
характерной |
для части научно-технической |
||||
интеллигенции |
з а |
рубежом. |
Отражая |
политический индефферентизм |
|||
и позитивистские |
настроения |
этой общественной группы, а также |
|||||
технократические |
тенденции, |
порождаемые буржуазно-монополисти |
|||||
ческим |
капитализмом, |
теоретики |
"деидеологизации" |
( Р . А р о н , |
|||
Д. Белл |
и др.) |
утверждают, |
что в развитом индустриальном о б щ е |
стве все проблемы решаются не идеологическими, а научно - техни
ческими средствами . |
Следствием этого |
и является социальная |
аморфность некоторых |
футурологических |
разработок. Проекты п е р |
спективного жилища выступают зачастую в качестве неких неопре
деленных средств для достижения еще более неопределенных |
целей. |
||||||||||||||||||
|
Неразличимость |
целей |
становится одной |
из |
характерных |
при |
|||||||||||||
мет |
нынешнего |
этапа |
зарубежной |
футурологии. |
|
В |
предложениях, |
||||||||||||
подобных, |
например, мобильным |
городам |
Рона |
Херрона, |
з а |
рамки |
|||||||||||||
авторских интересов вообще выводится всякая |
мысль |
об |
обществен |
||||||||||||||||
ной |
целесообразности. |
Поиск как |
таковой, само |
по |
себе |
движение |
|||||||||||||
мысли |
оказываются |
всем, |
цель |
- |
ничем. Это обедняет содержа - |
||||||||||||||
тельность исканий. В то же время |
|
некоторые |
чисто |
профессиональ |
|||||||||||||||
ные |
достижения |
в |
полной мере сохраняют |
свою |
универсальность и |
||||||||||||||
общечеловеческую |
ценность. |
Растерянность |
перед |
непредвиденным |
|||||||||||||||
грядущим порождает (по-видимому, |
неожиданно для самих |
авторов) |
|||||||||||||||||
потенциально активные средства преобразования предметного |
мира. |
||||||||||||||||||
Многоразличные |
варианты |
воплощения принципов |
динамизма, при |
||||||||||||||||
способляемости |
и |
психологизации |
|
жилой |
среды, |
переосмысленные |
|||||||||||||
на |
совершенно |
иной |
философской |
основе, |
могут |
быть |
с |
успехом |
|||||||||||
использованы |
для |
сознательного |
целенаправленного |
осуществления |
|||||||||||||||
наших |
социальных |
|
устремлений. |
Как всегда, вопрос о |
социальной |
||||||||||||||
значимости |
|
материальных |
средств |
сводится к тому, в чьих руках |
|||||||||||||||
находятся |
и |
каким |
целям служат |
эти средства . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
В предлагаемых ниже материалах исследованы |
наиболее |
х а р а к |
||||||||||||||||
терные |
явления |
в |
области |
футурологии |
жилища |
последних |
десяти |
||||||||||||
с лишним лет. Эти явления внешне |
разнородны, в |
каком - то смысле |
|||||||||||||||||
даже несопоставимы, но в них |
б е з труда угадываются |
и |
общие |
||||||||||||||||
моменты, |
позволяющие |
говорить |
о главных тенденциях и линиях |
||||||||||||||||
развития в |
пестром |
и |
противоречивом многообразии |
современного |
|||||||||||||||
этапа |
футурологических |
поисков з а |
рубежом. |
|
|
|
|
|
|
|
12
ПРИНЦИП CLIP-ON И СТРУКТУРА ЖИЛОЙ СРЕДЫ
Очевидное для |
специалистов несовершенство традиционной |
структуры предметной |
среды, ее неадекватность современным т р е |
бованиям и бесперспективность в условиях предстоящего развития
предопределили |
популярность и необычайно быстрое |
|
развитие |
идей |
|||||||||||||||||
"структурализма" . |
Большой |
резонанс |
получили, |
в |
