Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с наивным реформизмом проявляется и другая, внешне противоположная крайность. В некоторых футурологических проек ­ тах нельзя не отметить своего рода абстрактности, безразличия к социальной проблематике. Излишне грубо и прямолинейно объяснять это только влиянием буржуазной идеологии, стремящейся увести внимание от проблем, решение которых связано с постижением коммунистических идеалов. Здесь следует видеть отражение особой

внесоциальной

позиции,

характерной

для части научно-технической

интеллигенции

з а

рубежом.

Отражая

политический индефферентизм

и позитивистские

настроения

этой общественной группы, а также

технократические

тенденции,

порождаемые буржуазно-монополисти­

ческим

капитализмом,

теоретики

"деидеологизации"

( Р . А р о н ,

Д. Белл

и др.)

утверждают,

что в развитом индустриальном о б щ е ­

стве все проблемы решаются не идеологическими, а научно - техни ­

ческими средствами .

Следствием этого

и является социальная

аморфность некоторых

футурологических

разработок. Проекты п е р ­

спективного жилища выступают зачастую в качестве неких неопре ­

деленных средств для достижения еще более неопределенных

целей.

 

Неразличимость

целей

становится одной

из

характерных

при­

мет

нынешнего

этапа

зарубежной

футурологии.

 

В

предложениях,

подобных,

например, мобильным

городам

Рона

Херрона,

з а

рамки

авторских интересов вообще выводится всякая

мысль

об

обществен ­

ной

целесообразности.

Поиск как

таковой, само

по

себе

движение

мысли

оказываются

всем,

цель

-

ничем. Это обедняет содержа -

тельность исканий. В то же время

 

некоторые

чисто

профессиональ­

ные

достижения

в

полной мере сохраняют

свою

универсальность и

общечеловеческую

ценность.

Растерянность

перед

непредвиденным

грядущим порождает (по-видимому,

неожиданно для самих

авторов)

потенциально активные средства преобразования предметного

мира.

Многоразличные

варианты

воплощения принципов

динамизма, при­

способляемости

и

психологизации

 

жилой

среды,

переосмысленные

на

совершенно

иной

философской

основе,

могут

быть

с

успехом

использованы

для

сознательного

целенаправленного

осуществления

наших

социальных

 

устремлений.

Как всегда, вопрос о

социальной

значимости

 

материальных

средств

сводится к тому, в чьих руках

находятся

и

каким

целям служат

эти средства .

 

 

 

 

 

 

 

В предлагаемых ниже материалах исследованы

наиболее

х а р а к ­

терные

явления

в

области

футурологии

жилища

последних

десяти

с лишним лет. Эти явления внешне

разнородны, в

каком - то смысле

даже несопоставимы, но в них

б е з труда угадываются

и

общие

моменты,

позволяющие

говорить

о главных тенденциях и линиях

развития в

пестром

и

противоречивом многообразии

современного

этапа

футурологических

поисков з а

рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

12


ПРИНЦИП CLIP-ON И СТРУКТУРА ЖИЛОЙ СРЕДЫ

Очевидное для

специалистов несовершенство традиционной

структуры предметной

среды, ее неадекватность современным т р е ­

бованиям и бесперспективность в условиях предстоящего развития

предопределили

популярность и необычайно быстрое

 

развитие

идей

"структурализма" .

Большой

резонанс

получили,

в

частности,

э к с ­

перименты Л . Кана. Но все это,

конечно, лишь первые

шаги

 

на

пу ­

ти к новой структурной организации среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подавляющая часть

футурологических

разработок

использует

принцип

 

Clip-on

переводе

с

английского

- соединять

зажимом,

з а х в а т ы в а т ь ) .

На

его основе

создаются

многочисленные,

 

внешне

непохожие

проекты,

но

их

внутренняя

структурно-функциональная

родственность

несомненна.

 

Он применим

к

практике

архитектуры

и дизайна.