частности, |
э к с |
|||||||||||||||
перименты Л . Кана. Но все это, |
конечно, лишь первые |
шаги |
|
на |
пу |
||||||||||||||||
ти к новой структурной организации среды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Подавляющая часть |
футурологических |
разработок |
использует |
||||||||||||||||||
принцип |
|
Clip-on |
(в |
переводе |
с |
английского |
- соединять |
зажимом, |
|||||||||||||
з а х в а т ы в а т ь ) . |
На |
его основе |
создаются |
многочисленные, |
|
внешне |
|||||||||||||||
непохожие |
проекты, |
но |
их |
внутренняя |
структурно-функциональная |
||||||||||||||||
родственность |
несомненна. |
|
Он применим |
к |
практике |
архитектуры |
|||||||||||||||
и дизайна. |
Clip-on |
- |
основополагающий |
принцип, |
обеспечивающий |
||||||||||||||||
на современном этапе максимальный динамизм решений. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||
СУЩНОСТЬ |
clip-on |
|
|
Проще |
всего |
понять этот |
принцип |
с |
п о |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мощью аналогий. Рейнар Бенхем, неодно |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кратно |
возвращавшийся |
|
к |
его |
о с м ы с л е |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нию |
[25] , не без |
юмора |
отмечал, |
что |
все |
|||||||||
началось |
с |
обыкновенного подвесного мотора для лодки. |
Привлек |
||||||||||||||||||
внимание тот факт, что с его помощью можно превратить в |
|
у п р а в |
|||||||||||||||||||
ляемый |
корабль |
практически |
любой плавающий предмет. В |
области |
|||||||||||||||||
жилища эквивалентом примера с лодочным мотором может |
|
служить |
|||||||||||||||||||
Mechanical Wings |
Б.Фуллера |
- грузовой |
вагон, |
полный |
механических |
||||||||||||||||
приборов |
и |
устройств, |
с |
помощью которых |
любая |
хижина |
и |
даже |
|||||||||||||
просто |
дыра |
в з е м л е , |
т . е . практически |
любое |
замкнутое |
простран |
|||||||||||||||
ство, может |
быть превращено |
в достаточно |
комфортабельное |
жилище. |
|||||||||||||||||
Таким |
образом, |
при |
помощи определенного добавления |
с |
ярко |
||||||||||||||||
выраженной |
функцией |
любое |
недифференцированное |
|
образование, |
||||||||||||||||
с точки зрения функции совершенно аморфное, но обладающее |
мини |
||||||||||||||||||||
мумом |
исходных |
свойств |
(плавающий |
предмет |
в |
первом |
случае, |
||||||||||||||
замкнутое |
пространство |
- |
|
во |
в т о р о м ) , |
превращается |
в |
|
строго |
||||||||||||
профилированный |
по |
назначению |
объект |
с четкими |
функциональными |
признаками. Такое механизированное добавление (по терминологии
Бенхема - концентрированный машинный пакет) как бы |
профили |
рует нейтральные исхвдные свойства базовой структуры, |
придает |
им функциональную окраску, распространяет свою функцию на весь
объект. Подобные |
дополнения, легко |
присоединяемые |
к объекту |
|
и |
придающие ему |
четкие функциональные признаки выступают |
||
в |
качестве специфических компонентов |
системы Clip-on . |
|
13
С точки зрения смыслового перевода, Clip-on можно т р а к т о вать как принцип функциональной конкретизации с помощью допол
нений |
(приставок), |
сообщающих |
базовому |
объекту |
функциональную |
||||||||||
определенность. |
|
В |
архитектуре |
и |
дизайне |
принцип |
Clip-on |
п о з в о |
|||||||
ляет конкретизировать назначения нейтральных структур, |