Clip-on

-

основополагающий

принцип,

обеспечивающий

на современном этапе максимальный динамизм решений.

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ

clip-on

 

 

Проще

всего

понять этот

принцип

с

п о ­

 

 

 

 

 

 

 

мощью аналогий. Рейнар Бенхем, неодно­

 

 

 

 

 

 

 

кратно

возвращавшийся

 

к

его

о с м ы с л е ­

 

 

 

 

 

 

 

нию

[25] , не без

юмора

отмечал,

что

все

началось

с

обыкновенного подвесного мотора для лодки.

Привлек

внимание тот факт, что с его помощью можно превратить в

 

у п р а в ­

ляемый

корабль

практически

любой плавающий предмет. В

области

жилища эквивалентом примера с лодочным мотором может

 

служить

Mechanical Wings

Б.Фуллера

- грузовой

вагон,

полный

механических

приборов

и

устройств,

с

помощью которых

любая

хижина

и

даже

просто

дыра

в з е м л е ,

т . е . практически

любое

замкнутое

простран ­

ство, может

быть превращено

в достаточно

комфортабельное

жилище.

Таким

образом,

при

помощи определенного добавления

с

ярко

выраженной

функцией

любое

недифференцированное

 

образование,

с точки зрения функции совершенно аморфное, но обладающее

мини­

мумом

исходных

свойств

(плавающий

предмет

в

первом

случае,

замкнутое

пространство

-

 

во

в т о р о м ) ,

превращается

в

 

строго

профилированный

по

назначению

объект

с четкими

функциональными

признаками. Такое механизированное добавление (по терминологии

Бенхема - концентрированный машинный пакет) как бы

профили­

рует нейтральные исхвдные свойства базовой структуры,

придает

им функциональную окраску, распространяет свою функцию на весь

объект. Подобные

дополнения, легко

присоединяемые

к объекту

и

придающие ему

четкие функциональные признаки выступают

в

качестве специфических компонентов

системы Clip-on .

 

13


С точки зрения смыслового перевода, Clip-on можно т р а к т о ­ вать как принцип функциональной конкретизации с помощью допол ­

нений

(приставок),

сообщающих

базовому

объекту

функциональную

определенность.

 

В

архитектуре

и

дизайне

принцип

Clip-on

п о з в о ­

ляет конкретизировать назначения нейтральных структур,

и з н а ч а л ь ­

но обладающих

лишь некоторыми

общими

свойствами

(несущая

способность, наличие

коммуникаций

и т . д . ) ,

путем добавления

с т р о ­

го определенных

 

по

функции

элементов . В

зависимости

от

объекта

проектирования

масштаб

этих

дополняющих

элементов

может м е ­

няться

в

очень

широком

диапазоне -

от

"микро",

когда

речь

идет

о

разработке

внутренней структуры и предметно-вещевого

комплекса

жилых

ячеек,

до

"макро", например, в

случае

проекти ­

рования пространственных урбанистических образований, где функ­

циональными дополнениями выступают уже сами эти ячейки в

целом.

Бесконечная

В английской

литературе

термин

clip-on

архитектура

применительно

к архитектуре

начали

у п о ­

 

 

 

треблять в начале 60-х годов

[25, S. 172] .

 

 

 

Развитие архитектуры

в послевоенный

п е ­

риод

подготовило

появление

этого принципа.

Генетические

корни

Clip-on

уходят в так называемую

"бесконечную архитектуру",

о с н о ­

ванную на многократном повторе

одних

и тех же стандартных

э л е ­

ментов,

которые

не представляют самостоятельной

архитектурной

ценности каждый в отдельности, но в совокупности, в

повторяемости

дают специфический для индустриальной архитектуры эффект

( э с т е ­

тика

повторяемости) . Вопреки

классицистической

традиции, где

по ­

вторяемость была второстепенным средством выразительности, полностью подчиненным идее композиционно завершенного целого с ярко выраженной акцентировкой главных элементов, "бесконечная архитектура" не знает стройной системы гармоничного соподчинения частей . Все ее элементы совершенно равноценны. Важен сам факт многократного повтора. Термин "бесконечная* возник в силу н е а к ­ туальности для такой архитектуры всякой числовой определенности, конечности. Здание можно произвольно сократить или сколь угодно

удлинить без особого ущерба

для восприятия. Практически б е з р а з ­

лично число элементов - близнецов: с одинаковым успехом их

может

быть и

50 и 100. Эффект от

этого не изменится. Главное,

чтобы

их было

много.