и з н а ч а л ь |
||||||||||||||
но обладающих |
лишь некоторыми |
общими |
свойствами |
(несущая |
|||||||||||
способность, наличие |
коммуникаций |
и т . д . ) , |
путем добавления |
с т р о |
|||||||||||
го определенных |
|
по |
функции |
элементов . В |
зависимости |
от |
объекта |
||||||||
проектирования |
масштаб |
этих |
дополняющих |
элементов |
может м е |
||||||||||
няться |
в |
очень |
широком |
диапазоне - |
от |
"микро", |
когда |
речь |
|||||||
идет |
о |
разработке |
внутренней структуры и предметно-вещевого |
||||||||||||
комплекса |
жилых |
ячеек, |
до |
"макро", например, в |
случае |
проекти |
рования пространственных урбанистических образований, где функ
циональными дополнениями выступают уже сами эти ячейки в |
целом. |
||||||||||
Бесконечная |
В английской |
литературе |
термин |
clip-on |
|||||||
архитектура |
применительно |
к архитектуре |
начали |
у п о |
|||||||
|
|
|
треблять в начале 60-х годов |
[25, S. 172] . |
|||||||
|
|
|
Развитие архитектуры |
в послевоенный |
п е |
||||||
риод |
подготовило |
появление |
этого принципа. |
Генетические |
корни |
||||||
Clip-on |
уходят в так называемую |
"бесконечную архитектуру", |
о с н о |
||||||||
ванную на многократном повторе |
одних |
и тех же стандартных |
э л е |
||||||||
ментов, |
которые |
не представляют самостоятельной |
архитектурной |
||||||||
ценности каждый в отдельности, но в совокупности, в |
повторяемости |
||||||||||
дают специфический для индустриальной архитектуры эффект |
( э с т е |
||||||||||
тика |
повторяемости) . Вопреки |
классицистической |
традиции, где |
по |
вторяемость была второстепенным средством выразительности, полностью подчиненным идее композиционно завершенного целого с ярко выраженной акцентировкой главных элементов, "бесконечная архитектура" не знает стройной системы гармоничного соподчинения частей . Все ее элементы совершенно равноценны. Важен сам факт многократного повтора. Термин "бесконечная* возник в силу н е а к туальности для такой архитектуры всякой числовой определенности, конечности. Здание можно произвольно сократить или сколь угодно
удлинить без особого ущерба |
для восприятия. Практически б е з р а з |
||
лично число элементов - близнецов: с одинаковым успехом их |
может |
||
быть и |
50 и 100. Эффект от |
этого не изменится. Главное, |
чтобы |
их было |
много. |
|
|
"Бесконечная архитектура" - детище индустриального произ водства. Наиболее благоприятные условия для ее развития сложи лись в послевоенный период в США. Однако лидеры американской архитектуры 50 - х годов (Ф.Джонсон и др.) не оценили новых в о з можностей. Даже шедевры "бесконечной архитектуры" - Т е х н и ч е с кий центр Дженерал Моторс, Иллинойский технологический институт
14
не |
причислялись |
к выдающимся |
произведениям. Получила |
преобла |
||||||||||||||
дание |
модернизация классицистических |
традиций, и ложный |
мону - |
|||||||||||||||
ментализм, казалось |
бы, |
похороненный |
в 20-30-х |
годах, |
обрел |
|||||||||||||
новую |
жизнь в одеждах из металла и стекла . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Идея 'бесконечной |
архитектуры* привлекла |
внимание |
специа |
||||||||||||||
листов Европы, |
прежде |
всего |
Англии. Л . Д э в и с , |
Л . Мартин, |
Д . В и к е , |
|||||||||||||
исследуя |
некоторые |
особые |
проявления |
современной |
|
живописи |
||||||||||||
и архитектуры |