 

 

"Бесконечная архитектура" - детище индустриального произ ­ водства. Наиболее благоприятные условия для ее развития сложи ­ лись в послевоенный период в США. Однако лидеры американской архитектуры 50 - х годов (Ф.Джонсон и др.) не оценили новых в о з ­ можностей. Даже шедевры "бесконечной архитектуры" - Т е х н и ч е с ­ кий центр Дженерал Моторс, Иллинойский технологический институт

14


не

причислялись

к выдающимся

произведениям. Получила

преобла­

дание

модернизация классицистических

традиций, и ложный

мону -

ментализм, казалось

бы,

похороненный

в 20-30

годах,

обрел

новую

жизнь в одеждах из металла и стекла .

 

 

 

 

 

 

 

Идея 'бесконечной

архитектуры* привлекла

внимание

специа ­

листов Европы,

прежде

всего

Англии. Л . Д э в и с ,

Л . Мартин,

Д . В и к е ,

исследуя

некоторые

особые

проявления

современной

 

живописи

и архитектуры

(линейные

композиции

П.Мондриана, сварные по ­

стройки Мис ван дер Ро э и т . п . ) ,

способствовали

ее

популярности.

Об

этом

свидетельствовали

большие конкурсы

начала

50

годов

на

лучшее жилище,

'расширяемая

архитектура*

Смитсонов

и,

н а к о ­

нец, построенный

и получивший большой

отклик

в

специальной

и об ­

щей прессе жилой комплекс Парк Хилл в Шеффилде.

 

 

 

 

функциональные

 

 

 

К середине 50-х годов трактовка

" б е с к о -

ячеистые структуры

 

нечных

структур*

приобретает

новое с о ­

 

 

 

 

 

 

 

держание. Если такую

структуру

условно

 

 

 

 

 

 

 

уподобить кирпичной кладке (равноцен­

ность

и

в з а и м о з а м е н я е м о с т ь

э л е м е н т о в ) ,

то

 

каждый

 

'кирпич*

можно

 

рассматривать

как

достаточно

большой объем

со своей

собственной структурой. Обозначился, таким образом,

переход в но ­

вое

качество:

от

плоскости

-

к трехмерности, от

"бесконечной

архитектуры" фасадов - к объемной, ячеистой

"бесконечной

а р х и ­

тектуре

индетерминированной

формы... из очень

точно

детермини ­

рованных, соединенных друг с другом жилых единиц" [25,

S. 167] .

 

Одновременно с осознанием специфики и возможностей

ячеистой

архитектуры началось проектирование необходимых для нее первич ­

ных

единиц,

ячеек.

В

конце 1955 г.

А. и П. Смитсоны

создали

проект

пластмассового

"дома

будущего".

Вслед

за

этим

И.Шайн

разработал

 

свой

Maison Plastiqe

для

экспозиции

 

Arts Menagers

в Париже,

 

М.Гуди - пластмассовый

дом для фирмы

' М о н с а н т о ' ,

который

был позднее

установлен

в Дисней - Ленде,

Д. Иогансен -

дом-раковину, Б . Фуллер

Dymaxion Houm и т . д .

 

 

 

 

 

 

Наиболее

актуальным

для

 

дальнейшего

развития

концепции

оказался

проект

Смитсонов,

который

предусматривал

возможность

стыковки,

сборки

полностью

оборудованных,

самостоятельных

жилых

единиц

в

бесконечные

ряды и даже,

частично,

в

ячеистые

структуры.