(линейные |
композиции |
П.Мондриана, сварные по |
|||||||||||||||
стройки Мис ван дер Ро э и т . п . ) , |
способствовали |
ее |
популярности. |
|||||||||||||||
Об |
этом |
свидетельствовали |
большие конкурсы |
начала |
50-х |
годов |
||||||||||||
на |
лучшее жилище, |
'расширяемая |
архитектура* |
Смитсонов |
и, |
н а к о |
||||||||||||
нец, построенный |
и получивший большой |
отклик |
в |
специальной |
и об |
|||||||||||||
щей прессе жилой комплекс Парк Хилл в Шеффилде. |
|
|
|
|
||||||||||||||
функциональные |
|
|
|
К середине 50-х годов трактовка |
" б е с к о - |
|||||||||||||
ячеистые структуры |
|
нечных |
структур* |
приобретает |
новое с о |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
держание. Если такую |
структуру |
условно |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
уподобить кирпичной кладке (равноцен |
|||||||||||
ность |
и |
в з а и м о з а м е н я е м о с т ь |
э л е м е н т о в ) , |
то |
|
каждый |
|
'кирпич* |
||||||||||
можно |
|
рассматривать |
как |
достаточно |
большой объем |
со своей |
||||||||||||
собственной структурой. Обозначился, таким образом, |
переход в но |
|||||||||||||||||
вое |
качество: |
от |
плоскости |
- |
к трехмерности, от |
"бесконечной |
||||||||||||
архитектуры" фасадов - к объемной, ячеистой |
"бесконечной |
а р х и |
||||||||||||||||
тектуре |
индетерминированной |
формы... из очень |
точно |
детермини |
||||||||||||||
рованных, соединенных друг с другом жилых единиц" [25, |
S. 167] . |
|||||||||||||||||
|
Одновременно с осознанием специфики и возможностей |
ячеистой |
архитектуры началось проектирование необходимых для нее первич
ных |
единиц, |
ячеек. |
В |
конце 1955 г. |
А. и П. Смитсоны |
создали |
||||||||||||
проект |
пластмассового |
"дома |
будущего". |
Вслед |
за |
этим |
И.Шайн |
|||||||||||
разработал |
|
свой |
Maison Plastiqe |
для |
экспозиции |
|
Arts Menagers |
|||||||||||
в Париже, |
|
М.Гуди - пластмассовый |
дом для фирмы |
' М о н с а н т о ' , |
||||||||||||||
который |
был позднее |
установлен |
в Дисней - Ленде, |
Д. Иогансен - |
||||||||||||||
дом-раковину, Б . Фуллер |
Dymaxion Houm и т . д . |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Наиболее |
актуальным |
для |
|
дальнейшего |
развития |
концепции |
|||||||||||
оказался |
проект |
Смитсонов, |
который |
предусматривал |
возможность |
|||||||||||||
стыковки, |
сборки |
полностью |
оборудованных, |
самостоятельных |
||||||||||||||
жилых |
единиц |
в |
бесконечные |
ряды и даже, |
частично, |
в |
ячеистые |
|||||||||||
структуры. |
Во |
второй половине |
50-х |
годов разработки |
в |
этой об |
||||||||||||
ласти продолжались |
(И.Шайн, Ж. Кусон и др . ) . Некоторые |
первич |
||||||||||||||||
ные |
ячейки |
(например, |
мобильная |
Motel-единица) |
снабжались |
|||||||||||||
автономными |
техническими |
системами |
жизнеобеспечения и, по - |
|||||||||||||||
существу, |
превращались |
в независимые |
жилые капсулы, |
которые |
||||||||||||||
уже |
трудно |
|
считать |
традиционными строительными сооружениями, |
||||||||||||||
т е м |
более |
- |
неотделимыми |
от земли |
домами |
в привычном |
смысле |
15
э т о го слова. Подобные ячейки, чем дальше, |
тем все больше |
у т р а |
||||||||||||||||
чивали |
привычный |
облик, |
и по внутренней |
структуре |
и т е х н и ч е с |
|||||||||||||
кому |
обеспечению |
они |
напоминали скорее, |
например, |
автомобили, |
|||||||||||||
т . е . объекты дизайнерского проектирования, |
что весьма |
х а р а к т е р |
||||||||||||||||
но для системы |
Clip-on • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
К концу 50 - х |
годов был сделан еще один принципиально |
в а ж |
|||||||||||||||
ный шаг. В 1959 г. молодой |
бельгийский |
архитектор |
Ж. Бодо |
р а з р а |
||||||||||||||
ботал |
конкурсный |
|
проект, |
где |
для группировки |
нейтральных по |
||||||||||||
функции |
ячеек |
были |
предусмотрены |
специальные |
соединительные |
|||||||||||||
звенья, |
|
строго |
|
профилированные |
по |
назначению |
(приготовление |
|||||||||||
пищи, гигиенические |
процедуры |
и |
т . д . ) . |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
К |
началу 60-х годов принцип |
функциональной |
конкретизации |
||||||||||||||
был |
окончательно |
|
осознан |
в |
связи |
с проблемой |
вертикального |
|||||||||||
штабелирования |
ячеек. |
Возникла |
необходимость |
во внешней |
кон |
|||||||||||||
струкции, |
способной |
воспринимать |
вес |
ячеек, |
в та к |
н а з ы в а е |
||||||||||||
мой |
'нейтральной |
технической |
р а м е ' , одновременно |
снабженной |
||||||||||||||
энергетическими |
|
и |
инженерными |
коммуникациями. |
Такой |
б е з р а з |
||||||||||||
личный |
к |
конкретной функции статический остов |
гарантирует |
в о з |
можность трансформаций самого широкого диапазона и потенциаль
но |
может |
превращаться |
(в совокупности |
со сменными ячейками) |
||||
практически |
в любую |
динамичную |
функциональную систему . |
А это |
||||
и |
е с т ь не что иное, |
как принцип |
Clip-on |
в |
действии. |
|
||
Fun«Palace |
|
В |
наиболее чистом |
виде принцип |
Clip-on |
|||
|
|
|
|
может быть проиллюстрирован на примере |
||||
|
|
|
|
Fun-Palace, [25,S.I78] . Вдохновительницей |
||||
|
|
|
|
создания |
этой |
'машины, в которой можно |
ж и т ь ' , |
явилась англичанка |
Джоан |
Литлвуд, театральная |
д е я т е л ь |
|||||||||||||
ница |
и |
|
певица, |
фанатически |
отстаивающая |
идею |
участия |
зрителей |
|||||||||
в массовых |
представлениях. |
В о з г л а в л я е м а я ею группа |
'молодых |
||||||||||||||
творческих |
ч у д а к о в ' разработала |
понятие |
' з о н ы |
тотальной |
а к т и в |
||||||||||||
н о с т и ' , |
на основе |
чего |
и был запроектирован |
Fun-Palace |
(архи |
||||||||||||
тектор |
Ц. Прайс, |
|
инженер |
Ф. Наюби, |
технический |
консультант |
|||||||||||
Г. Паск) . Это не здание с |
гибкой |
планировкой. Это вообще |
не з д а |
||||||||||||||
ние, а |
нечто |
т а к о е , |
чему трудно |
подобрать |
понятийный эквивалент. |
||||||||||||
Скорее |
|
всего, |
это действительно |
машина |
или |
механизированная |
|||||||||||
система, приспособленная к перегруппировке своих частей |
и с о з д а |
||||||||||||||||
ющая специфическую среду |
(динамическое |
поле) для |
трансформаций |
||||||||||||||
различных предметно-пространственных форм. |
|
|
|
|
|||||||||||||
Основа |
пространственной |
решетки |
Fun-palace - |
вертикальные |
|||||||||||||
башни |
|
с |
энергетическими |
коммуникациями, |
поверх |
которых |
п е р е |
||||||||||
двигаются в разных направлениях краны |
для транспортировки |
||||||||||||||||
структурных элементов . Большой потенциал различного рода |
гибких |
||||||||||||||||
мембран, |
плено-к, - сеток, |
всевозможных |
технических |
устройств |
16