Во

второй половине

50

годов разработки

в

этой об ­

ласти продолжались

(И.Шайн, Ж. Кусон и др . ) . Некоторые

первич ­

ные

ячейки

(например,

мобильная

Motel-единица)

снабжались

автономными

техническими

системами

жизнеобеспечения и, по -

существу,

превращались

в независимые

жилые капсулы,

которые

уже

трудно

 

считать

традиционными строительными сооружениями,

т е м

более

-

неотделимыми

от земли

домами

в привычном

смысле

15


э т о го слова. Подобные ячейки, чем дальше,

тем все больше

у т р а ­

чивали

привычный

облик,

и по внутренней

структуре

и т е х н и ч е с ­

кому

обеспечению

они

напоминали скорее,

например,

автомобили,

т . е . объекты дизайнерского проектирования,

что весьма

х а р а к т е р ­

но для системы

Clip-on •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К концу 50 - х

годов был сделан еще один принципиально

в а ж ­

ный шаг. В 1959 г. молодой

бельгийский

архитектор

Ж. Бодо

р а з р а ­

ботал

конкурсный

 

проект,

где

для группировки

нейтральных по

функции

ячеек

были

предусмотрены

специальные

соединительные

звенья,

 

строго

 

профилированные

по

назначению

(приготовление

пищи, гигиенические

процедуры

и

т . д . ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

К

началу 60-х годов принцип

функциональной

конкретизации

был

окончательно

 

осознан

в

связи

с проблемой

вертикального

штабелирования

ячеек.

Возникла

необходимость

во внешней

кон­

струкции,

способной

воспринимать

вес

ячеек,

в та к

н а з ы в а е ­

мой

'нейтральной

технической

р а м е ' , одновременно

снабженной

энергетическими

 

и

инженерными

коммуникациями.

Такой

б е з р а з ­

личный

к

конкретной функции статический остов

гарантирует

в о з ­

можность трансформаций самого широкого диапазона и потенциаль­

но

может

превращаться

(в совокупности

со сменными ячейками)

практически

в любую

динамичную

функциональную систему .

А это

и

е с т ь не что иное,

как принцип

Clip-on

в

действии.

 

Fun«Palace

 

В

наиболее чистом

виде принцип

Clip-on

 

 

 

 

может быть проиллюстрирован на примере

 

 

 

 

Fun-Palace, [25,S.I78] . Вдохновительницей

 

 

 

 

создания

этой

'машины, в которой можно

ж и т ь ' ,

явилась англичанка

Джоан

Литлвуд, театральная

д е я т е л ь ­

ница

и

 

певица,

фанатически

отстаивающая

идею

участия

зрителей

в массовых

представлениях.

В о з г л а в л я е м а я ею группа

'молодых

творческих

ч у д а к о в ' разработала

понятие

' з о н ы

тотальной

а к т и в ­

н о с т и ' ,

на основе

чего

и был запроектирован

Fun-Palace

(архи ­

тектор

Ц. Прайс,

 

инженер

Ф. Наюби,

технический

консультант

Г. Паск) . Это не здание с

гибкой

планировкой. Это вообще

не з д а ­

ние, а

нечто

т а к о е ,

чему трудно

подобрать

понятийный эквивалент.

Скорее

 

всего,

это действительно

машина

или

механизированная

система, приспособленная к перегруппировке своих частей

и с о з д а ­

ющая специфическую среду

(динамическое

поле) для

трансформаций

различных предметно-пространственных форм.

 

 

 

 

Основа

пространственной

решетки

Fun-palace -

вертикальные

башни

 

с

энергетическими

коммуникациями,

поверх

которых

п е р е ­

двигаются в разных направлениях краны

для транспортировки

структурных элементов . Большой потенциал различного рода

гибких

мембран,

плено-к, - сеток,

всевозможных

технических

устройств

16